Программа Сольное пение Дива плюс педагог Скорченко С.А.

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

Сергиенко Галина
Александровна
cn=Сергиенко Галина
Александровна, o=МБУ
ДО ДДиЮ, ou=директор,
email=ddiuy@yandex.ru,
c=RU
2021.09.06 16:34:08
+03'00'

Согласовано
на педагогическом Совете
Протокол № 4
от «19» марта 2021г.

Утверждаю
Директор МБУ ДО ДДиЮ
приказ № 24-А
от «19» марта 2021г.

Модифицированная образовательная программа
сольного пения «Дива плюс»
Направленность программы: художественная
Возраст обучающихся: 5-15 лет
Срок реализации: 5 лет

Составитель:
педагог дополнительного образования
Скорченко Светлана Алексеевна

г. Миллерово

2

Оглавление
№
Наименование раздела
п/п
1.
Введение
1.
Пояснительная записка. Цели и задачи.
2.
1-й год обучения. Цель и задачи. Учебно – тематический
план и распределение часов. Содержание программы и
предполагаемый результат.
3.
2-й год обучения. Цель и задачи. Учебно – тематический
план и распределение часов. Содержание программы и
предполагаемый результат.
4.
3-й год обучения. Цель и задачи. Учебно – тематический
план и распределение часов. Содержание программы и
предполагаемый результат.
5.
4-й - 5-й год обучения. Цель и задачи. Учебно –
тематический план и распределение часов. Содержание
программы и предполагаемый результат.
6.
Методическое обеспечение программы
7.
Диагностика и контроль
8.
Материально-техническое обеспечение
9.
Взаимодействие с родителями
10. Досуговая деятельность
11. Список литературы
12. Электронные образовательные ресурсы

№
страницы
3
3-8
9-11

11-13

13-15

15-18

18
18
19

3

ВВЕДЕНИЕ
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического
образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети
учреждений дополнительного образования. Человек от природы наделен
особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с
окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и
различных оттенков. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального
слуха и голосового аппарата. Именно в период детства важно реализовать
творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить
детей певческому искусству, которое способствует развитию творческой
фантазии. В дополнительном образовании каждый ребенок получает
возможность для творческого самовыражения через сольное и ансамблевое
пение современных и народных песен с музыкальным сопровождением и без
него.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА










Программа «Дива плюс» обучает детей основам музыкальной грамотности,
помогает сформировать навыки вокального мастерства, развивает музыкальноэстетический вкус, музыкальные способности, творческую активность. Музыка
- один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Пение - это исполнение
музыки голосом и одна из форм эстетического воспитания.
В детском объединении сольного пения «Дива плюс» могут заниматься дети
при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального
слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и
вокальным пением.
При составлении программы учитывались следующие нормативные
документы:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-з
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»;
Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до
2030года»;
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;

4

 Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 01.03.2016 № 115 «Об утверждении региональных рекомендаций к
регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской
области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
Дома детства и юношества в новой редакции 2018г., принятом на Собрании
трудового коллектива, протокол № 1 от 10.09.2018г. и утвержденного
начальником
Муниципального
учреждения
управления
образования
Миллеровского района приказ № 566 от 06.09.2018г и другими локальными
актами образовательного учреждения.
Новизна образовательной программы заключается в том, что
воспитательно-образовательный процесс программы выстроен так, что
мотивированный ребенок не только осознанно, целенаправленно изучает
предмет, но и развивает в себе способность саморегулировать свою
поведенческую
деятельность,
эмоционально-волевую
сферу,
учится
преодолевать препятствия на пути к цели. Благодаря музыкальноисполнительской деятельности (концерты, курсы) программа позволяет
удовлетворить потребность в самовыражении.
Важно и то, что образовательная программа предполагает, что одни
обучающиеся на занятиях приобретут музыкальную грамотность, вокальный,
концертный опыт, которые, возможно, определят будущую профессию, а
другие – получат общие музыкальные представления, заполнят свое свободное
время полезным действием, что является важным для дальнейшей
социализации.
Актуальность программы обусловлена возросшим интересом детей и
молодежи к музыке, новым музыкальным жанрам. А поскольку пение, как один
из доступнейших видов музыкальной деятельности, является важным
средством улучшения художественного и эстетического вкуса, одна из задач
педагога – помочь ребенку разобраться во всем многообразии музыкальной
палитры и дать возможность каждому обучающемуся проявить себя в разных
видах музыкальной деятельности.
Отличительной особенностью программы является то, что планируется
сотворчество с обучающимися хореографического коллектива «Дива».

