2022 Назарова Т.Н. Солёные фантазии (pdf.io) (pdf.io)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом Совете
протокол № _1_
от «_29_»_08__ 2022г

УТВЕРЖДЕНО
приказом № _122___
от «_29_»_августа_2022г.
Сергиенко Галина
Александровна
cn=Сергиенко Галина
Александровна, o=МБУ ДО
ДДиЮ, ou=директор,
email=ddiuy@yandex.ru, c=RU
2022.09.14 11:24:54 +03'00'

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Солёные фантазии»
Направленность: художественная
Срок реализации: 3 года
Возраст обучающихся: 6-11 лет
Составитель:
педагог
дополнительного образования
Назарова Татьяна Николаевна

г. Миллерово

2

Оглавление
Наименование раздела

№
п/п
1.
Введение
1.
Пояснительная записка. Цели и задачи.
2.
1-й год обучения. Цель и задачи. Учебно – тематический
план и распределение часов. Содержание программы и
предполагаемый результат.
3.
2-й год обучения. Цель и задачи. Учебно – тематический
план и распределение часов. Содержание программы и
предполагаемый результат.
4.
3-й год обучения. Цель и задачи. Учебно – тематический
план и распределение часов. Содержание программы и
предполагаемый результат.
5.
Методическое обеспечение программы
6.
Принципы обучения
7.
Диагностические материалы
8.
Условия реализации
9.
Взаимодействие с родителями
10. Материально-техническое обеспечение
11. Список литературы
12. Электронные образовательные ресурсы

№
страницы
3
3-6
7-10
10-12
12-15
16
16-17
17-18
19
19-20
20
20-21
21

3

Введение
Фигурки из глины античных времен археологи находят по сей день. Что
это - игрушки? Определенного ответа на вопрос нет. Одно лишь бесспорно: с
давних времен люди лепили из глины и лепят в настоящее время. До сих пор
живы промыслы яркой, веселой и беззаботной глиняной игрушки. Для занятий
лепкой традиционно использовали два вида материала: глину и пластилин, но в
последние годы очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.
Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в
плане умственного и эстетического развития ребенка. Занятия лепкой из
солёного теста оказывают благотворное влияние на общее состояние ребёнка,
настроение и самочувствие. Этот вид деятельности снимает стресс и
напряжение учебного дня, даёт возможность отвлечься, переключиться на
творчество. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и
навыки, мышц пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность и терпение.
Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать,
выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь
герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут
в книгах и кинофильмах.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Солёные фантазии» является модифицированной так, как разработана на
основе книги «Солёное тесто. Фантазии из муки, соли и воды» Ирины
Ханановой, уровень освоения программы – базовый, направленность –
художественная.
Программа составлялась с учетом нормативных документов:
 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-з «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до
2025г»;
 Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок
применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период
до 2030года»;
 Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

4

деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
 Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
 Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 01.03.2016 № 115
«Об утверждении
региональных рекомендаций к регламентации деятельности
образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Письмо (вместе с методическими рекомендациями) Минпросвещения
России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании
государственных символов Российской Федерации при обучении и
воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а
также в организациях отдыха детей и их оздоровления»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Дома детства и юношества в новой редакции 2018г.,
принятом на Собрании трудового коллектива, протокол № 1 от
10.09.2018г. и утвержденного начальником Муниципального
учреждения управления образования Миллеровского района приказ
№ 566 от 06.09.2018г и другими локальными актами
образовательного учреждения, другими локальными актами
образовательного учреждения.
Актуальность программы
Занятия лепкой являются благоприятной почвой для испытания детьми
фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения, на занятиях
лепкой в существенной степени формируется характер ребенка, в частности
такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость,
упорство, аккуратность и другие. Наиболее эффективный способ получить
тактильные и кинетические ощущения, а также эстетическое удовлетворение от
изготовленного изделия.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В
процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом
ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация
деятельности стимулирует речевую активность, вызывает речевое подражание,
а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с
взрослым.

