Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования СОГЛАСОВАНО на педагогическом Совете протокол № 1 от « 29 » августа 2022г УТВЕРЖДЕНО Приказом № 122 от « 29» августа 2022г Сергиенко Галина Александровна cn=Сергиенко Галина Александровна, o=МБУ ДО ДДиЮ, ou=директор, email=ddiuy@yandex.ru, c=RU 2022.09.06 13:32:04 +03'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукоделие» Направленность: художественная Срок реализации: 4 года Возраст обучающихся: 7-11 лет Составитель: педагог дополнительного образования Жирикова Анна Петровна г. Миллерово 1 Введение. Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками-декораторами и просто любителями, доступно детям младшего школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Пояснительная записка. При составлении программыучитывались следующие нормативные документы: Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-з «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»; Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030года»; Концепция развития дополнительного образования до 2030 года; Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г); 2 Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 01.03.2016 № 115 «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо (вместе с методическими рекомендациями) Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также в организациях отдыха детей и их оздоровления»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детства и юношества в новой редакции 2018г., принятом на Собрании трудового коллектива, протокол № 1 от 10.09.2018г. и утвержденного начальником Муниципального учреждения управления образования Миллеровского района приказ № 566 от 06.09.2018г и другими локальными актами образовательного учреждения. Актуальность программы: усиление социально-педагогической составляющей образования, направленной на формирование способности личности адаптироваться в современных социально-экономических условиях. В результате предполагается, что каждый ребенок, прошедший обучение по программе «Рукоделие», найдет свое место в обществе, обретет гармонию с окружающим миром (природа, человек, искусство) и привнесет приобретенные знания и практические умения в самостоятельную жизнь. Отличительной особенностью программы является работа с группами разновозрастного состава, основывающаяся на русских народных традициях семейных занятий рукоделием. Работа с разновозрастными группами дает возможность подключать более опытных и умелых обучающихся к процессу обучения младших или не обладающих выраженными способностями детей. Это формирует у детей такие черты характера, как взаимопонимание, взаимовыручка, умение сочетать индивидуальное творчество с коллективным сотрудничеством. Кроме того, такой метод облегчает дифференцированный подход к обучению с учетом способностей ребенка, не ущемляя при этом достоинства менее способных обучающихся и, в то же время, позволяя более полно раскрыть творческий потенциал талантливых детей. Вид. Направленность. Уровень. Модифицированная программа (за основу программы взят сборник авторских 3 программ «Дополнительное образование детей» составитель: Лазарева А.Г. изд-во «Илекса», 2004г., Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров., М., изд-во Просвещение, 1990г., В.Н. Иванченко «Занятия в системе дополнительного образования детей», изд-во «Учитель», 2007г.) является комплексной, так как предлагает изучение нескольких видов рукоделия: шитье, вышивание, вязание, плетение из различных материалов. Приобретение комплексных знаний позволяет обучающемуся перерабатывать впечатления, ощущения окружающего мира и воплощать их в индивидуальных творческих проектах. Направленность программы: художественная, уровень освоения: базовый. Адресат и объём программы. Обучение по программе рассчитано на детей 7-11 лет, допускается зачисление в объединение детей более старшего возраста. В одну группу рекомендуется включать не более 13-15 человек. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукоделие» разработана на 4 года обучения. Каждый последующий год обучения предполагает выполнение более сложной программы по заданной теме. В процессе занятий, накапливая практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. В первые три года обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа,144 часа в учебный год. В четвертый год обучения - 3 раза в неделю по 2 академических часа, 216 часов в учебный год. Цель программы: создание условий для художественно-эстетического развития личности как носителя и хранителя русской культуры и искусства; духовно-нравственное развитие личности. Задачи программы. Обучающие: познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; обучать практическим трудовым умениям и навыкам в народном и декоративно-прикладном искусстве (шитье, вязании, вышивании, плетении); обучить технологиям различных видов рукоделия. Развивающие: развивать художественно-эстетический вкус на примерах народного творчества; развивать природные задатки растущей личности, творческий потенциал, фантазию, наблюдательность посредством декоративно-прикладного и народного искусства, в совместной творческой деятельности; развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, моторику рук, глазомер, внимание; развивать волевые качества и положительные эмоции; развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. 4 Воспитательные: приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; создавать условия для самовыражения и самоадаптации; воспитывать гражданскую и социальную активность обучающихся. Мотивационные: создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества; мотивировать обучающихся на сохранение здоровья, пропаганду ЗОЖ среди сверстников. Формы обучения. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает следующие формы обучения: очная, очно-заочная, электронная с применением дистанционных форм обучения. Формы, методы, принципы организации образовательного процесса. Формы организации занятий: беседы, лекции, практикумы, ситуационноролевые игры, игры-путешествия, конкурсы, викторины, экскурсии на выставки художественного творчества. Методы обучения, используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением; исследовательско-поисковый метод (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, материалов); игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей). Реализация данной программы основывается на следующих принципах: принцип культуросообразности; принцип личностно-ориентированной направленности; принцип увлекательности и творчества; принцип системности; принцип доступности; принцип последовательности; принцип интеграции отдельных видов декоративно-прикладного искусства. Тематическое планирование. Учебно-тематический план и распределение учебных часов первого года обучения. 5 Номер темы Название темы Количество часов Теория Практика Всего 1. Введение. 2 2. Краткие сведения об инструментах, приспособлениях и материалах. Шитье и вышивание. Плетение из волокнистых материалов. Аппликация из волокнистых материалов. Вязание крючком. Оформление вязаных изделий. Промежуточная аттестация. Изготовление открытки «Зимняя сказка». Декоративные изделия. Объемные игрушки из ткани. Подготовка к празднику 8 Марта. Поделки из бумаги. Из истории народной игрушки. Воспитательная и досуговая деятельность. Промежуточная аттестация. Плетение из бисера. Итоговое обобщающее занятие. Организация выставки поделок. Итого: 2 2 4 2 2 2 2 1 1 8 6 6 18 7 3 10 8 8 20 8 4 2 2 1 2 1 2 2 8 26 3 14 3 2 10 2 10 28 4 16 4 4 12 2 26 118 144 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 2 Содержание программы первого года обучения. Введение. 1) Правила внутреннего распорядка. Техника безопасности. 2) Виды рукоделия-история. Краткие сведения об инструментах, приспособлениях и материалах. 1) Инструменты и приспособления. Умение правильно организовать рабочее место. 2) Текстильные волокна. Текстильные переплетения. Шитье и вышивание. 1) Знакомство со швами: «вперед иголку», «вперед иголку» с перевивом, «через край». 2) Изготовление подушечки для иголок с бахромой и вышивкой. Плетение из волокнистых материалов. 1) Плетение как одна из разновидностей рукодельных работ. 2) Косое плетение в три пряди. Изготовление закладки. Аппликация из волокнистых материалов. 1) Подготовка мягких и жестких основ и фонов. Сборка деталей и закрепление аппликаций. 2) Варианты узоров для изготовления брошек. Вязание крючком. 1) Знакомство с вязанием. Образование первой петли. 2) Цепочка. Столбики без накида. 3) Столбики с накидом. Вязание цветочка. 4) Вязаные детали для аппликаций. 6 Оформление вязаных изделий. 