2022 Ахтырская Г.В. Звонкие голоса (pdf.io)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом Совете
Протокол № 1
от «29» 08 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 122
От «29» августа 2022г.
Сергиенко Галина
Александровна
cn=Сергиенко Галина
Александровна, o=МБУ ДО
ДДиЮ, ou=директор,
email=ddiuy@yandex.ru,
c=RU
2022.09.05 15:00:32 +03'00'

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Звонкие голоса»

Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 5-17 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель:
педагог дополнительного образования
Ахтырская Галина Витальевна

г. Миллерово

2

Оглавление

1.
2.
3.
4.
5.
6.

№

7.
8.
9.
10.

Раздел

Введение
Пояснительная записка
Цель и задачи
Ожидаемый результат по годам обучения
Формы подведения итогов реализации программы
Учебно-тематический план, распределение учебных
часов 1-й год обучения, 2-й год обучения, 3-й год
обучения
Условия реализации программы
Литература
Интернет ресурсы
Литература для обучающихся

Страница
3
3-5
5-6
7-8
9-10
10-12
12-13
13-14
14
14

3

I. Введение
Ещё в древности люди поняли, что благодаря пению можно зарядиться
энергией позитива, привнести в будни радость и свет, успокоиться и выразить свои
чувства, на чем сегодня основан весь шоу-бизнес. История человечества наполнена
множеством событий, печальных и радостных.
Во времена стихийных бедствий и войн, и во времена праздников и веселья —
людей всегда и везде сопровождала песня. Когда женщины провожали мужей и
любимых на войну с врагом — они сочиняли песни о разлуке, обращали в песне
просьбы к Богу о защите любимых. Когда встречали мужчин — в радостных песнях
возносили славу победителям.
В быту человека всегда была песня. Родившись, человек слушал колыбельные,
смена сезонов и времён года встречалась пением, работа в поле тоже не обходилась
без песни. Обрядовые песни, сопровождавшие любые события в жизни — отдельное
направление в музыке. В ходе праздников и молодёжных гуляний исполнялись
весёлые, жизнерадостные песни.
В жизни современного человека песня играет ничуть не меньшую роль, чем у
людей предыдущих поколений. Люди с удовольствием поют, когда у них радость на
душе, когда влюблены, когда приходит весна и расцветают цветы. Хорошая музыка
улучшает настроение, любимая песня наполняет сердце счастьем. Когда человек
несчастен, песня тоже рвётся из груди. А сколько удовольствия приносят
музыкальные фильмы. Каждый может найти в музыке что-то для себя.
Пожалуй, все люди любят петь, пусть даже не умея это делать. Часто люди
напевают тихонько то, что подсказывает сердце, ведь всем хочется излить то, что на
душе, а песня способна сделать это как ничто другое. К сожалению, не все люди
обладают благозвучным голосом и способностями к пению. Впрочем, занятия
эстрадным вокалом или обычным вокалом с опытным преподавателем, помогут
развить способности и радовать своим пением не только себя и близких.
Хочется все-таки надеяться, что каждый человек в современной песенной
пучине найдет что-то для себя и скажет словами стихотворения Аркадия
Островского: «Только песня остаётся с человеком, песня - верный друг твой
навсегда».
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа сольного пения «Звонкие голоса» разработана педагогом с учетом
нормативных документов:
• Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
• распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-з
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»;
• Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,

4

•
•
•
•
•
•

•

•

•

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до
2030года»;
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений
в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г);
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 01.03.2016 № 115 «Об утверждении региональных рекомендаций к
регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской
области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письмо (вместе с методическими рекомендациями) Минпросвещения России
от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в
образовательных организациях, а также в организациях отдыха детей и их
оздоровления»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав
Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования Дома детства и юношества в новой редакции 2018г., принятом на
Собрании трудового коллектива, протокол № 1 от 10.09.2018г. и
утвержденного начальником Муниципального учреждения управления
образования Миллеровского района приказ № 566 от 06.09.2018г и другими
локальными актами образовательного учреждения.
Вид. Направленность. Уровень.
Программа «Звонкие голоса» по виду - модифицированная (составлена на

основе Сборника рабочих программ Г.П. Сергеевой, Е.Д. Кристской, «Музыка. Искусство», изд-во
Просвещение, М., 2016)

Направленность программы – художественная. Уровень освоения знанийбазовый.

