Программа Акробатика Заикина Г.Н. (pdf.io)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом Совете

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 122

Протокол №__1__

от «29» 08

от «_29_»

2022г.

08 2022 г.
Сергиенко Галина
Александровна
cn=Сергиенко Галина
Александровна, o=МБУ ДО
ДДиЮ, ou=директор,
email=ddiuy@yandex.ru, c=RU
2022.09.01 13:32:02 +03'00'

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«АКРОБАТИКА»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 5- 14 лет
Срок реализации: 4 года

Составитель:
педагог дополнительного образования
Заикина Галина Николаевна

г. Миллерово

2

Оглавление
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Название раздела

Введение
Пояснительная записка
Цели и задачи
Содержание курса обучения, предполагаемый
результат
Учебно-тематический план, распределение учебных
часов, содержание 1-й год обучения
Учебно-тематический план, распределение учебных
часов, содержание 2-й год обучения
Учебно-тематический план, распределение учебных
часов, содержание 3-й год обучения
Учебно-тематический план, распределение учебных
часов, содержание 4-й год обучения
Условия реализации программы
Список литературы для педагога
Список литературы для обучающихся
Электронные образовательные ресурсы

Страница
3
3-5
5-7
7-8
9-11
11-13
13-15
15-17
17-20
20
20
20-21

3

ВВЕДЕНИЕ
Акробатика — вид спорта, одна из разновидностей гимнастики. В
переводе с греческого означает «ходить по краю». Акробат — человек,
занимающийся
акробатикой,
обладает
небывалой
гибкостью
и
выносливостью. На древних египетских сосудах и фресках, датируемых 2300
годом до н.э., сохранились изображения людей, выполняющих различные
гимнастические трюки. Акробатические выступления были популярны в
Древней Греции во время праздничных мероприятий, массовых гуляний и
уборки урожая.
На Руси акробатика была неотъемлемой частью разных
увеселительных мероприятий. Древнерусские скоморохи выполняли роль
плясунов, фокусников, жонглеров и акробатов. Акробатические выступления
были обязательной программой во всех цирковых представлениях.
Акробаты — это разносторонние артисты, во время тренировок
работали над воспитанием и совершенствованием в себе физической
выносливости и силы-воли, стремясь к виртуозности и оттачивая до
совершенства мастерство исполнения. Со временем спортсмены разделились
на две группы: одна занималась профессионально-цирковой акробатикой, а
другая — спортивно-любительской.
Акробатика для детей — это не только красочное зрелище, но прежде
всего это всестороннее развитие ребенка. Из всех видов спорта именно
акробатика отличается свой равномерностью в распределении нагрузки на
все группы мышц, что позволяет детям развиваться с самых малых лет
наиболее гармонично. Именно акробатика позволяет ребенку на практике
научиться в совершенстве владеть своим телом. По своей сути акробатика —
разновидность гимнастики, состоящая из комплексов упражнений на
ловкость, гибкость, прыгучесть и силу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Акробатика» составлена с учетом следующих нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:
− Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
− Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся.
− Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок
применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
− Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до
2030года.
− Концепция развития дополнительного образования до 2030 года.

4

− Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
− Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г).
− Письмо (вместе с методическими рекомендациями) Министерства
просвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании
государственных символов Российской Федерации при обучении и
воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а
также в организациях отдыха детей и их оздоровления».
− Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
− приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
− «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства
в РФ на 2008-2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от
25.08.2008г. № 1244-р).
− Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Дома детства и юношества в новой редакции 2018г.,
принятом на Собрании трудового коллектива, протокол № 1 от
10.09.2018г. и утвержденного начальником Муниципального
учреждения управления образования Миллеровского района приказ №
566 от 06.09.2018г и другими локальными актами образовательного
учреждения.
НАПРАВЛЕННОСТЬ. ВИД. УРОВЕНЬ.
Направленность
программы
–
физкультурно-спортивная.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Акробатика» по виду
- модифицированная, разработана на основе
существующих нормативных документов учреждений дополнительного
образования и учебных пособий: «Акробатика» Коркин В.И. , М. Физкультура
и спорт 1983; «Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в
школе» Петров П.К. и Пономарев Г.И., Ижевск: издательство Уд ГУ -1994.
Уровень освоения знаний – углубленный.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
В законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны
допустимые формы обучения:
- очная;
- очно/заочная;
- электронная, с применением дистанционных технологий.

