2022 Ахтырская Г.В. Созвездие талантов (pdf.io) (pdf.io)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом Совете
Протокол № _1_
от « 29 » 08 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом № _122
от «_29__» _08_ 2022г.
Сергиенко Галина
Александровна
cn=Сергиенко Галина
Александровна, o=МБУ ДО
ДДиЮ, ou=директор,
email=ddiuy@yandex.ru,
c=RU
2022.09.23 14:30:06 +03'00'

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Созвездие талантов»
Направленность программы: художественная
Возраст обучающихся: 6-17 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель:
педагог
дополнительного образования
Ахтырская Галина Витальевна
г. Миллерово

2

Оглавление
№

Раздел

Страница

1.

Введение

2.

Пояснительная записка

3-5

3.

Цель и задачи

6-7

4.

Формы, методы, принципы обучения

7-8

5.

9-11

8.

Учебно-тематический план, распределение учебных часов и
прогнозируемый результат. 1-й год обучения
Учебно-тематический план, распределение учебных часов и
прогнозируемый результат. 2-й год обучения
Учебно-тематический план, распределение учебных часов и
прогнозируемый результат. 3-й год обучения
Планируемый результат за курс обучения

9.

Диагностика, контроль, мониторинг

10.

Рекомендуемый репертуар

11.

Литература

12.

Интернет ресурсы

6.
7.

3

11-14
14-17
17-18
18-19
19
19-20
21

3

Введение
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию
ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и
фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры.
Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской
творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных
свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое
доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если
учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что
упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной
жизни. Приобщение к искусству—процесс длительный и многогранный.
Необходима систематическая и целенаправленная творческая работа.
Театр - искусство коллективное. Спектакль - результат творческих усилий
коллектива. Театральные занятия воспитывают у детей такие ценные качества,
как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы
и товарищества, требовательность к себе и другим. Занятия театральным
искусством это не только удовлетворение, но и труд, связанный с
необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Созвездие
талантов» реализуется в рамках художественного направления. Развитие
творческой личности, её самостоятельности и инициативности - одна из
актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей
решения задачи — приобщение детей к искусству.
Программа составлялась с учётом следующей нормативной базы:
 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся;
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-з
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»;
 Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
 Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до
2030года»;
 Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении

4










изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г);
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 01.03.2016 № 115 «Об утверждении региональных
рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций
Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо (вместе с методическими рекомендациями) Минпросвещения
России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных
символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и
молодежи в образовательных организациях, а также в организациях отдыха
детей и их оздоровления»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Дома детства и юношества в новой редакции 2018г., принятом
на Собрании трудового коллектива, протокол № 1 от 10.09.2018г. и
утвержденного начальником Муниципального учреждения управления
образования Миллеровского района приказ № 566 от 06.09.2018г и другими
локальными актами образовательного учреждения.

Программа «Созвездие талантов» содержит в себе элементы этики, эстетики,
риторики, пластики, музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое,
объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством,
музыкой. Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной
спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего
развития их способностей.
Занятия по программе «Созвездие талантов» требуют от участников
вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки,
композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Это
способствует формированию у обучающихся адекватных идейно-эстетических
оценок, доступных их пониманию.
Обеспечение связи с семьей очень важная проблема, которая решается в процессе
реализации этой программы. Родители, становясь зрителями, открывают для себя
своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.
Программа не замыкается в рамках занятий, а способствует оживлению
работы с опорой на самостоятельное творчество обучающихся. Основной
принцип реализации программы — дифференциация воспитательнообразовательного процесса. При сохранении преимущественно коллективных
форм организации процесса обучения,
программа предусматривает учет
индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого ребенка.
Программа «Созвездие талантов» способствует развитию и совершенствованию

5

основных психических процессов ребенка, наблюдательности,
мышечной свободы, смелости публичного выступления.

фантазии,

Вид. Направленность. Уровень.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Созвездие
талантов» по виду является модифицированной, так как составлена на основе
авторской программы «Театр, где играют дети» Бодруновой Е.И., имеет
художественную направленность, уровень освоения знаний – базовый.
Адресат и объём программы.
Программа «Созвездие талантов» ориентирована на детей младшего, среднего и
старшего школьного возраста, рассчитана на 3 года обучения. Состав групп
обучающихся по возрасту и гендерному типу – смешанный, кроме групп первого
года обучения, эти группы - одновозрастные.
Занятия проводятся:
Год обучения,
возраст
обучающихся
1-й,
младший возраст
2-й,
младший и
средний возраст
3-й год и более,
средний и
старший