Адресат программы
Программа занятий сольным пением рассчитана на детей 5-17 лет, на 3 года
обучения и более:
1-й год – 2 часа в неделю;

5

2-й год – 4 часа в неделю;
3-й год– 6 часов в неделю.
Программа обучает детей основам музыкальной грамоты, помогает
сформировать навыки вокального мастерства, развивает музыкально-эстетический
вкус, музыкальные способности, творческую активность детей.
Музыка - один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Пение - это
исполнение музыки голосом и одна из форм эстетического воспитания.
В детском объединении «Звонкие голоса» могут заниматься дети при наличии
у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха,
музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным
пением. При приеме детей в детское объединение претенденты на зачисление
проходят отбор. Дети принимаются по заявлению и согласия родителей или лиц
заменяющих их (законных представителей).
Цель и задачи программы:
Цель: создание условий для развития у детей качеств, значимых для занятий
сольным пением эстетического вкуса, творческой самостоятельности, нравственных
качеств, интереса и любви к музыке и пению.
Задачи программы:
Образовательные:
- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение певческими
навыками;
- развитие навыков вокального интонирования;
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание
на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности
звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета
«эстрадное пение»;
- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над
словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических
особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, приемами вхождения в
музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
Развивающие:
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых
возможностей;
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
- развитие исполнительской сценической выдержки;
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
- развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре;
- духовно- нравственное развитие.
Воспитательные:
- воспитание навыков организации работы на занятиях;
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать
внимание, слух, мышление, память;
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении
поставленных целей;

6

- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство
различных национальных традиций, стилей, эпох.
Новизна программы.
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает
дифференцированный
подход
к
обучению,
учёт
индивидуальных
психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных
и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования
основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать
согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для
каждого обучающегося подбирается педагогом с учётом возрастных,
психологических особенностей ребёнка, его вокальных данных. В календарнотематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого обучающегося.
Формы и методы
Основными формами работы с детьми на занятиях является:
- индивидуальное занятие;
- занятие малыми группами.
- музыкальные миниспектакли;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов профессиональных исполнителей, посещение музыкальных
спектаклей.
Основными методами работы с детьми на занятиях является:
- метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование
наглядных пособий, личный пример;
- словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач;
- метод разучивания: по элементам, по частям, в целом виде;
- метод анализа: все выступления в процессе обучения желательно снимать на
видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать
лучшие моменты выступления.
Форма обучения по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей
программе:
- очная;
- очно-заочная;
- электронная, с применением дистанционных форм обучения.
В основе программы «Звонкие голоса» лежат следующие принципы
образовательной деятельности:
1. Принцип личностно - ориентированного подхода.
Это принцип восходит к идеям гуманистической психологии и педагогики.
Направлен на человека как полноценно функционирующую личность, которая
видится как развивающаяся личность, а не застывший результат.
2. Принцип адаптивности.

7

Данный принцип выступает как конкретизация личностно -ориентированного
и ситуационного подходов, побуждает быть гибким, мобильным, максимально
учитывать интересы, установки, потребности, ценности, возможности детей и
действовать всегда на основе такого учёта и индивидуальных особенностей
обучающихся.
3. Принцип природоспособности.
Этот принцип предполагает воспитание с учётом природы ребёнка, его
индивидуальных
биологических,
физиологических
и
психологических
особенностей. Главные признаки:
- создание максимально благоприятных условий для выявления природных
способностей ребёнка;
- определение методов обучения не содержанием образования, а врождёнными
способностями детей;
- информирование полезных привычек;
- установление количества изучаемого материала, сроков обучения на основе
индивидуальных особенностей ребёнка;
- стимулирование у каждого ребёнка индивидуального своеобразия;
- постоянная направленность на достижение конечной цели образования, т.е. на
творческое развитие личности. Этой же цели способствует определение мотивации
познавательной деятельности каждого ребёнка.
4. Принцип увлекательности.
Данный принцип направлен на организацию деятельности несовместимой с
равнодушием, рассчитан на завоевание души ребёнка, развитие у него устойчивого
интереса к данному виду художественного творчества.
5. Принцип поисковой, творческой и исследовательской направленности.
Направлен на поиск закономерностей, на утверждение ценностей творчества,
новаторства в детском коллективе. Очень важно создать условия для развития
творческих способностей каждого ребёнка в объединении.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения по программе «Звонкие голоса»
обучающиеся узнают:
- физиологические особенности голосового аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- основные жанры песенного искусства;
- некоторые основы нотной грамоты.
научатся:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные «попевки» и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- петь выразительно, осмысленно.
На втором году обучения продолжается закрепление навыков и умений,
подбирается новый, более усложненный репертуар, позволяющий реализовать
скрытые резервы обучаемого, начинается подготовительная разработка имиджа,