1) Изготовление кисточки на шнурке. 2) Изготовление куклы из ниток. Промежуточная аттестация. Изготовление открытки «Зимняя сказка». 1) Форма аттестации: наблюдение. 2) Изготовление открытки к празднику нового года, используя изученные к этому времени виды рукоделия. Декоративные изделия. 1) История создания сувенира и его назначение. 2) Изготовление сувенира-кулона. Объемные игрушки из ткани. 1) Игрушки-сувениры из матерчатых шаров. Варианты игрушек из шаров. Последовательность выполнения поделок. 2) Изготовление поделки «колобок». 3) Изготовление поделки «снеговик». 4) Куклы из чулок. 5) Тряпичная марионетка. Подготовка к празднику 8 марта. 1) Изготовление бус из макарон. Поделки из бумаги. 1) Изготовление открытки «Цветик-семицветик». 2) Оригами. 3) Изготовление фигурки «Царевна-лягушка». 4) Изготовление фигурки «Неваляшка». Из истории народной игрушки. 1) Выполнение сувенира «Матрешка». Воспитательные и досуговые мероприятия 1) Проведение мероприятий, направленных на нравственное развитие обучающихся; привитие любви к Родине, к её традициям и народному творчеству; уважения к символам государства. 2) Подготовка и проведение досуговых мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива; привлечение родителей к проведению совместных праздников. Промежуточная аттестация. Плетение из бисера. 1) Плетение цепочки. 2) Промежуточная аттестация в форме наблюдения за выполнением задания. Свободное творчество (выполнение изделий по выбору обучающегося). Итоговое обобщающее занятие. 1) Подведение итогов. Организация и проведение выставки изделий выполненных в учебном году. Прогнозируемый результат. После 1-го года обучения по программе «Рукоделие» обучающиеся смогут: 1) правильно пользоваться различными инструментами и приспособлениями для работы, знать технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами; 7 2) освоить технику выполнения ручных швов: «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом», «через край»; 3) научиться плести изделия из волокнистых материалов в 3 пряди; 4) научиться делать аппликации из волокнистых материалов; 5) уметь правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, вязать столбики с накидом и без накида; 6) выполнять простые поделки полуобъёмных игрушек из ткани; 7) освоить технику художественного оформления изделий. Учебно-тематический план и распределение учебных часов второго года обучения. Номер темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Название темы Вводное занятие. Шитье и вышивание. Плетение из волокнистых материалов. Плетение макраме. Аппликация из волокнистых материалов. Вязание крючком. Промежуточная аттестация. Оформление вязаных изделий. Декоративные изделия. Объемные игрушки из ткани и меха. Плетение из бисера. Воспитательная и досуговая деятельность. Промежуточная аттестация. Подготовка выставки. Итоговое обобщающее занятие. Итого: Количество часов Теория Практика Всего 1 1 2 2 10 12 2 10 12 2 12 14 2 4 6 2 10 12 2 6 8 2 4 3 2 2 26 8 32 17 4 4 10 36 20 6 4 118 2 144 Содержание программы второго года обучения. Вводное занятие. 1) Техника безопасности. Организация рабочего места. 2) Изготовление папки-готовальни для инструментов и материалов. Шитье и вышивание. 1) Техника выполнения ручных швов: «назад иголку», стебельчатый, тамбурный. 2) Вышивание монограмм. 3) Изготовление игольницы. 4) Накладные швы и вышивание тесьмой. Вышивание цветов. Плетение из волокнистых материалов. 1) Плетение в 4, 6 и более прядей. 2) Изготовление закладки. 3) Изготовление коврика из капроновых чулок. Плетение макраме. 1) Плетение двумя и четырьмя нитями. 2) Оплетение шариковой ручки. 8 3) Изготовление закладки. Аппликация из волокнистых материалов. 1) Геометрическая и тематическая аппликация на жесткой основе. 2) Изготовление брошки с подвесками. Вязание крючком. 1) Круговое вязание. 2) Изготовление прихватки. 3) Вязание ажурной салфетки. Промежуточная аттестация. Оформление вязаных изделий. 1) Аттестация в форме: наблюдения оформления работы. 2) Изготовление помпона. 3) Изготовление поделки «человечек-помпон». Декоративные изделия. 1) Изготовление сувенирного кошелька. 2) Изготовление шаров из ниток. Объемные игрушки из ткани и меха. 1) Куклы-сувениры в народных костюмах. Изготовление сувенираматрешки. 2) Изготовление поделки «медвежонок». 3) Изготовление поделки «собачка». 