2022 Лушников Ю.А. Музыкальный глобус (pdf.io) (pdf.io)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом Совете
протокол № __1__
от «_29_»_августа_ 2022г

УТВЕРЖДЕНО
приказом № __122__
от «_29_»_08_ 2022г.
Сергиенко Галина
Александровна
cn=Сергиенко Галина
Александровна, o=МБУ ДО
ДДиЮ, ou=директор,
email=ddiuy@yandex.ru,
c=RU
2022.09.08 15:52:06 +03'00'

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
сольного пения

«Музыкальный глобус»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся:12-17 лет.
Срок реализации: 5лет.

Составитель:
педагог дополнительного образования
Лушников Юрий Александрович

г. Миллерово

2

Оглавление
№
Наименование раздела
п/п
1.
Введение
1.
Пояснительная записка. Цели и задачи.
2.
1-й год обучения. Цель и задачи. Учебно – тематический
план и распределение часов. Содержание программы и
предполагаемый результат.
3.
2-й год обучения. Цель и задачи. Учебно – тематический
план и распределение часов. Содержание программы и
предполагаемый результат.
4.
3-й год обучения. Цель и задачи. Учебно – тематический
план и распределение часов. Содержание программы и
предполагаемый результат.
5.
4-й год обучения. Цель и задачи. Учебно – тематический
план и распределение часов. Содержание программы и
предполагаемый результат.
6.
5-й год обучения. Цель и задачи. Учебно – тематический
план и распределение часов. Содержание программы и
предполагаемый результат.
7.
Методическое обеспечение программы
8.
Условия реализации
9.
Диагностические материалы
10. Взаимодействие с родителями
11. Воспитательная и досуговая деятельность
12. Список литературы
13. Электронные образовательные ресурсы

№
страницы
3
3
7
10
13
15
18
20
23
23
24
24
25
25

3

Введение
Сегодня чрезвычайно остро стоит проблема развития духовной культуры
общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения к
искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала
личности, стимулирования его развития.
Музыка в семье искусств, и пение как составная ее часть, занимают особое
место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на
человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что пение
влияет и на физиологию человека, что оно может оказывать успокаивающее и
возбуждающее действие, вызывать положительные и отрицательные эмоции,
следовательно, играет большую роль в воспитании эмоциональной
отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей,
идеалов, т.е. в формировании всесторонне развитой, гуманной личности.
Пояснительная записка
Система музыкального образования связывает воедино воспитание
эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей
детей. Ознакомление обучающихся с лучшими образцами музыкального
творчества, служит основой идейного и нравственного воспитания средствами
этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление
музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности,
интересы и способности. Обучение исполнительской деятельности
осуществляется тем успешнее, чем больше развита у обучающихся способность
эстетически воспринимать музыку.
При составлении программы учитывались нормативные документы:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-з
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»;
- Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до
2030года»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений
в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;

4

- Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 01.03.2016 № 115 «Об утверждении региональных рекомендаций к
регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской
области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо (вместе с методическими рекомендациями) Минпросвещения России
от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов
Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в
образовательных организациях, а также в организациях отдыха детей и их
оздоровления»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Дома детства и юношества в новой редакции 2018г., принятом на
Собрании трудового коллектива, протокол № 1 от 10.09.2018г. и утвержденного
начальником
Муниципального
учреждения
управления
образования
Миллеровского района приказ № 566 от 06.09.2018г и другими локальными
актами образовательного учреждения.
Новизна образовательной программы заключается в том, что
обучающиеся, занимаясь как индивидуально, так и в вокальной группе,
приобретут опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях
(учережденческие, муниципальные и региональные конкурсы и фестивали,
онлайн-концерты и др.).
Важно и то, что образовательная программа
предполагает, что одни обучающиеся на занятиях приобретут музыкальную
грамотность, вокальный, концертный опыт, которые, возможно, определят
будущую профессию, а другие – получат общие музыкальные представления,
заполнят свое свободное время полезным действием, что является важным для
дальнейшей социализации.
Актуальность программы обусловлена возросшим интересом детей и
молодежи к музыке, новым музыкальным жанром. А поскольку пение как один
из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством
улучшения художественного и эстетического вкуса, одна из задач педагога –
помочь ребенку разобраться во всем многообразии музыкальной палитры и
дать возможность каждому обучающемуся проявить себя в разных видах
музыкальной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
ориентирована на использование как традиционных методик преподавания, так
и современных методов обучения. Еще не так давно считалось, что на уроке
вокала ученик должен усвоить определенный объем знаний и информации,
однако современный подход в обучении вокалу в дополнительном образовании

5

это, главным образом, развитие познавательных способностей и
стимулирование мышления обучающегося, понимания им себя и своей роли на
различных уровнях социально-коммуникативных связей. Программа
предусматривает и межпредметные связи с музыкой, историей, литературой,
сценическим искусством, ритмикой. Музыкальную основу программы
составляют
произведения
композиторов-классиков
и
современных
композиторов, разнообразные детские песни, значительно обновленный
репертуар композиторов-песенников в разных жанрах. Песенный материал
играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Подбор репертуара осуществляется с учетом возрастной доступности,
концертно-конкурсной необходимости, художественной выразительности
(частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
современная модель образования направлена на создание условий, в которых
каждый ребенок смог бы получить возможность для развития своих
способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача
дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать
свой творческий потенциал. Важную роль в этом играют занятия музыкальным
творчеством, в том числе вокальным. Вокальное искусство наряду с
выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает еще и мощным
оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в
здоровьесбережении детей. Она помогает формировать у каждого ребенка
здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и
разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной
певческой деятельности улучшается и физическое здоровье детей, а значит,
пение можно рассматривать как физиологический процесс. Великий Авиценна
считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение.
Народная мудрость гласит: «Кто много поёт, того хворь не берет!».
Цели и задачи программы
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Музыкальный глобус» – создание условий для разностороннего комплексного
развития детей, активизации познавательной и творческой деятельности,
подготовки к самостоятельной жизни в современном мире и возможно
дальнейшему профессиональному самоопределению через активную
музыкально-творческую деятельность.
Цель достигается путем решения ряда задач:
Обучающие:
- обучать певческим навыкам (правильное и естественное звукоизвлечение,
певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука,
чистая интонация и т.д.);
- выразительному исполнению современной отечественной эстрадной
вокальной музыки;
- приемам сценического движения, актерского мастерства.
Развивающие:

6

- развивать музыкально-творческие способности (музыкальный слух,
музыкальную память, чувство ритма);
- развивать эстетический кругозор;
- расширять диапазон.
3 Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к пению;
- обогащать внутренний мир ребёнка, образно-эмоциональное восприятие
окружающего мира через пение;
- приобщать к концертной деятельности (участию в конкурсах и фестивалях
детского творчества, в отчетных концертах, во всех тематических концертах);
- формировать общую культуру личности ребенка;
- развивать потребность в культурном проведении своего свободного времени.
Познавательная: развивать познавательный интерес к народному
фольклорному творчеству.
Мотивационная: создать комфортную творческую среду, способствующую
активации творческой деятельности каждого ребенка.
Социально-педагогическая: развивать чувство самозначимости на основе
системы мер по подготовке и творческого продвижения каждого ребенка.
Эстетическая: учить ценить и приумножать красоту в окружающем мире,
учить эстетическому восприятию окружающего мира.
Оздоровительная: воспитывать ценностное отношение к своей жизни и
здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной
деятельности, главными из которых является сольное и групповое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения, добавление элементов
импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа сольного
пения «Музыкальный глобус» имеет художественную направленность, по
виду – модифицированная (Программа составлена на основе «Программ для
внеклассной и внешкольной работы» под редакцией О.Анисина; Программы «Мир вокального
искусства» Г.Суязовой; программы студии вокально-инструментального искусства В.
Кипор, Т.Толбатовой), по уровню получения знаний – углубленная.

Адресаты программы
Возраст обучающихся: 12-17 лет. В детское объединение принимаются
дети по заявлению родителей или законных представителей, прошедших
индивидуальное прослушивание и показавших вокальные данные для
успешных занятий (музыкальный ритм, синхронизацию голосового аппарата и
слуха).
Объём программы
Программа рассчитана на 5лет. Каждый ребенок занимается
индивидуально 2 раза в неделю по одному академических часу (45 минут).
Учебный год рассчитан на 72 часа.
Форма организации обучения.

7

По Федеральному Закону РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» предусмотрены следующие формы обучения: очная,
очно/заочная, электронная с применением дистанционных форм обучения.
Форма организации образовательного процесса
Основной формой организации учебной работы по программе является
занятие. Занятия в детском объединении сольного пения «Музыкальный
глобус» в основном проводятся индивидуально или при необходимости в
группах (2-3 человека). Занятие включает в себя часы теории и практики.
Кроме того, имеют место быть и такие формы работы, как концертная
деятельность, фестивали, смотры, конкурсы.
Алгоритм учебного занятия.
1. Организационный момент (подготовка к работе, беседа с ребёнком: тема
занятия, техника безопасности и применение техник здоровьесбережения).
2. Распевание (вокально-интонационные и дыхательные упражнения).
3. Пение произведений (пение выученных, разучивание новых, отработка
фрагментов и т. п.)
4. Закрепление (пение пройденного или особенно понравившегося репертуара).
5. Подведение итогов занятия.
Цель и задачи первого года обучения
Цель: мотивировать детей на занятия вокальным пением, на развитие
художественно-творческих способностей. Освоение начальных теоретических
знаний (звукоряд, динамические оттенки, лады, дикция, дыхание); положение
тела во время пения; музыкально-выразительные средства; чистое
интонирование.
Задачи:
Обучающая: познакомить детей с простейшими музыкальными жанрами
историей музыкального певческого искусства, техническими средствами,
необходимыми в работе.
Развивающая: развивать самостоятельность и способность детей решать
творческие задачи; дикцию и умение управлять голосом; развивать образное и
пространственное мышление, память, воображение, внимание; положительные
эмоции и волевые качества;
Воспитательная:
воспитывать
такие
свойства
личности,
как
самостоятельность, инициатива, ответственность,
творческая активность,
стремление доводить начатое дело до конца.
Учебно-тематический план
и распределение учебных часов, 1-й год обучения
№
Название темы
п/п
1. Вводное занятие.
2. Певческая установка. Певческое дыхание.
3. Дикция и артикуляция.

Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
0,5
0,5
7
3
4
7
2
5

8

4.

9.

Знакомство с произведениями различных
жанров:
-песни из мультфильмов
-песни из детских кинофильмов
Вокальные навыки.
Работа над репертуаром
Основы сценического движения и ритмики
Промежуточная аттестация в середине года и
в конце учебного года. Мониторинг
обученности в начале, середине и конце года.
Воспитательная и досуговая деятельность.

10.

Итоговое занятие

5.
6.
7.
8.