5

Программа предполагает научить ребенка петь не столько в статичном
положении, сколько петь в движении, эмоционально раскрывая образ песни.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторовклассиков и современных композиторов, народные песни, разнообразные
детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов-песенников
в разных жанрах. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в
освоении содержания программы. Подбор репертуара осуществляется с учетом
возрастной
доступности,
концертно-конкурсной
необходимости,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых
праздников и мероприятий). В отличие от существующих программ данная
программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт
индивидуальных
психофизиологических
особенностей
обучающихся.
Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет
заложить основы для формирования основных компонентов учебной
деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение
контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого ребёнка
подбирается педагогом с учетом возрастных особенностей ребенка, его
вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный
репертуар для каждого обучающегося.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
современная модель образования направлена на создание условий, в которых
каждый ребенок смог бы получить возможность для развития своих
способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача
дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать
свой творческий потенциал. Важную роль в этом играют занятия музыкальным
творчеством, в том числе вокальным. Вокальное искусство наряду с
выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает еще и мощным
оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в
здоровьесбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка
здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и
разнообразному его функционированию, развивает и улучшает дыхательную
функцию. При регулярной и правильной певческой деятельности улучшается и
физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать как
физиологический процесс. Великий Авиценна считал, что лучшим
упражнением для сохранения здоровья является пение. Народная мудрость
гласит: «Кто много поёт, того хворь не берет!».
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для развития личности ребенка, мотивации к
познанию и творчеству, творческой самореализации, интереса и любови к
вокально-песенному искусству.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучение владению певческими навыками;
- обучение навыкам вокального интонирования;

6

- обучение владению техникой вокального исполнительства (певческое
устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной
артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона
голоса);
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета
«эстрадное пение»;
- обучение навыкам художественной выразительности исполнения, работа над
словом,
раскрытием
художественного
содержания
и
выявлением
стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой,
приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической
выразительности).
Развивающие:
- развитие природных вокальных данных голоса: его силы, диапазона, беглости,
тембральных и регистровых возможностей;
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
- развитие исполнительской сценической выдержки;
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
- духовно - нравственное развитие (усвоение нравственных гуманистических
норм жизни и поведения);
- развитие лидерских качеств, коммуникативных навыков в общении.
Воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса к вокально - исполнительской культуре;
- воспитание навыков организации работы на занятии;
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, навыков умения
концентрировать внимание, слух, мышление, память;
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении
поставленных целей;
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное
искусство различных национальных традиций, стилей, эпох;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к музыкальной культуре своего
народа;
- воспитывать творческую личность, способную адаптироваться в социуме.
Оздоровительные:
- воспитывать ценностное отношение к своей жизни и здоровью, прививать
навыки здорового образа жизни;
- создание комфортной психолого-педагогической, творческой среды,
способствующей успешной деятельности каждого ребенка.
Предполагаемый результат.
По окончании курса обучение по дополнительной программе «Дива плюс»
обучающиеся
узнают:
- жанры вокальной музыки;
- певческую установку;
- типы дыхания;
- особенности средств музыкальной выразительности

7

(темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония).
- стилистические особенности произведений;
- физиологические особенности голосового аппарата;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- методы здоровьесбережения;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- обоснованность сценического образа.
научатся:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
- точно повторять заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон (в вокальной группе);
- петь без сопровождения (а капелла) отдельные попевки и отрывки из песен;
- соблюдать певческую установку, правильно пользоваться певческим
дыханием, отчётливо произносить слова в пении);
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе.
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать с профессиональной фонограммой «минус»;
- самостоятельно работать с иностранным текстом произведения;
- правильно применять микрофон.
овладеют:
- навыками организации работы на занятии;
- навыками самоорганизации и самоконтроля, умения концентрировать
внимание, слух, мышление, память;
- навыками здоровьесбережения;
Программа сольного пения «Дива плюс» имеет художественную
направленность.
По виду – модифицированная (Программа составлена на основе анализа программ
для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ таких как: «Музыкальное
певческое образование детей в общеобразовательной школе» Д.Е. Огородников; «Певческая
школа» В.В. Емельянова, «Учите детей петь Т.М. Орлова и С.И. Бекина»).

Уровень получения знаний – базовый.
Адресат и объём программы.
В детское объединение принимаются дети по заявлению родителей или
законных представителей, прошедших индивидуальное прослушивание и
показавших вокальные данные для успешных занятий (музыкальный ритм,
синхронизацию голосового аппарата и слуха).