4) Изготовление поделки «кошка». 5) Свободное творчество (выполнение поделок по выбору обучающихся). Плетение из бисера. 1) Изготовление поделки «мышонок». 2) Изготовление поделки «букет». 3) Изготовление поделки «бутоньерка». 4) Свободное творчество (выполнение поделок по выбору обучающихся). Воспитательная и досуговая деятельность. 1) Проведение мероприятий, направленных на нравственное и экологическое развитие обучающихся; привитие любви к малой Родине Донскому краю, к традициям и народному творчеству; уважения к символам государства. 2) Подготовка и проведение досуговых мероприятий, экологической направленности; привлечение родителей к проведению совместных экологических мероприятий. Промежуточная аттестация. Подготовка к выставке. 1) Аттестация: наблюдение за участием обучающихся в оформлении экспозиции выставки работ за учебный год. 2) Подбор поделок для выставки. Оформление экспозиции. Итоговое обобщающее занятие. 1) Подведение итогов. Посещение школьной выставки. Прогнозируемый результат. После 2-го года обучения по программе «Рукоделие» обучающиеся смогут: 1) правильно хранить инструменты и материалы, соблюдать технику безопасности; 9 2) освоить технику выполнения ручных швов: «назад иголку», стебельчатый, тамбурный; 3) научиться плести из волокнистых материалов в 4, 6 и более прядей; 4) освоить геометрическую и тематическую аппликацию на жесткой основе; 5) выполнять плетение макраме двумя, четырьмя нитями; 6) освоить технику кругового вязания крючком; 7) приобрести навыки в изготовлении объемных и плоских моделей, в создании формы средствами материала, оформлении; 8) владеть простыми техниками плетения из бисера. Учебно-тематический план и распределение учебных часов третьего года обучения. Номер темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Название темы Количество часов Теория Практика Всего Вводное занятие. 1 3 4 Шитье и вышивание. 2 10 12 Плетение из волокнистых материалов. 2 10 12 Плетение макраме. 2 8 10 Аппликация из волокнистых материалов. 1 3 4 Вязание крючком. 2 12 14 Вязание спицами. 2 6 8 Промежуточная аттестация. Декоративные 2 8 10 изделия. Объемные игрушки из ткани и меха. 4 32 36 Воспитательная и досуговая деятельность 2 4 6 Промежуточная аттестация. Плетение из бисера. 4 18 22 Подготовка к школьной выставке. 4 4 Итоговое обобщающее занятие. 2 2 Итого: 26 118 144 Содержание программы третьего года обучения. Вводное занятие. 1) Техника безопасности. Организация рабочего места. 2) Изготовление мешочка для рукоделия. Шитье и вышивание. 1) Техника выполнения ручных швов: бархатный, «строчкой», подрубочный, петельный. 2) Изготовление сумочки-мешочка с прямоугольным дном. 3) Вышивание салфетки. Плетение из волокнистых материалов. 1) Прямое плетение. Плетение закладки. 2) Изготовление коврика из капроновых чулок. 3) Свободное творчество (выполнение изделий по выбору обучающихся). Плетение макраме. 1) Плетение настенного панно. 10 Аппликация из волокнистых материалов. 1) Аппликация из волокнистых материалов на объемных жестких формах. 2) Изготовление карандашницы. Вязание крючком. 1) Вязание прямоугольной сумочки. 2) Вязание прямоугольной салфетки. Вязание спицами. 1) Набор петель первого ряда. Образование лицевой и изнаночной петель. 2) Вязание шарфа. Промежуточная аттестация. Декоративные изделия. 1) Аттестация обучающихся в форме: зачета 2) Изготовление сувенирной сумочки. 3) Изготовление поделки «Золотая рыбка» из ниток. Объемные игрушки из ткани и меха. 1) Изготовление подставки для карандашей «Ослик». 2) Изготовление поделки «Лисенок». 3) Традиции лоскутного крестьянского искусства. Выполнение сувенира «Веселые клоуны». 4) Изготовление поделки «Тигренок». 5) Изготовление поделки «Котенок». 6) Свободное творчество (выполнение поделок по выбору обучающихся). Воспитательная и досуговая деятельность. 1) Проведение мероприятий, направленных на нравственное и экологическое развитие обучающихся; привитие любви к малой Родине Донскому краю, к традициям и народному творчеству; уважения к символам государства. 2) Подготовка и проведение досуговых мероприятий, экологической направленности; привлечение родителей к проведению совместных экологических мероприятий. Промежуточная аттестация. Плетение из бисера. 1) Изготовление поделки «Цветок». 2) Плетение гердан. 