Итого

4

1

3

8
34
4
2

3
6
1
1

5
28
3
1

4
1
72

4
0,5
18

0,5
54

Содержание программы
1.Вводное занятие.
Практика. Знакомство с детьми. Ознакомление с правилами гигиены и охраны
голоса. Знакомство с задачами на текущий год. Режим занятий. Правила
техники безопасности на занятиях.
Теория. Входная диагностика музыкальных данных (музыкальный слух,
память, чистота интонирования). Определение уровня музыкальной
подготовки.
2. Певческая установка. Певческое дыхание.
Теория. Понятие о певческой установке и певческом дыхании.
Правильное положение корпуса, шеи и головы во время пения. Мимика лица
при пении. Основные типы дыхания: ключичный, грудной, брюшной,
смешанный. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика. Навыки пения сидя и стоя. Выработка навыков дыхания через нос.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Смена
дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в
быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Упражнения, формирующие певческое дыхание «Ладошки», «Погончики».
«Насос» и др.
3. Дикция и артикуляция.
Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Знакомство с артикуляционным
аппаратом.
Подготовка артикуляционного аппарата к работе.
Практика. Формирование гласных и согласных звуков. Отчётливое
произношение слов, внимание на ударные слоги. Соотношение дикционной
чёткости с качеством звучания. Разучивание и использование скороговорок.
Упражнения для развития мышц языка, подвижности губ, а также всего
артикуляционного аппарата.
4. Знакомство с произведениями различных жанров.
Теория. Беседа. Краткая биография авторов и композиторов.

9

Практика. Прослушивание музыки из детских мультфильмов и кинофильмов.
Анализ настроения и характера произведений
5. Вокальные навыки.
Теория. Понятие о певческих навыках и их взаимосвязь между собой.
Практика. Приобретение навыков уверенного пения. Естественный,
свободный звук без крика и напряжения. Преимущественно мягкая атака звука.
Округление гласных. Музыкальные «буквы». Скороговорки и поговорки,
которые насыщены гласными звуками, требующие широкого раскрытия рта.
6. Работа над репертуаром.
Теория. Рассказ о песне как об одной из видов музыкального искусства в
интересной для детей форме, её характере, содержании и замысле, сообщение
об её авторах.
Практика. Разучивание песен, детальная работа над фразами, трудными
местами; разучивание с сопровождением и без него; доведение до уровня,
пригодного для концертного выступления.
7.Основы сценического движения и ритмики.
Теория. Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной
деятельности. Понятие сценической культуры.
Практика. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Обучение
движениям в темпе исполняемого музыкального произведения. Умение
изобразить настроение песни в различных движениях для создания
художественного образа.
8.Аттестация.
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы
проследить динамику развития творческих способностей детей, развития
музыкального слуха и памяти, выявить знания, полученные на занятиях.
Итоговая аттестация в конце года проводится для того, чтобы узнать, усвоена
ли программа первого года обучения. Проверка знаний, полученных в течении
года.
9. Воспитательная и досуговая деятельность.
Организация и проведение досуговых мероприятии совместно с родителями:
«Здравствуй Новый год»- новогодняя дискотека-микс, поздравление с
праздником «День защитника Отечества»- концертная программа для пап,
«Мамочка любимая, ты у меня одна»- праздничное поздравление для мам.
Воспитательные мероприятии патриотической, нравственной, экологической
направленности из цикла «разговоры о важном».
10. Итоговое занятие.
Выступление на отчётном концерте. Подведение итогов, награждение наиболее
успешных обучающихся.
Предполагаемый результат

10

После первого года обучения обучающиеся:
узнают: правила поведения во время занятия; правила техники безопасности
при обращении с электроприборами; историю развития музыкальных жанров;
особенности сольного и группового пения; правила произношения, дикции и
артикуляции.
научатся: петь чистым естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко;
правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; чувствовать
исполняемые произведения; правильно двигаться под музыку.
Цель и задачи второго года обучения
Цель: развивать мотивацию личности к познанию и творчеству. Большое
внимание уделяется чистоте интонирования, дыханию на опоре, правильному
звукоизвлечению; обучению работать с минусовой фонограммой.
Задачи:
Обучающая: познакомить детей с известными детскими коллективами,
популярными музыкантами и вокалистами прошлого и современности;
современными
направлениями
музыкального
певческого
искусства.
Развивающая: Развивать самостоятельность и способность детей решать
творческие задачи; дикцию и умение управлять голосом.
Воспитательная: формировать эстетическую культуру, ответственность и
трудолюбие.
Учебно-тематический план и распределение учебных часов
2-й год обучения
№
Название темы
п/п
1 Вводное занятие.
2 Использование певческих навыков. Певческое
дыхание.
3 Знакомство с основными музыкальными
жанрами. Известные детские вокальные и
хоровые коллективы.
4 Работа над репертуаром
5 Основы сценического движения и ритмики
6 Дикция и артикуляция
7 Аттестация.
Промежуточная в середине года и в конце года
Мониторинг(в начале, середине и конце года)
8 Воспитательная и досуговая детельность
9

Итоговое занятие
Итого

Количество часов
Всего
Теория Практика
1
0,5
0,5
8
2
6
6

3

3

30
12
8
2

6
2
2
0,5

24
10
6
1,5

4
1
72

Содержание программы
1. Вводное занятие.

