2022 Слепко А.Ф. Учись говорить правильно (pdf.io) (pdf.io)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом Совете
протокол № _1___
от «_29_» августа 2022г

УТВЕРЖДЕНО
приказ № 122
от «__29__» _08_2022г.
Сергиенко Галина
Александровна
cn=Сергиенко Галина
Александровна, o=МБУ ДО
ДДиЮ, ou=директор,
email=ddiuy@yandex.ru,
c=RU
2022.09.14 10:49:44 +03'00'

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Учись говорить правильно»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 6-11 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог
дополнительного образования
Слепко Анна Федоровна

г. Миллерово

Оглавление
№
п/п

Наименование раздела

1.
2.
3.
4.

Оглавление
Введение
Пояснительная записка
Учебно – тематический план и распределение часов.
Цель и задачи. Содержание программы и
результативность.
5. Методическое обеспечение программы
6. Формы и методы организации образовательного
процесса
7. Диагностика и контроль
8. Взаимодействие с родителями
9. Список литературы
10. Образовательные интернет ресурсы
11. Дидактический материал
12. Приложение к программе

2

№
страницы

2
3
3-5
6-10
10-13
13-16
16
17-18
18-19
19
19-20
20-22

Введение
В настоящее время неуклонно растет число детей с различными
нарушениями речевого развития. Отечественная логопедия создает наиболее
благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В
основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные
современные исследования отечественных и зарубежных авторов,
свидетельствующие
о
больших
компенсаторных
возможностях
развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов
логопедического коррекционного воздействия. И. П. Павлов, подчеркивая
чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее
неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается
неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к
лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Учись говорить правильно» направлена на работу с детьми с расстройством
речевой деятельности. Программа представляет собой систему диагностики
нарушения речи у детей и нормализации их речи средствами специального
обучения и воспитания. Логопедическое воздействие представляет собой
целенаправленный, сложно организованный педагогический процесс, в
котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционновоспитательного характера.
Вид программы – модифицированная (составлена на основе программы
«Коррекция нарушений речи», авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) уровень освоения
знаний – ознакомительный, направленность программы - социальногуманитарная.
Актуальность программы.
Практика педагога — логопеда показывает, что коррекция речевых
расстройств чрезвычайно актуальна. Актуальность программы определяется
распространенностью нарушений звукопроизношения среди детей. По
данным Социального навигатора число детей, нуждающихся в помощи
педагога-логопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений
возрастает; о том, с чем это связано и как эксперты помогают преодолеть
такие заболевания можно говорить много. Но факт остаётся фактом, число
обращений родителей у детей, которых не сформирована фразовая речь,
имеется недоразвитие лексики, нарушены фонематические процессы, а так,
же в речи присутствуют различные дефекты звукопроизношения.
В
последние годы число обращений родителей в МБУ ДО ДДиЮ увеличилось.
Нарушение у детей звукопроизношения вызывает трудности в общении с
окружающими, вызывает закомплексованность, мешает детям учиться, так
как нарушения устной речи, как правило, переносится на письмо.
Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов –
3

практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в
речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть
составляют дети 5-7 летнего возраста. Появилась необходимость в занятиях с
детьми имеющих ОНР.
Отличительной
особенностью
программы
является
её,
педагогическая целесообразность, основанная на охвате контингента
обучающихся, не посещающих логопедические группы, логопедические сады
и логопункты. Нет жесткой регламентации в работе педагога
дополнительного образования, что не ограничивает инициативу и творческий
подход к решению коррекционных, организационно-методических задач
педагога. Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании
правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью
специальной системы педагогического воздействия.
Программа дополнительного образования «Учись говорить правильно»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-з
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»;
- Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до
2030года»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 01.03.2016 № 115 «Об утверждении региональных
рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций
Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо (вместе с методическими рекомендациями) Минпросвещения
России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных
4

символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и
молодежи в образовательных организациях, а также в организациях отдыха
детей и их оздоровления»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Дома детства и юношества в новой редакции 2018г., принятом
на Собрании трудового коллектива, протокол № 1 от 10.09.2018г. и
утвержденного начальником Муниципального учреждения управления
образования Миллеровского района приказ № 566 от 06.09.2018г и другими
локальными актами образовательного учреждения.
Цель программы – создание комфортных условий для устранения речевых
дефектов у обучающихся и предупреждение возможных трудностей в
усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
Задачи программы:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов
артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
3.Подготовить речевой аппарат для правильного формирования
артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков
(шипящих, свистящих, сонорных звуков).
4. Способствовать развитию правильного, физиологического и
речевого дыхания;
5. Развивать фонематические представления и навыки.
6. Вызвать и поставить нарушенные звуки, корригировать искаженные
звуки.
7. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах,
предложениях, чисто говорках, скороговорках, связной речи.
8. Дифференцировать звуки.
9. Проводить работу по формированию у родителей информационной
готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации
полноценной речевой среды (побуждение родителей к сознательной
деятельности по речевому развитию обучающихся в семье) и организации
эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с
различными речевыми нарушениями.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей 5-7 лет с такими речевыми
нарушениями, как фонематического нарушения речи (ФНР), фонетикофонематическое нарушение речи (ФФНР).На занятия в детское объединение
набираются дети, имеющие следующие логопедические заключения:
5

фонематического нарушения
нарушение речи (ФФНР).

речи

(ФНР),

фонетико-фонематическое

Объём программы
Обучение по дополнительной программе «Учись говорить правильно»
зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, от
3 месяцев - с детьми, имеющими отдельные нарушения (ФН) звуков и 9
месяцев - с детьми, имеющими фонетико–фонематические нарушения речи
(ФФНР). В зависимости от количества нарушенных звуков, отягощенности
речевого дефекта, объем, и срок обучения увеличивается или уменьшается.
Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю по 1академическому часу (30
минут по СанПин. для дошкольников). Программа рассчитана на 72 часа в
учебный год.
Учебно–тематический план, распределение учебных часов
и содержание
№
п/п

6.

1.
2.
3.
4.
5.

6.

1.
2.

Количество
практических
часов

I.
Подготовительный этап
Первичное речевое обследование.
1
Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.
1
В мире звуков. Звуки окружающего мира.
1
Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.
1
Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
1
Артикуляционная гимнастика.
Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая
1
гимнастика.
Итого:
6
II. Формирование первичных произносительных умений и навыков
Организационное занятие. Строение артикуляционного
1
аппарата.
Звуки речи. Способы образования звуков. Профили,
4
артикуляция.
Подготовительные артикуляционные упражнения для
6
воспитания правильного произношения звука
Воспитание правильного произношения звука
8
Промежуточная аттестация обучающихся
1
Закрепление правильной артикуляции звука: автоматизация
22
его в прямом слоге и начале слова, середине слова, в
закрытом слоге, в сочетании с согласными, в
словосочетаниях и предложениях.
Дифференциация звуков в слогах, в словах, в предложениях.
10
Свистящие звуки С,Сь,З,Зь,Ц
Шипящие звуки Ш, Ж, Ч,Щ.
Сонорные звуки Л,Ль, Р, Рь

1.
2.
3.
4.
5.

Модули

Итого:
III.
Этап коммуникативных умений и навыков
Закрепление правильной артикуляции звука и автоматизация его в
связной речи.
Итоговая аттестация обучающихся.
Итого:
6

52
13
1
14

Всего за учебный год:

72

Содержание
Содержание логопедических занятий с обучающимися, имеющими
заключение: ФНР, ФФНР.
I этап: Подготовительный-6 часов.
I.1. Проводится первичное обследование речи.
I.2. Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.
 развитие общих речевых навыков;
 знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание;
 знакомство с понятием темп речи;
 знакомство с понятием интонационная выразительность;
 знакомство с Правилами речи.
I.3. В мире звуков. Звуки окружающего мира.
 развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать;
 развитие умения различать звуки окружающего мира.
I.4. Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.
Нормализация звуковой стороны речи.
 развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи.
I.5. Ознакомление
с
органами
артикуляционного
аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
 знакомство со строением артикуляционного аппарата;
 отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики.
I.6. Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая
гимнастика.
 тренировка плавного выдоха. Развитие силы и длительности выдоха;
 дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха;
 знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция
голоса (высота);
 знакомство с понятием сила голоса (тише, громче).
Цель:
развитие
и
совершенствование
сенсомоторных
функций,
психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Первичное речевое обследование проводится по следующей форме речевой
карты. /Приложение №1/
II этап: Формирование первичных
произносительных умений и
навыков – 52 часа.
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
2.1. Организационное занятие. Строение артикуляционного
аппарата.
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом
аппарате и познакомить с органами артикуляции.
2.2. Звуки речи. Способы образования звуков. Профили, артикуляция.
7