3) Аттестация обучающихся по заданию: свободное творчество (выполнение поделок по выбору обучающихся). Подготовка к выставке. 1) Подбор поделок для выставки. Оформление выставляемых поделок. Итоговое обобщающее занятие. 1) Подведение итогов. Организация и проведение выставки. Прогнозируемый результат. После 3-го года обучения по программе «Рукоделие» обучающиеся смогут: 1) освоить технику выполнения ручных швов: «строчкой», подрубочный, петельный; 2) освоить технику прямого плетения из волокнистых материалов; 3) совершенствовать технику плетения макраме; 11 4) выполнять аппликации из волокнистых материалов на объемных жестких формах; 5) совершенствовать технику вязания крючком; 6) уметь на спицах набирать петли первого ряда, вязать платочную вязку, закрывать петли; 7) выполнять объемные поделки из меха; 8) совершенствовать технику плетения из бисера. Учебно-тематический план и распределение учебных часов четвертого года обучения. Номер темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Название темы Вводное занятие. Шитье и вышивание. Плетение из волокнистых материалов. Плетение макраме. Аппликация из волокнистых материалов. Вязание крючком. Промежуточная аттестация. Вязание спицами. Декоративные изделия. Объемные игрушки из ткани и меха. Плетение из бисера. Воспитательная и досуговая деятельность Подготовка к выставке. Итоговое обобщающее занятие. Итоговая аттестация. Итого Количество часов Теория Практика Всего 2 4 6 4 16 20 4 18 22 3 15 18 2 8 10 4 22 26 6 4 4 4 2 28 14 20 22 4 4 34 18 24 26 6 4 2 175 216 2 41 Содержание программы четвертого года обучения. Вводное занятие. 1) Техника безопасности. Организация рабочего места. План работы на учебный год. Цели и задачи обучения. 2) Изготовление декоративной папки для рисунков и инструментов. Шитье и вышивание. 1) Декоративные швы. 2) Изготовление прихватки. 3) Вышивание салфетки. 4) Свободное творчество (выполнение изделий по выбору обучающихся). Плетение из волокнистых материалов. 1) Двойное прямое переплетение. 2) Изготовление кошелька с бахромой. 3) Плетение коврика из чулок. 4) Свободное творчество (выполнение изделий по выбору обучающихся). Плетение макраме. 1) Изготовление поделки «декоративный лапоть». 2) Свободное творчество (выполнение поделок по выбору обучающихся). Аппликация из волокнистых материалов. 12 1) Аппликация из волокнистых материалов на мягкой основе. 2) Изготовление панно. Вязание крючком. Промежуточная аттестация. 1) Вязание детских пинеток. 2) Вязание салфетки. 3) Аттестация обучающихся в форме наблюдения. Свободное творчество (выполнение изделий по выбору обучающихся). Вязание спицами. 1) Прибавление и убавление петель. 2) Вязание сумки. 3) Вязание шапочки. 4) Свободное творчество (вязание изделий по выбору обучающихся). Декоративные изделия. 1) Изготовление сувенира «птица». 2) Изготовление поделки из ниток «клоун». 3) Свободное творчество (выполнение поделок по выбору обучающихся). Объемные игрушки из ткани и меха. 1) Ознакомление с анималистической игрушкой. Выполнение объемной игрушки-зайчика. 2) Изготовление поделки «лягушонок». 3) Свободное творчество (выполнение поделок по выбору обучающихся). Плетение из бисера. 1) Плетение герданы. 2) Плетение жгута. 3) Свободное творчество (выполнение изделий по выбору обучающихся). Воспитательная и досуговая деятельность. 1) Подготовка и проведение мероприятий из серии «Разговоры о важном», направленных на здоровьесбережение и пропаганду ЗОЖ, патриотическое, нравственное и экологическое воспитание обучающихся. 2) Подготовка и проведение досуговых мероприятий, спортивной, патриотической, экологической направленности; привлечение родителей к проведению совместных мероприятий. Подготовка к выставке. 1) Подбор поделок для выставки. Творческое оформление выставляемых поделок. Итоговое обобщающее занятие. Итоговая аттестация. 1) Подведение итогов. Организация и проведение выставки работ. Прогнозируемый результат. После 4-го года обучения по программе «Рукоделие» обучающиеся смогут: 1) шить простые изделия и вышивать их; 2) освоить технику двойного прямого плетения из волокнистых материалов; 3) плести макраме декоративные изделия; 4) выполнять аппликации из волокнистых материалов на мягкой основе; 5) совершенствовать технику вязания крючком и спицами; 6) освоить основные приемы изготовления и оформления игрушек; 7) самостоятельно придумывать и решать художественный образ, а затем 13 воплощать его в материале. Условия реализации программы. Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Вся работа в объединении должна быть тесно связана с народным искусством, поэтому детей необходимо знакомить с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями отдельных областей. Дети младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Планируя выполнение заданий в течение учебного года, педагог объединения может изменять темы в зависимости от контингента обучающихся, от условий работы, возможностей помещения и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности детей, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды, как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей. Учитывая сложность и условия работы в художественном творчестве, следует уделять большое значение формированию личных санитарно-гигиенических навыков, навыков обеспечения своего здоровья. Необходимо систематично проводить здоровьесберегающие мероприятия: проветривание помещения для занятий, выполнение упражнений для снятия усталости с глаз (приложение № 3), плечевого пояса, во время практической работы через каждые 20 минут проводит физкультпаузы.Не менее необходимы и здоровьеобучающие мероприятия – мероприятия, которые позволяют мотивировать обучающихся на здоровый образ жизни, пропаганду ЗОЖ среди родителей. Для обучающих занятий требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. В помещении должна быть настенная доска. На ней мелом выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия, устраивают кратковременную выставку работ. В учебном кабинете целесообразно расположить комбинированные шкафы с застекленной верхней частью, где можно разместить постоянную выставку детских работ, образцы народных игрушек, изобразительные материалы. Нижнюю, закрытую часть шкафов следует использовать для хранения текущей работы, наглядного материала, инструментов и приспособлений. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении обучающимися нового материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы. На занятиях широко применяют образцы изделий, выполненных педагогом или обучающимися. Они дают точное представление о размере, форме, объеме изделий. Наглядным пособием 14 служит и различный иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о видах рукоделия, его истории, о декоративно прикладном искусстве. Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления. Для шитья и вышивания необходимы ткани, нитки и иглы. Для плетения используют волокнистые материалы: тонкая тесьма, шнур, шпагат, мочало и различные крепежные приспособления. При вязании необходимы вязальные нитки, вязальные крючки и спицы. Для выполнения объемных набивных игрушек рекомендуется использовать коротковорсовый синтетический мех. Гладкий и набивной ситец, байка, трикотаж, фланель и другие материалы пригодны для пошива сувениров и различных костюмов для игрушек, а также для отделки. Для раскроя меха и тканей наиболее удобны маленькие ножницы с острыми загнутыми концами. Иголки нужны разной величины. Наперсток должен соответствовать толщине среднего пальца. Для склеивания деталей из ткани и бумаги применяют клей ПВА. Для успешной работы детского объединения, педагогу необходимо не только иметь значительную практическую подготовку, но и знать особенности, свойства используемых инструментов, приспособлений, текстильных материалов. Используя различную литературу, педагог может значительно расширить содержание работы, внести новое в оформление изделий, разработать иную конструкцию, изменить форму изделия. При организации детского объединения важно привлекать родителей, бабушек, старшеклассников, помощь которых может выразиться в заготовке необходимых материалов, инструментов, подборе эскизов для будущих изделий. Как показывает опыт работы, дети с большим желанием, заинтересованностью и любовью занимаются в детских объединениях, связанных с рукодельным искусством. При правильной организации работы дети проявляют не только старательность, тщательность, аккуратность в работе, но и много выдумки, фантазии, творчества, активности. Одним из условий реализации программы является воспитательная работа с привлечением родителей. Эта работа отражена в таблице: сроки прове дения (месяц) IX X