5

Можно говорить о том, что занятия лепкой - это особая ситуация, которая
стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует
расширению активного и пассивного словаря детей.
Отличительная особенность.
Программа имеет ряд особенностей.
Во-первых: программа универсальна, так как интересна не только
обучающимся младшего, но и среднего школьного возраста.
Во-вторых: можно усвоить основные техники изготовления за один год,
последующие годы обучения, развивают и совершенствуют мастерство.
В-третьих: итогом работы по программе служат коллективные и
персональные проекты - выставки обучающихся в детских учреждениях, а
также широкое участие в фестивалях и конкурсах разного уровня и разной
тематики.
Доступность материала для занятий, практическое значение изделий,
делают занятия привлекательными и позволяют обучающимся с разным
уровнем подготовки и материальным положением семьи заниматься этим
видом творчества.
Педагогическая целесообразность.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные
физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь
детям реализовать то лучшее, что в них есть. Сравнительно несложные приёмы
изготовления поделок из теста делает данное направление творчества
необыкновенно привлекательным. Каждый ребёнок имеет уникальную
возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной
фантазии, в мир красоты и добра.
Новизна программы
Программ по лепке существует большое множество. Лепят из глины,
пластилина и совсем не часто встречаются программы по лепке из солёного
теста. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
2. Легко отмывается и не оставляет следов.
3. Не липнет к рукам при лепке.
4. Можно сушить на воздухе.
5.Можно лепить из окрашенного теста, а можно расписать уже готовое
изделие.
Программа «Солёные фантазии» включает системные, последовательные
занятия по лепке из солёного теста, которые направлены на развитие у детей
младшего школьного возраста творческих способностей и продуктивной
деятельности, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное,
активизируя воображение и реализуя замысел.
Адресат и объём программы
Программа «Солёные фантазии» рассчитана на 3 года обучения и
ориентирована на младший и средний возраст детей, от 7 до 11 лет, с учетом их
психологического и физического развития.

6

Первый год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в
приобретении базовых знаний о простейших приемах лепки. Возраст
обучающихся 7-8 лет программа рассчитана на 144 учебных часа в год, два раза
в неделю по два академических часа. Продолжительность занятия – 90 минут, с
обязательным перерывом 10-15 минут.
Второй год обучения – дети совершенствуют мастерство и пробуют силы в
собственном личном творчестве. Занятия проводятся два раза в неделю по два
академических часа, что составляет 4 часа в неделю - 144 часа в учебный год.
Третий год обучения предполагает развитие творческих способностей.
Ребята третьего года обучения, используя приобретенные умения и навыки,
изготавливают более сложные по технике выполнения изделия, создавая
неповторимые индивидуальные композиции. Третий год обучения рассчитан на
обучающихся 10-11 лет, составляет 216 учебных часов в год – 6 часов в неделю:
три раза по два академических часа.
Наполняемость групп на протяжении всего курса обучения не менее 15
человек.
Цель программы: создание условий для развития творческих и
коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через
изготовление поделок из соленого теста.
Задачи:
Образовательные:
1. Изучение способов деятельности – лепка из теста объемных фигур, мелких
изделий, панно, работа по шаблонам, мраморное тесто, цветное тесто.
2. Обогащение знаний обучающихся через изучение декоративно-прикладного
искусства – лепка из соленого теста.
3. Сформировать умения и навыки практической безопасной деятельности.
Развивающие:
1. Развитие художественного вкуса, творческого воображения.
2. Формирование способности к самостоятельному поиску методов, приемов и
способов выполнения работы.
3. Развитие творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске
новых решений в создании композиций.
Воспитательные:
1. Воспитание коллективизма, ответственного отношения к общему делу.
2. Понимание необходимости качественного выполнения работы.
3. Развитие интереса к изучению декоративно-прикладного искусства.
4. Формирование благоприятного психологического климата в группе и в
детском коллективе в целом.
Формы и методы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является – занятие
(совместная деятельность обучающегося и педагога).
Занятие состоит из этапов:
 организационный;
 подготовительный;
 основной;
 итоговый (рефлексивный).

7

На занятиях предусматриваются следующие формы образовательной
деятельности:
 фронтальная - (работа со всеми обучающимися одновременно, например,
при объяснении нового материала или отработке определенного
технологического приема);
 индивидуальная - (учащемуся предлагается задание с учетом его
возможностей),
 групповая - (разделение обучающихся на подгруппы для выполнения
определенной работы);
 коллективная - выполнение работы для выставки.
В зависимости от поставленных образовательно-воспитательных и
развивающих задач, на занятиях используются следующие методы и приёмы
организации совместной деятельности педагога и обучающихся:
 словесные (рассказ-объяснение, пояснение, совет, беседа, инструктаж);
 наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных
пособий, иллюстраций, самостоятельные наблюдения детей, экскурсии);
 практические (выполнение работ, овладение приемами работы,
приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Дети по мере обучения овладевают технологическими приёмами лепки:
 отщипывания маленьких комочков теста от большого куска;
 скатывание прямым движением (палочки, цилиндры и
кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.);
 сплющивать комочки;
 вдавливать и оттягивать мелкие части и детали.