8

которая позволяет ребятам, подготовится к более профессиональному
исполнительскому мастерству.
Педагог старается не только научить детей пению, но и заинтересовать, подтолкнуть
к дальнейшему самосовершенствованию.
К концу второго года обучения обучающиеся узнают:
- жанры вокальной музыки;
- певческую установку;
- типы дыхания;
- особенности средств музыкальной выразительности
(темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония).
- стилистические особенности произведений;
- физиологические особенности голосового аппарата;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- обоснованность сценического образа.
научатся:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные «попевки» и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе.
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- работать с профессиональной фонограммой «минус»,
-самостоятельно работать с иностранным текстом произведения,
- правильно применять микрофон.
овладеют:
-навыками исполнения произведений, с сопровождением, без сопровождения, под
фонограмму;
-основами пения (петь чисто, плавно, светло без напряжения; соблюдать певческую
установку, правильно пользоваться певческим дыханием, отчётливо произносить
слова в пении);
- музыкальным слухом и чувством ритма;
- навыком эмоционального выражения.
Третий год обучения – творческий. Обучающиеся определяются с
музыкальным направлением и репертуаром. Постепенно происходит рождение
грамотного вокалиста - исполнителя, который уже сам подбирает себе репертуар,

9

сам ставит цели и задачи при работе над песней, сам исправляет свои ошибки,
испытывает потребность к певческой деятельности.
Все это происходит совместно с педагогом, который отслеживает и умело
направляет обучающегося.
К концу 3-го года обучения по программе «Звонкие голоса» обучающиеся
смогут:
- петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
- чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
- брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато.
научатся:
- петь в диапазоне;
- исполнять под фонограмму двухголосные произведения.
- петь на цепном дыхании;
- соблюдать при пении певческую установку;
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- при содействии руководителя делать исполнительский анализ.
Формы подведения итогов реализации программы.
Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией
достижений обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых занятиях,
аттестация обучающихся.
Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих
способностей, усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков
творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на
сцене, формирование эстетического вкуса.
Подведение итогов реализации программы проводится путём организации
выступлений различного уровня.
Общие критерии оценивания результатов
- Владение знаниями в рамках программы.
- Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
- Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
- Уровень воспитанности и культуры обучающихся.
- Творческий рост и личностные достижения обучающихся.
Критерии замера прогнозируемых результатов
1. Педагогическое наблюдение.
2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
- участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
- проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
- концертную деятельность.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
- Видео наблюдения с последующим разбором и обсуждением.
- Открытые занятия с последующим обсуждением.
- Итоговые занятия.

10

- Концертные выступления.
- Конкурсы, фестивали, смотры.
- Аттестация обучающихся.
Диагностика:
первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь, май), итоговая (в конце
курса обучения).
Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.
Основные принципы оценивания.
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных
оценок:
- доброжелательное отношение к обучающемуся как к личности;
- положительное отношение к усилиям обучающегося;
- конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
и распределение учебных часов по годам обучения
Первый год обучения
Название раздела, содержание
1
2