Количество
обучающихся
в группе

Длительность
занятия,
академических
часов

Количество
занятий в
неделю

Количество
часов в учебном
году

15

2 часа

2

144

12-15

2 часа

2

144

12-15

2 часа

3

216

Новизна программы
В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного)
изменены концептуальные подходы и методологические установки к
образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и
неэффективности:
• смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на
социализацию личности средствами современных знаний и технологий по
направлению деятельности;
• изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с
учетом интеграции общего и дополнительного образования;
• подход к обучению формирует устойчивую мотивацию к познанию,
активизирует творческую деятельность, способствует успешной социализации
обучающегося.
Актуальность программы
Занятия театральным искусством очень органичны для детей разного возраста,
так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности.
Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие

6

фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления,
культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций
способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и
подростков.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета;
интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет
обучающимся, в процессе реализации данной
программы, одновременно
получать комплексные знания, развивать синтетические способности и
совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции,
театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали, просмотры
видео спектаклей). Такой комплексно-целевой подход к обучению формирует
устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность,
способствует успешной социализации. Программа составлена с учетом гибкой и
мобильной специфики дополнительного образования.
2. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею
творческого развития каждого ребенка.
3. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля
общения позволяет создать личностно-значимый для каждого ребенка
индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
4. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием
здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению
физического и социального здоровьяобучающихся.
5. Усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения
комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство,
сценическая речь, сценическое движение, грим.
6. Изменены подходы к реализации программы - поэтапно с учетом возрастных
особенностей обучающихся.
7. Внедрены инновационные технологии и эффективные методические
разработки адаптивная технология системы обучения А. С. Границкой,
педагогики сотрудничества В. А. Караковского, диалог культур М. Бахтина - В.
Библера и методики создания коллектива А.С. Макаренко, коллективной
творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова.
Педагогическая целесообразность программы
Реализация программы «Созвездие талантов» позволяет включить механизм
воспитания каждого участника коллектива и достичь комфортных условий для
творческой самореализации. Программа предоставляет возможность, помимо
получения базовых знаний, эффективно готовить обучающихся к получению
социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде,
позитивному самоопределению.
Форма обучения.
По Федеральному Закону РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» обучение по общеобразовательным, общеразвивающим
программам дополнительного образования проводятся в:

7

- очной;
- очно/заочной;
- электронной, с применением дистанционных форм.
Цель программы: Создание условий для развития творчески активной
личности средствами театральной деятельности. Формировать опыт социальных
навыков поведения.
Задачи программы:

Воспитательные

Развивающие

Образовательные

Задачи
первый
Обучающиеся:
- узнают, что такое театр,
словарь театральных
терминов;
- познакомятся с элементами
сценической грамоты;
- научатся пользоваться
речевым аппаратом;
- научатся работать над
ролью;
- научатся актерской
выразительности: жест,
мимика, пантомима;
-научатся понимать и
применять учебную задачу,
сформулированную
педагогом.
- развитие интереса к
специальным знаниям по
истории театрального
искусства;
- развитие воображения,
фантазии, пластики;
- расширение, обогащение
художественного кругозора;
- развивать умение предлагать
помощь и сотрудничество.
- формирование детского
коллектива;
- воспитание трудолюбия,
чувства коллективности,
взаимозависимости, опыта
партнерства.

Год обучения
второй
Обучающиеся:
- освоят технику актер
ского мастерства;
- научатся навыкам
партнерского общения;
- смогут работать над
парными и мелкогруп
повыми этюдами;
- научатся ориенти
роваться на игровой
площадке (сцене);
- научатся сочинять
игровые этюды по
сказкам.

третий
Обучающиеся:
- четко и выразитель
но говорить;
- совершенствование
навыков сценического
движения;
- совершенствование
навыков сценической
речи;
- работа с реквизитами и
микрофоном;
- осознанная работа в
команде с полной
ответственностью за
качество собственной
деятельности.

- развитие выразитель
ности речи;
- развитие воображения;
- развитие коммуника
тивных навыков;
- развитие обратного,
ассоциативного
мышления.

- совершенствование
профессионального
актерского мастерства;
-активного, деятельно
го отношения к окружаю
щей действительности;
- художественного и
эстетического вкуса,
творческого воображения.

- формировать умение
слушать собеседника,
договариваться о
распределении ролей и
функций, приходить к
общему мнению.

- воспитание эмоциональ
ной культуры личности;
- формирование
нравственных качеств
личности, коррекция
личностного развития,
толерантность;
- формирование волевых
качеств личности:
(доброжелательность,
трудолюбие, уважение к
своему творчеству и
творчеству других).

