2022 Каргина.Н.А. Шахматы (pdf.io) (pdf.io)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом Совете
Протокол №_1__
от «_29_» августа 2022г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом №_122_
от «__29___»_08_ 2022г.
Сергиенко Галина
Александровна
cn=Сергиенко Галина
Александровна, o=МБУ
ДО ДДиЮ, ou=директор,
email=ddiuy@yandex.ru,
c=RU
2022.09.14 10:52:53 +03'00'

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Шахматы»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 6-18лет
Срок реализации программы: 4 года

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Каргина Наталья Александровна

г. Миллерово
ОГЛАВЛЕНИЕ

2

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Наименование раздела

№
страницы

Введение
Пояснительная записка
Учебно-тематический план и распределение часов
1-й год обучения
Содержание программы 1 года обучения
Учебно-тематический план и распределение часов 2-й
год обучения
Содержание программы 2 года обучения
Учебно-тематический план и распределение часов 3-й
год обучения
Содержание программы 3 года обучения
Учебно-тематический план и распределение часов 4-й
год обучения
Содержание программы 4 года обучения
Предполагаемые результаты
Методическое
обеспечение
образовательного
процесса
Диагностика и контроль
Список литературы
Приложение

3
3
8

ВВЕДЕНИЕ

9
10
11
13
13
14
16
17
19
22
23
24

3

Кто придумал шахматы? Точный период возникновения шахмат не
могут назвать, на эту тему ведутся многочисленные споры. Тем не менее,
некоторые учёные сходятся во мнениях и утверждают, что эта игра впервые
появилась в первом веке нашей эры в Индии.
Как шахматы распространялись? Из Индии игра попала на запад и на
восток. Были обнаружены персидские летописи, в которых рассказывается,
как народ Индии преподнёс подарок в виде шахмат персидскому царю в
шестом веке. Далее, игра дошла до стран Юго-Восточной Азии, где также
претерпевала свои изменения. В восьмом века игра стала известна в
завоёванной арабами Испании.
Предполагается, что шахматная игра была прообразом воин и битв, но
без жертв. Именно поэтому многие правители проявляли интерес к этой игре,
так как они могли решить все вопросы, не потеряв при этом ни одного воина.
Шахматы, дошедшие до наших времён, произошли от древней игры
чатуранга. Все правила игры не сохранились, но известно, что в чатуранге
использовались такие фигуры, как раджа (или король), ходы им
осуществились таким же образом, как в современных шахматах. Разница
лишь в том, что в древней игре не было рокировок.
Источник: https://znaniyaetosila.ru/istorija-vozniknovenija-shahmat
Читайте подробнее на: https://znaniyaetosila.ru/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении программы использовались следующие нормативные
документы:
 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-з «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до
2025г»;
 Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок
применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до
2030года»;
 Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4

 Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г);
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 01.03.2016 № 115
«Об утверждении
региональных
рекомендаций
к
регламентации
деятельности
образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Письмо (вместе с методическими рекомендациями) Минпросвещения
России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании
государственных символов Российской Федерации при обучении и
воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а
также в организациях отдыха детей и их оздоровления»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Дома детства и юношества в новой редакции 2018г.,
принятом на Собрании трудового коллектива, протокол № 1 от
10.09.2018г. и утвержденного начальником Муниципального
учреждения управления образования Миллеровского района приказ №
566 от 06.09.2018г и другими локальными актами образовательного
учреждения.
Модифицированная (за основу взята программа Е.А. Прудниковой, Е.И.
Волковой «Шахматы в школе» изд-во Просвещение., М., 2017г)общеобразовательная
общеразвивающая дополнительная программа «Шахматы» имеет
физкультурно-спортивную направленность, базовый уровень освоения.
Обучение по дополнительной программе «Шахматы» позволяет наиболее
полно использовать спортивный и зрелищный компоненты шахмат, их
соревновательную сущность, игровой и творческий характер, которые
стимулируют желание ребенка победить.
Актуальность
Создание
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеобразвивающей программы «Шахматы» обусловлено наличием у детей
стремления к всевозможными играм и состязаниям, связанным с некими
переживаниями,
новыми
ситуациями,
преодолением
трудностей,
достижением успеха. Удовлетворению перечисленных потребностей в
полной мере может содействовать игра в шахматы. Одним из направлений
является «система поиска и поддержки талантливых детей, а также их
сопровождение в течение всего периода становления личности».
Занятия по данной программе способствуют сохранению физического
и
психическогоздоровьяобучающегося,егоуспешностииадаптациивобществе,п

5

омогают наиболее полно раскрыть свои возможности, инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Также
увлечение шахматами позволяет детям некоммуникативного типа заниматься
творческой деятельностью,
расширить круг знакомств, найти общее
увлечение, как с младшими, так и с более старшими сверстниками.
Шахматы полезны для людей любого возраста и социального положения.
Они, в отличие от физических нагрузок, не имеют противопоказаний и
ограничений. Шахматы представляют собой уникальный тандем приятного
времяпровождения и развития умственных способностей.
Отличительные особенности
Программа способствует повышению эффективности воспитательной
деятельности в системе образования, физической культуры и спорта,
совершенствованию
и
эффективной
реализации
воспитательного
компонента.
Отличительной особенностью данной программы является включение
в теоретическую часть изучение следующих тем: «Турнирные правила;
специфические игровые ситуации
на соревнованиях; основные правила
судейства; работа
с
современными
техническими
устройствами
(электронными шахматными часами, компьютерными шахматными
программами). В итоге использование полученных знаний позволяет усилить
спортивную составляющую обучения, и как следствие, повысить мотивацию
к теоретическим занятиям. Значительно повышается общая эффективность
занятий.
Новизна данной программы
Разработка и использование на занятиях педагогом дидактического
материала (карточки, шахматные этюды и задачи), применение
компьютерных шахматных программ. Примерно 30% учебной программы
посвящены анализу сыгранных ребятами партий. Программа позволяет
овладеть «скелетным методом анализа» шахматных позиций.
Педагогическая целесообразность
В программе осуществляется связь с общим образованием, выраженная
в
более
эффективном
и
успешном
освоении
обучающимися
общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к
логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в
достижении цели и самостоятельной работы.
Цель программы:
создание условий для воспитания гармонично развитого шахматиста,
способного аналитически и критически подходить к решению не только
шахматных, но и жизненных проблем. Подготовка спортсменов-шахматистов
квалификации четвертого, третьего, второго разрядов для участия в
соревнованиях различного ранга.