5

АДРЕСАТ И ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ
В коллектив принимаются все желающие дети с 5 до 14 лет, по
заявлению и с согласия родителей (законных представителей), имеющие допуск
по состоянию здоровья. Учёт состояния здоровья и возрастных особенностей
играет важную роль в развитии двигательных качеств. Поэтому при
поступлении ребёнка в объединение учитываются некоторые объективные,
медицинские противопоказания к занятиям акробатикой:
−
заболевания центральной и периферической нервной системы;
−
заболевания, деформация костей и суставов;
−
ревматические и врожденные пороки сердца.
Следовательно, запись в группу производиться с разрешения врача, а в течение
всего периода обучения педагогом осуществляется контроль состояния
здоровья и физического развития обучающегося.
Срок реализации программы – 4 года. Всего: 576 часов
Этапы прохождения программы по годам обучения:
1-й год обучения: 144 часа, 2 раз в неделю по 2 часа;
2-й год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа;
3-й год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа;
4-й год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа
Формирование групп:
− учебные группы комплектуются в соответствии с возрастными
особенностями детей и уровнем подготовленности обучающихся;
− количество обучающихся в группе – 15 человек.
Система дополнительного образования детей, получившая широкое
развитие в нашей стране, приоритетной задачей ставит физическое развитие и
духовно-нравственное воспитание детей. Поэтому комфортные условия
ребенка в семье, в учебном заведении, в группе формального общения – важно
для социальной защищенности детей, формирования здорового образа жизни.
Актуальность.
За последние годы динамика здоровья детей характеризуется
неблагоприятными
тенденциями.
Это
объясняется
экономическими
трудностями, ростом социальной напряженности и другими факторами. Стресс
и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками
жизни старшего и подрастающего поколения. Недостаточная двигательная
активность детей на уроках физической культуры в школах делает
дополнительные занятия в секциях, кружках и студиях просто необходимыми.
Программа «Акробатика» соответствует современным требованиям
педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры.
Разработка данной программы вызвана необходимостью коррекции и
укрепления здоровья детей, их разностороннего физического развития и
совершенствования физической подготовки.

6

Отличительная особенность
Прежде всего, в учреждениях дополнительного образования,
акробатикой можно заниматься с 5 лет. Это благотворно влияет на рост и
физическое развитие детей. Акробатические занятия разносторонне
воздействуют на организм детей. Выполнение упражнений способствует
развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в
пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению
мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного
и лучезапястного. При выполнении упражнений вниз головой осуществляется
массаж внутренних органов. С данного возраста по мере роста ребята
выполняют акробатические упражнения в диапазоне от простейших до
чрезвычайно трудных (по принципу «от простого к сложному»).
Для занятий не требуются сложные снаряды, заниматься можно и в
зале, и на стадионе, и на лужайке. Акробатика привлекает детей своей
доступностью.
Новизна и педагогическая целесообразность. В основу программы
положены нормативные требования по физической и спортивно-технической
подготовке, методические разработки отечественных и зарубежных тренеров.
Содержание материала программы излагается в соответствии с уровнями
образования. Для каждого из этих уровней выделены цели и задачи,
конкретизирующие общую цель физкультурного образования, а также
проводятся зачётные требования к знаниям, умениям и двигательной
подготовленности обучающихся.
Акробатические упражнения весьма универсальны и доступны как
средство индивидуальных занятий физической культурой в школе, дома и в
учреждении дополнительного образования. Акробатика позволяет поддержать
необходимый уровень развития целого ряда двигательных качеств и
способностей, связанных с выполнением прыжков, вращений, равновесий.
Музыкальное сопровождение, применяемое на занятиях акробатикой,
развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с
музыкой, способствует развитию координации движений, раскрепощённости,
эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы – создание условий для укрепления здоровья
обучающихся, их физического развития и обучения акробатике в доступной для
них форме.
Цель программы достигается решением следующих задач:
Образовательные:
− ознакомить с основами акробатики;
− обеспечить осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и
самооценку при выполнении физических упражнений;