8

Формы организации образовательного процесса.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий,
повышает интерес обучающихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий:
• групповые занятия (теоретические и практические, игровые, занятиепутешествие, экскурсии);
• малые группы (соревнования, конкурсы);
• индивидуальные.
Формы подведения итогов:
• отчетный концерт;
• открытое занятие;
• творческий показ;
• занятие - зачёт.
Методы обучения.
При реализации программы «Созвездие талантов» используются как
традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
• репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
• объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том
числе показ видеофильмов);
• проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
• поисковый (обучающиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод);
• эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);
• методы развивающего обучения;
• метод взаимообучения;
• метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных,
вытекающих одно из другого упражнений);
• метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное
увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и
сценической речи);
• метод игрового содержания;
• метод импровизации.
В основу данной программы положены следующие педагогические
принципы:
• принцип увлекательности;
• принцип самоценности личности;
• принцип креативности;
• принцип гуманизации;
• принцип
природосообразности,
культуросообразности
и
здоровьесбережения;
Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к
образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном
объеме и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:

9

• дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
• демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и
ребенка;
• достижение заданных результатов на разных уровнях позволит
интенсифицировать получение качественных результатов юных
актёров.
Учебно-тематический план и распределение учебных
часов в группах первого года обучения.
№
п/
п
I.

Название раздела, темы

Количество часов
Практика Теория
Всего

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
Правила для обучающихся Дома детства и юношества.
Репертуарный план.
II. Актёрское мастерство
2.1 Сценическое внимание
2.2 Фантазия и воображение
2.3 Раскрепощение мышц
2.4 Сценическое общение
2.5 Эмоциональная память
2.6 Предлагаемые обстоятельства
2.7 Сценическое событие
2.8 Действия с воображаемыми предметами
2.9 Этюд — сценическое произведение с одним событием
III. Сценическая речь
3.1 Техника речи и её значение
3.2 Дикция
3.3 Понятие об интонировании
3.4 Тембрирование
3.5 Совмещение речи и движения
3.5 Сила звука и эмоциональная выразительность
IV. Сценическое движение
4.1 «Фехтование»
4.2 Этюды на пластическую выразительность
4.3 «Хаотичное» движение в пространстве
4.4 Движение в «рапиде»
V. История театра
5.1 Скоморошье царство
5.2 Театральные профессии
5.3 Кукольный театр
5.4 Виды и системы кукол в кукольном театре
VI. Открытое отчетное занятие
Итого

1

1

2

68
12
8
10
16
3
12
2
2
3
26,5
8
10
4
1
2
1,5
9,5
2
3
3
1,5

21
3
2
2
6
1
3
2
2

89
15
10
12
22
4
15
4
4
3
35
10
12
5
2
4
2
12
2
4
4
2
4
1
1
1
1
2
144

2
107

8,5
2
2
1
1
2
0,5
2,5
1
1
0,5
4
1
1
1
1
37

Содержание
І. Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с обучающимися.
Начальная диагностика.

10

II. Актерское мастерство.
Тема 1.Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и
на сцене. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки
сценического внимания.
Тема 2.Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для
создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где
обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные
превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и
смоделировать жизненные ситуации.
Тема 3.Раскрепощение мышц. Ряд упражнений помогает снять физиологический
зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров
— новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению
упражнения с воображаемыми предметами.
Тема4.Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене
«глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие
партнеров.
Тема5.Эмоциональная память. Память присуща всем людям. Лишь необходимо в
процессе этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной
жизненной ситуации.
Тема 6. Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятель
ства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации, например вы
человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации
«холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др.
Тема7.Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и
развязкой. Навыки построение этюда.
Тема8.Действия с воображаемыми предметами. Помогают снять мышечный
зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память.
Тема 9. Этюд — сценическое произведение с одним событием. Придумывая
этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию,
учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в
предлагаемые обстоятельства.
III. Сценическая речь.
Тема1. Техника речи и ее значение. Знакомство с техникой речи как основой
хорошей дикции. Использование упражнений и тренингов для речевого аппарата.
Тема2.Дикция. Четкое произношение всех звуков речи неотъемлемая часть
спектакля. Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки,
скороговорки, целый ряд упражнений и тренингов.
Тема3.Понятие об интонировании. Знакомство детей с разнообразием подтекстов.
Тема4.Тембрирование. Владеть искусством тембрирования актеру необходимо.
Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей. Тренировка
тембрирования происходит в произношении текстов, требующих моральноэстетических и других оценок. Например, мудрость - глупость, доброта жестокость, смелость - трусость и другие.
Тема 5. Совмещение речи и движения. Используя специальные упражнения
добиваться легкости текста при различных физических действиях.