6

Задачи:
Обучающие:
 научить детей навыкам самостоятельной работы с учебной шахматной
литературой и периодической печатью, письменному анализу своих
партий, умению делать выводы и ставить задачи на будущее;

ознакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

научить воспитанников играть шахматную партию с записью;

обучить решать комбинации на разные темы;

обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через
формирование умения решать комбинации на различные темы;

научить детей видеть в позиции разные варианты;
 освоить в полном объеме учебную программу для повышения
собственной спортивной квалификации.
Развивающие:
 развивать абстрактно-логическое мышление;
 развивать качества настоящего спортсмена (волю к победе,
уверенность и т.д.);
 развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
 развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества
шахматных мастеров;
 развивать способность анализировать и делать выводы;
 способствовать развитию творческой активности;
 развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
 воспитывать патриотизм к своей стране и малой Родины;
 воспитывать у детей с ранних лет потребность к труду, к
совершенствованию своих творческих возможностей;
 воспитывать сильные стороны характера;
 сформировать правильное поведение во время игры;
 воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
 воспитывать целеустремлённость, трудолюбие;
 воспитывать психологическую устойчивость к поражениям, умение
бороться
с
депрессией,
«звёздной»
болезнью
и
т.п.
Адресат программы
Обучающиеся 6-18лет, заинтересованные игрой в шахматы.
Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при
этом
осуществляется
дифференцированный
подход
с
учётом
индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Дети принимаются в группу
по желанию, по заявлению родителей, при отсутствии медицинских
противопоказаний.
Объём и срок освоения программы
Срок реализации программы– 4 года.

7

Программа предусматривает 1-й, 2-й, и 3-й год: 2 занятия по2 часа в неделю
(144часазаучебныйгод),4-йгод: 3 занятия по 2 часа в неделю (216 часов за
учебный год).
Особенности организации образовательного процесса
В соответствии с учебным планом формируются разновозрастные группы до
16 человек. Состав группы постоянный.
Методы обучения
Словесный, словесно-наглядный, практические и самостоятельные занятия,
соревнования.
Формы проведения занятий:
 теоретическое (беседа, лекция);
 комбинированное(сочетание теории и практики);
 соревнование;
 турнир;
 фестиваль;
 конкурсы.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

групповая (работы в группах);

по подгруппам(малыми группами);

индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем);

фронтальная (одновременная работа со всеми обучающимися);

индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы).
Формы обучения
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» предусматривает следующие формы обучения:
очная, очно/заочная, электронная с применением дистанционных форм.
Программа складывается из двух этапов:
1. Этап начального обучения.
Этот этап рассчитан на 2 года обучения: для групп начальной подготовки. В
итоге обучающиеся получают представление об основных правилах игры,
знакомятся с историей возникновения и развития шахмат. После окончания
начального этапа обучения предполагается, что дети узнают: принципы игры
в дебюте, основные тактические приёмы, некоторые шахматные термины
(дебют, эндшпиль и т.д.). В процессе обучения используются различные
формы и методы подачи материала:
 шахматные занятия;
 игровая деятельность;

8

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность на занятиях, использование приёма
обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют
закономерности. Предполагается, что не менее 70% занимающихся детей
выполнят норматив третьего разряда
2. Этап подготовки шахматистов 2 разрядов.
Целью следующего этапа, рассчитанного так же на 2 года, является
повышение спортивного мастерства обучающихся до уровня 2 спортивного
разряда. По сравнению с предыдущим этапом обучения увеличивается роль
самостоятельной и индивидуальной работы. Прививаются навыки работы со
специальной литературой. Усложняется качество излагаемого материала.
Увеличивается нагрузка. Добавляются следующие новые формы и методы
работы с обучающимися:
 изучение стратегии шахмат;
 изучение сложных окончаний;
 изучение дебютов;
 изучение истории развития шахмат, знакомство с биографией
сильнейших шахматистов мира разных столетий;
 конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов;
 участие в ответственных личных и командных соревнованиях;
 использование компьютерных шахматных программ.
В процессе формирования игровых навыков, решение тактических
позиций дополняется заданиями логического характера, нацеливающими
детей на анализ ситуации, логические размышления и выяснение причинноследственных связей, способствующих возникновению той или иной
позиции или игровой ситуации. Решение комбинаций, этюдов и задач
способствует усилению концентрации внимания, так как требуется быстрый
и точный расчёт вариантов и важно не пропустить какой-нибудь возможный
контрудар противника.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ
ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
1-йгод обучения
№
п/п
1

Название раздела, темы
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория Практика
2
2
опрос

Раздел №1 Сущность игры в шахматы
2

Правила игры и история
шахмат

2

1

1

опрос

4

Изучение шахматной доски
и фигур.