патриоти ческое воспитание направление деятельности и название мероприятий здоровье духовноэкологи художест сберегающие нравственное ческое венное мероприятия воспитание воспитание воспитание взаимодей ствие с родителями презентация по ПДД: «Будь внимателен! » родитель ское собра ние:органи зационные вопросы. обучающая игра: «Азбу ка пожарной безопаснос конкурс фотографи й о летнем отдыхе: «Остано вись мгновенье» Игравикторина: «Как прекрасен 15 ти» Беседа: «Что такое хоро шо, и что такое плохо» XI XII I II III IV V это мир» Беседа: «На рубеже» Игровая программа: «Осенняя пора» круглый стол: «Семейные традиции» презентаци я: «Вредные продукты» презентаци я: по истории города – «Миллеров о-город воинской славы» посиделки: «Мы дружбою сильны!» викторина: «Безопасный путь домой» презентация: «Чтобы не было травм» беседа с призентаци ей: «Неразлучн ые друзья – взрослые и дети» конкурс рисунков: «Мой папа» «С празд ником-8 марта» встреча с мамами, ба бушками, сестренка ми играпутешествие: «Путешестви е в страну доброты» участие в беседа: интеллектуал акциях «Внимание – ьная игра по ДДиЮ; огонь!» правилам поздравлен хорошего ие тона: «Моло ветеранов: дцы и хит «Никто не рецы» забыт, ничто не забыто!» беседа – презентаци я: «Эколо гия – это как сбере чь наш общий «Дом -Земля» встреча с родителями : «Взаимо действие и взаимопон имание педагога дополнител ьного образовани яи родителей» литературн ая игра: «Мои любимые сказки» встреча с родителями : «Безопас ное лето ва ших детей» Диагностика и контроль В течение учебного года проводится ряд диагностик. К диагностике привлекается педагог-психолог. Механизм оценки получаемых результатов. Наиболее подходящая форма оценки - это организованный просмотр 16 выполненных образцов изделий. Для такого просмотра можно устроить временную выставку, развесив изделия на стенде, доске или расставив и разложив их на столе. Обучающиеся высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Педагог подводит итоги выполнения работ. Коллективные просмотры выполненных игрушек, их анализ приучают детей справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Наглядное представление о результатах работы, проводимой в детском объединении, дают выставки детского творчества. Выставка - это место обмена опытом педагогов, методистов в целях улучшения работы по эстетическому воспитанию обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства. Несомненно, что на выставке должны быть представлены все образцы детского творчества, как результат кропотливого труда каждого обучающегося. Основная цель каждой отчетной выставки заключается, с одной стороны, в подведении итогов работы группы или всего детского объединения, с другой - в определении дальнейшего развития и совершенствования образовательной и воспитательной работы, того или иного вида творчества детей. Оценка обученности детей проводится на основании Положения о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБУ ДО Дома детства и юношества аттестация проводится два раза в год, по полугодиям(в конце декабря и в конце мая). Итоговая аттестация проводится по окончанию курса обучения по программе «Рукоделие». Положение об аттестации обучающихся регламентирует следующие критерии оценки уровня обученности: высокий уровень: применение знаний в нестандартной ситуации. Творческое применение полученных знаний на практике в незнакомой ситуации (анализировать информацию, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций, самостоятельно экспериментировать, исследовать, применять ранее усвоенный материал), успешное освоение обучающимися более 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации; средний уровень: применение знаний в знакомой ситуации. Выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, соблюдать правила), умение анализировать ситуацию, делать выводы, проводить рефлексию собственных действий. Успешное освоение обучающимися от 50% до70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации; низкий уровень: воспроизведение и запоминание (показывать, называть, давать определения, формулировать правила). Успешное освоение обучающимися менее 50% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации. Список литературы, используемой при составлении программы. 