7

− обучать изначально правильному выполнению отдельных двигательных
действий, умению быстро и четко переходить от выполнения одного
движения к другому;
− содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и
динамике;
− способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости, силы,
ловкости, выносливости, прыгучести и т.д.
Развивающие:
− способствовать развитию творческих способностей детей, духовному,
нравственному и физическому совершенствованию;
− способствовать формированию и развитию опорно-двигательного
аппарата, правильной осанки и навыков координации движений;
− содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению
работоспособности детского организма.
Воспитательные задачи:
− воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в
совместной
деятельности,
чувство
долга,
коллективизма,
дисциплинированности, организованности;
− побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного
результата, стремления к качественному выполнению движений;
− воспитывать патриотический спортивный дух, любовь к Родине и
спортивным достижениям российских спортсменов.
Оздоровительные задачи:
− вызывать и поддерживать интерес к двигательной активности;
− обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся;
− мотивировать обучающихся к здоровьесбережению и пропаганде
здорового образа жизни среди сверстников и в семье.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ
Обучение детей по программе «Акробатика» делится на несколько
этапов:
Этап предварительной подготовки (1-й год обучения):
− на данном этапе тренировочный процесс с обучающимися строится по
типу
физкультурно-оздоровительной
работы.
Направлен
на
разностороннюю физическую подготовку и знакомство с основами
акробатики. Для детей дошкольного возраста широко используются в
работе развивающие игры.
Этап начальной подготовки (2-й год обучения):
− в группы зачисляются обучающиеся успешно прошедшие этап
предварительной подготовки, а также, пришедшие вновь дети, желающие
заниматься акробатикой и имеющие разрешение врача. Дополнительный
просмотр детей позволит определить уровень их подготовленности и
возможность обучения на этапе начальной подготовки.

8

На этом этапе проводится физкультурно-оздоровительная и работа с
обучающимися, направленная на разностороннюю физическую подготовку
и овладение основами техники движений. Основной курс составлен по
принципу «от простого к сложному».
Этап углубленной подготовки (3-й год обучения):
− в группы зачисляются обучающиеся, прошедшие этап начальной
подготовки, выполнившие нормативы по общей и специальной подготовке,
а также зачетные требования. На этом этапе обучающиеся имеют хорошую
физическую подготовку и способны применить теоретические знания на
практике.
Этап совершенствования (4-й год обучения):
− группы на этом этапе комплектуются из числа обучающихся, успешно
прошедших этап спортивного совершенствования и выполнивших
нормативы и соответствующие требования. Основная задача этапа –
совершенствование спортивного мастерства, достижение спортивных и
творческих результатов, их трансляция.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
по окончании курса обучения по программе «Акробатика»
1. К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:
− личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие
со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств
личности
и
управление
своими
эмоциями,
проявление
дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
− метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении
учебных заданий, отбор способов их исправления;
− анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск
возможностей и способов их улучшения;
− видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических
признаков в движениях и передвижениях человека;
− управление эмоциями;
− технически правильное выполнение двигательных действий;
− предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие
чувства ритма.
2. Будут развиты следующие компетенции:
− коммуникативные - активное включение в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств
личности
и
управление
своими
эмоциями,
проявление
дисциплинированности;
− музыкально ритмические - выполнение ритмических комбинаций на
хорошем спортивном уровне, развитие чувства ритма, согласовывать
музыку и движение.

9

Учебно-тематический план
и распределение учебных часов 1 года обучения.
Этап предварительной подготовки.
Задачи:
• формирование познавательного интереса и желание заниматься
спортом;
• укрепление костно-мышечного аппарата;
• развитие гибкости, координации движений, ловкости;
• освоение основ музыкальной ритмики;
• развитие уверенности в движениях, формирование правильной
осанки.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название разделов
Знакомство
с обучающимися. Техника
безопасности. Форма для занятий, расписание
занятий. Введение в программу
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Акробатические упражнения
Элементы хореографии
Воспитательная работа
Промежуточная аттестация: тестирование
физической подготовки
Итого часов:

Количество часов
всего

теория

практика

1

1

-

36
20
68
9
6

6
2
10
1
2

30
18
58
8
4

4

-

4

144

22

122

Содержание
1.Содержание курса теоретических сведений:
• общие сведения об основах акробатики;
• техника безопасности на занятиях акробатикой;
• права и обязанности членов детского объединения;
• беседы о режиме дня, режиме питания, личной гигиене.
2.Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка обеспечивает полноценное физическое
развитие и всестороннюю физическую подготовленность занимающихся.
Она представляет собой процесс, направленный на развитие основных
физических качеств и совершенствование жизненно необходимых
двигательных навыков.
Цель общей физической подготовки – создание у занимающихся
двигательной подготовленности, рекомендуется использовать физические
упражнения общего развития (ОРУ). Общеразвивающими упражнениями
называются движения отдельными частями тела или их сочетания,
выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и
умеренным напряжением. ОРУ можно выполнять как отдельными, так и

10

всеми частями тела одновременно. Они выполняются без предметов и с
предметами (палкой, мячом, скакалками), на гимнастических снарядах
(стены, скамейки) индивидуально и в парах, на месте и в движении.
Для акробатики характерны сложные движения высокой степени
пластичности, координации и точности в сочетании с силовыми элементами.
Поэтому побираются упражнения, оказывающие воздействие на все группы
мышц:
• упражнения для развития мышц шеи;
• упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса;
• упражнения для развития мышц живота;
• упражнения для развития мышц спины;
• упражнения для развития мышц ног.
3.Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного
развития физических качеств и функциональных возможностей
занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой акробатики
и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
Специальная подготовка способствует овладению техникой выполнения
акробатических упражнений, повышению мастерства занимающихся, а
также совершенствованию психической подготовленности. Ее основная
цель - максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости во
взаимосвязи и единстве.
Порядок изучения техники выполнения специальных (акробатических)
упражнений делятся на серии:
• упражнения на развитие тех двигательных качеств, которые
необходимы для выполнения изучаемого упражнения;
• упражнения на освоение исходных и конечных положений
изучаемых двигательных действий;
• подводящие упражнения и части изучаемого двигательного
действия;
• действия, связанные с обучением, умению оценивать выполнения
движений в пространстве, времени и по степени мышечных усилий;
• выполнение изучаемого упражнения в целом (сначала с помощью и в
облегченных условиях, а затем самостоятельно и с возможными
усложнениями: из разных исходных положений, с дополнительными
движениями и т.п.).
4.Акробатические упражнения
• упоры (присев, лежа, согнувшись);
• седы (на пятках, углом);
• группировка, перекаты в группировке;
• стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги), на руках, на
предплечьях, на подбородке;
• кувырок вперед (назад), длинный кувырок;
• «мост» из положения лежа на спине, «шпагаты» и складки;
• начальное обучение акробатическим прыжкам;

11

• перекидки вперёд и назад;
• боковые и задние затяжки.
5. Элементы хореографии
• знакомство с общими позициями рук, ног, корпуса;
• освоение простейших танцевальных движений: марш, подскоки, бег,
галоп, танцевальный шаг.
6. Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования
физической подготовки
Тестирование группы проводится два раза в течение учебного года:
• базовое тестирование – декабрь;
• контрольное тестирование – май.
Предполагаемый результат
после первого года обучения обучающиеся

узнают:
− понятия о гигиене и режиме;
− о содержании и характере музыки;
− особенности влияния физических нагрузок и аэробики на укрепление
здоровья и гармоническое развитие функций организма;
− основы общей физической подготовки и начального развития всех
специальных физических качеств;
− элементарный комплекс упражнений на развитие силы, гибкости,
выносливости, ловкости, координации;
научатся:
− уметь четко и технически правильно выполнять движения,
упражнения учебной программы;
− уметь повторять за педагогом элементы танца с последующим
самостоятельным показом;
− иметь достаточную музыкальную и мышечную память;
− знать названия проученных элементов;
− выполнять синхронно упражнения, работать в коллективе.
Учебно-тематический план
и распределение учебных часов второго года обучения
Этап начальной подготовки

Задачи:
• дальнейшее изучение комплекса упражнений по акробатике.
• усвоение и совершенствование теоретического и практического
материала.
• воспитание физических, морально-этических и волевых качеств
личности ребенка.
• развитие силы, выносливости, гибкости и координации.
• воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

12

№
п/п

Название раздела

Количество часов
всего

теория

практика

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Введение в программу
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Акробатические упражнения
Элементы хореографии
Импровизация

1
40
20
60
9
6

1
3
2
5
1
-

37
18
55
8
6

7.