Оборудование: графическое изображение или муляж органов речи.
Цель. Научить различать неречевые и речевые звуки, познакомить со
строением речевого аппарата, провести наблюдение за деятельностью
речевого аппарата.
2.3. Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания
правильного произношения звука.
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звука.
Подготовительные упражнения, статические:«Желобок», «Заборчик»,
«Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка».
Подготовительные упражнения, динамические:«Футбол»,«Фокус».
Для свистящих:«Желобок»,«Заборчик»,«Лопатка»,«Улыбка», «Фокус»,
«Футбол»,«Щёточка»
Для
шипящих:«Вкусное
варенье»,
«Грибок»,
«Погреем
руки»,
«Трубочка»,«Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик».
Для Р, Рь: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», Индюк»,
«Лошадка», «Маляр», «Пулемёт».
Для Л, Ль:«Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка», «Парус».
2.4.Воспитание правильного произношения звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого
звука. Проводится по подражанию, механическим способом или смешанным.
Проводится на основе подражания звукам окружающего мира (змея шипит,
жук жужжит), с помощью специальных приёмов(от «р», от «т», от «с»).
Постановка звуков в такой последовательности:
1. Свистящие С, З, Ц, С`,З`;
2. Шипящий Ш, Ж, Ч, Щ;
«С»- по подражанию, от сохранной фонемы от звука ть- произносить ть
длительно как бы дуя на язык или механическим воздействием при
произнесении звука «ть» надавливать зондом на серединку языка, образуя
желобок.
«Ш»- а) по подражанию со зрительным и слуховым контролем; б) с помощью
специальных приемов: от Т-Т-Т с сильным придыханием и зондом под
языком; от С-С-С с зондом под языком.
3. Соноры Л, Л';
4.СонорыР, Р`;
«Л» - по подражанию перед зеркалом (слуховое, зрительное и
кинестетическое ощущение тёплой струи) или с механической помощью.
«Р»- вызывается звук на основе подражания логопеду: выдувание струи
прерывисто выдыхаемого воздуха, или с помощью специальных приёмов ( от
«ж», от «т», от «д»), так же с механической помощью.
2.5.Закрепление правильной артикуляции звука: автоматизация
его в прямом слоге и начале слова, середине слова, в закрытом слоге, в
сочетании с согласными, в словосочетаниях и предложениях.
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи
детей.
8

Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в
последнюю очередь – в слогах со стечением согласных:
- в слогах:
по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в
подгруппе:
С, З, Ш, Ж, С, З, автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в
обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;
Ц, Ч, Щ, наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со
стечением согласных;
«Ш» - автоматизируется вначале в прямых слогах: ша, шо, шу…, затем в
обратных: аш, ош, уш…, в последнюю очередь – в слогах со стечением
согласных: шла, шно, шме …..
Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в
последнюю очередь – в слогах со стечением согласных
Р, Р можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию.
«Л» - автоматизируется вначале в обратных слогах: ал, ол, ул…, затем в
прямых : ла, ло, лу…, в последнюю очередь – в слогах со стечением
согласных: плу,гла,плы …..
«Р» - автоматизируются вначале в прямых слогах: ра, ро, ру…, затем в
обратных: ар, ор, ур…, в последнюю очередь – в слогах со стечением
согласных: пра, тро, пру …
- в словах:
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом.
- в предложениях:
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в
отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,
чистоговорки, стишки с данным словом.
2.6.Дифференциация звуков в слогах, в словах, в предложениях
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и
звучанию.
1. С-З, С-С, С- Ц,С-Ш;
2. Ж-З, Ж-Ш;
3. Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;
4. Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;
5. Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л.
Цель: развитие умения различать данный звук со сходным:
1. по твердости - мягкости;
2. по звонкости - глухости;
3. по месту образования;
4. по способу образования.
III этап: Этап коммуникативных умений и навыков - 14 часов.
9