11

Тема6.Сила звука и эмоциональная выразительность. Для снятия излишнего
напряжения при сильно звучащей речи используются следующие упражнения:
«Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Стараться сохранить выразительную
«линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения.
IV. Сценическое движение.
Тема 1. «Фехтование». Предлагаемые упражнения учат навыкам фехтования,
что может быть использовано в спектакле и помогает выработать осанку и
раскрепощение мышц.
Тема 2. Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться
владеть своим телом. Это - «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.
Тема 3. «Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера
движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я
хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и
парное.
Тема 4. Движения в «рапиде». Научится двигаться в замедленном темпе.
V. История театра.
Тема1. Скоморошье царство. История возникновения театра на Руси.
Тема2.Театральные профессии. Познакомить детей с профессиями актер,
режиссер, осветитель, гример, костюмер и другими.
Тема3.Кукольный театр. Отличие кукольного и драматического театра.
Профессии в кукольном театре.
Тема4.Виды и системы кукол. Знакомство с перчаточными и тростевыми
куклами, марионетками, напольными куклами.
VI. Открытое отчетное занятие.
К окончанию первого года обучения дети:
узнают
 театральные термины:
театр, актер, зритель,
аплодисменты, сцена,
декорации, кулисы, за
кулисье, костюмер,
гример.

научатся
 навыкам актерской смелости:
активно участвовать в упражнениях по актерскому мастерству:
«Бяка и Бука», «Китайская машинка», «Кот и мышка» и др.
 уверенно действовать в предлагаемых обстоятельствах:
«Болото», «Дождь», «Игра в снежки», «Смола», «Речка» и др.
 иметь навыки пластического решения образа: (мышка,
кошка, петух, собака, лиса и др.)
 в сценической речи навыкам силы звука, эмоциональности;
 интонированию (3,4 интонации в паре с партнером);
 понятию об ускорении и замедлении речи;
 органичному действию в упражнениях по сценической речи:
«Ах, какой цветок», «Ой, какой зверек», «Ой, как дует из
окошка» и др.

12

Учебно-тематический план и распределение учебных
часов в группах второго года обучения
№
п/п
I.
II.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9

Название раздела, темы

Вводное занятие.
Актёрское мастерство
Сценическое внимание
Фантазия и воображение
Раскрепощение мышц
Сценическое общение
Эмоциональная память
Предлагаемые обстоятельства
Сценическое событие
Действия с воображаемыми предметами
Этюд — сценическое произведение с одним
событием
III. Сценическая речь
3.1 Техника речи и её значение
3.2 Дикция
3.3 Понятие об интонировании
3.4 Тембрирование
3.5 Совмещение речи и движения
3.5 Сила звука и эмоциональная выразительность
IV. Сценическое движение
4.1 «Фехтование»
4.2 Этюды на пластическую выразительность
4.3 «Хаотичное» движение в пространстве
4.4 Движение в «рапиде»
V.
История театра
5.1 Скоморошье царство
5.2 Театральные профессии
5.3 Кукольный театр. Виды и системы кукол в
кукольном театре
VI. Репетиционно-постановочная работа
6.1 Работа над спектаклем.
6.2 Чтение по ролям.
6.3 Этюды.
6.4 Выступления.
VII. Открытое отчетное мероприятие
Итого

Количество часов
Практика Теория
Всего
1
1
2
36
9
45
3
2
5
6
2
8
6
2
8
6
2
8
3
1
4
4
4
4
4
2
2
2
2
26,5
8
10
4
1
2
1,5
9,5
2
3
3
1,5

8,5
2
2
1
1
2
0,5
2,5
0
1
1
0,5
4
1
1
2

35
10
12
5
2
4
2
12
2
4
4
2
4
1
1
2

32
10
10
4
6
2
107

12
6
6
2

44
16
16
6
6
2
144

37

Содержание
I. Вводное занятие
Техника безопасности на занятиях. Правила для обучающихся Дома детства и
юношества. Ознакомление с программой, содержанием работы. Режим занятий.
Цель и задачи. Репертуарный план.
II. Актерское мастерство.
Тема 1.Актерский тренинг. Азбука приветствия. Правила творческого
представления имён и характеров. Игра – приветствие «А вот и я!»