4
16

1
56

11

Теория. Встреча с детьми. Повторение правил гигиены и охраны голоса.
Знакомство с задачами на текущий год. Режим занятий. Правила по технике
безопасности.
2. Использование певческих навыков. Певческое дыхание.
Теория. Разучивание упражнений на развитие певческого дыхания
(«Ладошки», «Обними плечи», «Маленький маятник», «Большой маятник»,
«Кошечка» и др.)
Практика. Пение с сопровождением и без сопровождения фонограммы. Работа
над точным звучанием унисона. Работа над развитием вокального,
мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над
интонированием. Применение упражнений на развитие певческого дыхания
(«Ладошки», «Обними плечи», «Маленький маятник», «Большой маятник»,
«Кошечка» и др.) Музыкальные упражнения на расширение диапазона.
3.Знакомство с основными музыкальными жанрами. Известные детские
вокальные коллективы.
Теория. Знакомство с простейшими музыкальными жанрами – песней, танцем,
маршем.
Практика. Прослушивание современных детских вокальных коллективов, как
яркий пример качественного исполнения песен для формирования культуры
восприятия таких, как «Волшебники двора», «Великан», «Непоседы»,
«Домисолька», «Волшебный микрофон». Анализ прослушанного материала в
форме беседы.
4. Работа над репертуаром.
Теория. Прослушивание песни. Рассказ о её характере, содержании и замысле,
сообщение об её авторах.
Практика. Раскрытие содержания музыки и слов, особенностей
художественного образа, замысла произведения. Расширение диапазона
песенного материала. Работа над точным звучанием унисона.
5. Основы сценического движения и ритмики.
Теория. Знакомство с элементами ритмики и движений под музыку на примере
популярных вокальных ансамблей и исполнителей современности.
Практика. Развитие чувства ритма на исполнении несложных ритмических
упражнений. Развитие выразительности, интонации, естественности. Движение
и жесты под музыку для передачи образа.
6. Дикция и артикуляция.
Теория.
Разучивание
новых
скороговорок.
Соотношение
работы
артикуляционного аппарата с мимикой при условии свободы движений
артикуляционных органов.
Практика. Формирование навыков правильного певческого произнесения
слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с
использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных

12

вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки.
Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7. Аттестация.
Промежуточная в середине года
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы
проследить динамику развития творческих способностей детей, развития
музыкального слуха и памяти, выявить знания, полученные на занятиях.
Итоговая аттестация в конце года проводится для того, чтобы узнать, усвоена
ли программа второго года обучения.
8. Воспитательная и досуговая деятельность.
Участие в концертных программах города и района. Участие в конкурсах и
фестивалях патриотической направленности. Мероприятия из цикла
«Разговоры о важном» нравственной, экологической, патриотической,
здоровьесберегающей направленности.
Организация и проведение досуговых праздничных мероприятий по календарю
знаменательных дат. Привлечение родителей к организации, проведению и
участию в мероприятиях.
9. Итоговое занятие.
Проверка знаний, полученных в течение года. Выступление на отчётном
концерте. Подведение итогов.
Предполагаемый результат
После 2-го года обучения обучающиеся:
узнают: о различных музыкальных направлениях (джаз, рок, рэп и др.); о
популярных детских коллективах; о способах распевок, о возможностях
оформления музыкального номера;
научатся: петь определенные звуки с равной длительностью; работать с
микрофоном; контролировать свое дыхание во время пения; соблюдать
певческую установку; быть уверенными на сцене.
Цель и задачи третьего года обучения
Цель: продолжать музыкальное развитие каждого обучающегося, стремиться к
совершенствованию и духовному обогащению личности ребенка. С
усложнением репертуара приобретаются навыки правильной вокальной
позиции, обогащается ряд музыкально-выразительных средств. А также дети
принимают активное участие в концертной деятельности объединения.
Задачи:
Обучающая: продолжать формировать певческие навыки; обучать свободному
ориентированию в работе с техникой (микрофонами, фонограммами и т.д.);
формировать умение пользоваться возможностями собственного голоса.
Развивающая: развивать и поддерживать устойчивый интерес к вокальноэстрадному творчеству; развивать воображение и музыкальную фантазию,
активность и самостоятельность детей.

13

Воспитательная: формировать личностные качества: гражданственность,
патриотизм, бережное отношение к природе, заботу о своем здоровье;
воспитывать уважение к культурным традициям своего народа.

Учебно-тематический план и распределение учебных часов
3-й год обучения
№
Название темы
п/п
1 Вводное занятие.
2 Знакомство с произведениями различных жанров.
Типы голосов.
3 Звукообразование и дыхание
4 Работа над репертуаром
5 Основы сценического движения и ритмики
6 Дикция и артикуляция
7 Двухголосие
8 Аттестация.
Промежуточная в середине и в конце года
Мониторинг
(в начале, середине и конце года)
9 Воспитательная и досуговая деятельность
10

Итоговое занятие
Итого

Всего
1
4
8
34
4
6
6
2

Количество часов
Теория Практика
0,5
0,5
1
3
2
6
1
2
2
0,5

6
28
3
4
4
1,5

6

6

1
72

1
57

15

Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теория. Встреча с детьми. Повторение правил гигиены и охраны голоса.
Знакомство с задачами на текущий год. Режим занятий. Правила по технике
безопасности.
Практика. Исполнение песен, выученных в летний каникулярный период.
2. Знакомство с произведениями различных жанров. Типы голосов.
Теория. Знакомство с творчеством А.Пахмутовой. П.И.Чайковский
«Щелкунчик».
Типы голосов: драматические и лирические. Голоса: мужские – тенор, баритон,
бас; женские – сопрано, меццо-сопрано, контральто; детские – дискант, альт.
Практика. Прослушивание музыкальных произведений. Понимание
настроения и характера произведений. Обсуждение своих впечатлений. Беседа
по изученному материалу.
3.Звукообразование и дыхание.
Теория. Повторение пройденного материала. Типы певческого дыхания.
Звукообразование. Правила выполнения новых упражнений.

