Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования СОГЛАСОВАНО на педагогическом Совете УТВЕРЖДЕНО приказом № 122 Протокол №__1__ от «29» 08 от «_29_» 2022г. 08 2022 г. Сергиенко Галина Александровна cn=Сергиенко Галина Александровна, o=МБУ ДО ДДиЮ, ou=директор, email=ddiuy@yandex.ru, c=RU 2022.09.01 13:32:02 +03'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АКРОБАТИКА» Направленность: физкультурно-спортивная Возраст обучающихся: 5- 14 лет Срок реализации: 4 года Составитель: педагог дополнительного образования Заикина Галина Николаевна г. Миллерово 2 Оглавление № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Название раздела Введение Пояснительная записка Цели и задачи Содержание курса обучения, предполагаемый результат Учебно-тематический план, распределение учебных часов, содержание 1-й год обучения Учебно-тематический план, распределение учебных часов, содержание 2-й год обучения Учебно-тематический план, распределение учебных часов, содержание 3-й год обучения Учебно-тематический план, распределение учебных часов, содержание 4-й год обучения Условия реализации программы Список литературы для педагога Список литературы для обучающихся Электронные образовательные ресурсы Страница 3 3-5 5-7 7-8 9-11 11-13 13-15 15-17 17-20 20 20 20-21 3 ВВЕДЕНИЕ Акробатика — вид спорта, одна из разновидностей гимнастики. В переводе с греческого означает «ходить по краю». Акробат — человек, занимающийся акробатикой, обладает небывалой гибкостью и выносливостью. На древних египетских сосудах и фресках, датируемых 2300 годом до н.э., сохранились изображения людей, выполняющих различные гимнастические трюки. Акробатические выступления были популярны в Древней Греции во время праздничных мероприятий, массовых гуляний и уборки урожая. На Руси акробатика была неотъемлемой частью разных увеселительных мероприятий. Древнерусские скоморохи выполняли роль плясунов, фокусников, жонглеров и акробатов. Акробатические выступления были обязательной программой во всех цирковых представлениях. Акробаты — это разносторонние артисты, во время тренировок работали над воспитанием и совершенствованием в себе физической выносливости и силы-воли, стремясь к виртуозности и оттачивая до совершенства мастерство исполнения. Со временем спортсмены разделились на две группы: одна занималась профессионально-цирковой акробатикой, а другая — спортивно-любительской. Акробатика для детей — это не только красочное зрелище, но прежде всего это всестороннее развитие ребенка. Из всех видов спорта именно акробатика отличается свой равномерностью в распределении нагрузки на все группы мышц, что позволяет детям развиваться с самых малых лет наиболее гармонично. Именно акробатика позволяет ребенку на практике научиться в совершенстве владеть своим телом. По своей сути акробатика — разновидность гимнастики, состоящая из комплексов упражнений на ловкость, гибкость, прыгучесть и силу. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акробатика» составлена с учетом следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: − Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. − Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». − Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030года. − Концепция развития дополнительного образования до 2030 года. 4 − Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». − Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г). − Письмо (вместе с методическими рекомендациями) Министерства просвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также в организациях отдыха детей и их оздоровления». − Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». − приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; − «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008г. № 1244-р). − Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детства и юношества в новой редакции 2018г., принятом на Собрании трудового коллектива, протокол № 1 от 10.09.2018г. и утвержденного начальником Муниципального учреждения управления образования Миллеровского района приказ № 566 от 06.09.2018г и другими локальными актами образовательного учреждения. НАПРАВЛЕННОСТЬ. ВИД. УРОВЕНЬ. Направленность программы – физкультурно-спортивная. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акробатика» по виду - модифицированная, разработана на основе существующих нормативных документов учреждений дополнительного образования и учебных пособий: «Акробатика» Коркин В.И. , М. Физкультура и спорт 1983; «Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в школе» Петров П.К. и Пономарев Г.И., Ижевск: издательство Уд ГУ -1994. Уровень освоения знаний – углубленный. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны допустимые формы обучения: - очная; - очно/заочная; - электронная, с применением дистанционных технологий. 