Воспитательная работа

4

-

4

8.

Тестирование физической подготовки

4

-

4

144

12

132

Итого часов:

Содержание
1.Содержание курса теоретических сведений:
• техника выполнения акробатических элементов;
• техника безопасности на занятиях акробатикой;
• права и обязанности членов детского объединения;
• беседы о режиме дня, режиме питания, личной гигиене, создание
четкого ритма и режима учебно-тренировочного процесса, понятие о
травмах, профилактика травматизма, правила выполнения
травмоопасных движений;
• краткая характеристика травм: ушибы, растяжения, разрывы связок,
мышц и сухожилий, вывихи, переломы, кровотечения; оказание
первой доврачебной помощи.
2.Общая физическая подготовка
Использование физических упражнений общего развития (ОРУ) на все
группы мышц:
• упражнения для развития мышц шеи;
• упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса;
• упражнения для развития мышц живота;
• упражнения для развития мышц спины;
• упражнения для развития мышц ног.
3.Специальная физическая подготовка
• упражнения на развитие тех двигательных качеств, которые
необходимы для выполнения изучаемого упражнения;
• упражнения на освоение исходных и конечных положений
изучаемых двигательных действий;
• выполнение изучаемого упражнения в целом (сначала с помощью и в
облегченных условиях, а затем самостоятельно и с возможными
усложнениями: из разных исходных положений, с дополнительными
движениями и т.п.).
4.Акробатические упражнения
• полуприседания и полные приседания;
• прыжки; группировки, кувырки;

13

• шпагаты;
• перевороты;
• рондат, фляки вперед;
• стойки, равновесия.
5. Элементы хореографии
• единство танцевальных и акробатических движений;
• танцевальные акценты;
• музыкальные акценты;
• определение темпа музыкального сопровождения.
6. Творческая деятельность
Развитие творческих способностей детей. Импровизация.
7. Промежуточная аттестация. Тестирование физической подготовки.
Тестирование группы проводится два раза в течение учебного года:
• базовое тестирование – декабрь;
• контрольное тестирование – май.
Предполагаемый результат после второго года обучения
Обучающиеся узнают:
− о базовой хореографической подготовке - освоении элементов
танцевальных блоков в простейших соединениях;
− о значении физической культуры, основных спортивных разрядах;
− краткую характеристику травм, о первой медицинской помощи.
Научатся:
− правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку;
− иметь навык легкого шага с носка на пятку;
− уметь выразить образ в разном эмоциональном состоянии – веселья,
грусти;
− уметь исполнить изученные элементы акробатики.
Учебно-тематический план
и распределение учебных часов третьего года обучения
Этап углубленной подготовки

Задачи:
• совершенствование полученных знаний, умений и навыков
• развитие творческих способностей и умения детей планировать и
проводить различные части занятия.
• усвоение и совершенствование теоретического и практического
материала по танцевальным и акробатическим блокам
• создание сплоченного коллектива (группы).
• приобретение спортивной физической формы.
№
п/п
1.

Название раздела

Количество часов
всего

Введение в программу

1

теория
1

практика
-

14

2.
3.
4.
5.
6.

Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Акробатические упражнения
Элементы хореографии
Импровизация

36
20
60
9
10

3
2
6
1
-

33
18
54
8
10

7.

Воспитательная работа

4

-

4

8.

Промежуточная аттестация. Тестирование
физической подготовки

4

-

4

144

13

131

Всего часов:

Содержание
1.Содержание курса теоретических сведений:
• беседа о целях и задачах 3 года обучения, о правилах поведения на
занятиях и выступлениях, о форме одежды на занятиях;
• инструктажи по т/б;
• оказание первой доврачебной помощи.
2.Общая физическая подготовка
Использование физических упражнений общего развития (ОРУ) на все
группы мышц:
• упражнения для развития мышц шеи;
• упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса;
• упражнения для развития мышц живота;
• упражнения для развития мышц спины;
• упражнения для развития мышц ног.
3.Акробатические упражнения
• рондат, фляки вперед;
• стойки, перекаты, прыжки;
• арабское колесо, маховое колесо, фляки (вперед/назад), сальто.
4. Элементы хореографии
• соответствие эмоциональной выраженности музыкальных и
танцевальных образов средствами сценической и пластической
выразительности.
5. Творческая деятельность
• развитие творческих способностей детей;
• импровизация;
• постановочная деятельность.
6. Промежуточная аттестация. Тестирование физической подготовки
Тестирование группы проводится два раза в течение учебного года:
• базовое тестирование – декабрь;
• контрольное тестирование – май.
Предполагаемый результат.
Обучающиеся по окончании третьего года обучения
− усовершенствуют спортивную подготовку;