III.1. Закрепление правильной артикуляции звука и автоматизация его в
связной речи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие
внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой
моторики. Развитие мышления.
3. Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах,
поговорках, загадках, потешках, стихах.
4. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по
картинке, по серии картинок и т.д.
5. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх,
экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности обучающихся.
6. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
7. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
Предполагаемый результат.
Предполагается что, по окончании обучения по программе «Учись
говорить правильно» обучающиеся смогут:
 правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
 отрабатывать упражнения общей артикуляционной гимнастики;
 дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох;
 четко дифференцировать звуки;
 подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
 контролировать собственное звукопроизношение;
 уметь полно отвечать на вопросы педагога;
 составлять небольшой рассказ по картине и из личного опыта;
 употреблять в речи сложные формы предложений.
То есть, обучающийся хорошо овладеет устной речью, сможет
выражать свои мысли и желания, будет, проявляет инициативу в общении,
сумеет задать вопросы, делать умозаключения. Научится пересказывать
сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных
картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные
навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование
предпосылок грамотности.
Методическое обеспечение программы
Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс, неразрывно
связанный со становлением ведущих видов деятельности ребенка:
предметной,
игровой,
учебно-игровой,
учебно-познавательной
(Л.С.Выготский). Для нормального развития речи ребенка необходима
совокупность различных предпосылок, таких как, психологической,
анатомической, физиологической, социального характера.
А именно
сформированности высших психических функций (внимания, памяти,
мышления, восприятия, воображения и т.д.), сохранности анатомо10

физиологического строения центральных и периферических отделов
речевого аппарата, нормальные условия развития и воспитания ребенка в
семье и социуме.
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) - расстройство речи,
проявляющееся в нарушениях звукопроизношения, связанное либо с
анатомическими
дефектами
артикуляторного
аппарата,
либо
с
неблагоприятными условиями развития речи, либо с нарушениями
фонематического восприятия или движений артикуляторных органов при
сохранном слухе.
При ФНР нарушается произношение лишь согласных звуков и, как
правило, сложных по артикуляции.
Звукопроизношение характеризуется нарушением не более двух групп
звуков. Чаще всего нарушаются свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары);
Ц, шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ; сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие
пары).
Внешне дефекты звукопроизношения могут быть выражены в одном из
следующих вариантах:
 отсутствие звука лапа – апа;
 замена одного звука другим лапа – япа – ляпа – гапа;
 смешение звуков (проявляется в том, что один и тот же звук может
одновременно иметь несколько звуков-заменителей, т.е. смешиваться с
другими) япа, маляко;
 искаженное произнесение звуков (такое, которое не соответствует
языковым нормам родного языка, например, картавость).
Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной
моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с
недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звуко-слоговая
структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном
сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексикограмматическом развитии.
Существует классификация речевых нарушений. Согласно ей дефекты
речи бывают: фонетические, фонетико-фонематическиеи общее недоразвитие
речи.
Для детей с ФНР характерно неустойчивое внимание, отвлекаемость,
низкая познавательная активность. Объем памяти может быть сужен по
сравнению с нормой, при этом ребенку понадобится больше времени и
повторов, чтобы запомнить заданный материал. Отмечаются особенности в
протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием нагляднообразного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных
понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может
быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и
восприятие учебного материала, выполнение заданий с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с ФНР
является необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки
11

звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению
письма и чтения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи это нарушение
процессов формирования произношения у детей с различными речевыми
расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с
ФФНР - это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустикофонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной
сформированности фонематического восприятия невозможно становление
его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ это операция
мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных
звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием
нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность
процессов формирования артикулирования и восприятия звуков,
отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития
фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом.
Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько
состояний:
 трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
 при сформированной артикуляции не различение звуков,
относящихся к разным фонетическим группам;
 невозможность определить наличие и последовательность звуков в
слове.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
 недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е.
один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более
звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук
«ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо
«шапка»;
 замена одних звуков другими, имеющими более простую
артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа
свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р»
заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба»
вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
 смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков
в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки
правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или
акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить
звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо
«столяр строгает доску» говорит: «старялстлагаетдошку»;
 другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» —
зубной, боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР
нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением
согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР
12

указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.
Несформированность фонематического восприятия выражается в:
 нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
 неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и
синтеза;
 затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение
высших психических процессов:
 внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и
иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное
внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном
предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
 объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом
ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить
заданный материал;
 отмечаются особенности в протекании мыслительных операций:
наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут
затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений.
Скорость протекания мыслительных операций может быть
несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и
восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности,
дети с ФФНР в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
 поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
 могут возникать трудности в овладении учебными видами
деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них
сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
 возможны затруднения в запоминании инструкций педагога,
особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих
поэтапного и последовательного выполнения;
 в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного
характера.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
 развитие
артикуляционного
праксиса
посредством
артикуляционной гимнастики;
 нормализация речевого дыхания посредством дыхательных
упражнений;
 уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в
различных звукослоговых сочетаниях;
 вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция
искаженных звуков;
 этап автоматизации звуков или дифференциация их случаях
смешения или замены одного звука другим.
Формы и методы.
Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная.
13

Основная форма организации образовательного процесса – занятие.
Форма проведения занятия - игровая. Педагогический замысел каждого
игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих,
образовательных и воспитательных задач.
Программа «Учись говорить правильно» опирается на следующие методы:
 практические;
 наглядные,
 репродуктивные,
 продуктивные,
 словесные.
Выбор и использование того или иного метода определяется
характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами
коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными,
индивидуально - психологическими особенностями ребёнка. На каждом из
этапов логопедической работы эффективность овладения правильными
речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так,
для этапа постановки звука характерно преимущественно использование
практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной
речи, широко используется беседа, пересказ, рассказ.
К практическим методам логопедического воздействия относятся
упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное
повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В
логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и
голосовых расстройств. Так, в результате систематического выполнения
упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного
его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его
изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются
правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях,
связной речи.
В логопедической работе большое место занимают упражнения
практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные,
развивающие общую моторику, ручную моторику). На начальных этапах
усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мере
усвоения способа действий, наглядный показ всё более «свёртывается»
заменяется словесным обозначением. В логопедической работе широко
используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения
слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношений.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний,
умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от
применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств
обучения. Использование таких средств и пособий способствует уточнению и
расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности,
создаёт эмоционально благоприятный фон для проведения логопедических
занятий.
14

Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной
способности детей, формировании навыков четкого произношения звукослоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль особенно
велика в формировании первоначальных навыков произношения звуков,
коррекции нарушения голоса.
Продуктивные методы более широко используются при построении
связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях.
Словесные методы: показ образца пояснение, объяснение,
педагогическая оценка. Например, при постановке звука наряду с показом
логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает
внимание на положение губ, языка сопровождает показ объяснением.
Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая
оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она
способствует совершенствованию качества коррекционного процесса,
стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию
самоконтроля и самооценки.
Принципы обучения и воспитания
Содержание программы опирается на принципы обучения и
воспитания детей с нарушениями речи:
Принцип последовательности реализуется в логическом построении
процесса обучения «от простого к сложному», от известного к неизвестному.
В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются три
последовательных этапа: подготовительный, формирование первичных
произносительных умений и навыков, этап коммуникативных умений и
навыков, которые согласуются с содержанием педагогического воздействия
по всем разделам программы. На подготовительном этапе формируются
общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности
(слуховое, зрительное восприятие, внимание и пр.) На этапе формирования
первичных произносительных умений и навыков, и этапе формирования
коммуникативных умений и навыков, предусматривается формирование
специфических механизмов речевой деятельности в соответствии
образовательными задачами по другим направлениям коррекционноразвивающего процесса(произношение, лексика, грамматический строй и
пр.).
Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном
обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем
речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности.
Принцип коммуникативности заключается в уподоблении процесса
обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает
использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию
активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы,
внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий,
предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом
которой является коммуникация.
15

Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в
соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка,
программными требованиями обучения и воспитания.
Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида
индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная
индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства
личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера,
статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание
свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной
индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях
различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций,
участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также
аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний,
воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс
коррекционно-развивающего обучения.
Этапы обучения
Реализация программы проводится поэтапно.
1.
Подготовительный,
2.
Формирование первичных произносительных умений и навыков
3.
Этап коммуникативных умений и навыков
В случаях замены одного звука другим или смешения их - добавляется
этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы,
но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость,
целенаправленность, самоконтроль, то есть все то, что помогает ребенку в
дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует
продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе
одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала
предыдущего этапа.