8

Курс обучения по программе рассчитан на 5 лет. Возраст обучающихся
от 5 до 17 лет. Каждый обучающийся занимается индивидуально.
Первый год обучения, возраст 5-8 лет – 2 часа в неделю (72 часа в учебный
год).
Второй год обучения, возраст 9-11 лет – 4 часа в неделю (144 часа в учебный
год).
Третий - пятый годы обучения, возраст 12-15 лет – 6 часов в неделю (216 часов
в учебный год).
Форма обучения: очная, очно-заочная, электронная с применением
дистанционных форм обучения.
Формы, методы и принципы обучения.
Форма организации образовательного процесса.
Основной формой организации учебной работы по программе является
занятие. Занятия в детском объединении сольного пения «Дива плюс»
проводятся индивидуально, небольшими группами, дуэтами, трио, с
применением методики дифференцированного обучения (в практической
деятельности предлагает работу разного уровня сложности, в зависимости от
возраста, способностей и уровня подготовки обучающегося). Занятие включает
в себя часы теории и практики.
Кроме этого, имеют место быть и такие формы работы:
- концертная деятельность;
- фестивали и конкурсы;
- контрольные и итоговые;
- открытые занятия в рамках аттестации педагога;
- открытые занятия для родителей.
Алгоритм учебного занятия.
1. Организационный момент (подготовка к работе, беседа с ребёнком: тема
занятия, техника безопасности и применение техник здоровьесбережения).
2. Распевание (вокально-интонационные и дыхательные упражнения).
3. Пение произведений (пение выученных, разучивание новых, отработка
фрагментов и т. п.)
4. Закрепление (пение пройденного или особенно понравившегося репертуара).
5. Подведение итогов занятия.
Методы, применяемые на занятиях:
- словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, диалог, сообщение задач;
- метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения,
использование наглядных пособий, личный показ;
- практический метод: разучивание песенного материала по элементам, по
частям, в целом виде;
- метод анализа: разбор выступлений, анализ, выявление ошибок и работа над
ошибками.

9

- метод мотивации: стимулирование у каждого ребёнка индивидуального
своеобразия; подчёркивать лучшие моменты выступлений, хвалить за самые
незначительные успехи и улучшение результатов в дальнейшем;
- метод здоровьесбережения: ориентировать обучающегося на сохранение
своего здоровья, профилактику респираторных заболеваний, соблюдение
режима дня.
В основе программы «Дива плюс» лежат следующие принципы
образовательной деятельности:
- принцип обучения: учитываются нормативные требования к организации и
проведению учебно-воспитательного процесса.
- принцип доступности: учебный материал подбирается с учетом
интеллектуальных, психологических особенностей и физических возможностей
каждого обучающегося, для этого подбирается репертуар понятный и близкий
ему, связанный с реальной жизнью;
- принцип систематичности и последовательности: содержание учебного
процесса строится в определенной логике – материал делится на разделы и
темы, каждая тема имеет смысловые понятия, идеи и свою определенную
методику изучения;
- принцип связи теории с практикой: учебный процесс строится таким
образом, чтобы обучающиеся могли применить теоретические знания в
решении практических, а также умели анализировать, вырабатывая свои
собственные взгляды;
- принцип прочности: полученные детьми знания становятся частью их
сознания, основой поведения и деятельности; обучающиеся проявляют
познавательную активность; систематически проводится проверка и оценка
результатов обучения (контроль);
- принцип ситуации успеха обучения: у обучающихся чувствуется
заинтересованность и увлеченность певческой деятельностью, присутствуют
положительные результаты работы педагога и обучающегося.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Возраст обучающихся 5-8 лет. Первый год обучения характерен тем, чтобы
вовлечь в обучение, заинтересовать ребенка сольным пением; развивать
музыкальный слух.
Цель: создание комфортных психолого – педагогических условий для занятий
вокальным пением; освоение начальных теоретических и практических знаний
(звукоряд, динамические оттенки, лады, дикция, дыхание).
Задачи:
обучающие:
- научить правильному дыханию, не поднимая плеч;
- научить петь легким звуком, без напряжения;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- научить основам нотной грамоты.
развивающие:
- развивать природные особенности и возможности певческого голоса;

10

- развивать выразительность и осмысленность исполнения.
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость и упорство в достижении
поставленных целей.
Учебно-тематический план и распределение учебных часов
№
п/п

Наименование
разделов/тем

I.
II.
III.
IV.

VI.

Вводное занятие.
Вокальная работа.
Творчество и импровизация.
Знакомство с произведениями различных
жанров, манерой исполнения.
Использование элементов ритмики,
сценической культуры. Движения под музыку.
Постановка танцевальных этюдов.
Концертно – исполнительская деятельность.

VII.

V.