15

− повысят качество исполнения всех танцевальных форм в
усложняющихся соединениях;
− усовершенствуют музыкально-двигательную подготовленность,
− разовьют творческие способности;
узнают:
− как составить разминочный комплекс;
− как составить силовую и высокоударную часть занятия;
− названия всех (или практически всех) движений в изучаемых
направлениях;
научатся:
− проводить разминочный комплекс для группы и основную часть
занятия;
− свободно держатся на площадке и технично исполнять изученные
движения и акробатические элементы;
− чувствовать коллектив во время выполнения движений (синхронное
исполнение);
− держать визуальный контакт со зрителями во время выступления.
Учебно-тематический план, его содержание
и распределение учебных часов четвертого года обучения
Этап совершенствования

Задачи:
• развитие творческих способностей, умения детей планировать и
проводить различные части занятия с применением терминологии и
жестов;
• повышение уровня физической подготовленности и спортивных
результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований
программ по видам спорта и мероприятий;
• усвоение и совершенствование теоретического и практического
материала по танцевальным блокам;
• самостоятельное составление акробатических связок;
• профилактика вредных привычек и правонарушения.
№
п/п
1.
2.

3.

Наименование разделов и тем
Вводное занятие:
- Инструктаж по ТБ. Нормы гигиены.
- Перспективный план на год.
Общая и специальная физическая подготовка:
- Развитие силы.
- Развитие ловкости.
- Развитие гибкости.
- Развитие координации.
- Развитие выносливости.
Акробатика, акробатический танец
- Прыжки
- Кувырки

Количество учебных часов
всего
теория
практика
2
2
1
1
26
2
24
10
1
9
2
2
4
1
3
3
3
7
7
96
9
87
6
6
10
1
9

16

4.
5.
6.
7.
8.

- Перевороты
- Фляки
- Стойки, равновесия
- Рондат
- Сальто (маховое, вперед/назад, темповое)
- Бланш, арабское)
Творческая деятельность
Постановочная работа
Концертная деятельность
Воспитательная работа
Контрольные (итоговые) занятия
Всего часов:

30
15
6
9
10
10
6
4
4
4
2
144

2
2
2
2
1
14

28
13
4
9
8
10
5
4
4
4
2
130

Содержание
Содержание курса теоретических сведений:
• инструктаж по ТБ, соблюдение норм гигиены;
• правила пожарной безопасности, правила и пути эвакуации в
учреждении;
• знакомство с планом работы на год, целью и с кратким содержанием
этапа программы обучения;
• задачи этапа углубленной подготовки.
Общая и специальная физическая подготовка:
• развитие скоростно-силовых качеств, развитие амплитуды и
гибкости, развитие координации движений, развитие выносливости,
развитие ловкости, формирование осанки, совершенствования
равновесия и ориентации в пространстве;
• отработка изученных акробатических элементов и соединений;
• просмотр видеоматериалов, анализ и обсуждение;
Творческая деятельность:
• развитие творческих способностей детей:
• создание сольных танцевальных номеров, импровизация.
Постановочная работа:
• постановка концертных номеров, продумывание сценария номера,
синхронное исполнение обучающихся.
Концертная деятельность:
• участие обучающихся в концертной деятельности на уровне ОУ.
Воспитательная работа:
• участие в патриотических акциях, мероприятиях, фестивалях.
Промежуточная и итоговая аттестация. Тестирование физической
подготовки:
• зачет по ОФП. Определение уровня восприятия разделов и тем
программы обучающимися в декабре учебного года. Итоговая
аттестация обучающихся проводится по окончании курса обучения
по программе, в мае учебного года.
Предполагаемый результат.
Обучающиеся по окончании четвертого года обучения