т.п.),

Виды занятий:
 конкурс;
 выставка;
 мастер – классы;
 самостоятельные работы;
 экскурсия;
 аукцион;
 презентации.
Форма обучения.
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» предусматривает следующие формы обучения:
 очная;
 очно/заочная;
 электронная с применением дистанционных форм.

Учебно-тематический план, его содержание и распределение часов.
Первый год обучения.

8

Цель первого года обучения: мотивировать детей на обучение лепке из
солёного теста посредством изготовления плоских поделок.
Задачи:
Обучающие:
- научить подготавливать рабочее место;
- обучить технике безопасности на занятии;
- научить подготавливать тесто;
- научить навыкам пользования инструментами для изготовления поделки;
- научить лепке плоских поделок;
- научить работать формочками для вырезания, шаблонами;
- изготовлять отдельные детали;
- соединять детали в готовое изделие и сушить его;
- научить окончательной отделке изделий.
Развивающие:
- развивать умение сочетать цвета;
- развивать композиционное построение;
- развивать интерес детей к художественной творческой деятельности;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать культуру трудовой деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать уважительное отношение к педагогу, друг другу;
- воспитывать дружеские отношения в коллективе;
- воспитывать аккуратное отношение к личному и общественному имуществу.
№
Название тем
занятия
1
Вводное занятие: знакомство с детьми. Организация
рабочего места. Материалы и инструменты. Правила
безопасности. Беседа: «Виды теста, как и что, лепить».
Практика: фантазия из кусочка теста.
2
Первая поделка: «Моя ладошка». Лепка
3
Раскрашивание.
4
Магнитики на холодильник: машинка, обезьянка, дерево,
тыква, тигренок (по выбору). Работа с шаблонами.
5
Раскрашивание
6
Композиция «Цветик-семицветик».Плоская композиция,
технология изготовления. Использование стека, ножниц,
картона как основы.
7
Раскрашивание
8
«Смешарик» поделка на веревочке. Лепка
9
Раскрашивание
10
Проведение праздника «Покров Пресвятой
Богородицы».
11
«Казачий сувенир». Поделка на веревочке. Лепка
12
Раскрашивание
13-14
Особенности работы с цветным тестом. Осенний
урожай. Лепка. Раскрашивание.
15
Панно «Красавица – казачка». Лепка.
16
Раскрашивание

кол-во часов
Теория Практика
1,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5

0,5
0,5

1,5
1,5

0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
2

0,5
0,5
1

1,5
1,5
3

0,5
0,5

1,5
1,5

9

17-18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48-49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63- 64
65

Панно ко Дню Народного единства «Мы – дети одной
земли» Лепка. Раскрашивание
«Подкова». Лепка из цветного теста.
Раскрашивание
Композиция «Урожай из нашего сада» Лепка
Раскрашивание
Подарки ко Дню матери. Сувенир «Малыш». Лепка.
Раскрашивание
Сувенир «Корзина с цветами». Лепка.
Раскрашивание
Композиция «Школьница». Лепка
Раскрашивание
Подготовка к Новому году Символ года. Лепка
Раскрашивание
Экологическая акция «Накормим птиц». Сделаем
кормушки и развесим. Мероприятие совместно с
родителями.
Сувенир «Дед Мороз». Лепка
Раскрашивание. Промежуточная аттестация.
Сувенир «Снегурочка». Лепка
Раскрашивание
Сувенир «Снеговики». Лепка
Раскрашивание
Композиция «Рождественский ангелочек». Лепка
Раскрашивание.
Композиция «Зимняя ночь». Лепка
Раскрашивание
«Татьянин День». Сувенир для всех Татьян. Лепка
Раскрашивание
Сувенир – «Валентинки». Лепка
Раскрашивание
Сувениры для друзей. Лепка
Раскрашивание
Подарки к 23 февраля. Панно «Парашютист». Сувенир
«Защитник Отечества». Лепка
Раскрашивание поделок.
Подарки для мам к 8 Марта. Панно «Ваза с цветами»,
«Матрешка». Лепка
Раскрашивание
«Здравствуй, Масленица». Игры на воздухе.
Работа с цветным тестом. «Весенние цветы». Лепка
Подарочный сувенир по выбору. Лепка
Раскрашивание
Панно «Весна». Лепка
Раскрашивание
Панно «Мой город». Лепка
Раскрашивание
Сувенир ко Дню космонавтики. Панно «Космос». Лепка
Раскрашивание
Подготовка к 9 Мая. Сувенир «Георгиевская лента»,
Композиция «Солдат». Лепка
Раскрашивание