5 АДРЕСАТ И ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ В коллектив принимаются все желающие дети с 5 до 14 лет, по заявлению и с согласия родителей (законных представителей), имеющие допуск по состоянию здоровья. Учёт состояния здоровья и возрастных особенностей играет важную роль в развитии двигательных качеств. Поэтому при поступлении ребёнка в объединение учитываются некоторые объективные, медицинские противопоказания к занятиям акробатикой: − заболевания центральной и периферической нервной системы; − заболевания, деформация костей и суставов; − ревматические и врожденные пороки сердца. Следовательно, запись в группу производиться с разрешения врача, а в течение всего периода обучения педагогом осуществляется контроль состояния здоровья и физического развития обучающегося. Срок реализации программы – 4 года. Всего: 576 часов Этапы прохождения программы по годам обучения: 1-й год обучения: 144 часа, 2 раз в неделю по 2 часа; 2-й год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа; 3-й год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа; 4-й год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа Формирование групп: − учебные группы комплектуются в соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем подготовленности обучающихся; − количество обучающихся в группе – 15 человек. Система дополнительного образования детей, получившая широкое развитие в нашей стране, приоритетной задачей ставит физическое развитие и духовно-нравственное воспитание детей. Поэтому комфортные условия ребенка в семье, в учебном заведении, в группе формального общения – важно для социальной защищенности детей, формирования здорового образа жизни. Актуальность. За последние годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими трудностями, ростом социальной напряженности и другими факторами. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни старшего и подрастающего поколения. Недостаточная двигательная активность детей на уроках физической культуры в школах делает дополнительные занятия в секциях, кружках и студиях просто необходимыми. Программа «Акробатика» соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры. Разработка данной программы вызвана необходимостью коррекции и укрепления здоровья детей, их разностороннего физического развития и совершенствования физической подготовки. 6 Отличительная особенность Прежде всего, в учреждениях дополнительного образования, акробатикой можно заниматься с 5 лет. Это благотворно влияет на рост и физическое развитие детей. Акробатические занятия разносторонне воздействуют на организм детей. Выполнение упражнений способствует развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного и лучезапястного. При выполнении упражнений вниз головой осуществляется массаж внутренних органов. С данного возраста по мере роста ребята выполняют акробатические упражнения в диапазоне от простейших до чрезвычайно трудных (по принципу «от простого к сложному»). Для занятий не требуются сложные снаряды, заниматься можно и в зале, и на стадионе, и на лужайке. Акробатика привлекает детей своей доступностью. Новизна и педагогическая целесообразность. В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, методические разработки отечественных и зарубежных тренеров. Содержание материала программы излагается в соответствии с уровнями образования. Для каждого из этих уровней выделены цели и задачи, конкретизирующие общую цель физкультурного образования, а также проводятся зачётные требования к знаниям, умениям и двигательной подготовленности обучающихся. Акробатические упражнения весьма универсальны и доступны как средство индивидуальных занятий физической культурой в школе, дома и в учреждении дополнительного образования. Акробатика позволяет поддержать необходимый уровень развития целого ряда двигательных качеств и способностей, связанных с выполнением прыжков, вращений, равновесий. Музыкальное сопровождение, применяемое на занятиях акробатикой, развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой, способствует развитию координации движений, раскрепощённости, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цель программы – создание условий для укрепления здоровья обучающихся, их физического развития и обучения акробатике в доступной для них форме. Цель программы достигается решением следующих задач: Образовательные: − ознакомить с основами акробатики; − обеспечить осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений; 7 − обучать изначально правильному выполнению отдельных двигательных действий, умению быстро и четко переходить от выполнения одного движения к другому; − содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике; − способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости, силы, ловкости, выносливости, прыгучести и т.д. Развивающие: − способствовать развитию творческих способностей детей, духовному, нравственному и физическому совершенствованию; − способствовать формированию и развитию опорно-двигательного аппарата, правильной осанки и навыков координации движений; − содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма. Воспитательные задачи: − воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности, чувство долга, коллективизма, дисциплинированности, организованности; − побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений; − воспитывать патриотический спортивный дух, любовь к Родине и спортивным достижениям российских спортсменов. Оздоровительные задачи: − вызывать и поддерживать интерес к двигательной активности; − обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся; − мотивировать обучающихся к здоровьесбережению и пропаганде здорового образа жизни среди сверстников и в семье. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ Обучение детей по программе «Акробатика» делится на несколько этапов: Этап предварительной подготовки (1-й год обучения): − на данном этапе тренировочный процесс с обучающимися строится по типу физкультурно-оздоровительной работы. Направлен на разностороннюю физическую подготовку и знакомство с основами акробатики. Для детей дошкольного возраста широко используются в работе развивающие игры. Этап начальной подготовки (2-й год обучения): − в группы зачисляются обучающиеся успешно прошедшие этап предварительной подготовки, а также, пришедшие вновь дети, желающие заниматься акробатикой и имеющие разрешение врача. Дополнительный просмотр детей позволит определить уровень их подготовленности и возможность обучения на этапе начальной подготовки. 8 На этом этапе проводится физкультурно-оздоровительная и работа с обучающимися, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники движений. Основной курс составлен по принципу «от простого к сложному». Этап углубленной подготовки (3-й год обучения): − в группы зачисляются обучающиеся, прошедшие этап начальной подготовки, выполнившие нормативы по общей и специальной подготовке, а также зачетные требования. На этом этапе обучающиеся имеют хорошую физическую подготовку и способны применить теоретические знания на практике. Этап совершенствования (4-й год обучения): − группы на этом этапе комплектуются из числа обучающихся, успешно прошедших этап спортивного совершенствования и выполнивших нормативы и соответствующие требования. Основная задача этапа – совершенствование спортивного мастерства, достижение спортивных и творческих результатов, их трансляция. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ по окончании курса обучения по программе «Акробатика» 1. К числу планируемых результатов освоения программы отнесены: − личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей. − метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; − анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; − видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; − управление эмоциями; − технически правильное выполнение двигательных действий; − предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие чувства ритма. 2. Будут развиты следующие компетенции: − коммуникативные - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности; − музыкально ритмические - выполнение ритмических комбинаций на хорошем спортивном уровне, развитие чувства ритма, согласовывать музыку и движение. 9 Учебно-тематический план и распределение учебных часов 1 года обучения. Этап предварительной подготовки. Задачи: • формирование познавательного интереса и желание заниматься спортом; • укрепление костно-мышечного аппарата; • развитие гибкости, координации движений, ловкости; • освоение основ музыкальной ритмики; • развитие уверенности в движениях, формирование правильной осанки. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Название разделов Знакомство с обучающимися. Техника безопасности. Форма для занятий, расписание занятий. Введение в программу Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Акробатические упражнения Элементы хореографии Воспитательная работа Промежуточная аттестация: тестирование физической подготовки Итого часов: Количество часов всего теория практика 1 1 - 36 20 68 9 6 6 2 10 1 2 30 18 58 8 4 4 - 4 144 22 122 Содержание 1.Содержание курса теоретических сведений: • общие сведения об основах акробатики; • техника безопасности на занятиях акробатикой; • права и обязанности членов детского объединения; • беседы о режиме дня, режиме питания, личной гигиене. 2.Общая физическая подготовка Общая физическая подготовка обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность занимающихся. Она представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Цель общей физической подготовки – создание у занимающихся двигательной подготовленности, рекомендуется использовать физические упражнения общего развития (ОРУ). Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным напряжением. ОРУ можно выполнять как отдельными, так и 10 всеми частями тела одновременно. Они выполняются без предметов и с предметами (палкой, мячом, скакалками), на гимнастических снарядах (стены, скамейки) индивидуально и в парах, на месте и в движении. Для акробатики характерны сложные движения высокой степени пластичности, координации и точности в сочетании с силовыми элементами. Поэтому побираются упражнения, оказывающие воздействие на все группы мышц: • упражнения для развития мышц шеи; • упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; • упражнения для развития мышц живота; • упражнения для развития мышц спины; • упражнения для развития мышц ног. 3.Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой акробатики и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов. Специальная подготовка способствует овладению техникой выполнения акробатических упражнений, повышению мастерства занимающихся, а также совершенствованию психической подготовленности. Ее основная цель - максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости во взаимосвязи и единстве. Порядок изучения техники выполнения специальных (акробатических) упражнений делятся на серии: • упражнения на развитие тех двигательных качеств, которые необходимы для выполнения изучаемого упражнения; • упражнения на освоение исходных и конечных положений изучаемых двигательных действий; • подводящие упражнения и части изучаемого двигательного действия; • действия, связанные с обучением, умению оценивать выполнения движений в пространстве, времени и по степени мышечных усилий; • выполнение изучаемого упражнения в целом (сначала с помощью и в облегченных условиях, а затем самостоятельно и с возможными усложнениями: из разных исходных положений, с дополнительными движениями и т.п.). 4.Акробатические упражнения • упоры (присев, лежа, согнувшись); • седы (на пятках, углом); • группировка, перекаты в группировке; • стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги), на руках, на предплечьях, на подбородке; • кувырок вперед (назад), длинный кувырок; • «мост» из положения лежа на спине, «шпагаты» и складки; • начальное обучение акробатическим прыжкам; 11 • перекидки вперёд и назад; • боковые и задние затяжки. 5. Элементы хореографии • знакомство с общими позициями рук, ног, корпуса; • освоение простейших танцевальных движений: марш, подскоки, бег, галоп, танцевальный шаг. 6. Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования физической подготовки Тестирование группы проводится два раза в течение учебного года: • базовое тестирование – декабрь; • контрольное тестирование – май. Предполагаемый результат после первого года обучения обучающиеся узнают: − понятия о гигиене и режиме; − о содержании и характере музыки; − особенности влияния физических нагрузок и аэробики на укрепление здоровья и гармоническое развитие функций организма; − основы общей физической подготовки и начального развития всех специальных физических качеств; − элементарный комплекс упражнений на развитие силы, гибкости, выносливости, ловкости, координации; научатся: − уметь четко и технически правильно выполнять движения, упражнения учебной программы; − уметь повторять за педагогом элементы танца с последующим самостоятельным показом; − иметь достаточную музыкальную и мышечную память; − знать названия проученных элементов; − выполнять синхронно упражнения, работать в коллективе. Учебно-тематический план и распределение учебных часов второго года обучения Этап начальной подготовки Задачи: • дальнейшее изучение комплекса упражнений по акробатике. • усвоение и совершенствование теоретического и практического материала. • воспитание физических, морально-этических и волевых качеств личности ребенка. • развитие силы, выносливости, гибкости и координации. • воспитание доброжелательного отношения к окружающим. 12 № п/п Название раздела Количество часов всего теория практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. Введение в программу Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Акробатические упражнения Элементы хореографии Импровизация 1 40 20 60 9 6 1 3 2 5 1 - 37 18 55 8 6 7. Воспитательная работа 4 - 4 8. Тестирование физической подготовки 4 - 4 144 12 132 Итого часов: Содержание 1.Содержание курса теоретических сведений: • техника выполнения акробатических элементов; • техника безопасности на занятиях акробатикой; • права и обязанности членов детского объединения; • беседы о режиме дня, режиме питания, личной гигиене, создание четкого ритма и режима учебно-тренировочного процесса, понятие о травмах, профилактика травматизма, правила выполнения травмоопасных движений; • краткая характеристика травм: ушибы, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожилий, вывихи, переломы, кровотечения; оказание первой доврачебной помощи. 2.Общая физическая подготовка Использование физических упражнений общего развития (ОРУ) на все группы мышц: • упражнения для развития мышц шеи; • упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; • упражнения для развития мышц живота; • упражнения для развития мышц спины; • упражнения для развития мышц ног. 3.Специальная физическая подготовка • упражнения на развитие тех двигательных качеств, которые необходимы для выполнения изучаемого упражнения; • упражнения на освоение исходных и конечных положений изучаемых двигательных действий; • выполнение изучаемого упражнения в целом (сначала с помощью и в облегченных условиях, а затем самостоятельно и с возможными усложнениями: из разных исходных положений, с дополнительными движениями и т.п.). 4.Акробатические упражнения • полуприседания и полные приседания; • прыжки; группировки, кувырки; 13 • шпагаты; • перевороты; • рондат, фляки вперед; • стойки, равновесия. 5. Элементы хореографии • единство танцевальных и акробатических движений; • танцевальные акценты; • музыкальные акценты; • определение темпа музыкального сопровождения. 6. Творческая деятельность Развитие творческих способностей детей. Импровизация. 