28

12

16

решение карточек, показательныепартии

5

Ценность фигур

10

3,5

6,5

решение карточек

9

Понятие шах, пат, мат.
8
6
Раздел №2 Тактические приёмы

2

6

проверочная работа

Первые знакомства с
тактическими приёмами
оооооосвязка,
ограничение
Закрепление тем

30

8

22

решение карточек иупражнений на компьютере

7

10

3,5

6,5

«тактические приёмы»
Раздел № 3
Дебют
Понятие «Дебют»
9

решение карточек иупражнений на компьютере

20

6

14

анализтурнирной таблицы

Ошибки в дебюте

18

7

11

анализтурнирной таблицы

2

Игровой турнир с часами

2

8

10

Знакомство с шахматными
4
2
часами
Учебно-массовые и воспитательные мероприятия
2
12 Шахматная викторина
11

14

Конкурс решения однодвух ходовых задач на
время.

2

-

2

Бальная система
правильных ответов
решение карточек и упражнений на компьютере

15

Турнир для безразрядников
с часами.

2

-

2

Разбор сыгранных партий.

16

Аттестационные занятия
по полугодиям

4

-

4

Тестирование, решение
простых задач

17

Итоговое занятие

2

-

2

Тестирование, решение
простых задач

144

47

97

Всего:

СОДЕРЖАНИЕ ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теория: Организация работы коллектива1- го года обучения. Знакомство.
Правила поведения в кабинете шахмат. Правила техники безопасности.
Сказка о шахматной игре.
Раздел №1Сущность игры в шахматы
Теория: Порядок шахматных ходов. Начальная позиция фигур на
шахматной доске. Расположение шахматной доски. Название шахматных
фигур. Как должны выполняться ходы. Поправление при своем ходе,
расположения фигур на их полях. Порядок взятия фигур. Намеренное
касание фигур на шахматной доске. Окончание хода–отрывание партнером
руки от фигуры. Правила выполнения рокировки. Касание короля и ладьи.
Ценность фигур. Понятие шах, пат, мат. Возможные ситуации в ходе игры:
невозможный ход, Способы избежание неверных и невозможных ходов.
Практика: Правильная расстановка фигур на доске; передвижение фигур на
индивидуальных досках; игры на быстроту расстановки фигур;
проговаривание полей доски. Разыгрывание кусочков позиций; игра на
шахматных досках полным комплектом фигур. Отрабатывание ходов каждой
из фигурок, взятие фигуры. Математика на шахматной доске-сопоставить
равенство фигур. Найти примеры на доске мата, пата и шаха.

10

Раздел №2 Тактические приёмы
Теория: Первые знакомства с тактическими приёмами: Связка, виды связок,
Линейный мат, мат одинокому королю ферзем и королем, мат одинокому
королю двумя ладьями, понятие «вилка», Сквозное нападение на фигуры
«рентгеновский удар», двойной шах. Вскрытое нападение. Сочетание
простого и вскрытого нападения.
Практика: Разыгрывание позиций по темам с использованием наименьшего
количества фигур на доске, постепенно увеличивая до максимума. Решение
простых заданий на выигрыш фигуры с использованием тактических
приёмов. Решение задач на мат в один-два хода.
Раздел № 3 Дебют
Теория: Понятие «Дебют»Основные правила в дебюте. Нарушение
основных принципов игры в начале партии и их последствия. Нападение
фигур. Создание удара, Возможные варианты атаки. Предотвращение атак.
Создание контратаки. Создание угрозы мата в один ход разными фигурами в
дебюте, полезные и опрометчивые шахи. Первые знакомство с шахматными
часами.
Практика: Разыгрывание первых ходов дебютных вариантов, игра на мат в
дебюте, применение защитных ресурсов от «детского мата», игра всеми
фигурами из начальной позиции с контролем времени.
Учебно-массовые и воспитательные мероприятия
Практика: Проведение турниров с дифференциацией силы игры участников
одного уровня. Шахматная викторина. Конкурс решения одно-двух ходовых
задач на время. Турниры внутри группы. Организация и проведение
воспитательных мероприятий разной направленности из цикла «Разговоры о
важном» с привлечением родителей. Проведение аттестации обучающихся
по полугодиям.
Итоговое занятие
Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.
Подведение итогов турнира «безразрядников».
2й год обучения
№
1

2
3
4

Название раздела, темы
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
Раздел №1

Количество часов
Всего
Теория Практика
2

1

1

Формы аттестации/
контроля
опрос

Общие сведения о шахматной игре

Правила игры и история
шахмат
Шахматная нотация

4

2

2

опрос

2

0,5

1,5

анализ записи ходов

Основные шахматные
термины и понятия.

2

0,5

1,5

опрос

Раздел №2 Дебют (начало партии)

11

5

Дебют и общий план игры

6

2

4

2

1

1

анализсыгранной партии

8

Построение плана
игры.
Угроза

6

1,5

4,5

9

Размен

6

2

4

решение карточек иупражнений на компьютере
решение карточек иупражнений на компьютере

10

Тактические приёмы

66

16,5

49,5

11

Пат.

4

1

3

12

Позиционная ничья.

2

0,5

1,5

13

Тактическая
доминация

2

0,5

1,5

14

Мат одинокому
королю
Проходная пешка

6

7

15

Практическая игра в
шахматы.
Главные принципы
16
5
11
Практическая игра в
разыгрывания дебюта
шахматы.
Раздел №3 Миттельшпиль (середина партии), тактика, комбинации.

2

-

2

17

2

-

2

18

Шахматные фестивали

2

-

2

4

-

4

19
20

решение карточек иупражнений на компьютере
решение карточек иупражнений на компьютере

Раздел № 4 Эндшпиль (окончание партии)
4
1
3
умение поставить мат и
решение карточек на мат
8
2
6
умение провести пешку к
полю превращения
Учебно-массовые и воспитательные мероприятия

Конкурс решения однодвух ходовых задач на
время.
Квалификационный турнир

16

решение карточек иупражнений на компьютере
решение карточек иупражнений на компьютере

Аттестационное занятие
Итоговое занятие
Всего:

2

-

2

144

37

107

решение карточек и
упражнений на
компьютере
Разбор сыгранных партий.
Опрос, решение этюдов,
анализ турнирной
таблицы.
Тестирование, решение
простых задач
Тестирование, решение
простых задач

СОДЕРЖАНИЕ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теория: Организация работы коллектива 2-го года обучения. Правила
поведения в кабинете шахмат. Инструктаж: Правила техники
безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Раздел №1 Общие сведения о шахматной игре
Теория: Правила шахматной игры. Завершение игры–проигрыш, ничья.