Количество часов
1й год обучения
всего
теория
практика
1
1
46
8
38
8
2
6
4

3

1

8

2

6

3

0,5

2,5

Промежуточная аттестация

2

0,5

1,5

Итого:

72

17

55

Содержание программы.
Раздел I. Вводное занятие (1 час).
Знакомство с ребенком. Проверка вокальных данных. Беседа о вокальном
искусстве. Расписание занятий. Инструктаж по технике безопасности во время
занятия. Знакомство с песенным материалом на учебный год.
Раздел II. Вокальная работа (46 часов).
Теория.
Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении
певческой установки.
Практика Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука.
Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание». Певческое дыхание – как
основа вокальной техники. Дикция. Упражнения для четкости дикции.
Раздел III. Творчество и импровизация (8 часов).
Теория.
Особенности
исполнения
современных
песен.
Практика. Определение характера исполнения песен, использование средств
выразительности для передачи настроения и замысла композитора.
Раздел IV. Знакомство с произведениями различных жанров,
манерой исполнения (4часа).
Теория. Знакомство с различными вокальными школами. История развития
вокального искусства.
Практика. Вокальные упражнения.

11

Раздел V. Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Движения под музыку. Постановка танцевальных этюдов (8 часов).
Теория. Рассказать о связи музыки, слов, движения.
Практика.
Упражнения на развитие дикции, ритмическая работа
(прохлопывание ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над
чистотой интонирования исполняемых произведений). Поведение на сцене,
умение преподнести исполняемую песню.
Раздел VI. Концертно – исполнительская деятельность (3 часа).
Теория. Объяснить что такое концерт, чем отличается концерт от учебного
занятия.
Практика. Выступление на праздниках, концертах, демонстрация
приобретенных навыков и умений. Работа с микрофоном. Сценическая
деятельность.
Раздел VII. Промежуточная аттестация (2 часа).
Аттестация проводится в форме собеседования с обучающимся.
Предполагаемый результат
К концу первого года обучения обучающиеся
узнают:
- физиологические особенности голосового аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- основные жанры песенного искусства;
- некоторые основы нотной грамоты.
научатся:
- правильно дышать (делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч);
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные «попевки» и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Возраст обучающихся 9-11 лет. На втором году обучения продолжается
обучение ребёнка на основе его желаний и возможностей. Учебный репертуар
дополняется народными песнями.
Цель: создание условий для дальнейшего обучения и развития обучающего
средствами вокального искусства.
Задачи:
обучающие:
- продолжать обучать правильному дыханию;
- продолжать учить петь легким звуком, без напряжения, на одном дыхании;
- продолжать учить нотной грамоте.
развивающие:

12

- продолжать развивать природные особенности и возможности певческого
голоса;
- продолжать развивать выразительность и осмысленность исполнения.
воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, фольклорному творчеству донского
края;
- воспитывать трудолюбие, целеустремлённость и упорство в достижении
поставленных целей.
Учебно-тематический план и распределение учебных часов
№
п/п

Наименование
разделов/тем

VI.

Вводное занятие.
Вокальная работа.
Творчество и импровизация.
Знакомство с произведениями различных
жанров, манерой исполнения.
Сценическое движение вокалиста.
Использование элементов ритмики и
сценической культуры. Движения под музыку.
Постановка танцевальных движений.
Концертно – исполнительская деятельность.

VII.

Промежуточная аттестация.

I.
II.
III.
IV.
V.

Итого:

Количество часов
2й год обучения
всего
теория
практика
2
1
1
98
20
78
16
4
12
6

3

3

10

2

8

10

10

2

2

144

30

114

Содержание
Раздел I. Вводное занятие (2 часа).
Встреча с обучающимся. Расписание занятий. Форма одежды (не стесняет
грудное дыхание). Инструктаж по технике безопасности во время занятия.
Знакомство с песенным материалом на учебный год. Планирование концертных
и конкурсных выступлений.
Раздел II. Вокальная работа (98 часов).
Теория.
Беседы о необходимости регулярных занятий вокалом. Охрана
голоса. Способы реабилитации после перенесенных простудных заболеваний.
Анализ выступлений и приобретенных навыков и умений.
Практика. Певческая установка. Дыхание. Распевание. Вокальная позиция.
Звуковедение. Дикция. Упражнения на артикуляцию. Работа над мелодической
линией и над художественным образом песни. Работа с микрофоном. Работа
над техникой исполнения (точностью интонирования, свободным и
эмоциональным исполнением) репертуара.
Раздел III. Творчество и импровизация (16 часов).