1

3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
2

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3

0,5
0,5

1,5
1,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1,5
2
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3

0,5

1,5

10

66-67
68
69
70
71
72

Подарки к Пасхе. Подставка для пасхальных яиц.
Сувенир «Пасхальная корзина». Лепка
Раскрашивание.
Подсвечник из цветного теста. Лепка
Раскрашивание.
Промежуточная аттестация.
Итоговая выставка.
Всего:

1

3

0,5
0,5
0,5
1

1,5
1,5
1,5
1
2
144

Предполагаемый результат первого года обучения.
По окончании первого года обучения по программе «Солёные фантазии»
предполагается, что обучающиеся:
освоят способы лепки: сплющивание, защипывание, соединение краев
теста, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание,
раскатывание, мелкие налепы;
научатся и смогут:
- организовывать рабочее место;
- выполнять правила безопасной работы;
- приготавливать тесто для лепки;
- подбирать формочки для вырезания и пользоваться шаблонами;
- использовать разнообразные инструменты для работы;
- изготовлять отдельные детали;
- соединять детали в готовое изделие;
- составлять композицию из отдельных элементов;
- знать условия сушки изделия;
- гармонично сочетать цвета;
- проводить окончательную отделку изделий.
Учебно-тематический план, его содержание и распределение часов.
Второй год обучения.
Цель второго года обучения: создать условия для развития интереса детей к
художественной творческой деятельности. Изготовление поделки по фантазии
обучающегося. Декорирование готового изделия.
Задачи:
Обучающие:
- научить самостоятельно изготавливать шаблоны;
- продолжать обучать правилам безопасной работы;
- научить самостоятельно изготавливать отдельные детали поделки, аккуратно
соединять детали в готовое изделие;
- научить окончательной отделке изделий;
- определять качество готового изделия.
Развивающие:
- развивать накопленный опыт композиционного построения из отдельных
элементов;
- развивать умение гармоничного сочетания цветовой гаммы.
Воспитывающие:
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени,
желание сделать свою работу общественно значимой.

11

- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность,
навык работы в коллективе.
№
Название тем
занятий
1-2
Техника безопасности на занятии. Композиция «Наш
коллектив». Лепка мелких деталей и соединение в
композицию
3
Раскрашивание
4
Панно «Казачий хуторок». Лепка
5
Раскрашивание
6
Панно «Бабушки - старушки». Лепка
7
Раскрашивание
8-9
Композиция «Осень». Лепка мелких деталей, соединение
деталей. Композиционное построение.
10
Раскрашивание
11
Панно «Времена года». Лепка
12
Раскрашивание
13
Композиция «Осенний лес». Лепка
14
Раскрашивание
15
Сувенир «Листья». Лепка
16
Раскрашивание
17
«Декоративная баночка». Лепка
18
Раскрашивание
19
«Тарелка с грибами». Лепка
20
Раскрашивание
21
Панно «Еж». Лепка
22
Раскрашивание
23
«Подарок для мамочки». Лепка
24
Раскрашивание
25
«Украшение для кухни». Лепка
26
Раскрашивание
27-28
Особенности Хохломской игрушки. «Матрешка» в стиле
хохлома. Лепка
29
Цветовое решение хохломской игрушки. Раскрашивание
30
«Рыбка» в стиле хохлома. Лепка
31
Раскрашивание
32
«Кот». Лепка
33
Раскрашивание
34
Панно «Первый снег». Лепка
35
Раскрашивание
36
Панно «Зима в моем городе» Лепка
37
Раскрашивание
38
Подарки к Новому году. Самостоятельный выбор. Лепка
39
Раскрашивание. Промежуточная аттестация
40-41
Экологическая акция «Накормим птиц» развешивание
кормушек. Мероприятие совместно с родителями.
42
«Новогодние часы». Лепка
43
Раскрашивание
44
«Матрешка-часы». Лепка
45
Раскрашивание
46
«Ангелочек». Лепка
47
Раскрашивание

кол-во часов
теория практика
1
3
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
2
3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5

12

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61-62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