14

Практика. Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыков
певческого дыхания и правильного звукообразования. Усложнение комплексов
вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся.
Упражнения для совершенствования певческих навыков: утверждение мягкой
атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения
при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение
вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Метод
аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
4.Работа над репертуаром.
Теория. Прослушивание песни. Рассказ о её характере, содержании и замысле,
сообщение об авторах песни.
Практика. Согласованность пения и музыкального сопровождения.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование
умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
5. Основы сценического движения и ритмики.
Теория. Воплощение вокальных образов через пластику. Ощущение гармонии
голоса и тела.
Практика. Игры на ритмическое моделирование. Музыкально-ритмические
скороговорки. Формирование культуры поведения на сцене. Пантомимические
упражнения для развития артистических способностей.
6. Дикция и артикуляция.
Теория. Разучивание более сложных музыкальных и речевых скороговорок.
Практика. Формирование навыков правильного певческого произнесения
слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с
использованием речевых и музыкальных скороговорок.
7. Двухголосие.
Теория. Понятие единства музыкального звучания. Понятие двухголосого
пения.
Практика. Пение на два голоса.
8. Аттестация.
Промежуточная аттестация проводится для того, чтобы проследить динамику
развития творческих способностей детей, развития музыкального слуха и
памяти, выявить знания, полученные на занятиях, определить уровень освоения
программы третьего года обучения. Аттестация проводится по Положению об
аттестации обучающихся в МБУ ДО ДДиЮ.
9. Воспитательная и досуговая деятельность.
Участие в концертных программах города и района. Участие в конкурсах и
фестивалях патриотической направленности. Мероприятия из цикла
«Разговоры о важном» нравственной, экологической, патриотической,
здоровьесберегающей направленности.

15

Организация и проведение досуговых праздничных мероприятий по календарю
знаменательных дат. Привлечение родителей к организации, проведению и
участию в мероприятиях.
10.Итоговое занятие.
Выступление на отчётном концерте. Подведение итогов.
Предполагаемый результат
После 3-го года обучения обучающиеся смогут:
-петь с музыкальным сопровождением и «a Capello»;
-использовать пантомимические упражнения для развития артистических
способностей;
-петь в вокальной группе;
-применять полученные знания на практике.
узнают: о делении голосов на лирические и драматические, мужские и
женские; о возможности ритмического моделирования; о понятии
«двухголосное пение».
Цель и задачи четвертого года обучения
Цель: продолжать музыкальное развитие каждого обучающегося, стремиться к
совершенствованию и духовному обогащению личности ребенка; углубить
ранее приобретенные певческие умения и навыки. Основное внимание
уделяется творческой концертной деятельности. Отработка навыков в процессе
подготовки сценических выступлений (работа с микрофонами, фонограммами).
Задачи:
Обучающая: обучать свободному ориентированию в работе с техникой
(микрофонами, фонограммами и т.д.); формировать умение пользоваться
возможностями собственного голоса; формировать певческие навыки.
Развивающая: развивать и поддерживать устойчивый интерес к вокальноэстрадному творчеству; развивать воображение и музыкальную фантазию,
активность и самостоятельность детей.
Воспитательная: формировать личностные качества: гражданственность,
патриотизм, бережное отношение к природе; воспитывать уважение к
культурным традициям своего народа.
Учебно-тематический план и распределение учебных часов
4-й год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Название темы
Вводное занятие.
Знакомство с произведениями различных жанров.
Фольклор
Звукообразование и дыхание
Работа над репертуаром
Основы сценического движения и ритмики
Дикция и артикуляция

Всего
1
2
6
34
4
8

Количество часов
Теория Практика
0,5
0,5
0,5
1,5
2
4
1
2

4
30
3
6

16

7
8
9
10

Двухголосие и трехголосие
Аттестация.
Промежуточная в середине года и в конце года
Мониторинг(в начале, середине и конце года)
Воспитательная и досуговая деятельность.
Итоговое занятие
Итого

8
2
6
1
72

2
1

6
1

13

6
1
59

Содержание программы
1.Вводное занятие.
Встреча с детьми. Повторение правил гигиены и охраны голоса. Знакомство с
планом работы на текущий год. Режим занятий. Правила по технике
безопасности.
2. Знакомство с произведениями различных жанров. Фольклор.
Теория. Расширение музыкального кругозора обучающихся. Основные приемы
народного пения, его особенности.
Практика. Разучивание народных распевок, простейшие элементы
фольклорного многоголосья. Прослушивание и обсуждение народных песен,
разбор их тематики, настроения.
3. Звукообразование и дыхание.
Теория. Основные ошибки в использовании дыхания при пении. Тональность,
работа в разной тональности. Развитие диапазона голоса.
Практика. Выравнивание звука. Продолжение работы над чистотой
интонации.
4. Работа над репертуаром.
Теория. Прослушивание песни. Рассказ о её характере, содержании и замысле,
сообщение об её авторах.
Практика. Разучивание песни, использование вариантности исполнения,
использование импровизаций, поиск наиболее верной интонации звучания
(сила звука, динамика, тембр); модуляции в пении; контроль над правильным
переходом голоса в другую тональность; пение с бэк-вокалом.
5. Основы сценического движения и ритмики.
Теория. Упражнения на развитие слуха. Придумывание «рисунка танца» движений, сопровождающих песню.
Практика. Развитие танцевальной координации; репетиции песни перед
зеркалом; устранение разногласий в ритме, темпе.
6. Дикция и артикуляция
Теория. Работа над сценической индивидуальностью, устранением зажатости и
напряжения в голосе.
Практика. Пение сложных скороговорок. Гимнастика для лица.
7. Двухголосие и трехголосие.