12

История
шахмат.
Историческая
справка,
интересные
сведения.
Происхождение шахмат. Легенда о Радже и Мудреце. Распространение
шахмат на Востоке. Чатуранга и шатрандж. Табии. Мансуба. «Мат Диларам»
как типичная задача средневекового Востока.
Практика: Решение средневековых шахматных задач, дошедших до наших
времён.
Раздел №2 Дебют (начало партии)
Теория. Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в
середине игры. Основные принципы развития дебюта. Мобилизация фигур.
Борьба за центр. Безопасность короля. Демонстрация коротких партий.
Ошибка в начале партии. Атака на короля в дебюте. Ловушки в дебюте.
Практика. Игра всеми фигурами. Тренировочные партии. Анализ
сыгранных партий. Сеанс одновременной игры. Дидактические игры и
задания: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Защитись от мата».
Раздел №3 Миттельшпиль (середина партии), тактика, комбинации.
Теория. Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Темы комбинаций.
Основные тактические приемы: связка, полусвязка, двойной удар, «вилка»,
отвлечение, завлечение, блокировка. Разрушение королевского прикрытия.
Освобождение пространства. Уничтожение защиты. Вскрытое нападение,
вскрытый шах. Двойной шах. Размен фигур. Понятие стратегии. Шахматные
комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Принципы
реализации
материального
преимущества.
Простейшие
принципы
разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур.
Мобилизация сил, определение ближайшей и последующей задач.
Практика. Конкурс решения, комбинации. Квалификационные турниры.
Демонстрация коротких партий. Анализ сыгранных партий. Дидактические
игры и задания: «Двойной удар», «Игра на уничтожение», «Выиграй
фигуру», «Ограничение подвижности», «Объяви мат в два хода», «Сделай
ничью».
Раздел № 4 Эндшпиль (окончание партии)
Теория. Определение эндшпиля. Матование одинокого короля. Мат
тяжелыми фигурами. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля.
Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Оппозиция.
Простейшие пешечные окончания. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка
против короля. Правило квадрата. Ключевые поля.
Практика. Техника матования одинокого короля. Эндшпильный турнир.
Игровая практика. Турнир на первенство группы. Дидактические игры и
задания: «Ограниченный король», «В угол», «На крайнюю линию»,
«Кратчайший путь».
Учебно-массовые и воспитательные мероприятия
Практика.
Участие
в
турнирах
внутри
группы,
городских
квалификационных турнирах, Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.
Шахматная викторина. Конкурс решения одно-двух ходовых задач на время.

13

Организация и проведение воспитательных мероприятий разной
направленности из цикла «Разговоры о важном» с привлечением родителей.
Проведение аттестации обучающихся по полугодиям.
Итоговое занятие
Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.
Подведение итогов массовых турниров.
3й год обучения
№

Название раздела, темы

п/п
1.

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы аттестации/
контроля

3.

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
Краткая информация о
не коронованных
чемпионах внёсших
Мат одинокому королю

4.

Пешечные окончания

34

10

24

опрос, решение этюдов

5.

Ладейные окончания

20

6

14

опрос, решение этюдов

6.

Легкофигурные окончания

14

3,5

10,5

опрос, решение этюдов

7.

Борьба фигур без пешек

22

5,5

16,5

опрос, решение этюдов

2.

2

1

1

опрос

2

1

1

опрос

Раздел№ 1 Эндшпиль
8
3
5

опрос, решение этюдов

Раздел № 2 Тактические удары и комбинации
8.

Тактические приёмы для
достижения материального
преимущества.

16

4

12

опрос, решение этюдов,
задач

9.

Закрепление пройденных
4
1
3
опрос, решение этюдов,
тем, развитие внимания,
задач
памяти.
Учебно-массовая и воспитательная работа
10. Аттестационное
4
4
решение этюдов, задач,
занятие
соревнование
11. Турниры, согласно
14
14
соревнование
календарного плана
12. Викторина
2
2
опрос, решение задач
13. Итоговое занятие.
Всего:

2
144

-

2

35

109

решение этюдов, задач,
соревнование

СОДЕРЖАНИЕ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теория:Организацияработыколлектива3-гогодаобучения.
Правила
поведения в кабинете шахмат. Правила техники безопасности. Задачи

14

физического воспитания. Укрепление здоровья, всестороннее физическое
развитие людей.
Раздел «Краткая информация о некоронованных»
Теория: Реформа шахмат (вторая половина XIX. Шахматные трактаты.
Испанские и итальянские шахматисты XVI-XVIIвв. Ранняя итальянская
школа.
Раздел № 1 Эндшпиль
Теория: Повторение тем: мат одинокому королю ферзём, двумя ладьями,
одной ладьёй с помощью короля, двумя слонами, конём и слоном. Пешечные
окончания с 1-2 пешками. Превращение пешек. Цугцванг. Отдаленная
проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв.
Пешечные окончания. Король и ферзь против короля и пешки.
Слон против пешки. Конь против пешки. Король, конь и пешка против
короля. Король, слон и пешка против короля. Преимущество двух слонов в
эндшпиле. Ладейные окончания. Борьба фигур без пешек, Борьба фигур при
пешках.
Практика: Разыгрывание тренировочных позиций в паре. Решения задач и
этюдов пешечных окончаний. Дидактические игры и задания: «Один в поле
воин», «Сделай ничью», «На крайнюю линию», «Кратчайший путь».
Раздел №2 Тактические удары и комбинации
Теория: «Капкан» (ловля фигуры), захват пункта, сквозное действие фигур
(рентген), разрушение пешечного прикрытия короля, промежуточный ход,
блокирование поля, перекрытие.
Практика: самостоятельное решение этюдов, задач по заданным темам.
Учебно-массовые мероприятия
Практика.
Участие
в
турнирах
внутри
группы,
городских
квалификационных турнирах, Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.
Необычная шахматная викторина и решение неправильных задач к дню
смеха. Организация и проведение воспитательных мероприятий разной
направленности из цикла «Разговоры о важном» с привлечением родителей.
Проведение аттестации обучающихся по полугодиям.
Итоговое занятие
Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.
Подведение итогов массовых турниров.
4й год обучения
№
п/п
1.