«Подставка для свечки». Лепка
Раскрашивание
Панно «Вороны» Лепка
Раскрашивание
Воспитательное мероприятие «Наблюдаем за красками
природы». Игры на воздухе.
«Снегурочка». Лепка
Раскрашивание
«Подарок для папы». Лепка
Раскрашивание
Сувениры «Боевая техника». Лепка
Раскрашивание
«Валентинка». Лепка
Раскрашивание
«Подарок для мамы - корзинка с цветами». Лепка мелких
деталей, сбор композиции.
Раскрашивание
«Пасхальный сувенир». Лепка
Раскрашивание
Подарок «Пасхальное яйцо». Лепка
Раскрашивание
Панно «Пасха». Лепка
Раскрашивание
Корзина с «Пасхальными яйцами» Лепка
Раскрашивание
Промежуточная аттестация. Итоговая выставка
поделок.
Всего

0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
2

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
2
144

Предполагаемый результат второго года обучения.
После второго года обучения дети научатся и смогут:
- применять правила техники безопасности во время работы;
- изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
- изготовлять отдельные детали;
- соединять детали в готовое изделие;
- составлять композицию из отдельных элементов;
- знать правила сушки готового изделия и подготовки к раскрашиванию;
- гармонично сочетать цвета;
- проводить окончательную отделку изделий;
- определять качество готового изделия.
Учебно-тематическое план, его содержание и распределение часов.
Третий год обучения.
Цель третьего года обучения: создавать условия для развития
художественной творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- научить разрабатывать эскизы, простейшие чертежи, технокарты по рисунку;

13

- научить комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества
изделия;
- научить самостоятельно подбирать необходимые инструменты и материалы
для выполнения работы;
- научить рационально распределять рабочее время;
- научить самостоятельно оценивать процессы и результат своего труда.
Развивающие:
-развивать у обучающихся способность к самостоятельному выдвижению своих
идей;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать художественный вкус;
- развивать умение формулировать собственное мнение, учитывая разные точки
зрения.
Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- формировать умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- формировать основные нравственные нормы (ответственность, трудолюбие);
-формировать опыт публичных выступлений (проведение экскурс обзоров,
организации и проведения выставок).
№
занятия
1-2
3
4
5
6
7-8
9
10
11-12
13
14
15
16
17
18
19-20
21-22
23
24
25-26

Название тем
Техника безопасности на занятии. Беседа «Здоровье в
твоих руках». Технокарта к сувениру «Избушка».
Сувенир «Избушка». Лепка
Раскрашивание
«Декоративная ложка». Лепка
Раскрашивание
Коллективная работа: панно «Настенные часы».
Подготовка основы. Лепка деталей. Оформление в
готовую композицию. Раскрашивание.
Магнитик «Казачий оберег». Лепка
Раскрашивание
«Подкова». Панно с применением регионального
компонента. Лепка. Раскрашивание
Сувенир «Разделочная доска». Лепка
Раскрашивание
Сувенир «Казачий хуторок». Лепка
Раскрашивание
Поделка «Малыш в коляске». Лепка
Раскрашивание
Панно «Осень». Подготовка основы. Лепка. Оформление
панно налепами.
Раскрашивание фона, налепов, элементов панно.
«Девочка – ягодка». Лепка
Раскрашивание
«Карандашница». Подготовка основы. Лепка элементов.

Количество часов
теория

практика

1

3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
3,5

0,5
0,5
1

1,5
1,5
3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3

1
0,5
0,5
1

3
1,5
1,5
3

14

27-28
29
30
31
32
33
34
35-36
37
38-39
40-41
42- 43
44
45
46
47
48
49-50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66-67
68
69
70
71-72
73