13

Тема 2. Сценическое внимание. Парад пантомимических показов на тему
впечатлений от летних каникул. Совместный буклет-коллаж «Волшебный мир
театра».
Тема 3. Освобождение мышц. Актерские работы с использованием масок.
Индивидуальные этюды-подарки друг другу. Рефлексия.
Тема 4.Сценическая вера, наивность. Развитие воображения. Игра «Словесный
снежный ком» на театральную тему.
Тема 5.Сценические задачи и сверхзадача. Ретроспекция первого года обучения
Игра «Фотосессия».
Тема 6.Характер и характерность. Этюды: характеристика неодушевленных
персонажей. Обсуждение персонажей.
Тема 7.Общение и взаимодействие. Развитие ассоциативного мышления. Игра
Верю-не верю». Обсуждение пословицы «Больше верь своим очам, нежели чужим
речам»
Тема 8.Этюды, наблюдения, импровизации. Мизансценирование. Фрагмент
мультфильма «Трое из Простоквашино».
Тема 9.Отрывки из литературных произведений. Мини-спектакли: кастинг,
мошенник, секьюрити.
III. Сценическая речь
Тема 1. Техника речи и её значение. Речевой тренинг. Развитие координации.
Равновесие. Снятие мышечного напряжения, зажима. Дыхательные упражнения.
Постановка правильного дыхания.
Тема 2. Дикция. Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения для
развития правильной речи. Микро мимика лица. Усложненные скороговорки.
Тема 3. Понятие об интонировании. Орфоэпия. Развитие интонационной
выразительности, силы голоса и его полётности.
Тема 4. Тембрирование. Игровые тренинги. Голосоведение. Развитие общей
моторики.
Тема 5. Совмещение речи и движения. Речь в движении. Рече двигательная
координация. Темпо-ритм. Навыки сценического движения, воображения,
сценического общения, чувство «локтя» партнера дает работа над созданием
массового этюда. Кроме того, придумывая массовый этюд, дети моделируют
жизненные ситуации. Телесно-ориентированная психотехника актера. Работа с
предметом.
Тема 6. Сила звука и эмоциональная выразительность. Работа над текстом.
Этюды с воображаемыми предметами. Детям предъявляются более высокие
требования по органичному включению в роль. Освоение костюмов разных эпох.
IV. Сценическое движение
Тема 1. «Фехтование». Тренинг. Развитие координации. Равновесие Ритмика.
Темпо-ритм
Тема 2. Этюды на пластическую выразительность. Основы хореографии.
Движение и музыка. Освоение пространства. Ритмопластика. Пластические
техники. Пластические этюды. Пластический образ. Техника падений.
Тема 3. «Хаотичное» движение в пространстве. Игровой калейдоскоп. Способы
ориентирования в окружающей обстановке. Использование возможностей

14

слуховой, зрительной и мышечной памяти. Секреты выполнения совместных
согласованных действий. Принципы формирования дружной команды.
Тема 4. Движение в «рапиде». Снятие мышечного напряжения. Развитие
музыкально-ритмического восприятия. Развитие общей моторики. Элементы
акробатики.
V. История театра
Тема 1. Скоморошье царство. Храм искусства. Древний театр, современный
театр. Театральные музеи. Виртуальная экскурсия на «ковре-самолёте».
Тема 2. Театральные профессии. Многообразие театральных профессий. Актёр –
главный человек в театре? Режиссер-постановщик, хореограф, костюмер, гримёр,
декоратор, осветитель, звукорежиссер. Все профессии важны. Игра «Театр-не
театр».
Тема 3. Кукольный театр. Виды и системы кукол в кукольном театре.
VI. Репетиционно-постановочная работа
Тема 1.Работа над спектаклями. Ознакомление с замыслом спектакля. Работа над
оформлением спектакля. Обсуждение задач и сверхзадач спектакля, характеров
героев.
Тема 2.Чтение по ролям. Индивидуальная работа над созданием образа.
Действенный анализ.
Тема 3.Этюды. Репетиции. Технические репетиции, подготовка костюмов.
Выпуск спектакля.
Тема 4. Выступления. Спектакль. Концертные выступления.
VII. Открытое отчетное мероприятие
7.1 Подготовка к отчетному мероприятию.
По окончании второго года обучения дети:
узнают
 театральные термины:
режиссер, драматург,
декоратор, осветитель,
бутафория, реквизит,
премьера.

смогут
 уверенно выполнять любые упражнения по актерскому

мастерству;
 иметь представление об этюде;
 выполнять упражнения с воображаемыми предметами,
придумывать и исполнить упражнения;
 воплощать пластическое решение образа;
 уметь действовать и импровизировать в предлагаемых
обстоятельствах;
 уверенно интонировать в упражнениях по сценической речи;
 совмещать сценическую речь и движение;
 эмоционально читать текст;
 выполнять несложные упражнения по сценическому движению
(фехтование), пространственное перемещение и др.

Учебно-тематический план и распределение учебных часов
в группах третьего года обучения.