17

будут:
− выполнять спортивные нормативы с легкостью и прогрессом в
течение года.
− технично исполнять движения.
узнают:
− краткие сведения об опорно-мышечном аппарате, функции
внутренних органов.
− как отслеживать ЧСС.
− теоретические знания в области изучаемых танцевальных и
акробатических элементов.
− о негативном воздействии вредных привычек и их профилактику.
научатся:
− проводить части занятий, используя жесты, терминологию и
названия движений, технику их исполнении;
− самостоятельно составлять и подбирать связки танцевальных и
акробатических движений;
− держаться перед публикой уверенно;
− объективно оценивать проведенную на занятии работу.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Акробатика» рассчитана на педагога имеющего теоретические знания и
практические умения в области спортивной гимнастики, знающие возрастную
психологию обучающихся. Педагог должен разбираться в вопросах
планирования и распределения тренировочных нагрузок.
Программа носит системный характер, включает в себя диагностику и
анализ состояния здоровья и способностей ребёнка, т.е. является гибкой,
отвечает возрастным особенностям и индивидуальным потребностям
обучающихся.
Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством
профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется
формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных
физических качеств в процессе освоения акробатических упражнений.
Оздоровительные и воспитательные задачи решаются в неразрывной
связи с образовательными.
Занятия акробатикой предполагают теоретическую и практическую
подготовку. Техника освоения упражнений состоит из следующих этапов:
объяснение, сопровождаемое рисунком, детальный показ, выполнение с
помощью педагога и страховкой, разбор типичных ошибок.
Результативность обучения достигается внедрением следующих
педагогических технологий: технология сотрудничества, групповая, технология
индивидуализации обучения. В обучении имеют место традиционные и
нетрадиционные типы занятий (смотр знаний, показательные выступления).
Опираясь на уровень физической подготовленности детей, их природные

18

данные, в процессе систематических занятий достигается переход детей на
более высокую ступень физического совершенствования.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы и формы обучения
В работе применяются следующие методы обучения:
Словесный – объяснение, после которого следует выполнение упражнений.
Наглядный – при выполнении упражнений ориентация на образец,
копирование предложенного образца; показ упражнений педагогом.
Практический – самостоятельное выполнение и составление упражнений.
Формы организации деятельности:
− групповые;
− подгрупповые;
− индивидуальные;
− репетиционные.
Формы проведения занятий:
Теоретические занятия.
− просмотр видеоматериалов;
− узнают о проводимых соревнованиях, конкурсах и их уровнях;
Практические коллективно-индивидуальные общие занятия.
− непосредственное изучение упражнений.
Занятие строится по определенной структуре:
− вводная часть (подготовка детей к основной части, теория, разминка,
техника безопасности);
− основная часть (составление и изучение технических элементов и
композиций, совершенствование изученных схем, выполнение
технических элементов под музыку);
− заключительная часть (рефлексия).
При
организации
образовательного
процесса
используются
следующие принципы:
− общепедагогические
принципы
воспитывающего
обучения,
сознательности и активности занимающихся, наглядности и
систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и
прогрессирования;
− спортивные - направленности на достижения, единства всех сторон
подготовки, постепенности повышения требований.
Диагностика и контроль
Промежуточная аттестация позволяет отличить более подготовленных
детей от менее подготовленных и, как следствие дает возможность
применения личностно-ориентированного обучения. Промежуточная
аттестация проводится в декабре и мае учебного года в форме зачета по
ОФП, что определяет уровень восприятия разделов и тем программы
обучающимися. Итоговая аттестация
обучающихся проводится по