Сборка поделки из элементов
«Карандашница». Раскрашивание основы. Раскрашивание
элементов.
Муляжи продуктов питания из солёного теста: батон,
хлеб, фрукты, овощи и т.д. Лепка.
Раскрашивание муляжей.
Панно. «Тарелка с клубникой». Лепка
Раскрашивание
Панно «Лес». Лепка
Раскрашивание
Панно «Герои сказок». Подготовка основы. Лепка
элементов. Сбор панно. Раскрашивание фона и элементов
«День матери казачки» посиделки
Прогулка на свежем воздухе. Беседа-наблюдение:
«Цветовая гамма зимней природы. Сколько оттенков
белого». Подвижные игры.
Панно «Времена года». Подготовка основы. Лепка
лепка элементов. Сборка панно и раскрашивание.
Промежуточная аттестация. Выставка поделок.
Подарки-магнитики к Новому году. Лепка
Раскрашивание
Панно «Зимний лес» подготовка основы. Лепка
Лепка элементов панно «Зимний лес»
Раскрашивание панно «Зимний лес».
«Декоративные часы». Лепка основы. Лепка элементов,
оформление часов налепами.
Раскрашивание объемных элементов часов
Раскрашивание мелких элементов часов
Сувенир «Золотая рыбка». Лепка
Раскрашивание
Сувенир «Подкова». Лепка
Раскрашивание
Панно «Корзина с яблоками». Лепка
Раскрашивание
Сувенир «Кот». Лепка
Раскрашивание
Композиция «Ежи на полянке». Лепка
Раскрашивание
«Часы с кукушкой». Лепка
Раскрашивание
Игры на воздухе: поиграем в снежки, построим снежную
башню. Мероприятие с привлечением родителей.
Сувенир «Теремок». Лепка элементов, декор.
Раскрашивание
Панно «Подсолнухи». Лепка
Раскрашивание
Панно «Казачка» подготовка основы, лепка
Раскрашивание

1

3

0,5

1,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3

1
1

1
3

1

3

1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

3
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
2

1
0,5
0,5
0,5
1
0,5

3
1,5
1,5
1,5
3
1,5

15

74-75
76-77
78
79
80
81-82
83
84
85
86
87
88
89
90-91
92-93
94-95
96-97
98
99-100
101
102-103
104
105
106
107
108

Панно «Корзина с яблоками». Подготовка основы, лепка
Лепка элементов панно. Раскрашивание
Панно «Пчелки любят мёд». Лепка. Раскрашивание
«Для любимой мамочки расскажу стихи». Мероприятие к
женскому дню 8 марта
Сувенир «Грибы». Лепка
Раскрашивание
Панно «Красная шапочка». Лепка
Раскрашивание
Панно «Рябиновые гроздья». Подготовка основы. Лепка
Раскрашивание
Сувенир «Мой город». Лепка
Раскрашивание
«Ваза с ромашками». Лепка
Раскрашивание
«Казачий курень» подготовка основы, лепка.
Раскрашивание основы. Лепка элементов панно
Раскрашивание элементов панно
Декоративная баночка «Лесной домик». Лепка основы
Лепка элементов, оформление баночки
Раскрашивание основы, крыши.
Раскрашивание элементов, итоговая отделка поделки.
Панно «Спящий кот» подготовка основы, лепка
элементов панно
Раскрашивание фона, элементов панно
«Георгиевская ленточка-символ Победы». Лепка
элементов. Раскрашивание.
Акция «Георгиевская ленточка». Воспитательное
мероприятие совместно с родителями.
«Декоративная ваза» на основе бутылки. Лепка элементов
вазы. Лепка элементов декора вазы, соединение.
Раскрашивание фона, элементов
Творческая работа: «Сувенир другу». Лепка
Раскрашивание
Итоговая аттестация обучающихся по курсу программы
Творческая выставка поделок.
Всего: 216

1

3

1
1

3
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

1,5
1,5
3,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3

1

3

1

3

0,5

3,5

0,5
1

1,5
3

0,5

1,5

1

3

0,5
0,5
0,5
1

1,5
1,5
1,5
1
2
163

53

Предполагаемый результат третьего года обучения
По окончании третьего года обучения обучающиеся научатся и смогут:
- планировать и организовывать рабочее место;
- без напоминаний выполнять работу с применением техники безопасности;
- выбирать необходимые материалы и инструменты;
- рационально использовать рабочее время, контролировать ход деятельности;
- выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и
посильности исполнения;
- выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы, шаблоны;
- комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
- самостоятельно оценивать процессы и результат своего труда;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