15

№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Теория
Практика
Вceгo

16

I.
II.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
III.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
IV.
4.1
4.2
4.3
4.4
V.
5. 1
5.2
5.3
5.4
VI.
6.1
6.2
6.3
6.4
VII.
6.1
6.2

Вводное занятие.
Актёрское мастерство
Сценическое внимание в репетиционном
процессе
Пластическое решение образа
Сценическое общение
Действие в предлагаемых обстоятельствах
Этюды с воображаемыми предметами
Парный этюд
Массовый этюд
Сценическая речь
Тренировка речевого аппарата
Работа над дикцией
Закрепление навыков интонирования
Искусство речевого xopa
Неречевые средства выразительности
Работа над стихотворным текстом
Сценическое движение
Возрастные походки
Этюды на пластическую выразительность
Сценические драки
Пластические особенности персонажа
История театра
Театр Древней Греции
Театральные профессии
Художник в театре. Искусство костюма
Искусство грима
Постановочная и репетиционная работа
Работа над спектаклем
Чтение сценария по ролям
Этюды
Выступления
Отчетное мероприятие
Подготовка к отчетному мероприятию
Открытое отчетное мероприятие
ИТОГО

1
10

46

1
56

2

8

10

2
2
2

8
8
8
6
4
4
50
6
10
10
8
8
8
34
8
12
4
10

10
10
10
6
5
5
66
10
14
12
10
10
10
42
10
14
6
12
4
1
1
1
1
40
16
16
4
4
7
4
3
216

1
1
16
4
4
2
2
2
2
8
2
2
2
2
4
1
1
1
1
12
6
6
2
2
53

28
10
10
4
4
5
2
3
163

Содержание программы
І. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Правила для
обучающихся Дома детства и юношества. Ознакомление с программой,
содержанием работы. Режим занятий. Цель и задачи. Репертуарный план.
Диагностика уровня умений.
II. Актерское мастерство.
Тема 1. Сценическое внимание в репетиционном процессе. Продолжаются
упражнения и тренинги, начатые в первый год обучения. Добавляются
усложненные формы.
Тема 2. Пластическое решение образа. Упражнения по пластике тела помогают
решать конкретные постановочные задачи. В процессе репетиции над
постановочным произведением отрабатывается пластический рисунок образа.

17

Тема 3. Сценическое общение. Усложняются задачи общения. Вводятся
упражнения на необходимость «увидеть» и «услышать» партнера. Для этого
используются парные упражнения и парные этюды.
Тема 4. Действие в предлагаемых обстоятельствах. Продолжаются этюды и
упражнения на предлагаемые обстоятельства. Детям предъявляются более
высокие требования по органичному включению в роль.
Тема 5. Этюды с воображаемыми
предметами. Развитие фантазии и
воображения, раскрепощение мышц идет через работу над одиночными и
парными этюдами. Действия с воображаемыми предметами развивает
сценическое внимание, пластику.
Тема 6. Парный этюд. Навыки сценического общения, фантазии, раскрепощение
мышц – все это приходит через придумывание и постановки парных этюдов.
Тема 7. Массовый этюд. Навыки сценического движения, воображения,
сценического общения, чувство «локтя» партнера дает работа над созданием
массового этюда. Кроме того, придумывал массовый этюд, дети моделируют
жизненные ситуации.
III. Сценическая речь.
Тема 1. Тренировка речевого аппарата. Серия упражнений по сценической речи.
«Парикмахер - неудачник», «Сони», «Эхо», «Поезд» и другие заставляют
правильно работать речевой аппарат и микро мимику лица.
Тема 2. Работа над дикцией. Усложняется работа над скороговорками.
Скороговорки берутся более сложные. Также используются более сложные
групповые и индивидуальные упражнения.
Тема 3. Закрепление навыков интонирования. Упражнения по интонированию
речи усложняются: «Переполох», «Чаепитие», «Чудо песенка». В этих
упражнениях
воспитанник
пытается
выразить
несколько
способов
интонационного звучания.
Тема 4. Искусство речевого хора. Отрабатываются навыки произношения, каких либо текстов, перекрестного произношения, хорового звучание.
Тема5. Неречевые средства выразительности. Помимо силы голоса, интонации,
тембрирования. Вспомогательные средства - жест, мимика, поза, костюм.
Тема 6. Работа над стихотворным текстом. Отрабатываются навыки чтения
стихотворного текста, уделяется внимание «видению» происходящего, своего
отношения к произносимому тексту. Изучаются особенности стихотворного
текста.
IV. Сценическое движение.
Тема 1. Возрастные походки. Одной из самых сложных задач для актера, тем
более для ребенка является возрастная роль. В основе этого образа лежит ее
пластическое воплощение. На занятиях ребята учатся быть «бабушками» и
«дедушками», «толстыми» и «худыми», «великанами» и «карликами».
Тема 2. Этюды на пластическую выразительность. Продолжается работа над
пластической выразительностью тела. Задания усложняются. Это групповые
«скульптуры» на заданную тему, домашние и дикие животные, деревья и цветы,
птицы.