17

Теория. Знакомство с элементами двух- и трехголосия. Гармоничное пение.
Практика. Индивидуальный подход к разучиванию песни. Использование
вариантности исполнения, поиск наиболее точных интонаций звучания.
Выравнивание и подстраивание всех голосов в группе по высоте звука.
8. Аттестация.
Промежуточная аттестация проводится по Положению об аттестации
обучающихся в МБУ ДО ДДиЮ с целью: проследить динамику развития
творческих способностей детей, развития музыкального слуха и памяти,
выявить знания, полученные на занятиях, определить уровень усвоения
программы четвертого года обучения.
9. Воспитательная и досуговая деятельность.
Участие в концертных программах города и района. Участие в конкурсах и
фестивалях патриотической направленности. Мероприятия из цикла
«Разговоры о важном» нравственной, экологической, патриотической,
здоровьесберегающей направленности.
Организация и проведение досуговых праздничных мероприятий по календарю
знаменательных дат. Привлечение родителей к организации, проведению и
участию в мероприятиях.
10. Итоговое занятие.
Выступление на отчётном концерте. Подведение итогов.
Предполагаемый результат
После 4-го года обучения обучающиеся:
узнают: о фольклорных направлениях в музыке; о способах развития
музыкального слуха; познакомиться с элементами трехголосного пения;
научатся: петь сложные народные распевки; придумывать подтанцовки для
сопровождения пения на сцене; развивать свой голосовой диапазон; петь в
вокальной группе; применять полученные знания на практике, следить за
здоровьем голосового аппарата.
Цель и задачи пятого года обучения
Цель: углубить приобретенные ранее певческие умения и навыки; продолжать
музыкальное
развитие
каждого
обучающегося,
стремиться
к
совершенствованию и духовному обогащению личности ребенка; подготовить
обучающихся к самостоятельной жизни в современном мире и возможно
дальнейшему профессиональному определению.
Задачи:
Обучающая: научить детей владеть различными певческими техниками;
формировать певческие навыки; формировать умение пользоваться
возможностями собственного голоса.
Развивающая: развивать и поддерживать устойчивый интерес к вокальноэстрадному творчеству; развивать воображение и музыкальную фантазию,

18

активность
и
самостоятельность
детей,
художественно-творческие
способности.
Воспитательная: формировать личностные качества: нравственность,
гражданственность, патриотизм, бережное отношение к природе; воспитывать
умение преодолевать трудности, а также уважение к культурным традициям
народов, населяющих Россию.
Учебно-тематический план и распределение учебных часов
5-й год обучения
№
Название темы
п/п
1 Вводное занятие.
2 Знакомство с произведениями различных
жанров. Современные направления в музыке
3 Звукообразование и дыхание
4 Работа над репертуаром
5 Основы сценического движения и ритмики
6 Дикция и артикуляция
7 Развитие вокальных навыков
8 Аттестация.
Промежуточная в середине года.
Итоговая в конце учебного года.
9 Воспитательная и досуговая деятельность
10 Итоговое занятие
Итого

Всего
1
6
6
28
6
8
8
2
6
1
72

Количество часов
Теория Практика
0,5
0,5
2
4
2
4
2
2
2
1

4
24
4
6
6
1

15,5

6
1
56,5

Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теория. Цели и задачи пятого года обучения. Техника безопасности. План
мероприятий детского объединения на год. Беседа на тему: «Каким я вижу свое
будущее?»
2. Знакомство с произведениями различных жанров. Современные
направления в музыке.
Теория. Прослушивание песен современных исполнителей. Знакомство с
жанром ритм-н-блюз (R&B). Патриотические и гражданские песни.
Практика. Обсуждение и анализ характера, темы песни, манеры и цели
исполнения, имиджа певца, его исполнительского мастерства.
3. Звукообразование дыхание.
Теория. Повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретённых
ранее знаний. Повторение основных терминов.
Практика. Самостоятельное распевание без поддержки инструмента,
одноголосного и двухголосного с переменой голосов; пение в сопровождении
педагога и других обучающихся; пение бэк-вокалом с другими обучающимися.
4. Работа над репертуаром.
Теория. Подбор репертуара с использованием примеров зарубежной песенной
культуры, занятия с педагогом английского, французского языка.

19

Практика. Самостоятельный разбор песни, её содержания, определение
трудных мест с точки зрения вокала, дикции, дыхания и методы работы над
ними. Творческий подход к исполнению; развитие диапазона голоса.
5. Основы сценического движения и ритмики
Теория. Основы актерского мастерства. Использование мимики и жестов.
Практика. Занятия с хореографом с целью обучения вокалистов
самостоятельно оформлять музыкальный номер. Движение по сцене в составе
вокальной группы. Работа над умением держаться на сцене, чувствовать
свободу в пении и танце, устраняя скованность; репетиции песни перед
зеркалом, отрабатывание песни детально, добиваясь качества исполнения,
пригодного для концертного выступления; развитии танцевальной
координации.
6. Дикция и артикуляция
Теория. Основы актерского мастерства. Использование мимики и жестов.
Практика. Просмотр и выполнение тренингов по грамотному произношению и
распеванию определенных гласных и согласных звуков. Выполнение элементов
лицевой
гимнастики,
способствующих
правильному
использованию
артикуляционного аппарата.
7. Развитие вокальных навыков.
Теория. Формирование певческой культуры. Развитие диапазона голоса.
Практика. Подход к разучиванию песни, использование вариантности
исполнения, использование импровизаций, поиск наиболее верной интонации
звучания (сила звука, динамика, тембр); модуляции в пении; контроль над
правильным переходом голоса в другую тональность. Развитие чистого
интонирования голоса без сопровождения мелодии.
8. Аттестация.
Промежуточная в середине года. Итоговая- в конце пятого года обучения.
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы
проследить динамику развития творческих способностей детей, развития
музыкального слуха и памяти, выявить знания, полученные на занятиях.
Итоговая аттестация проводится по окончанию курса обучения по программе
для того, чтобы узнать, усвоена ли программа, какие компетенции приобрел
обучающийся.
9. Воспитательная и досуговая деятельность.
Участие в концертных программах города и района. Участие в конкурсах и
фестивалях патриотической направленности. Мероприятия из цикла
«Разговоры о важном» нравственной, экологической, патриотической,
здоровьесберегающей направленности.
Организация и проведение досуговых праздничных мероприятий по календарю
знаменательных дат. Привлечение родителей к организации, проведению и
участию в мероприятиях.
10.Итоговое занятие.
Выступление на отчётном концерте. Подведение итогов.
Предполагаемый результат
После 5-го года обучения обучающиеся:

20

узнают: о новых направлениях в музыке; о разнообразии музыкального
репертуара; об играх на ритмическое моделирование; о культуре поведения на
сцене.
научатся: подбирать репертуар; петь песни на иностранном языке, а также в
разной манере; самостоятельно оформлять музыкальный номер; петь в
вокальной группе; применять полученные знания на практике.
Методическое обеспечение программы.
На каждом этапе работы по программе «Музыкальный глобус»
предполагается использование определенных методов и приемов, форм занятия
и подведения итогов. Качество их может варьироваться в зависимости от
уровня подготовленности обучающихся.
№

Название
раздела

Форма
занятия

1

Вводное занятие

Беседа

2

Певческая
установка.
Певческое
дыхание.
Звукообразование

Беседа.
Практическая
работа.

3

Вокальные
навыки

Беседа.
Практическая
работа.

4

Дикция и
артикуляция

Беседа.
Практическая
работа.

5

Основы
сценического
движения и
ритмики

Беседа.
Практическая
работа.

6

Знакомство с
произведениями
различных
жанров

Беседа

Приёмы и методы

Словесные методы.
Вводный инструктаж по
технике безопасности.
Словесный метод
(беседа).
Практический
метод(тренировочные
упражнения).
Наглядный метод
(исполнение педагогом)
Словесный метод
(беседа).
Практический метод
(вокально-тренировочные
упражнения).
Наглядный метод
(исполнение педагогом).
Информационнорецептивный метод.
Практический метод
(тренировочные
упражнения)
Практический метод
(тренировочные
упражнения)
Исследовательский метод
(творческая
импровизация)
Частично-поисковый
метод
Словесные методы
(анализ музыкального
произведения)
Исследовательский метод.
Информационнорецептивный метод.

Форма
подведения
итогов
Опрос
Тестирование.
Индивидуальный
контроль
выполнения
задания.
Тестирование.
Индивидуальный
контроль
выполнения
задания.
Концерт.
Опрос.
Индивидуальный
контроль
выполнения
задания.
Опрос
Индивидуальный
контроль
выполнения
задания.
Концерт.
Опрос.
Музыкальные
викторины.

21

7

Репетиционный
период

Практическая
работа

Практический метод.
Наглядный метод.
Исследовательский метод.

Концерт.

Важнейшим условием реализации программы является создание
развивающей, здоровьесберегающей и здоровьеобучающей воспитывающей и
образовательной среды как комплекса комфортных психолого-педагогических
и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и
способностей детей.
В начале обучения детей необходимо познакомить с правилами техники
безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами и
музыкальной аппаратурой.
Методика проведения занятий предусматривает сочетание теории и
практики в течение одного занятия.
Особенностью данной программы является в том, что каждое занятие
представляет собой синтез: работу над вокальными данными, развитием дыхания и
дикции, знакомством с особенностями музыкальной и певческой культуры, подбором
репертуара. Например, изучая какое-либо понятие, обучающийся работает с учебнотренировочным материалом, при этом сразу учится работать с микрофоном, работает
над дикцией, мимикой. Это делает работу целостной и более плодотворной, а также
всегда интересной для обучающегося.
Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной,
дети имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов.
Практические результаты и темп освоения программы являются
индивидуальными показателями.
Программа ориентируется на следующие принципы обучения:
 Принцип гуманистичности – заключается в создании доброжелательного
сотрудничества всех участников вокального кружка и предполагает обеспечение
наиболее благоприятных условий для развития каждого, проявления творческой
индивидуальности.
 Принцип коллективности – реализуется в осознании себя частью единого
сообщества, направлен на общение, установление связей между детьми, между
детьми и взрослыми;
 Принцип личностно-ориентированного подхода - основывается на создании
ситуации успеха ребенка на занятиях, в дифференцированном подборе
вокального исполнительского репертуара, формировании положительной
мотивации к процессу обучения;
 Принцип
систематичности и последовательности - раскрывается в
постепенном продвижении вперед, от «простого к сложному» - «шаг за шагом».
Направлен на достижение целостности и единства всех составляющих
компонентов программы – тематики и занятий, вокального материала,
различных видов концертной деятельности;
 Принцип индивидуального развития – заключается в индивидуальном
подходе к каждому ребенку, позволяющему сохранить и развить его