3

4

5

Вводное занятие.
Знакомство с обучающимся. Ознакомление с планом
работы на учебный год. Техника безопасности.
Вокальная работа.
Теория. Беседы о правильной работе голосового
аппарата и соблюдении певческой установки.
Практика. Упражнения для сохранения необходимых
качеств певческого звука. Распевания, их функции.
Упражнения на «дыхание». Певческое дыхание – как
основа вокальной техники. Дикция. Упражнения для
четкости дикции.
Творчество и импровизация.
Теория. Особенности исполнения современных песен.
Практика. Определение характера исполнения песен,
использование средств выразительности для передачи
настроения и замысла композитора.
Знакомство с произведениями различных жанров,
манерой исполнения.
Теория. Знакомство с различными вокальными
школами. История развития вокального искусства.
Практика. Вокальные упражнения.
Использование элементов ритмики, сценической
культуры. Движения под музыку. Постановка
танцевальных движений.
Практика. Упражнения на развитие дикции,
ритмическая работа (прохлопывание ритмического
рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой
интонирования исполняемых произведений.) Поведение
на сцене, умение преподнести исполняемую песню.

Количество часов
Всего
1

Теория
1

Практика
-

48

8

40

8

1

7

4

3

1

8

-

8

11

6

№
1.
2.

3.

4.

5.

6.

№
1.

Концертно – исполнительская деятельность.
Практика. Выступление на праздниках, концертах,
демонстрация приобретенных навыков и умений. Работа
с микрофоном. Сценическая деятельность.
Итого:
Второй год обучения
Название раздела, содержание
Вводное занятие. Техника безопасности, репертуарный
план на учебный год.
Вокальная работа. Теория Беседа о необходимости
регулярных занятий вокалом. Охрана голоса. Способы
реабилитации после перенесенных простудных
заболеваний.
Практика. Певческая установка. Дыхание. Распевание.
Вокальная позиция. Звуковедение. Дикция. Упражнения
на артикуляцию. Работа над мелодической линией и над
художественным образом песни.
Творчество и импровизация.
Теория. Понятие импровизации. Использование
импровизации в вокальном исполнении.
Практика. Скороговорки и упражнения, направленные
на отработку певческой дикции.
Знакомство с произведениями различных жанров,
манерой исполнения.
Теория. Беседа о необходимости знать творчество
других народов (России, Украины, Беларуси и др.).
Практика. Разучивание произведений народов России,
Украины, Беларуси. Знакомство с народной песней и
жанрами народных песен.
Использование элементов ритмики, сценической
культуры. Движения под музыку. Постановка
танцевальных движений.
Теория. Беседа о необходимых для исполнителя
качествах для концертной деятельности.
Практика. Разучивание хореографических элементов
для более выразительного представления исполняемых
произведений.
Концертно – исполнительская деятельность.
Практика. Выступление на праздниках, концертах.
Работа над технической отточенностью, свободным и
эмоциональным исполнением репертуара. Разбор
интерпретации исполнения песни.
Итого:
Третий год обучения
Название раздела, содержание
Вводное занятие. Техника безопасности. Планируемый
репертуар.

3

72
Всего
2

-

3

13
59
Количество часов
Теория
2

Практика
-

100

18

82

16

4

12

6

3

3

10

-

10

10

-

10

144
Всего
2

27
117
Количество часов
Теория
2

Практика
-

12

2.

3.

4.

5.

6.

Вокальная работа.
Теория. Беседа о необходимости регулярных занятий
вокалом. Охрана голоса.
Практика. Распевание. Вокальная позиция.
Звуковедение. Дикция. Упражнения на артикуляцию.
Одновременное дыхание и атака звука. Выстраивание,
соединение и сглаживание регистров. Отработка
упражнений, направленных на поддержание правильной
позиции. Работа над мелодической линией и над
художественным образом песни.
Творчество и импровизация.
Теория. Понятие импровизации. Использование
импровизации в вокальном исполнении.
Практика. Скороговорки и упражнения, направленные
на отработку певческой дикции. Работа над
художественным образом песни.
Знакомство с произведениями различных жанров,
манерой исполнения.
Теория. Беседа о необходимости знать творчество
других народов мира).
Практика. Разучивание произведений народов мира.
Знакомство с народной песней и жанрами народных
песен.
Использование элементов ритмики, сценической
культуры. Движения под музыку. Постановка
танцевальных движений.
Теория. Беседа о необходимых для исполнителя
качествах для концертной деятельности.
Практика. Разучивание хореографических элементов
для более выразительного представления исполняемых
произведений. Индивидуальный сценический образ, его
наработки. Репетиционная работа солиста с коллективом
танцоров.
Концертно – исполнительская деятельность.
Практика. Выступление на праздниках, концертах.
Работа над технической отточенностью, свободным и
эмоциональным исполнением репертуара. Разбор
интерпретации исполнения песни.
Итого:

160

20

140

22

4

18

8

4

4

12

-

12

12

-

12

216

30

186

IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№

Тема или раздел
программы

Формы занятий

Дидактический
материал, техническое
оснащение занятий

Формы
подведения
итогов

13

1.