Название раздела, темы
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
2
1
1
опрос
Раздел№ 1 Дебют

2.

Открытые дебюты.

10

5

5

3.

Полуоткрытые дебюты

8

4

4

опрос, умение
разыгрывать открытые
дебюты
опрос, умение
разыгрывать

15

4.

Закрытые дебюты

4

2

2

5.

Гамбиты

8

4

4

6.

Ошибки в дебютах

8

4

4

Раздел № 2 Миттельшпиль.
6
3
3

7.

Развитие логического
мышления

8.

Матовые комбинации

8

2

6

9.

Материальное и
позиционное преимущества

8

2

6

опрос, умение
разыгрывать закрытые
опрос, умение разыграть
гамбит
опрос, умение избегать
ошибок в дебютах
опрос, умение
рассчитывать варианты в
игре
опрос, умение ставить
мат королю
опрос, умение находить
выгоду в расстановке
фигур

Раздел №3 Основы стратегии
10.

Стратегия и стратегический
план игры.

14

3,5

11,5

опрос, умение построение
плана

11.

Дефекты в пешечной цепи

14

3,5

11,5

12.

Взаимодействия фигур

4

1

3

опрос, умение извлечь
выгоду в слабых
позициях противника
опрос, умение извлечь
выгоду в слабых
позициях противника

13.

Стратегически важные
пункты

10

2,5

7,5

опрос, умение извлечь
выгоду в слабых
позициях противника

14.

Выключение фигуры из
игры

6

1,5

4,5

опрос, умение
противостоять атаке
противника

15.

Блокада

4

1

3

опрос, умение
противостоять атаке
противника

опрос, умение ставить
мат королю
опрос, решение этюдов

Раздел № 4 Эндшпиль
16.

Мат одинокому королю

6

2

4

17.

Лёгкие фигуры в пешечных
окончаниях.

6

1,5

4,5

18.

Тяжёлые фигуры в
8
3,5
5,5
опрос, решение этюдов
пешечных окончаниях.
Учебно-массовая и воспитательная работа
Аттестационное занятие
4
4
решение этюдов, задач,
соревнование

19.
20.
21.

Турниры, согласно
календарного плана
Итоговое занятие.
Всего:

72

-

72

соревнование

2

-

2

решение этюдов, задач,
соревнование

216

48

168

16

СОДЕРЖАНИЕ 4-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теория: Организация работы коллектива 4-го года обучения. Правила
поведения в кабинете шахмат. Правила техники безопасности. Основные
соревновательные правила игры в шахматы
Раздел «Дебют»
Теория. Классификация дебютов. Дебют четырёх коней. Защита двух коней.
Итальянская партия. Испанская партия гамбиты. Русская партия.
Сицилианская защита.Защита Каро-Канн. Староиндийская защита. Дебют
Берда.Стратегические идеи гамбита. Ферзевый гамбит.
Практика.Тренировочные партии. Анализ и разбор партий миниатюр.
Анализ и разбор сыгранных партий.
Раздел «Миттельшпиль»
Теория. Развитие логического мышления. Матовые комбинации. Типичные
комбинации, основанные на взаимодействии фигур. Разрушение позиции
королевского фланга. Слабые и сильные поля
Практика. Умение построить план игры на примере игровой позиции.
Использование неудачной позиции фигур. Владение открытыми линиями.
Ослабление позиции короля,
Раздел Основы стратегии.
Теория. Понятие стратегия и стратегический план игры. Борьба за центр
Фигурное давление на пешечный центр, уничтожение пешечного центра с
помощью жертвы качества или фигуры.
Дефекты в пешечной цепи: изолированная пешка, отсталые пешки,
«висячие» пешки. Сильная проходная в центре. Стратегически важные
пункты. Выключение фигуры из игры. Размен или жертва для уничтожения
активной фигуры. Блокада проходной пешки.
Практика. Разыгрывание тренировочных позиций в паре. Решение этюдных
позиций.
Раздел «Эндшпиль»
Теория. Повторение пройденного. Мат одинокому королю ладьёй, двумя
слонами, слоном и конём. Изучение позиций когда слон сильнее коня, конь
сильнее слона. Преимущество двух слонов в эндшпиле. Ферзь и пешка
против ферзя. Ладья против одной пешки и ладьи. «Построение моста».
Ладья против крайней пешки и ладьи.
Практика.Разыгрывание тренировочных позиций в паре. Решение этюдных
окончаний. Конкурсы решения задач и пешечных окончаний.