16

- выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты;
- самостоятельно оформлять выставку и проводить экскурсию по ней.
Методическое обеспечение программы.
Тесто - материал мягкий, удивительно пластичный, податливый,
дышащий, нежный, не пачкает руки. Любое прикосновение пальцев оставляет
на нем след, своеобразный узор. При правильном замесе - не крошится, не
трескается. Комнатной температуры достаточно, чтобы соленая масса подсохла
и постепенно «закаменела», поделки долговечны при бережном отношении к
ним. Если выполнить рельеф, то он в обжиге не нуждается. На плоской основе
выкладывается тоненький слой теста и сплошь покрывается узором, словно
кружевом. Тесто хорошо формуется, принимает любую краску.
Методика работы с детьми младшего возраста предлагает развитие
способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью
трудностей.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам
организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это
принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся 7-11
лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретнообразным мышлением. Естественно, что достижение поставленной цели в
учебно-воспитательной деятельности на принципах обучения.
Принципы обучения
Обучение, развитие и воспитание детей по программе «Солёные фантазии»
построено на следующих принципах:
 принцип обучения – зависит от общей педагогической концепции
деятельности детского объединения – развитие творческого потенциала
каждого ребенка.
 принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса педагог
дает обучающемуся не только знания, но и формирует его личность.
 принцип научности и связи с практикой – в содержание обучения
включены объективные теоретические и практические направления
творческой деятельности. Учебный процесс выстроен так, чтобы дети
использовали полученные теоретические знания в решении практических
задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а
также умели анализировать и преобразовывать окружающую
действительность, вырабатывая собственные взгляды.
 принцип доступности – в процесс обучения включены сначала то, что
близко и понятно детям (связано с их реальной жизнью), а потом – то,
что требует обобщения и анализа (легкие и только потом трудные
учебные задачи, доступные для выполнения под руководством
взрослого), такой принцип «От простого к сложному» не вызывает у
ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
 принцип наглядности – позволяет в ходе учебного процесса
максимально включить все органы чувств ребенка, вовлекать их в
восприятие и переработку полученной информации, используя
полученные знания и умения в практической деятельности.

17

 принцип сознательности и активности – дает возможность детям
самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность,
ставить проблемы и искать пути их решения, чтобы достичь результатов
обучения.
 принцип прочности – полученные детьми знания становятся частью их
сознания, основой поведения, проявлением познавательной активности и
деятельности.
 принцип здоровьеобучения и здоровьесбережения - обучающиеся
используют полученные знания, и технологии в области ЗОЖ применяют
их в жизни.
 принцип систематичности и последовательности – содержание
учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке,
системе), в соответствии со следующими правилами: а) изучаемый
материал делиться на разделы и темы, каждая из которых имеет
определенную методику изучения; б) в каждой теме выделяются
смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается
последовательность изложения; в) при изучении учебного курса в целом
устанавливается внешние и внутренние связи между фактами, законами,
теориями.
Оптимальные условия для реализации потребностей и развития
способностей обучающихся формируются через постановку и принятие учебнотворческих
задач,
продуктивные
виды
художественно-творческой
деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также
методы контроля и самоконтроля. Организация на занятиях атмосферы
взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к
индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в
работе с обучающимися, что позволяет повысить их уровень обученности и
общего развития.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении
изделий из соленого теста, дети от освоения основных форм лепки постепенно
переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ.
Овладение мастерством лепки создает возможности для творческой
самореализации. Программа относится к продуктивному уровню обучения.
Достижения современной техники позволяют использовать в
образовательном процессе интернет, есть возможность показать презентации.
Добиваться максимальной наглядности и заинтересованности обучающихся.
Педагог
осуществляет
образовательный
процесс,
основываясь
на
психологических особенностях, способностях, достигнутом уровне мастерства
каждого ребенка. В то же время программа предусматривает осуществление
принципа коллективности, т.к. работа в творческой атмосфере коллектива
носит характер, как соперничества, так и взаимопомощи, что способствует
более эффективному приобретению мастерства. Наравне с учебным процессом
программа направлена на решение воспитательных задач посредством бесед,
праздников, тематических мероприятий, познавательных игр, ярмарок,
выставок различного уровня, экскурсий.
Диагностика и контроль.

18

Обучение по программе «Солёные фантазии» предполагает контроль
(проверка и оценка) результатов обучения.
Входной контроль: в начале учебного года - выявление способностей
принятых детей на обучение: опрос, наблюдение. Также входной контроль
предназначен для оценки имеющихся знаний у детей в начале обучения (это
тестирование, на основании которого происходит оценка первоначальных
способностей детей, набранных в группу).
Текущий контроль: наблюдение, творческая работа, выставки. Текущий
контроль позволяет объективно оценить и проверить знания и умения
обучающихся, полученные по теме. В ходе данного контроля проверяются
теоретические, практические и творческие навыки обучающихся.
Промежуточный (итоговый контроль): творческая работа, мониторинг.
Промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия и учебного года,
итоговая по реализации всей образовательной программы. Критерии оценки
уровня сформированности предметных, метапредметных, личностных
результатов определяются исходя из планируемых результатов.
Для подтверждения результативности обучения по дополнительной
образовательной программе разработан «Мониторинг результативности»
(Приложение).
Показатели и критерии, которого необходимы для определения уровня
освоения и продвижения обучения:
 теоретическая подготовка;
 практическая подготовка;
 общеучебные знания и навыки;
 предметные достижения обучающегося.
Мониторинг проводится по результатам полугодия и рассчитан на весь
период реализации программы и позволяет своевременно корректировать
образовательный процесс. В течение учебного года внутри детского
объединения проводятся творческие конкурсы, обучающиеся принимают
активное участие в различных тематических выставках, что позволяет сделать
срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам.
Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать
положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить
самоанализу. Применение без оценочного способа позволяет не только
провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить
самооценку обучающихся. Завершением курса обучения является итоговая
аттестация (Положение об аттестации обучающихся в МБУ ДО ДДиЮ),
которая проводится в форме выставки и, которая призвана показать достижения
детей.
 Организация и проведение открытых занятий.
 Проведение мастер-классов.
 Участие в районных выставках, фестивалях, ярмарках.
 Участие в конкурсах разного уровня.
Для проведения диагностик привлекается педагог-психолог образовательного
учреждения.
Условия реализации программы