Диагностика и контроль
Определение эффективности занятий по программе дополнительного
образования «Учись говорить правильно» связано с диагностикой.
Зачисление обучающихся происходит по результатам первичного речевого
обследования, которое в индивидуальной форме проводит педагоглогопед/Приложение №1/.Все данные обследования заносятся в речевую
карту. По итогам обследования выносится логопедическое заключение. На
занятия в детское объединение «Учись говорить правильно» отбираются
дети, имеющие следующие логопедические заключения: Фонематического
нарушения речи (ФНР), Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
16

Очень часто обучающиеся нуждаются в консультации педагогапсихолога, так как недостаточность речевого развития сочетается с
несформированностью высших психических функций, с дезадаптирующей
тревожностью, а так же может вызывать снижение учебной мотивации, и
самоконтроля.
Одним из видов контроля является аттестация обучающихся.
Промежуточная аттестация: позволяет выделить детей, которые
нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо
скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Итоговая
аттестация
обучающихся
помогает
определить
обучающихся которые полностью преодолели речевые дефекты и готовы к
отчислению из объединения.
Аттестация проводится в форме опроса, сравниваются приобретенные
произносительные навыки с первоначальными навыками, отраженными в
речевой карте. Обучаемому предлагается картинный материал. В названиях
картинок должны быть исследуемые звуки. По итогу опроса делается вывод
об уровне достижения обучающимися планируемых результатов освоения
программы. Положение об аттестации обучающихся в МБУ ДО ДДиЮ
указываются следующие уровни:
высокий – обучающийся показывает полное овладение навыками
предусмотренными в программе на текущий момент;
средний - обучающийся показывает не полное овладение навыками на
данный момент, но до окончания обучения еще есть возможность
коррекционных действий;
низкий уровень показывают обучающиеся, которые имеют тяжелые
речевые нарушения и за данный период времени еще не успели
компенсировать нарушения. С такими детьми рекомендуется продолжать
занятия.
Данные обследований должны отражать динамику становления
основных (ключевых) характеристик, которые развиваются у детей на
протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику
развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она
неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать
общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и
образовательных воздействий педагога на разных ступенях образовательного
процесса, а также выделить направления развития, в которых обучающийся
нуждается в помощи.
Таким образом, создается система коррекционно-развивающей работы
с обучающимися, что позволяет устранить имеющиеся недостатки, как в
речевом, так и в общем развитии гораздо успешнее.
Обучение по программе «Учись говорить правильно» по преодолению
речевых
нарушений
завершается
логопедическим
обследованием
(мониторингом).
Взаимодействие с родителями
17

Немаловажную роль в успешности обучения по программе играет
привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему
методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной
и письменной форме по окончании каждого занятия. Рекомендации
родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того,
чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так
и в общем развитии.
Поэтому в течении обучения в детском объединении родителям
обучающихся, рекомендуется обратиться за консультацией к педагогупсихологу. Это необходимо для того что бы, иметь общую картину развития
ребенка, и далее посещать коррекционно-развивающие занятия психолога,
которые направлены на совершенствование и развитие познавательных
процессов, двигательной, зрительно-пространственной, слухоречевой
функций, формирование эмоционально-личностных особенностей поведения.
Список литературы для педагога
1.
Т.Б. Филичева,Г.В. Чиркина. Программа дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
«Коррекция нарушений речи».
2.
Безруких М.М., Учимся рассказывать по картинкам. 2008г.
3.
Буденная Т.В.Логопедическая гимнастика. 2008г.
4.
Волкова Л.С. и др. Логопедия М., Просвещение, Владос,1995 г.
5.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда 2013г.
6.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Кремененко М.И. Индивидуальноподгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для
логопедов.- М- Издательство Гном и Д. 2015г.
7.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей.
Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
8.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков
Н,Т,Д. Дидактический материал для логопедов 2015г
9.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Коррекция произношения звука
[Й]. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего школьного
возраста. Гном 2014
10. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков
[Г] [ГЬ], [К] [КЬ], [Х] [ХЬ]. Дидактический материал для логопедов. Гном
2014г.
11. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Различаем
парные твердые - мягкие согласные. Фонематические и лексикограмматические упражнения с детьми 6-8 лет. Гном 2014.
12. Комарова Л.А. Автоматизация Звука С, Сь, Ц, Ш, Ж, Ш Ч, Л, Ль, Р, Рь.
В игровых упражнениях. Альбом дошкольника. Комплект из 10 альбомов.
2017г.
13. Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка.
Ростов на Дону Феникс 2021г.
18

14. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное
руководство. ЛогоЭйдос 2017г.
15. Ткаченко Т.А Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. – Гном 2001г.
16. Ткаченко Т.А Фонетические рассказы с картинками 6 комплектов.
АРКТИ 2004г.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с
фонетико- фонематическим недоразвитием. М., Просвещение,1993 г.
18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Формирование звукопроизношения у
дошкольников М., Просвещение,1993 г.
19. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: системный метод
устранения нарушений. 2013г.
Образовательные интернет ресурсы для педагога
1. Популярная логопедия - https://youtu.be/LVGRe62CflA
2. Болтушка логопед - https://www.youtube.com/user/boltuska
Рекомендованная литература для обучающихся и родителей
1.
Азова Е.А., О.О. Чернова. Домашняя логопедическая тетрадь «Учим
звуки», комплект из 8 тетрадей. Сфера 2015г.
2.
Громова О.Е. Логопедическое лото. 6 частей Сфера 2015г.
3.
Жихарева Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с
детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2014.
4.
Косинова Е.М. Тетрадь по грамматике. Комплект из 4 тетрадей. Сфера
2018г.
5.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика. Три выпуска. Корона.
Век 2015г.
6.
Позднякова Л.А. Учимся различать звуки, которые дети часто путают.
Два выпуска. Литера 2018г.
7.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2001г.
8.
Логопед для Вас - https://youtube.com/playlist?list=PLyOHcYLG
cC1u1steIaFshoK5__-_1M310
Дидактический материал
Наглядно-демонстрационный материал представлен пособиями по разделам:
I.
Дидактический материал для логопедического обследования.
1.Логопедический альбом и папка для обследования всех сторон речи:
-звукопроизношения;
-фонематического восприятия;
-грамматического строя речи;
-словарного запаса;
- связной речи;
II.
Дидактический материал на звукопроизношение, и для постановки
звуков:
19

1. Для дыхательной и артикуляционной гимнастики: картотеки, фотографии
икартинки-символы
для
обучения
артикуляционной
гимнастики,
артикуляционная игрушка.
2.Для автоматизации звуков: карточки со словами и слогами, стихи,
чистоговорки, наборы предметных картинок по всем группам звуков;
альбомы, С.В.Коноваленко, Л.А. Комаровой, скороговорки, считалки и т.п..
3. Дифференциация звуков: карточки, альбомы, дидактические игры,
словесные игры, настольные игры, логопедическое лото, картинки и т.п.
III. Дидактический материал на лексику:
1. Грамматические тетради Е.М. Косиновой и О.А. Новиковской.
IV. Связная речь: картинки предметные, картины сюжетные, игры,
серии картин, альбомы. Т.А. Ткаченко.
Приложение № 1