Учебно-массовые и воспитательные мероприятия
Практика. Участие в турнирах внутри группы, городских
квалификационных турнирах, Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.
Сеансы одновременной игры на заданную тему.
Участие в областных, Российских соревнованиях, участие винтернет

17

конкурсах на портале: https://metaschool.ru,https://шахматнаяпланета.рф
Организация и проведение воспитательных мероприятий разной
направленности из цикла «Разговоры о важном» с привлечением родителей.
Проведение аттестации обучающихся по полугодиям.
Итоговое занятие
Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.
Подведение итогов массовых турниров.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
 смогут формулировать собственное мнение и позицию;
 сформируют коммуникативные способности и приобретут навыки
работы в коллективе;
 смогут планировать свои действия и осуществлять итоговый и
пошаговый контроль;
 правильно вести диалог с арбитром, правильно предлагать ничью;
 доводить дело до конца, быть целенаправленным, не отступать перед
трудностями, стремиться довести партию до победы;
 приобретут навык самодисциплины и самоорганизации;
 смогут совершать в уме простые действия (мысленный расчётна д в а три
хода),
разовьют
внимание,
память,
воображение
и
наблюдательность.
Метапредметные
 смогут осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую
взаимопомощь.
 смогут быть выдержанным, психологически устойчивым во время
партии;
 сформируют
чувства
дружелюбности
во
время
игры,
уважительное и справедливое отношение к сопернику;
 смогут соотносить свои действия с планируемыми результатами;
 воспитают сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость в
отстаивании прав игрока;
 смогут анализировать ситуацию и корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся обстановкой.
Предметные
К концу 1-го года предполагается, что обучающиеся
научатся:
 ориентироваться на шахматной доске;
 знать все ходы фигур;
 понимать шахматную нотацию и сравнительную ценность фигур;
 общим принципам
игры в начале партии, в эндшпиле, в
миттельшпиле; правилам поведения во время игры;
 правила техники безопасности во время игры;
 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

18

 правильно помещать шахматную доску между партнерами;
 правильно расставлять фигуры перед игрой;
 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
узнают:
 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья;
 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
овладеют:
 техникой рокировки;
 умением решать элементарные задачи на мат в один ход;
 умением наносить тактические удары (связка, двойной удар, открытое
нападение, открытый шах, двойной шах).
К концу 2-го года предполагается, что обучающиеся
научатся:
 принципам игры в дебюте;
 основным тактическим приемам;
 решать комбинации на различные темы (коневые, пешечные,
тяжелофигурные, комбинации с сочетанием идей и др.);
 играть шахматную партию с записью и часами;
 уважительно относиться к сопернику по игре.
узнают:
 как записывать шахматную партию;
 как матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
королем и ферзем, королем и ладьей;
 как грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте, находить
несложные тактические удары и проводить комбинации;
 как точно разыгрывать простейшие окончания;
 что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп,
оппозиция, ключевые поля.
овладеют:
 умением, как проводить атаку на короля;
 простейшими техническими приёмами в эндшпиле (ладейном,
пешечном), борьбы ферзя против пешки;
 знанием, что такое открытая линия; 7-я, 2-я горизонталь.
К концу 3-го года предполагается, что обучающиеся
научатся:
 решать комбинации на разные темы;
 играть с записью и часами;
 самостоятельно работать с шахматной литературой;
 играть турнирные партии;
 тренировать технику расчёта;
узнают:

19

 сложные комбинации на сочетание идей;
 основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях;
 как грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте.
овладеют:
 умением владеть собой;
 достойно принимать поражение или победу.
К концу 4-го года предполагается, что обучающиеся
научатся:
 атаке в шахматной партии;
 самостоятельно анализировать позицию;
 решать комбинационные позиции с основными тактическими
приёмами в три, четыре, пять ходов;
 быть эмоционально выдержанным;
 применять гамбиты в дебюте;
 реализовывать материальный перевес (лишняя фигура);
узнают:
 понятие инициативы в дебюте;
 как разыгрывать легкофигурные окончания;
 навыки борьбы фигуры против пешек в эндшпиле;
 лучшее пешечное расположениев эндшпиле.
овладеют:
 умением пользоваться компьютером и работать с шахматными
программами;
 темами шахматной стратегии (разноцветные слоны в миттельшпиле,
форпост на открытой и полуоткрытой линии, борьба за открытую
линию, роль центра при фланговых операциях);
 знаниями основные положения Шахматного кодекса РФ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
В программе используются важнейшие принципы обучения:
 Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми
программы происходит осуществление воспитания через содержание,
методы и организацию обучения.
 Принцип сознательности и активности. Изучение учащимися любой
программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной
активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала,
осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов,
понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от
индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины
их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые
знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность,
проявляясь в турнирной борьбе.
 Принцип наглядности. При показе шахматной партии на
демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к
ним внимание обучающихся с целью осмысления ими связей между

20

событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а
затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными
примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация,
технический приём и т.п., после чего учащиеся самостоятельно выполняют
аналогичные задания.
 Принцип систематичности и последовательности. В задачу
обучения в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных
знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание
всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность
накопления знаний, формирование умений и навыков.
 Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал
должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню
подготовленности.
 Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков
обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. В
программе сформулированы контрольные вопросы по проверке знаний.
Кроме того, этот принцип отражён в учебно-тематическом плане программы:
“Турниры”, “Анализ партий”, “Конкурсы решения задач”, “Сеанс
одновременной игры”. Наиболее ярко принцип прочности проявляется при
анализе партий учащихся. В этот момент можно повторить любой раздел
программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех
или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в
конкретной шахматной позиции.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом.
Поэтому данная программа даёт возможность довести до сознания
обучающихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при
настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а так же
приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную
деятельность.
Методы обучения.
При организации учебных занятий используются следующие методы
обучения:
 По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
Словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный – показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на
демонстрационной доске, просмотр презентации.
Практический – турниры, блицтурниры, решение комбинаций и шахматных
задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс
одновременной игры.
 По степени активности познавательной деятельности обучающихся:
Объяснительно-иллюстративные–обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию.
Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также
участие в шахматных турнирах, соревнованиях.