19

окончании курса обучения по программе, в мае учебного года. В течение
учебного года может проводиться контроль обученности по разделам, темам
учебного плана. Для обучающихся подготовительного этапа контроль и
промежуточная аттестация проводится в форме наблюдения.
Взаимодействие с родителями
В последние годы углубляется кризис института семьи. Очень часто
семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации
семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе
с родителями по воспитанию детей.
Деятельность учреждений дополнительного образования стала
открытой для родителей. Родители получают информацию о реализуемой
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе,
предстоящих мероприятиях, участвуют в обсуждении вопросов воспитания и
развития детей. Активность родителей во многом зависит от степени
информированности о происходящем в детском объединении и в
образовательном учреждении. Многие родители постоянно находятся в курсе
событий, знают в деталях самые последние новости из жизни детей. Для
наибольшей информированности родителей созданы группы в мессенджерах.
Сотрудничество с родителями направлено на достижение цели и задач
образовательной деятельности детского объединения и осуществляется с
обеспечением:
• единства принципов и правил воспитания и обучения детей,
требований к ребенку со стороны взрослых;
• создания для всех участников образовательных отношений единого
здоровьесберегающего и здоровьеобучающего образовательного
пространства;
• компетентного разнонаправленного воздействия на целостную
личность ребенка;
• формирования общей педагогической культуры родителей в
совместных мероприятиях с детьми.
Среди показателей профессионального потенциала педагогических
кадров в общении с родителями наиболее сформированы:
• признание ведущей роли семьи в развитии ребенка;
• стремление к активному содержательному общению с родителями с
целью оказания им помощи.
Педагог регулярно подаёт информацию для родителей о наиболее
важных событиях жизни детского объединения, об успехах детей и
проблемах.
Преобладают традиционные формы взаимодействия с родителями:
• общее собрание родителей;
• индивидуальные консультации;
• встречу с администрацией;
• консультации педагога – психолога;

20

• родителям
предоставлена
мероприятия и учебные
мероприятиях;
• электронная приемная;
• анкетный опрос родителей.
−
−
−
−
−
−
−
−
−

возможность
посещать
занятия, участвовать в

открытые
досуговых

Материально-техническое обеспечение
светлый и просторный зал с возможностью сквозного проветривания
перед каждым занятием;
зеркальная стенка;
аудиоаппаратура;
маты, шведская стенка.
принадлежности для растяжки мышц и сухожилий.
специальная тренировочная одежда и обувь (спортивные купальник,
трико, носочки, танцевальная обувь);
видео с акробатическими выступлениями, стилизованные
композиции;
фотоматериалы;
иллюстрации из книг по акробатике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом:
1. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной
гимнастике: метод.рек. / Э.П. Аверкович. М.: Изд-во ВНИИФК, 198
2. Беликова А.Н. – «Современные танцы» — М,.Сов. Россия, 2000 г.
3. Беликова А. «Учите детей танцевать» – М., «Владос», 2004.
4. Беликова А. «Тренаж современной пластики» — М., «Советская
Россия» 2000г.
5. Каргина З.А., Технология разработки образовательной программы
дополнительного образования детей./ З.А. Каргина // Внешкольник.
Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. – 2006. № 5. – с.11 – 15
6. Козлов В.В.: Физическое воспитание детей в учреждениях
дополнительного образования. Акробатика. - М.: Владос, 2003
7. Коркин В.П.: Акробатика. - М.: Физкультура и спорт, 1989
8. Курысь В.Н.: Сложные акробатические прыжки. - М.: Физкультура и
спорт, 1985
Литература для обучающихся:
1. Болобан В.Н.: Школа семейной акробатики. - Киев: Молодь, 1991.
2. Коркин В.П.: Акробатика. - М.: Физкультура и спорт, 1989
3. Курысь В.Н.: Сложные акробатические прыжки. - М.: Физкультура
и спорт, 1985
4. Коркин В.П.: Акробатика для спортсменов. - М.: Физкультура и
спорт, 1974
5. Соколов Е.Г.: Акробатическая подготовка гимнастов. - М.:
Физкультура и спорт, 1968

21

Электронные образовательные ресурсы
1. Обучающий урок «Арабское сальто» https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%82%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%80%D0
%B8%D0%B0%D0%BB%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%
B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D
1%82%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=16196777439938001014576046170731864700103-production-app-host-man-web-yp127&wiz_type=vital&filmId=16550898896956049084(
2. Обучающий урок «Бланш» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16725303817084351417&text=%D1%82%D1%83
%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB+%D0%BD%D0%B0+%D0%B
1%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%88(
3. Обучающий урок «Маховое сальто» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3852138486715046071&text=%D1%82%D1%83%
D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB+%D0%BD%D0%B0+%D0%BC%D0%B0%
D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D
0%BE(
4. Обучающий урок «Сальто вперед» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15421422627354348399&text=%D1%82%D1%83
%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB+%D0%BD%D0%B0+%D1%8
1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BE+%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%B
D%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%8C


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».