19

Для успешной реализации программы используется дидактический
материал: образцы изделий, выполненные педагогом и обучающимися,
рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, тематические
презентации, специальная и дополнительная литература, фотографии детских
работ.
Формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся
Современные родители рассматривают учреждение дополнительного
образования не только как место для развития хобби ребенка, для организации
его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах
ребенка, и нацелены на образовательный результат. Поэтому для педагога
дополнительного образования очень важно установление партнерских
отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности
интересов,
взаимопонимания,
сотрудничества
и
взаимодействия.
Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от форм
организации работы.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота
о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного
успеха в совместной деятельности.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы
психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, –
которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей,
лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном,
социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Задачи сотрудничества с родителями:
 установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося;
 объединить усилия для полноценного развития и воспитания;
 создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;
 активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Для этого в дополнительном образовании активно используются следующие
формы работы с родителями:

дни открытых дверей;

родительское собрание;

творческие мастерские;

совместная досуговая деятельность;

родительский тренинг;

родительские вечера;

анкетирование, диагностика;

индивидуальная консультация (беседа).
Данные рекомендации помогут педагогам создать систему работы с
родителями обучающихся, а также избежать традиционных конфликтов между
родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того,
хорошо организованная система работы педагога с родителями обучающихся –
это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога,
гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического

20

творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков,
формирование готовности к профессиональному самообразованию и
самовоспитанию.
Материально-техническое обеспечение

помещение для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим
требованиям: хорошо освещенное, сухое, тёплое, с возможностью
проветривания в перерыве между занятиями;

доска рабочая;

ростовые столы, стулья;

материалы,
инструменты,
приспособления
и
фурнитура,
необходимые для занятия: клеенка на стол, набор стеков, спички или
зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль,
вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для
замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель,
акриловые), иглы ручные, ножницы, лоскут для отделки работ, мулине,
нитки катушечные, пуговицы, бусины, стеклярус, рубка, бисер, картон,
цветная и бархатная бумага, клей, проволока, скрепки, природные
материалы и т.д.;

раковина для мытья рук с холодной и горячей водой;


теле и видеоаппаратура, компьютер, проектор, экран.
Рекомендуемая литература для педагога

1.Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом
«Кристалл», 2001.
2. Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
3. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.:
Педагогическое общество России, 2000.
4. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
5. Хананова И.Н. Солёное тесто Фантазии из муки, соли и воды М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2006
Рекомендуемая литература для обучающихся
1. Поделки и сувениры из соленого теста. М. Мой мир, 2006.
2. Ирина Хананова Соленое тесто. М.: «Арт – Пресс книга», 2006.
3. Силаева К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М.: Изд-во
Эксмо, 2003.
4. Солёное тесто: Большая книга поделок. М.: Эксмо, 2004, с. 224.
5. Лепим из солёного теста: украшения, сувениры, поделки, панно. М.:
Эксмо, 2004, с. 160.
6. Учимся лепить фигурки и картины. М.: ЗАО «Компания «Арт – Пресс»,
2006.
7.Учимся лепить и рисовать (серия "От простого к сложному")- СПб.;
Кристалл; Валерии СПб. - 224 с., ил.
Электронные информационные ресурсы

21

https://kladraz.ru/users/tatyana77tat
https://www.prodlenka.org/profile/65636
https://ped-kopilka.ru/users/nazarova77tana
https://nsportal.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».