21

Исследовательский – овладение обучающимися методами научного
познания, самостоятельной творческой работы это – самостоятельный анализ
шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
 По логичности подхода:
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров
и конкурсов решения задач.
 По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности
обучающихся:
Частично-поисковый – обучающиеся участвуют в коллективном поиске, в
процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий,
консультационные партии.
Формы обучения

Практикум.

Лекция.

Контрольная работа.

Турнир.

Сеанс одновременной игры.

Беседа.

Турнир.

Семинар.

Блиц-турнир.

Анализ партий.

Конкурс.

Консультационная партия.
Для реализации данной учебной программы необходимы:
 Учебно-тематические планы
 Методические указания
 Демонстрационная доска.
 Магнитные шахматы.
 Настольные шахматы.
 Дидактические игры и задания.
 Карточки с задачами.
 Мел и доска.
 Иллюстрации шахматных позиций, раскрывающих тему занятий.
 Задания для конкурса.
 Задачи для самостоятельного решения.
 Партии известных шахматистов.
 Партии детей.
 Шахматные часы.
 Бланки для записи партии.
 Турнирные таблицы.
 Компьютер с программным обеспечением.
 Шахматная литература
На занятиях по программе «Шахматы» обязательно используются
здоровье сберегающие и здоровье обучающиеся технологии.
Примечание.
Количество учебных часов разделов «Квалификационные турниры».
«Анализ партий и типовых позиций», «Сеансы одновременной игры»,
«Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций»
распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года,

22

как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению разделов
программы.
ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ
Диагностика знаний и умений обучающихся.
Для проверки усвоения обучающимися знаний и умений применяется
тематический, промежуточный и итоговый контроль (аттестационное
занятие).
Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела
программы. Это опрос обучающихся по пройденному материалу,
тестирование по шахматным диаграммам, конкурс решения заданий, турнир
внутри группы.
Промежуточный (итоговый) контроль осуществляется два раза в год
(тестирование, соревнование).
А также на протяжении всего учебного года проводятся
квалификационные городские турниры, различные конкурсы, викторины,
Чемпионаты города по возрастам, Чемпионаты области, России.
Критерии оценки учебных результатов программы
Работа обучающихся, оценивается по результатам освоения программы
(высокий, средний и низкий уровни). По предъявлению знаний, умений,
навыков. Возможности практического применения в различных ситуациях –
творческого использования.
Высокий уровень освоения программы: обучающийся демонстрирует
высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая
является содержанием программы; показывает широкие возможности
практического применения в собственной творческой деятельности
приобретенных знаний умений и навыков.
Средний уровень освоения программы: обучающийся демонстрирует
достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности,
которая является содержанием программы; может применять на практике в
собственной творческой деятельности приобретенные знания умения и
навыки.
Низкий уровень освоения программы: обучающийся демонстрирует
слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, которая
является содержанием программы; не стремится самостоятельно применять
на практике в своей деятельности приобретенные знания умения и навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

1. Авербах, Ю. Л., Котов, А. А., Юдович, М. М. «Шахматная школа
[Текст]» Издательство: Ростов на Дону. «Феникс», 2004. -352 с.
2. Пожарский В.А.«Шахматный учебник» М.:изд.МЭИ,1996.
3. Пожарский В.А.«Шахматный учебник на практике»Ростов на Дону.
«Феникс», 2008

23

4. Давлетов Д.А. Костров В.В. «Уроки шахмат» Москва АСТ 2005.
5. Ю. Авербах, А. Котов, М. Юдович «Шахматная школа» Ростов-наДону «Феникс» 2007
6. С.Б.Губицкий, М.Г.Хануков, С.А.Шедей «Полный курс шахмат»
Москва Филио 2006
7. А.Н. Костьев«Учителю о шахматах» Москва «Просвещение» 1986 111с
8. В. Е Голенищев. «Программа подготовки юных шахматистов II разряда
[Текст]» М.: Изд. "Советская Россия", 1979. – 112с.
9. Кpогиус, H. В. «Психологическая подготовка шахматиста [Текст]» M.:
физкультура и спорт, 1996. - 624с.
10.А.Н. Костьев.«Уроки шахмат [Текст]» М.: физкультура и спорт, 1994. 208с.
11.А.С.Суэтин«Как играть дебют» Ростов-на-Дону «Феникс» 2001
12.С.Б. Шашин «Пешка – душа шахмат» Москва Физкультура и спорт
1982
13.Р.Шацкий С.Шумейко «Улыбка Каиссы» Адыгейское отделение
Краснодарского книжного издательства 1989
14.А.Н.Костьев «Шахматный кружок в школе и в пионерском лагере»
Москва Физкультура и спорт 1980
15.В.В.Смыслов «Тайны ладейного эндшпиля» Москва Астрель АСТ
Транзит книга 2003
16.В.С.Горелик «Ступеньки шахматной игры» Днепропетровск 2000
17.В.Н.Пак«100 коротких партий» Донецк «Сталкер» 2006
18.Жужа Полгар Пол Труонг «Чемпионка мира учит шахматам»Москва
АСТ Астрель 2010
19.Жужа Полгар Пол Труонг «Шахматная тактика для будущих
чемпионов» Москва АСТ Астрель 2010
20.Я. Сейраван «Шахматный учебник как играть дебют» Москва Астрель
АСТ 2003
21.Н.М. Калиниченко «Учитесь играть открытые дебюты» Москва
Астрель АСТ Владимир ВКТ 2008 367с
22.Н.М. Калиниченко «Учебник шахматных окончаний» Москва Астрель
АСТ Владимир ВКТ 2008 367с

Интернет-источники:
1. https://lichess.org/(решениезадач)
2. https://www.chess.com/ru(игры, задачи)
3. https://chessmatenok.ru/(просмотрпартий)
4. https://шахматнаяпланета.рф
5. https://metaschool.ru
Компьютерные обучающие программы
1. «Динозавры учат шахматам».
2. «Большое шахматное путешествие».