Речевая карта (обследование ребенка 5-7 лет)
Ф.И. О. ребенка
_____________________________________________________________________________
дата рождения___________________ место обучения________________________________
Слух________________________________зрение___________________________________
Состояние артикуляционного аппарата:
- Губы (норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, вывернутые)др.____________
- Зубы (норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, адентия)др.______________________
- Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой)др._______________
- Твердое небо (норма, высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое)др.___________
- Мягкое небо (норма, укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается не
достаточно, не сокращается)др.__________________________________________________
- Язык (норма, массивный, маленький, укороченный, тонкий, толстый)др.______________
- Подъязычная уздечка(норма, укороченная, короткая, не эластичная)др._______________
- Саливация (нормальная, повышенная)др._________________________________________
- Подвижность речевого аппарата(норма, нарушена плавность и четкость переключения
движений, апраксия)др._________________________________________________________
- Состояние мимической мускулатуры (норма, лицо амимично)др._____________________
Звукопроизносительная сторона речи:
- Общее звучание (норма, произношение звуков смазанное, слаболабилизованное,
назализованное)др.____________________________________________________________
- Голос (норма, тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусноватый)________________
- Темп (норма, убыстренный, замедленный)др._____________________________________
- Плавность (норма, запинки, заикание)др._________________________________________
- Сила (норма, сильный, слабый, затухающий)______________________________________
- Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неровное) др.___________________
- Состояние звукопроизношение (норма, искажения – И, пропуски = 0, замены =
какой звук, смешения - /)
С

С
¢

З

З
¢

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л
¢

Р

Р
¢

20

Б

П

Т

Д

К

Г

К

Х

В

Ф

М

Н

Звукослоговая структура слов: простых ______многосложных _________со стеч._________
пуговицы ____________________________ карандаши_______________________________
сковорода ____________________________ матрешки _______________________________
аквариум ___________________________ фотоаппарат ______________________________
Шапка и шубка — вот и весь мишутка.____________________________________________
Оса боса и без пояса.___________________________________________________________
Любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша. __________________________________
У Лары красный шар и голубой шарф _____________________________________________
Фонематическая сторона речи:
- Фонематическое восприятие (норма, нарушено незначительно, нарушено грубо)_______
- Фонематический анализ (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо)_____________
- Фонематический синтез (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо) ____________
- Фонематические представления (норма, нарушены незначительно, нарушены грубо)____
Повторение серии слогов и слов:
РА-ЛА-РА ____________________________ША-ША-СА ____________________________
СА-ЗА-ЗА ____________________________БА-ПА-БА _____________________________
ТА-ДА-ТА ____________________________ДЭ-ДЭ-ДЕ ______________________________
КА-ГА-КА ____________________________ТЕ-ДЭ-ТЭ ______________________________
ВЭ-ФЭ-ФЕ _________________________ ___ЛЭ-ВЭ-ЛЭ _____________________________
кот-год-кот ____________________________том-ком-гном ___________________________
том-дом-ком___________________________ мак-бак-так ___________________________
Импрессивная речь:
Пассивный словарь (соответствует возрасту, ниже возрастных норм, в пределах обихода,
нулевой уровень)_______________________________________________________________
Экспрессивная речь:
Словарный запас (соответствует возрасту, ниже возрастных норм, в пределах обихода,
отсутствие вербальной речи)др.__________________________________________________
Лексико-грамматический строй речи:
Сущ.
Сущ.
Р. п.
Р. п.
Употребление
ед.ч.
мн. ч.
мн. ч.
ед.ч.
предлогов
Стол
В
За
Окно
На
У
Лоб
Под
Над
Ухо
К
От
Стул
Между
Около
Ведро
Из-за
Из-под
Словообразование
Существительные
Антонимы
с уменьшительно-ласкательным
значением
Дверь
Мягкий
Гнездо
Далекий
Река
Старый
Утюг
Острый
21

Палец

Узкий

Относительные
прилагательные
Стул из дерева
Стакан из стекла
Сумка из кожи
Дом из кирпича
Пакет из бумаги

Притяжательные
прилагательные
Нос лисы. Чей?
Ухо собаки. Чье?
Лапа медведя. Чья?
Пальто мамы. Чье?
Ботинки папы. Чьи?

Связная речь:
Пересказ (С, В, Н1) ____________________________________________________________
Рассказ по серии сюжетных картин (С, В, Н) Рассказ по картине (С, В, Н)
Ведущая рука (правша, левша, амбидекстр, латерализация не сформирована)др._______
Особенности общего и речевого поведения (общительный, замкнутый)др.____________
Заключение:__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата начала занятий ___________________
Результаты коррекционных занятий, рекомендации на дальнейший период_________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата окончания занятий, причина ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подпись педагога__________________

/________________________________/
расшифровка подписи

1

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».