1. А. М. Гукасова. Рукоделие в начальных классах. М. Пр. 1984г. 2. И. А. Сокол. Энциклопедия рукоделия. М. X. оф. 2001 г. 17 3. О. С. Молотобарова. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М. Пр. 1990 г. 4. А.Утц. Учимся мастерить. М. Оф. 2002 г. 5. Гуляева. Т. Геронимус. Волшебная паутинка. М. Оф. 1991г. 6. Журналы: «Коллекция детских идей», «Мастерилка». 7. В.Н.Иванченко «Занятия в системе дополнительного образования детей».Из-во «Учитель» 2007г. 8. Т.Н.Проснякова. Творческая мастерская.Из-во «Учебная литература» 2007г. Список литературы для детей. 1. Калинич М.М. Рукоделие для детей. Минск. Полымя. 2000г. 2. Журналы: «Коллекция детских идей», «Мастерилка». Интернет-ресурсы. https://www.maam.ru/ https://svoimirukamy.com/category/detskie-podelki https://tytpodelki.ru/podelki-svoimi-rukami-dlya-detej/ Приложение №l. Индивидуальная карта наблюдений ФИО обучающегося: _________________________________________________ № группы_________________год обучения_________________ Отслеживаемые показатели Окт. Нояб. Дек. Янв. Фев. Март Апр. Май Активность в усвоении теоретического материала Старательность, аккуратность и повышение уровня сложности при выполнении практических работ. Дружелюбное, позитивное поведение в коллективе, проявление взаимоуважения и взаимопомощи ИТОГ Исходный уровень определяется на вступительном собеседовании и занятиях в сентябре. Обозначения: - рост показателя, оценивается в +2 балла; - показатель стабильный, оценивается в +1 балл; 18 - снижение показателя, оценивается в -1 балл. Сумма баллов от +6 до +2 находится в пределах положительной нормы, при сумме баллов от +1 до -3 необходимо проанализировать ситуацию, повысить внимание к ребенку, усилить работу с родителями, при необходимости посоветовать обратиться к психологу. Примечание: при анализе нужно учитывать объективные спады, обусловленные длительным отсутствием по болезни, а также усталость перед каникулами и несобранность после каникул. Приложение №2. Порядок разработки изделия декоративно-прикладного творчества (бисероплетение, вышивка, вязание) Основные факторы, которые надо учитывать при создании изделия ДПТ: • предназначение: кому и для какого события создается изделие (либо на какую тему, если изделие выполняется на конкурс), • тип изделия, обусловленный его предназначением: украшение костюма, предмет интерьера, сувенир и т. д., • наличие определенных материалов. Немаловажную роль при выборе цветового и композиционного решения играют индивидуальные особенности личности автора. Разработка и выполнение изделия • определить тип изделия, его форму и размеры; • продумать композиционное решение: определить количество и пропорции отдельных элементов; • подобрать цветовую гамму и материалы для изготовления (с учетом предназначения); • выбрать или разработать орнамент, проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных элементах; • разработать эскиз изделия и, если необходимо, его элементов; • выбрать технику или несколько видов техник исполнения в соответствии с конструкцией изделия; • продумать технологию соединения различных видов техник и отдельных элементов изделия; • составить схемы изделия и его элементов; • при необходимости (для сложных вязаных и некоторых вышитых изделий) рассчитать и начертить выкройку, • сделать образцы плетения (вязания, вышивки), в соответствии с составленной схемой, для проверки правильности выбранных решений; • выполнить изделие; • оформить готовое изделие, если это требуется (вставить в рамку, нашить в виде аппликации на костюм и т. д.) 19 Приложение №3. Упражнения для снятия усталости глаз. Комплекс № 1. 1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом 30 секунд. 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. Можно делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять сидя, интервалом 1-2 минуты. 3. Медленно вращать глазами: вверх, вниз, вправо, влево и в обратную сторону. Можно делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять сидя, интервалом 1-2 минуты. Комплекс № 2. 1. Стоя смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10— 15раз. Тем, кто пользуется очками надо делать упражнение, не снимая их. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии. 2. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды убрать пальцы. Повторить 3-4 раза. Очень полезно затем на несколько секунд окинуть взглядом горизонт, посмотреть вдаль.