24

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

ДорофееваА.«Хочу учиться шахматам» М.:RussianChessHouse,2008.
Журавлев Н.И.«Шаг зашагом» М.: ФиС, 1986.
Зак В.Г «Пути совершенствования» М.: ФиС, 1988.
Карпов А.«Учитесь шахматам» М.:ЭГМОНТРоссияЛТД, 2003.
Кентлер А.«Шахматный букварь-раскраска».М.:ФСРМПНТС,2005.
Костенюк А.«Как научить шахматам» М.:RussianChessHouse,2008.
Костров В.«В какую силу я играю? Гамбиты»СПб.«Литера»,2001.
Костров В.«В какую силу я играю? Открытые дебюты»
СПб.«Литера»,2001.
9. Костров В. « В
какую силу я
играю? Полуоткрытые
дебюты» СПб.«Литера», 2001.
10.Сухин И.Г.«Удивительные приключения в шахматной стране» Ростовна-Дону: Феникс,2004
11.М. Юдович «Занимательные шахматы» Физкультура и спорт 1966
12.В. Зак, Я. Длуголенский «Отдать, чтобы найти» Ленинград Детская
литература 1989.
13.Ю. Авеpбах, Бейлин. «Путешествие в шахматное королевство» [Текст]
-М.: физкультура и спорт, 1978. - 288с.
14.А. В. Агафонов, «Шах и Мат [Текст] Задачи для начинающих». Казань:
Учебное издание, 1994. - 32с.
ПРИЛОЖЕНИЕ










Дидактические игры
Горизонталь. Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски (например, пешками).
Вертикаль и горизонталь. То же самое, но заполняется одна из
названных линий.
Кто быстрее и без ошибок! Соревнование на начальную расстановку
фигур с соблюдением правила: «Ферзь любит свой цвет».
Мешочек. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные
фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
Да и нет. Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей,
стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
Игра на уничтожение. Важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая
функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным
числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот,
кто побьет все фигуры противника.
Один в поле воин.Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по
фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми.

25

 Угадай-ка. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур,
дети должны догадаться, что это за фигура.
 Лабиринт. Белая фигура должна попасть в ракету, которая находится
на определенном поле шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и не перепрыгивая их.
 Перехитри часовых. Белая фигура (разведчик) должна достичь ракеты,
которая расположена на определенном поле шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и на поля, охраняемые часовыми.
Очень ответственная игра, ведь разведчика часовой может ранить или
убить (срубить).
 Кратчайший путь. За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенного поля шахматной доски, где расположена
ракета.
 Что общего? Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
детей, чем они похожи друг на друга? Чем отличаются? (цвет, форма).
 Захват контрольного поля. Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на
определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки,
находящиеся под ударом фигуры противника.
 Защита контрольного поля. Эта игра подобна предыдущей, но при
точной игре обеих сторон не имеет победителя.
 Взятие. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее побить незащищенную фигуру.
 Атака неприятельской фигуры. Белая фигура должна за один ход
напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
 Выиграй фигуру. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
 Защита. Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую
под боем.
 Рокировка. Можно ли рокировать в тех или иных положениях.
 Дай шах. Требуется объявить шах неприятельскому королю.
 Защита от шаха. Белый король должен защититься от шаха.
 Шах или не шах. Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить, стоит ли король под шахом или нет.
 Пять шахов. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах
черному королю.
 Шах или пат. Нужно определить мат или пат на шахматной доске.
 Мат или не мат. Приводится ряд положений, в которых дети должны
определить, дан ли мат черному королю.
 Мат в один ход. Требуется объявить мат черному королю.
 Защита от шаха. Найти наилучшую защиту от шаха.
 Мат в один ход. Найти мат в один ход за белых и за черных.
 Защитись от мата. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в
один ход.
 Преврати пешку. В какую фигуру должна превратиться пешка, чтобы
объявить мат, пат.

26

 Добейся ничьей. Найди ход, ведущий к ничьей.
 Добейся выигрыша. Найди ход, ведущий к выигрышу.
 Упавший король. Королю объявили мат (пат), но он свалился с доски.
Угадай, где он стоял.
 На крайнюю линию. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный
король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
 Мат в два хода. Найди мат в два хода.
 Рассчитай и выиграй. Постарайся поставить мат не позднее 7, (8, 9-го)
хода.
 Мат ладьей и королем. Задание: оттеснить короля на крайнюю линию и
поставить мат.
 Свяжи фигуру. Как связать заданную фигуру.
 Развяжи фигуру. Каким способом можно развязать фигуру.
 Напади на фигуру. Какой способ нападения на заданную фигуру можно
использовать, чтобы ее выиграть.
 Ограничение подвижности. Это разновидность "игры на уничтожение",
но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все
фигуры противника.
 В угол. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти
королем на угловое поле.
 Защити фигуру. Найти наилучший способ защитить фигуру.
 Наилучший шах. Нади такой шах, чтобы извлечь из него материальную
выгоду.
 Двойной удар. Найти двойной удар, ведущий к выигрышу материала.
 Лучший ход. Дана игровая позиция. Требуется найти наилучший ход за
белых или за черных.
 Задержи пешку. Как черным задержать движение белой пешки.
 Жертва. Пожертвуй фигуру ради выигрыша.
Примечание: Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже
такие на первый взгляд странные, как «лабиринт», где присутствуют
«заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в
доступном для детей 7 - 10 лет видя те или иные реальные ситуации, с
которыми сталкиваются шахматисты в процессе игры за шахматной доской.
При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими,
эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».