Вокальная работа.

Беседа.
Объяснение.
Показ.

2.

Использование
элементов ритмики,
сценической
культуры.
Движения под
музыку. Постановка
танцевальных
движений.
Творчество и
импровизация.

Музицирование,
показ, пение,
хореография

Знакомство с
произведениями
различных жанров,
манерой
исполнения.
Воспитательные и
досуговые
мероприятия
Концертная
деятельность

Показ,
анализирование

3.

4.

5.

Игра –
импровизация

Подготовка и
проведение
Участие в
концертах

Фонопедические,
ритмические, дикционные
упражнения. Наглядные
пособия. Музыкальное
сопровождение.
Познавательные игры,
викторина, сюжетные
импровизации,
инсценировка песен.
Музыкальное
сопровождение

Заключительный
контроль в конце
занятия

Короткие вокальные,
ритмические заготовки,
отстукивание ритма,
сочинение фраз
Аудио и видеозаписи
выступлений

Текущий контроль
и самоконтроль

Сценарии,
мультимедийная и
музыкальная аппаратура
Творческая деятельность.
Музыкальное
сопровождение

Наблюдение.
Поощрение.

Текущий контроль
и самоконтроль

Текущий контроль
и самоконтроль

Итоговый контроль

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации программы «Звонкие голоса» используется следующее
материальное обеспечение, необходимое оборудование и технические средства
обучения (ТСО):
- учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, магнитная доска
с приспособлениями для крепления таблиц и фотографий, мебель для учебных
пособий и методической литературы; звуковоспроизводящая аппаратура;
звукоусиливающая аппаратура.
- технические средства обучения: мультимедийный компьютер со звуковой картой
и пакетом прикладных программ, экран или телевизор, CD / DVD– проигрыватель,
слайд-проектор.
- экранно-звуковые пособия: видеофильмы с записью выступлений выдающихся
отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью мюзиклов или
фрагментов из них, выступлений хоров, слайды с нотным и поэтическим текстом.

14

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов В.И. Обобщение темы «Дыхание» Библиотечка «Первого сентября».
Серия «Биология».вып.29. М.,Чистые пруды 2009.
2. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка,
2007.
3. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
4. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства
/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007
5. Кудрявцев В. Воображение, творчество и личностный рост ребенка. Библиотечка
«Первого сентября». Серия «Воспитание, образование, педагогика».вып.25.
М.,Чистые пруды 2010.
6. Курбатов А., Курбатова Л., Парницына-Курбатова Н. Воспитание духовнонравственного здоровья. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Воспитание,
образование, педагогика».вып.21. М.,Чистые пруды 2008.
7. Курбатов А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений для
школьников.
Библиотечка
«Первого
сентября».
Серия
«Здоровье
детей».вып.6(12). М.,Чистые пруды 2006
8. Гуляева О., Чеботарев А.Дыхательная гимнастика. Методическое пособие.
Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей».вып.3(15). М.,Чистые
пруды 2007.
9. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
10. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей
/И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
11. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. –
М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом
научно-технического творчества молодежи, 2004.
12. Пчёлкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические
игры на занятиях с младшими школьниками. Библиотечка «Первого сентября».
Серия «Искусство».вып.5(11). М.,Чистые пруды 2006.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога:
http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207

15

http://notes.tarakanov.net/
http://x-minus.org
Литература для детей и родителей
1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
3. Журнал Звуки праздника, все выпуски (с 2000г).
4. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
5. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
6. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
7. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
8. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2000;
Интернет ресурсы для обучающихся
Детям о музыке

http://www.muz-urok.ru/

Слушаем классическую музыку

http://classic-online.ru

Музыкальный портал о джазе

http://jazz-jazz.ru

Музыкальная коллекция Российского
общеобразовательного портала

http://music.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».