18

Тема 3. Сценические драки. Научить актера использованию приема сценических
драк. Главная задача имитировать достоверно драку, не причиняя вреда партнеру.
Научиться «отыгрывать» удар.
Тема 4. Пластические особенности персонажа. Используя предыдущие знания о
пластическом решении образа, вводится понятие пластической особенности.
Обучающиеся придумывают внешнюю, характерную черту персонажа и
пытаются воссоздать ее в образе.
V. История театра.
Тема І. Театр Древней Греции. Ребята узнают о построении театра в Древней
Греции, о праздниках Дионисиях, о комедии и драме.
Тема 2. Театральные профессии. Продолжается знакомство с театральными
профессиями: звукорежиссёр, бутафор, реквизитор, драматург.
Тема 3. Художник в театре. Искусство костюма. Роль художника в театре:
художник-постановщик, художник-создатель костюмов, художник-гример.
Практическая работа создание костюмов к определенной тематике.
Тема 4. Искусство грима. Понятие о гриме. Наиболее распространенные виды
грима. Понятие - аквагрим. Практическая работа создание грима на заданную
тему.
VI. Постановочная и репетиционная работа
Тема 1. Работа над спектаклем. Ознакомление с замыслом спектакля. Работа по
оформлению спектакля. Обсуждение задач и сверхзадач спектакля, характера
героев.
Тема 2. Чтение сценария по ролям. Индивидуальная работа над созданием образа.
Действенный анализ.
Тема 3. Этюды. Репетиции. Технические репетиции, подготовка костюмов.
Выпуск спектакля.
Тема 4. Выступления. Концертные деятельность.
VII. Отчетное мероприятие
Тема 1. Подготовка к отчетному мероприятию. Спектакль.
Тема 2.Открытое отчетное мероприятие.

К окончанию третьего года обучения дети:
узнают
 овладеют знаниями о театре
как о виде искусства;

смогут
 анализировать, оценивать театральные постановки на
основе комплекса знаний, эстетического вкуса;

19

 узнают нормы театральной
этики (правила поведения за
кулисами и на сцене);
 элементарные законы
режиссуры, этапы написания
сценарной разработки;
 овладеют способами
преодоления мышечных и
психологических зажимов
при встрече с публикой.

 владеть комплексом артикуляционной гимнастики,
комплексом упражнений речевого, пластического и
актёрского тренинга;
 действовать в предлагаемых обстоятельствах с
импровизированным текстом на заданную тему;
 работать с реквизитами и микрофоном;
 осознанно работать в команде с полной ответственностью
за качество собственной деятельности;
 произносить на одном дыхании длинную фразу;
 логически правильно и чётко передавать мысли автора,
выявлять смысл текста.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по окончании курса обучения
Освоение программы «Созвездие талантов» предполагает уровень результатов:
- приобретение обучающимися социальных знаний. Результатом будут
полученные знания, умения и навыки в области использования художественных
материалов на доступном возрасту уровне при создании образов персонажей,
понимание художественно-образного языка пластических видов искусств;
- формирование ценностного отношения к социальной реальности. Создание
эмоционально-окрашенной и дружеской среды внутри коллектива театральной
студии. Формой предъявления результата будет проведение спектаклей,
праздников обучающихся в театральном детском объединении;
- получение опыта самостоятельного социального действия. Формой достижения
и предъявления результата будет организация спектаклей за пределами
образовательного учреждения.
Личностными результатами изучения программы театрального детского
объединения является формирование следующих умений:
 формирование у обучающегося ценностных ориентиров в области
театрального искусства;
 воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и
других людей;
 овладение различными приёмами и техникой театральной деятельности;
 выработка навыков самостоятельной и групповой работы.
 умение отличать верно, выполненное задание от неверного;
 умение учиться совместно давать эмоциональную оценку своей
деятельности и деятельности других;
 умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей группы;
 умение преобразовывать информацию из одной формы в другую — текст,
художественные образы;
 уметь слушать и понимать речь других;
 уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
 уметь согласованно работать в группе;
 уметь распределять работу между участниками проекта;
 понимать общую задачу занятия и точно выполнять свою часть работы;

20

 уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Развитие такого широкого комплекса способностей открывает перед человеком
возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности и
социальных ролях.
Диагностика, контроль, мониторинг
Диагностика:
При освоении программы предусмотрена начальная и контрольная
диагностика, целью которой является определение:
- выявление интересов, склонностей;
- уровень мотивации;
- уровень творческой активности;
- состояния двигательных и телесно-ориентированных техник;
- способности к импровизации;
-артистических способностей;
-художественно-словесной выразительности.
В конце каждого учебного года проводится повторная диагностика с целью
отслеживания динамики развития личности обучающихся с использованием
известных методик.
К диагностике привлекается педагог-психолог учреждения.
Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу лучше
узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе, выбрать
эффективные направления деятельности по сплочению детского коллектива,
пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
На основе полученных данных осуществляется индивидуализация и
дифференциация процесса обучения. Это способствует созданию ситуации
успеха, формирует у обучающихся положительную «Я-концепцию».
Программой предусмотрены наблюдение и контроль развития личности
обучающихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики
(рекомендации по использованию диагностических методик, анкет). Одной из
форм контроля является аттестация обучающихся: промежуточная по
полугодиям, в конце учебного года, итоговая аттестация обучающихся после
окончания курса обучения. При анализе уровня обученности детей по программе,
педагог пользуется Положением об аттестации обучающихся в МБУ ДО ДДиЮ.
Знания определяются по трем уровням:
•
высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью,
он имеет стабильные
высокие достижения (победитель международных,
всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.);
•
средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии
несущественных ошибок; участвует в районных смотрах и конкурсах, а также
мероприятиях на уровне Дома детства и юношества;
•
низкий – усвоение программы в неполном объеме, допускает
существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в
конкурсах на уровне детского коллектива.