22

собственные голосовые особенности (тембр, манера звукоизвлечения, подача
музыкального материала).
При этом темп обучения ребенка определяется с учетом его состояния
здоровья;
 Принцип комплексного развития – основан на совершенствовании не только
голоса, но и всех взаимосвязанных с ним психофизических качеств, в том числе
различных видов музыкальной и артистической выразительности, волевых
навыков, творческих особенностей, совершенствованием качеств души
ребенка;
 Принцип доступности - заложен в песенном репертуаре, подобранном в
соответствии с реальной возможностью его освоения, который помогает юным
вокалистам в творческой работе-игре постичь великий смысл вокального
искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Применяемые методы обучения
В качестве главных методов программы избраны методы стилевого
подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического
движения.
Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на
постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия
вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных
характеристик произведений.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший
художественно-педагогический
метод,
определяющий
качественнорезультативный показатель ее практического воплощения. Творчество
понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому
ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах
художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, музыкальносценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности
преподавателя и обучающегося вокального объединения проявляется
неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность,
индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства
всех составляющих компонентов программы – ее тематики, вокального
материала, видов концертной деятельности. Кроме того, системный подход
позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае
соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей
программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие
одной системы с другими.
Метод импровизации и сценического движения это один из основных
производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться
на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость
перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого
нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и
ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного

23

метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый
профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но
и телом.
Метод информационно-коммуникационных технологий используется
для развития творческих возможностей обучающихся, приводит к
эффективному сотрудничеству педагога и обучающегося, представляет
большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой
деятельности обучающегося, способствует вовлечения родителей в
образовательный процесс.
Программа учитывает уровень подготовки ребенка, его склонности,
способности, особенности характера и обеспечивает индивидуальный объем и
темп усвоения учебного материала, а в целом – реализует личностноориентированную модель образования и технологию развивающего обучения,
которая позволяет обеспечивать оптимальные условия для самореализации
личности ребенка в этом возрасте.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо определенное
обеспечение. Материально-техническое оснащение детского вокального
объединения должно соответствовать определенным нормам и требованиям.
Аппаратура должна быть хорошего качества, отвечающая современным
запросами общества. Кабинет для размещения не менее 4-х обучающихся;
столы для педагога и обучающихся, стулья; радиомикрофоны, стойки для
микрофонов, микшерный пульт, активные колонки, ноутбук, а также доступ
для занятий на сцене актового зала.
Диагностика и контроль.
Эффективность программы основывается на результатах обучения,
которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков
обучающихся. Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он
обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей
деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности
детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей
работе. Подведение итогов носит доброжелательный характер.
Основными формами подведения итогов реализации программы является
промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по Положению об
аттестации обучающихся образовательного учреждения.
Способы диагностики: первичная (на первом занятии), промежуточная
(декабрь, май). Основной способ: педагогическое наблюдение за выполнением
заданий. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании
тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, концертах.
Основные принципы оценивания.
В процессе развития, обучения и воспитания используется система
содержательных оценок:
 доброжелательное отношение к обучающемуся как к личности;

24

положительное отношение к усилиям обучающегося;
 конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
 конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат,
а также качественная система оценивания.
Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами
исполнительского мастерства. Полностью выполнил образовательную
программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами
звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение
произведения,
раскованно
чувствует
себя
на
сцене.


Взаимодействие с родителями.
Одна из составляющих успеха педагога – взаимодействие с родителями.
Чем теснее взаимосвязь, тем выше результат и успех ребенка. Перспективный
план, ожидаемый результат и итоги результативности – все доводится до
сведения родителей. Работа с родителями осуществляется в форме
индивидуальных встреч, бесед об итогах прошедшего учебного года и о планах
на предстоящий. Обязательным является привлечение родительской
общественности к организации и проведению традиционных дел в коллективе,
а также концертов и показательных выступлений, конкурсов и фестивалей.
Воспитательная и досуговая деятельность.
В течение учебного года программой предусматривается проведение
воспитательных и досуговых мероприятий: это вечера общения, праздники,
выставки, экскурсии, мастер-классы, участие в концертах, фестивалях,
конкурсах. К организации, проведению и участию привлекаются родители
обучающихся.
Литература, используемая педагогом.
1. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников,
школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Издво АПН РСФСР, 1963.
2. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения.
Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
3. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.:
Музыка, 2007.
4. Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г.
5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства
/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Емельянова В.В. Фонопедический метод развития, 2016г.
7. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. –
СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
8. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1й Международной межвузовской научно-практической конференции 2931марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
9. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост. и ред. Дж. Д.Карателло. – СПб.: Питер
2007.

25

10. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.,
Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
11. О. Анисина «Программ для внеклассной и внешкольной работы».
12. Г.Суязова. Программа «Мир вокального искусства»
13. В.Кипор, Т.Толбатова. Программа студии вокально-инструментального
искусства.

Литература для детей.
1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
3. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
4. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
5. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
6. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
7. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под
общ.ред. О.Г. Хинн. – М., 1998г.
9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000 – С. 43-45.
Электронные образовательные ресурсы.
www.it-n.ru «Сеть творческих учителей»
http://festival.1september.ru/
http://pedsovet.su/
http://moi-mummi.ru/
https://www.raspevki.ru/ - сервис для начинающих и профессиональных
вокалистов. Упражнения и обучающие материалы для развития голоса -всё на
одном сайте.
https://x-minus.me/ -сайт минусовок. Большая коллекция распевок,минусов
песен в любой тональности, которую можно выбирать, изменять
самостоятельно.
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://orpheusmusic.ru/dir
http://lib-notes.orpheusmusic.ru/
http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p59aa1.html
http://www.muzzal.ru/index.htm
http://www.kindermusic.ru/index.htm
http://virartech.ru/college.php


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».