13

Теория. Понятие импровизации. Использование импровизации в вокальном
исполнении.
Практика. Скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой
дикции.
Раздел IV. Знакомство с произведениями различных жанров,
манерой исполнения (6часов).
Теория. Беседы о творчестве других народов многонациональной России.
Знакомство с народной песней и жанрами народных песен.
Практика. Разучивание песенных произведений народов России, Донских
казаков.
Раздел V. Сценическое движение вокалиста (10 часов).
Теория. Беседа о необходимых для исполнителя функциях в концертной
деятельности.
Движения под исполнение песни.
Практика.
Разучивание хореографических элементов для более
выразительного представления исполняемых произведений. Постановка
танцевальных движений к песенному материалу.
Раздел VI. Концертно – исполнительская деятельность (10 часов).
Теория. Объяснить что такое концерт, чем отличается концертное выступление
от учебного занятия.
Практика. Выступление на праздниках, концертах.
Раздел VII. Промежуточная аттестация (2 часа).
Аттестация проводится в форме задания и наблюдения за его выполнением.
Предполагаемый результат.
После второго года обучения обучающиеся:
узнают:
- особенности и возможности певческого голосового диапазона;
- фольклор разных народов населяющих донской регион;
- основы нотной грамоты.
смогут:
- правильно дышать (делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч);
- исполнять музыкальные фразы на одном дыхании;
- а капелла исполнять «попевки» и фразы из песен;
- определять жанр песни;
- петь легким звуком, без напряжения.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Третий год обучения возрастная категория 12-15 лет. На третьем году обучения
программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов обучающихся. В репертуаре
преобладают современные песни, понятные
и востребованные данной
возрастной категорией.

14

Цель: создание условий для развития певческих интересов обучающихся;
профессиональное педагогическое сопровождение ребенка в мир современной
музыки и её течений.
Задачи:
обучающие:
- продолжать обучать музыкальной грамоте, исполнительскому мастерству;
- обучать взаимодействию вокала с хореографией, с удержанием дыхания во
время интенсивного движения.
развивающие:
- развивать способность к творческому подходу в исполнении песни;
- развивать устойчивый интерес к вокально - исполнительской культуре.
воспитательные:
- воспитывать интерес к фольклорному и народному пению;
- воспитывать интерес к донской народной песне на примере
профессиональных коллективов «Донские казаки», «Казачий курень»,
«Забава».
Учетно-тематический план и распределение учебных часов.
№
Название раздела, содержание
I.
II.

Вводное занятие.
Вокальная работа.

III.
IV.

Творчество и импровизация.
Знакомство с произведениями различных жанров,
манерой исполнения.
Сценическое движение.
Концертно – исполнительская деятельность.
Промежуточная аттестация
Итого:

V.
VI.
VII.

Количество часов
3й год обучения
Всего
Теория Практика
2
1
1
150
28
122
22
12

4
4

18
8

16
12
2
216

4
2

12
10
2
187

29

Содержание
Раздел I. Вводное занятие (2 часа).
Теория. Встреча с обучающимся. Расписание занятий. Форма одежды (не
стесняет грудное дыхание). Инструктаж по технике безопасности во время
занятия. Знакомство с песенным материалом на учебный год. Планирование
концертных и конкурсных выступлений.
Раздел II. Вокальная работа (150 часов).
Теория. Беседа о необходимости регулярных занятий вокалом. Охрана голоса.
Подбор и обсуждение музыкального репертуара.
Практика. Распевание. Вокальная позиция. Звуковедение. Дикция.
Упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука.
Выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Отработка упражнений,
направленных на поддержание правильной позиции. Работа над мелодической
линией и над художественным образом песни.

15

Раздел III. Творчество и импровизация (22 часа).
Теория. Понятие импровизации. Использование импровизации в вокальном
исполнении.
Практика. Скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой
дикции. Работа над художественным образом песни.
Раздел IV. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой
исполнения (12 часов).
Теория. Беседа «Песенное творчество народов мира». Знакомство с народной
песней и жанрами народных песен. Краткая история песни из репертуара.
Практика. Разучивание песенного материала Донского края.
Раздел V. Сценическое движение (16 часов).
Теория. Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной
деятельности.
Практика.
Разучивание
хореографических
элементов
для
более
выразительного представления исполняемых вокальных произведений.
Индивидуальный сценический образ, его наработки. Репетиционная работа
солиста с хореографическим коллективом.
Раздел VI. Концертно – исполнительская деятельность (12 часов).
Теория. Отличие концертных выступлений от обучающих занятий.
Практика. Выступление на праздниках, концертах. Работа над технической
отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара. Разбор
интерпретации исполнения песни.
Раздел VII. Промежуточная аттестация (2 часа).
Аттестация проводится в форме наблюдения за исполнением на концерта,
конкурсах, фестивалях.
Предполагаемый результат
По окончании четвертого года обучения дети
узнают:
- о донских казачьих профессиональных коллективах и их репертуаре;
- разножанровость фольклора народов России;
- песенное творчество народов мира.
смогут:
- объединять вокал и хореографию в единый сценический образ;
- самостоятельно применять здоровьесберегающие технологии на занятии по
вокалу.
ЧЕТВЕРТЫЙ и ПЯТЫЙ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Возраст обучающихся 12-15 лет. Четвертый и
пятый
годы
обучения
характерны творческим развитием обучающихся. Им предоставляется
возможность самостоятельно подбирать певческий репертуар и подбор