21

Методами мониторинга являются анкетирование, интервьюирование,
тестирование, наблюдение, социометрия.
Рекомендуемый репертуар
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

«О любви и в шутку и всерьез» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный
театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»
«Вечная сказка» (по мотивам сказки Е.Шварца) из сборника Гуркова А.Н.
«Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа».
«Сапфиры принцесс» из сборника Давыдовой М., Агаповой И. Праздник в
школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
«Святочный калейдоскоп» из сборника Давыдовой М., Агаповой И.
Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
«Волшебник Изумрудного города» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный
театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»»
«Кошкин Дом» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные шоупрограммы»/ серия «Здравствуй школа».
«Волшебные часы» из сборника Гуркова А.Н. «Школьный театр. Классные
шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа»»
Литературно-музыкальная гостиная «Ах, этот бал, краше не было бала» из
сборника «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)Волгоград.Учитель,2004г.
Список литературы, используемый при составлении программы
Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова,
Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.:
Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.-270
Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов
пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические
рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый –
звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва
«Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся,
играем» 2004, 2005 г.г.
Корниенко
Н.А.
Эмоционально-нравственные
основы
личности:
докт.психол.наук Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.
Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ
ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и

22

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

детей»).
Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной
студии, Белгород, 2003 г.
Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.4е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»:
Психология образования.- 608 с.
Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.:
ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей
и детей»).
Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика
развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских
театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС, 2001. – 288 с.:
У. Шекспир «Собрание сочинений»
Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» Ростов н/Д: изд.Феникс, 2005. – 320 с.
«Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград.
Учитель , 2004г
Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у
учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование
личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М., 1989.- 347с.
Интернет ресурсы для обучающихся:

1.Театрал. Театральные новые известия: журнал. Москва.
www.url:http://www.teatral-onlain.ru/
2.Театр: журнал о театре. Москва www.url:http://oteatre.info/
3.Драматешка: архив детских пьес.www.url:http://dramateshka.ru/
4. Онлайн библиотека. На портале представлены современные и классические
пьесы, книги, учебники, теоретические работы, учебные пособия и литература на
тему театра. Размещены произведения российских драматургов и переводы
зарубежной ̆ драматургии на русский̆ язык. http://www.theatre-library.ru/
5. Актерское мастерство для детей по программе К. С. Станиславского под
руководством профессоров и доцентов Щепкинского и Щукинского училищ,
https://teatrps.ru/detskaya-teatralnaya-studiya/
6. На лекции слушатели узнают о том как, когда и почему появилась в театре
профессия режиссера, и как это повлияло на современные спектакли
https://www.youtube.com/watch?v=cf_uSibZOQ0
7. На лекции слушатели узнают, как творчество первого русского режиссера
Константина Станиславского отразилось в спектаклях начала XXI века, в работах
классика современного театра Льва Додина
https://www.youtube.com/watch?v=6akW

23

8.Весёлый тренинг по сценической речи проводит доцент кафедры сценической
речи Театрального института имени Б. Щукина Комаровой Ольги Алексеевны.
https://www.youtube.com/watch?v=qSN8
9.Упражнения на дыхание, звукоизвлечение, внимание, партнёрское
взаимодействие, ансамблевое звучание.
Видеоурок №1 Артикуляция
https://www.youtube.com/watch?v=sBucT_aECWU
Видеоурок № 2 Расслабление
https://www.youtube.com/watch?v=p3KaL3w-a3o
Видеоурок № 3 Дыхание
https://www.youtube.com/watch?v=2Wd2wqMzDYc
Видеоурок № 4 Дикция
https://www.youtube.com/watch?v=BmtYgbT_E1w
10.Тренинг по сценической речи
https://www.youtube.com/watch?v=sSfzwD8OPOA
11.Сайт знакомит с прекрасным искусством, много нового и интересного. А если
хотите послушать живую музыку – на сайте есть замечательные коллективы,
которые с удовольствие вы сможете послушать. https://soundtimes.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».