7. Промежуточная аттестация. Тестирование физической подготовки. Тестирование группы проводится два раза в течение учебного года: • базовое тестирование – декабрь; • контрольное тестирование – май. Предполагаемый результат после второго года обучения Обучающиеся узнают: − о базовой хореографической подготовке - освоении элементов танцевальных блоков в простейших соединениях; − о значении физической культуры, основных спортивных разрядах; − краткую характеристику травм, о первой медицинской помощи. Научатся: − правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку; − иметь навык легкого шага с носка на пятку; − уметь выразить образ в разном эмоциональном состоянии – веселья, грусти; − уметь исполнить изученные элементы акробатики. Учебно-тематический план и распределение учебных часов третьего года обучения Этап углубленной подготовки Задачи: • совершенствование полученных знаний, умений и навыков • развитие творческих способностей и умения детей планировать и проводить различные части занятия. • усвоение и совершенствование теоретического и практического материала по танцевальным и акробатическим блокам • создание сплоченного коллектива (группы). • приобретение спортивной физической формы. № п/п 1. Название раздела Количество часов всего Введение в программу 1 теория 1 практика - 14 2. 3. 4. 5. 6. Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Акробатические упражнения Элементы хореографии Импровизация 36 20 60 9 10 3 2 6 1 - 33 18 54 8 10 7. Воспитательная работа 4 - 4 8. Промежуточная аттестация. Тестирование физической подготовки 4 - 4 144 13 131 Всего часов: Содержание 1.Содержание курса теоретических сведений: • беседа о целях и задачах 3 года обучения, о правилах поведения на занятиях и выступлениях, о форме одежды на занятиях; • инструктажи по т/б; • оказание первой доврачебной помощи. 2.Общая физическая подготовка Использование физических упражнений общего развития (ОРУ) на все группы мышц: • упражнения для развития мышц шеи; • упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса; • упражнения для развития мышц живота; • упражнения для развития мышц спины; • упражнения для развития мышц ног. 3.Акробатические упражнения • рондат, фляки вперед; • стойки, перекаты, прыжки; • арабское колесо, маховое колесо, фляки (вперед/назад), сальто. 4. Элементы хореографии • соответствие эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов средствами сценической и пластической выразительности. 5. Творческая деятельность • развитие творческих способностей детей; • импровизация; • постановочная деятельность. 6. Промежуточная аттестация. Тестирование физической подготовки Тестирование группы проводится два раза в течение учебного года: • базовое тестирование – декабрь; • контрольное тестирование – май. Предполагаемый результат. Обучающиеся по окончании третьего года обучения − усовершенствуют спортивную подготовку; 15 − повысят качество исполнения всех танцевальных форм в усложняющихся соединениях; − усовершенствуют музыкально-двигательную подготовленность, − разовьют творческие способности; узнают: − как составить разминочный комплекс; − как составить силовую и высокоударную часть занятия; − названия всех (или практически всех) движений в изучаемых направлениях; научатся: − проводить разминочный комплекс для группы и основную часть занятия; − свободно держатся на площадке и технично исполнять изученные движения и акробатические элементы; − чувствовать коллектив во время выполнения движений (синхронное исполнение); − держать визуальный контакт со зрителями во время выступления. Учебно-тематический план, его содержание и распределение учебных часов четвертого года обучения Этап совершенствования Задачи: • развитие творческих способностей, умения детей планировать и проводить различные части занятия с применением терминологии и жестов; • повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта и мероприятий; • усвоение и совершенствование теоретического и практического материала по танцевальным блокам; • самостоятельное составление акробатических связок; • профилактика вредных привычек и правонарушения. № п/п 1. 2. 3. Наименование разделов и тем Вводное занятие: - Инструктаж по ТБ. Нормы гигиены. - Перспективный план на год. Общая и специальная физическая подготовка: - Развитие силы. - Развитие ловкости. - Развитие гибкости. - Развитие координации. - Развитие выносливости. Акробатика, акробатический танец - Прыжки - Кувырки Количество учебных часов всего теория практика 2 2 1 1 26 2 24 10 1 9 2 2 4 1 3 3 3 7 7 96 9 87 6 6 10 1 9 16 4. 5. 6. 7. 