16

хореографических движений, сочетать их с танцевальным номером
хореографического коллектива «Дива».
Цель: создание условий для творческой самостоятельности обучающегося;
влияние на формирование личности обучающегося.
Задачи:
обучающие:
- продолжать учить профессиональной терминологии;
- продолжать обучать работе с артикуляционным аппаратом;
- совершенствовать умение петь а – капелла;
- совершенствовать навык основных приемов работы с микрофоном (отводить,
приближать);
- совершенствовать артистичность (мимика, жесты, пластика);
Продолжать обучать четкой певческой артикуляции и дикции;
- продолжать учить владению голосовым диапазоном.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение в работе с микрофоном;
- совершенствовать пение с микрофоном на стойке и без неё с танцевальным
сопровождением.
мотивационные:
- мотивировать обучающихся на творческую самостоятельность в подборе
репертуара и сценического костюма;
- мотивировать на самостоятельное применение здоровьесберегающих методик.
Учетно-тематический план и распределение учебных часов.
№
Название раздела, содержание
I.
II.

III.
IV.
V.
VI.
VII.

Вводное занятие.
Вокальная работа:
- техника дыхания;
- распевки;
- артикуляция и дикция;
- звуковедение;
- работа над репертуаром.
Творчество и импровизация.
Различные песенные жанры, манера исполнения.
Сценическое движение, сценическая культура.
Концертно – исполнительская деятельность.
Промежуточная аттестация
Итого:

Количество часов
4й – 5й год обучения
Всего
Теория Практика
2
1
1

150

28

122

22
12
16
12
2
216

4
4
4
2

18
8
12
10
2
187

29

Содержание.
Раздел №1. Вводное занятие (2 часа).
Встреча с обучающимся. Расписание занятий. Форма одежды (не стесняет
грудное дыхание). Инструктаж по технике безопасности во время занятия.

17

Знакомство с песенным материалом на учебный год. Планирование концертных
и конкурсных выступлений.
Раздел №2. Вокальная работа (150 часов).
Теория. Певческое дыхание. Диафрагмальное дыхание. Взаимосвязь речи и
пения. Механизм перехода от одной гласной к другой. Чистая дикция.
Расширение диапазона. Звукообразование. А-капелла. Анализ текста, чтение
текста. Вокальные трудности. Основные акценты в фразах.
Практика. Мышцы, участвующие в дыхании (упражнения). Длинный вдох,
короткий выдох. Артикуляционная гимнастика (упражнения). Упражнения на
дикцию и артикуляцию (распевки по Д.Мидгал). Развитие музыкальной памяти.
Постепенное движение мелодии вверх-вниз. Пение упражнений на различные
виды звуковедения. Разбор текста, выделение главной мысли, определение
лада, ритма, темпа, характера песни. Анализ пения – выявление ошибок и их
исправление. Эмоциональный окрас исполнения песни.
Раздел №3. Творчество и импровизация (22 часа).
Теория. Метод импровизации в исполнении песни. Слова песни, выраженные
жестом.
Практика. Комплекс упражнений на сочетание слов и жестов.
Раздел №4. Различные песенные жанры, манера исполнения (12 часов).
Теория. Песенные жанры. Манера исполнения. Подбор разно жанрового
репертуара. Духовно-нравственное, патриотическое песенное направление.
Практика. Разбор музыкальных произведений по жанру. Подбор песенного
материала по форме, жанру, содержанию, возрастным, вокальным и
психофизическим особенностям.
Раздел №5. Сценическое движение, сценическая культура (16 часов).
Теория. Правила поведения на сцене. Движения к песне. Костюм. Жесты
вокалиста: руки, голова, кисти, тело.
Практика. Упражнения на закрепление правил работы с микрофоном (снять,
установить микрофон на стойку). Упражнения на движение рук, головы, тела,
глаз.
Раздел №6. Концертно – исполнительская деятельность (12 часов).
Теория. Концертное выступление. Подготовка костюма, прически.
Практика. Выступление на концертах, конкурсах, фестивалях.
Раздел №7. Промежуточная аттестация (2часа).
Теория. Форма аттестации: наблюдение за исполнением на концерте,
практическое задание, теоретическое задание.
Предполагаемый результат.
После четвертого и пятого годов обучения обучающиеся
овладеют:

18

- нотной грамотой и чистым интонированием;
- теорией пения и мастерством ее воплощения на практике;
- расширят кругозор, изучая мировую музыкальную культуру.
смогут:
- управлять своим голосом и дыханием;
- делать голосовой разбор и воспроизведение текста песен;
- чисто интонировать музыкальные фразы в пределах двух актав;
- петь а – капелла;
- исполнять трехголосные произведения в вокальной группе и ансамбле;
- не бояться сцены и быть артистичным;
- владеть четкой певческой артикуляцией и дикцией;
- петь легким звуком без эмоциональной перегрузки;
- самостоятельно петь под минусовую фонограмму;
- пользоваться основными приемами работы с микрофоном на стойке и без нее
сочетая с танцевальными движениями и сопровождением хореографического
коллектива;
- работать над драматургией произведения, сценическим поведением.
Методическое обеспечение.
Во время обучения детей вокалу необходимо обращать внимание на
физическое состояние обучающегося. Не стоит продолжать занятия, если
заметны признаки простуды (ларингит, фарингит, ринит, отит). С точки
развития физиологии занятия вокалом с детьми младшего домутационного
возраста способствуют развитию голосовой мышцы, грудной клетки,
углубленному дыханию. К 11 годам появляются тембровая окраска в голосе,
полётность, признак грудного звучания. Голос становится более собранным,
насыщенным, компактным. С 13 лет начинается бурное изменение детского
организма – половое созревание. Дети быстро растут, меняются черты лица,
происходят изменения в голосовом аппарате. Важно в это время работу
ограничить рабочим диапазоном. Время мутационного периода у каждого
ребёнка индивидуально и важно занятия вокалом не прекращать, но
необходимо соблюдать певческий режим, избегать громкого пения, пения
высоких звуков. Понимание особенностей детский физиологии требует от
педагога соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Нельзя
допускать переутомления певцов. Занятия следует проводить в проветриваемых
помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать
форсированного звучания голоса. В случаях, когда голосовой аппарат ребенка
не здоров или вызывает проблемы, педагогу следует побеседовать с его
родителями и посоветовать показать фониатору.
Диагностика и контроль.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является диагностика
результативности учебно-воспитательного процесса и творческого развития
обучающихся.
Первичная диагностика вокальных возможностей проводится на этапе
записи обучающегося в детское объединение «Дива плюс», которая проводится

19

в форме прослушивания. Первичная диагностика проводится на дикцию
(скороговорки), на дыхание, звуковедение, интонирование (спеть знакомую
песенку без музыкального сопровождения).
Для эффективного и качественного обучения выстраивается маршрут
ребенка и как следствие маршрут развития всего коллектива. Ведется
мониторинг результативности образовательного процесса с применением
метода наблюдения за детьми в процессе занятий. С третьего по пятый год
обучения применяется форма анкетирования, беседы, викторины. Диагностика
проводится в начале, в середине и в конце учебного года. Другие виды
диагностик (воспитанности, социализированности, успешности) проводит
педагог-психолог, применяя известные специальные методики.
Подведение итогов реализации программы проводится путём проведения
аттестации обучающихся на основании Положения, разработанного
учреждении. Промежуточная аттестация проводится в середине и конце
учебного года, итоговая – по окончании курса обучения по программе.
Аттестация проводится в форме:
- педагогического наблюдения;
- открытых занятий;
- проведение итоговых занятий;
- участия в конкурсной и концертной деятельности;
- в форме собеседования.
К общим критериям оценивания результатов относится:
- владение знаниями по программе;
- активность (участие в конкурсах, фестивалях, смотрах);
- умение работать самостоятельно и в коллективе;
- уровень воспитанности и культуры обучающегося;
- творческий рост и личностные достижения обучающегося.
Одной их форм контроля может быть видеосъемка учебного процесса,
концертных и конкурсных выступлений, которая позволяет выявить пробелы
обучения и скорректировать их в дальнейшем.
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с семьей является одним из важных направлений работы
педагога дополнительного образования.
В результате повышается ответственность родителей за воспитание детей,
между всеми участниками образовательного процесса создается атмосфера
взаимопонимания и доверительных отношений, а, значит, обеспечивается
совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Именно в семье
закладываются основные жизненные установки человека, формируются нормы
поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества
личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его
социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, поэтому
педагогу необходимо вести тесную работу с родителями обучающегося.

20

Основные формы работы с родителями обучающихся
1. Информационно-аналитические: выявление интересов, потребностей,
запросов родителей, уровня их педагогической грамотности (объявления,
проведение анкетирования, «Шкатулка предложений»).
2. Познавательные:
ознакомление
родителей
с
возрастными
и
психологическими особенностями развития детей (проведение собраний,
консультаций, взаимодействие с родителями через соцсети).
3. Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами,
родителями, детьми (совместные досуги, праздники, Дни семейного отдыха,
День именинника).
Досуговая деятельность.
Обязательным условием успешного сплочения коллектива является
привлечение родительской общественности к организации и проведению
традиционных дел в коллективе, а также концертов и показательных
выступлений, конкурсов и фестивалей. Каждому взрослому иногда хочется
погрузиться в мир детства, забыть о проблемах и получить заряд
положительных эмоций. Этого можно достичь с помощью культурно –
досуговой деятельности, проводимой совместно с детьми (коллективнотворческое дело) или для родителей отдельно, где дети выступят в качестве
зрителей. При подготовке мероприятия в форме коллективно-творческого дела,
родители вместе с детьми составляют сценарий, помогают на репетициях, шьют
костюмы, сочиняют стихи. В ходе работы у родителей появляется желание
сделать праздник более красочным, интересным, они проявляют фантазию,
выдумку, все делают вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая к
совместной деятельности. Работа с родителями вселяет в детей уверенность,
расширяет круг общения, так как ребята контактируют и с родителями
одноклассников. В коллективе существуют традиционные общепринятые
мероприятия: «День именинника», «День семейного отдыха», «Новый год к
нам идет», отчетные концерты, вечера общения и другие.
Материально – техническое обеспечение программы.
Учебно-практическое
оборудование:
музыкальный
инструмент,
аудиторская доска с магнитной поверхностью и приспособлениями для
крепления таблиц и фотографий, зеркало, мебель для учебных пособий и
методической
литературы;
звуковоспроизводящая
аппаратура;
звукоусиливающая аппаратура.
2. Технические средства обучения: мультимедийный компьютер со
звуковой картой и пакетом прикладных программ, экран или телевизор,
CD / DVD – проигрыватели, слайд-проектор.
3. Экранно-звуковые пособия: видеофильмы с записью выступлений
выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с
записью мюзиклов или фрагментов из них, выступлений хоров, слайды с
нотным и поэтическим текстом.
1.

21

Список литературы, используемый педагогом.
Абрамов В.И. Обобщение темы «Дыхание» Библиотечка «Первого
сентября». Серия «Биология». вып.29. М.,Чистые пруды 2009.
2. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.:
Музыка, 2007.
3. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка,
2000.
4. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства
/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007
5. Кудрявцев В. Воображение, творчество и личностный рост ребенка.
Библиотечка «Первого сентября». Серия «Воспитание, образование,
педагогика». вып.25. М.,Чистые пруды 2010.
6. Курбатов А., Курбатова Л., Парницына-Курбатова Н. Воспитание духовнонравственного
здоровья.
Библиотечка
«Первого
сентября».
Серия «Воспитание, образование, педагогика». вып.21. М.,Чистые пруды
2008.
7. Курбатов А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений для
школьников. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей»,
вып.6(12). М., изд-во Чистые пруды 2006
8. Гуляева О., Чеботарев А. Дыхательная гимнастика. Методическое пособие.
Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей», вып.3(15).
М.,Чистые пруды 2007.
9. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. –
СПб., изд-во «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
10. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей М.: изд-во АСТ Астрель, 2007.
11. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические
рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского
(юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи,
2004.
12. Пчёлкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей.
Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками. Библиотечка
«Первого сентября». Серия «Искусство», выпуск 5(11), М., изд-во Чистые
пруды 2006.
1.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Образовательный интернет – ресурс для педагога:
http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818

22

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/
http://x-minus.org
http://www.mp3sort.com

Литература для обучающихся.
Сидорович Д.Е. Великие музыканты XX века.– М.: 2003;
Тэтчэлл Д. Детская музыкальная энциклопедия.– АСТ 2002;
Журнал «Звуки праздника», все выпуски (с 2000г).
В. Цой. Музыка волн, музыка ветра.– ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Супер обучение 2000.
Михеева Л.В. Словарь юного музыканта.– АСТ 2009;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2000;
Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М., Энциклопедический словарь, М., издво Советская энциклопедия, 1976.
10. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М., 1986.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

1.
2.

3.

4.

5.

Образовательный интернет – ресурс для обучающихся.
Пойтелегко.рф Уроки вокала для начинающих и поющих
http://пойлегко.рф/
Развивающий мультфильм для детей «Видеть музыку». В мультфильме
рассказывается о том, как родители привели своих детей на
прослушивание классической музыки, знакомство с музыкальными
инструментами. https://www.youtube.com/watch?v=TuuVHOmM1Z
Музыкальная викторина для младших школьников. Обучающимся
предлагается сначала угадать, из какого мультфильма песня, а потом
угадать, какой музыкальный инструмент звучит.
https://www.youtube.com/watch?v=43-rLu2myMM
Сайт учителя музыки О.Я. Литвинцевой. Развивающий мультфильм
«Музыкальный магазинчик». Действие проходит на улице Заколдованной
розы, на которой находится музыкальный магазинчик, в котором
продаются музыкальные инструменты
https://www.youtube.com/watch?v=nO65j9YBX6I&feature=emb_logo
Музыкальная викторина: топ-45. С помощью вопросов музыкальной
викторины дети смогут проверить свои знания по теме «Музыка».
https://babyben.ru/obrazovanie/muzykalnaya-viktorina-top-45-voprosov-i-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».