8. - Перевороты - Фляки - Стойки, равновесия - Рондат - Сальто (маховое, вперед/назад, темповое) - Бланш, арабское) Творческая деятельность Постановочная работа Концертная деятельность Воспитательная работа Контрольные (итоговые) занятия Всего часов: 30 15 6 9 10 10 6 4 4 4 2 144 2 2 2 2 1 14 28 13 4 9 8 10 5 4 4 4 2 130 Содержание Содержание курса теоретических сведений: • инструктаж по ТБ, соблюдение норм гигиены; • правила пожарной безопасности, правила и пути эвакуации в учреждении; • знакомство с планом работы на год, целью и с кратким содержанием этапа программы обучения; • задачи этапа углубленной подготовки. Общая и специальная физическая подготовка: • развитие скоростно-силовых качеств, развитие амплитуды и гибкости, развитие координации движений, развитие выносливости, развитие ловкости, формирование осанки, совершенствования равновесия и ориентации в пространстве; • отработка изученных акробатических элементов и соединений; • просмотр видеоматериалов, анализ и обсуждение; Творческая деятельность: • развитие творческих способностей детей: • создание сольных танцевальных номеров, импровизация. Постановочная работа: • постановка концертных номеров, продумывание сценария номера, синхронное исполнение обучающихся. Концертная деятельность: • участие обучающихся в концертной деятельности на уровне ОУ. Воспитательная работа: • участие в патриотических акциях, мероприятиях, фестивалях. Промежуточная и итоговая аттестация. Тестирование физической подготовки: • зачет по ОФП. Определение уровня восприятия разделов и тем программы обучающимися в декабре учебного года. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании курса обучения по программе, в мае учебного года. Предполагаемый результат. Обучающиеся по окончании четвертого года обучения 17 будут: − выполнять спортивные нормативы с легкостью и прогрессом в течение года. − технично исполнять движения. узнают: − краткие сведения об опорно-мышечном аппарате, функции внутренних органов. − как отслеживать ЧСС. − теоретические знания в области изучаемых танцевальных и акробатических элементов. − о негативном воздействии вредных привычек и их профилактику. научатся: − проводить части занятий, используя жесты, терминологию и названия движений, технику их исполнении; − самостоятельно составлять и подбирать связки танцевальных и акробатических движений; − держаться перед публикой уверенно; − объективно оценивать проведенную на занятии работу. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акробатика» рассчитана на педагога имеющего теоретические знания и практические умения в области спортивной гимнастики, знающие возрастную психологию обучающихся. Педагог должен разбираться в вопросах планирования и распределения тренировочных нагрузок. Программа носит системный характер, включает в себя диагностику и анализ состояния здоровья и способностей ребёнка, т.е. является гибкой, отвечает возрастным особенностям и индивидуальным потребностям обучающихся. Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств в процессе освоения акробатических упражнений. Оздоровительные и воспитательные задачи решаются в неразрывной связи с образовательными. Занятия акробатикой предполагают теоретическую и практическую подготовку. Техника освоения упражнений состоит из следующих этапов: объяснение, сопровождаемое рисунком, детальный показ, выполнение с помощью педагога и страховкой, разбор типичных ошибок. Результативность обучения достигается внедрением следующих педагогических технологий: технология сотрудничества, групповая, технология индивидуализации обучения. В обучении имеют место традиционные и нетрадиционные типы занятий (смотр знаний, показательные выступления). Опираясь на уровень физической подготовленности детей, их природные 18 данные, в процессе систематических занятий достигается переход детей на более высокую ступень физического совершенствования. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методы и формы обучения В работе применяются следующие методы обучения: Словесный – объяснение, после которого следует выполнение упражнений. Наглядный – при выполнении упражнений ориентация на образец, копирование предложенного образца; показ упражнений педагогом. Практический – самостоятельное выполнение и составление упражнений. Формы организации деятельности: − групповые; − подгрупповые; − индивидуальные; − репетиционные. Формы проведения занятий: Теоретические занятия. − просмотр видеоматериалов; − узнают о проводимых соревнованиях, конкурсах и их уровнях; Практические коллективно-индивидуальные общие занятия. − непосредственное изучение упражнений. Занятие строится по определенной структуре: − вводная часть (подготовка детей к основной части, теория, разминка, техника безопасности); − основная часть (составление и изучение технических элементов и композиций, совершенствование изученных схем, выполнение технических элементов под музыку); − заключительная часть (рефлексия). При организации образовательного процесса используются следующие принципы: − общепедагогические принципы воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности и систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования; − спортивные - направленности на достижения, единства всех сторон подготовки, постепенности повышения требований. Диагностика и контроль Промежуточная аттестация позволяет отличить более подготовленных детей от менее подготовленных и, как следствие дает возможность применения личностно-ориентированного обучения. Промежуточная аттестация проводится в декабре и мае учебного года в форме зачета по ОФП, что определяет уровень восприятия разделов и тем программы обучающимися. Итоговая аттестация обучающихся проводится по 19 окончании курса обучения по программе, в мае учебного года. В течение учебного года может проводиться контроль обученности по разделам, темам учебного плана. Для обучающихся подготовительного этапа контроль и промежуточная аттестация проводится в форме наблюдения. Взаимодействие с родителями В последние годы углубляется кризис института семьи. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей. Деятельность учреждений дополнительного образования стала открытой для родителей. Родители получают информацию о реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, предстоящих мероприятиях, участвуют в обсуждении вопросов воспитания и развития детей. Активность родителей во многом зависит от степени информированности о происходящем в детском объединении и в образовательном учреждении. Многие родители постоянно находятся в курсе событий, знают в деталях самые последние новости из жизни детей. Для наибольшей информированности родителей созданы группы в мессенджерах. Сотрудничество с родителями направлено на достижение цели и задач образовательной деятельности детского объединения и осуществляется с обеспечением: • единства принципов и правил воспитания и обучения детей, требований к ребенку со стороны взрослых; • создания для всех участников образовательных отношений единого здоровьесберегающего и здоровьеобучающего образовательного пространства; • компетентного разнонаправленного воздействия на целостную личность ребенка; • формирования общей педагогической культуры родителей в совместных мероприятиях с детьми. Среди показателей профессионального потенциала педагогических кадров в общении с родителями наиболее сформированы: • признание ведущей роли семьи в развитии ребенка; • стремление к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи. Педагог регулярно подаёт информацию для родителей о наиболее важных событиях жизни детского объединения, об успехах детей и проблемах. Преобладают традиционные формы взаимодействия с родителями: • общее собрание родителей; • индивидуальные консультации; • встречу с администрацией; • консультации педагога – психолога; 20 • родителям предоставлена мероприятия и учебные мероприятиях; • электронная приемная; • анкетный опрос родителей. − − − − − − − − − возможность посещать занятия, участвовать в открытые досуговых Материально-техническое обеспечение светлый и просторный зал с возможностью сквозного проветривания перед каждым занятием; зеркальная стенка; аудиоаппаратура; маты, шведская стенка. принадлежности для растяжки мышц и сухожилий. специальная тренировочная одежда и обувь (спортивные купальник, трико, носочки, танцевальная обувь); видео с акробатическими выступлениями, стилизованные композиции; фотоматериалы; иллюстрации из книг по акробатике. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература, используемая педагогом: 1. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике: метод.рек. / Э.П. Аверкович. М.: Изд-во ВНИИФК, 198 2. Беликова А.Н. – «Современные танцы» — М,.Сов. Россия, 2000 г. 3. Беликова А. «Учите детей танцевать» – М., «Владос», 2004. 4. Беликова А. «Тренаж современной пластики» — М., «Советская Россия» 2000г. 5. Каргина З.А., Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей./ З.А. Каргина // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. – 2006. № 5. – с.11 – 15 6. Козлов В.В.: Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. - М.: Владос, 2003 7. Коркин В.П.: Акробатика. - М.: Физкультура и спорт, 1989 8. Курысь В.Н.: Сложные акробатические прыжки. - М.: Физкультура и спорт, 1985 Литература для обучающихся: 1. Болобан В.Н.: Школа семейной акробатики. - Киев: Молодь, 1991. 2. Коркин В.П.: Акробатика. - М.: Физкультура и спорт, 1989 3. Курысь В.Н.: Сложные акробатические прыжки. - М.: Физкультура и спорт, 1985 4. Коркин В.П.: Акробатика для спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974 5. Соколов Е.Г.: Акробатическая подготовка гимнастов. - М.: Физкультура и спорт, 1968 21 Электронные образовательные ресурсы 1. Обучающий урок «Арабское сальто» https://yandex.ru/video/preview/?text=%D1%82%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%80%D0 %B8%D0%B0%D0%BB%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0% B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D 1%82%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=16196777439938001014576046170731864700103-production-app-host-man-web-yp127&wiz_type=vital&filmId=16550898896956049084( 2. Обучающий урок «Бланш» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16725303817084351417&text=%D1%82%D1%83 %D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB+%D0%BD%D0%B0+%D0%B 1%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%88( 3. Обучающий урок «Маховое сальто» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3852138486715046071&text=%D1%82%D1%83% D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB+%D0%BD%D0%B0+%D0%BC%D0%B0% D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D 0%BE( 4. Обучающий урок «Сальто вперед» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15421422627354348399&text=%D1%82%D1%83 %D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB+%D0%BD%D0%B0+%D1%8 1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BE+%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%B D%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%8C