Клюква Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Александрова О.П. (2 files merged)

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
2.2 Календарный учебный график
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
3.2 Формы контроля и аттестации
3.3 Планируемые результаты
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.Диагностический инструментарий.
Приложение 2. Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной и
итоговой аттестации.
Приложение 3.Календарный учебный план на 2023-2024 учебный год

3
9
9
13
14
14
14
4
16
18
19
22
22
22
36

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.
Особое место в современной музыке занимает такой вид искусства, как
вокальное пение. Популярная музыка звучит повсюду в повседневной жизни
человека. Она вызывает огромный интерес у детей и подростков. Научить детей
и подростков из музыкального потока разбираться в «хорошей» и «плохой»
музыке, найти музыку для себя, призвана программа вокального пения
«Клюква».
Отличительные особенности программы, новизна.
Занятия по программе «Клюква» способствуют эстетическому
воспитанию обучающихся, творческой самореализации их в сольном и
ансамблевом пении, содействуют становлению и развитию интегративных
качеств личности (развитие индивидуальности, личной культуры,
коммуникативных способностей обучающегося, детской одаренности),
обеспечивает ребенку комфортную образовательную среду - «ситуации успеха»
и развивающего общения. В программу включен учебный предмет «Ритм и
движение», который направлен на решение задач по овладению
хореографическими навыками и формированию навыков сценических
движений будущих певцов.
Цель: создание условий для формирования системы вокальных,
музыкально -теоретических знаний, умений и навыков, позволяющих активно
обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности
обучающихся, эстетического вкуса, творческой самостоятельности, интереса и
любви к музыке и пению.
Задачи.
Обучающие:
 развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение
певческими навыками;
 развитие навыков вокального интонирования;
 овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое
дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной
артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона
голоса);
 обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета
«эстрадное пение»;
 овладение навыками художественной выразительности исполнения,
работа над словом, раскрытием художественного содержания и
выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой,
нюансировкой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической,
мимической выразительности).
Развивающие:
 развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и
регистровых возможностей;
2

развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
развитие исполнительской сценической выдержки;
развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
развитие устойчивого интереса к вокально - исполнительской культуре;
духовно- нравственное развитие.
Воспитательные:
 воспитание навыков организации работы на занятиях во внеурочное
время;
 воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению
концентрировать внимание, слух, мышление, память;
 воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении
поставленных целей;
 усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
 воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное
искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Предполагаемый результат.
По окончании первого года обучения дети узнают:
 физиологические особенности голосового аппарата;
 особенности и возможности певческого голоса;
 основные жанры песенного искусства;
 некоторые основы нотной грамоты;
 особенности средств музыкальной выразительности
 (темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония).
 стилистические особенности произведений;
 поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
 реабилитация при простудных заболеваниях;
 обоснованность сценического образа.
Научатся:
правильно дышать:
 делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
 петь короткие фразы на одном дыхании;
 в подвижных песнях делать быстрый вдох;
 петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
 петь легким звуком, без напряжения;
 петь выразительно, осмысленно.
 правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
 петь чисто и слаженно в унисон;
 петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
 дать критическую оценку своему исполнению;
 использовать элементы ритмики и движения под музыку;
 работать в сценическом образе;
 петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;






3

 исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
 принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах;
 работать с профессиональной фонограммой «минус»;
 самостоятельно работать с иностранным текстом произведения;
 правильно пользоваться микрофоном.
Овладеют:
 навыками исполнения произведений, с сопровождением, без
сопровождения, под фонограмму;
 основами пения (петь чисто, плавно, без напряжения, отчётливо
произносить слова текста песни;
 музыкальным слухом и чувством ритма;
 навыком эмоционального выражения.
Предметные результаты:
 сформированы представления о роли вокальной музыки в жизни
человека, в его духовно-нравственном развитии;
 сформированы общие представления о музыкальной картине мира;
 знают основные закономерности вокального искусства на примере
изучаемых музыкальных произведений;
 сформированы основы музыкальной культуры, развит художественный
вкус;
 сформирован устойчивый интерес к сольной и ансамблевой музыке;
 умеет эмоционально и осознанно относиться к музыке различных
направлений: эстраде, фольклору, музыке религиозной традиции,
классической и современной;
 понимает содержание, интонационно-образный смысл произведений
разных жанров и стилей;
 умеет воплощать музыкальные образы при создании театрализованных
 концертных программ, творческих номеров и импровизаций.
Метапредметные результаты:
 владеют способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и
видах музыкальной деятельности;
 освоят способ решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
 сформированы умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
 определять наиболее эффективные способы достижения результатов
 исполнительской и творческой деятельности;
 продуктивно сотрудничает (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях
сольным и ансамблевым пением, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
4

 освоит начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
 позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
 овладеет навыками смыслового прочтения содержания «текстов»
различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и
задачами деятельности;
 владеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения
в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой
деятельности;
 уметь самостоятельно осуществлять информационную, познавательную и
практическую деятельность с использованием различных средств
информации
икоммуникации(включаяпособиянаэлектронныхносителях,обучающиему
зыкальные
программы,
цифровые
образовательные
ресурсы,
мультимедийные презентации и т. п.).
Характеристика программы.
При составлении программы учитывались следующие нормативные и
правовые документы:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ (редакция от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями,
вступившими в силу с 28.02.2023);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124 –Ф «Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г);
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования до 2030 года;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-з
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный 30.11.2016г. протоколом заседания президиума при Президенте
РФ (в редакции от 27.09.2017);
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07.12.2018г.;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (в редакции от 02.02.2021г.)
5

- Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей –инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные
программы в субъектах Российской Федерации»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 01.08.2019г. №ТС-1780/07 «О
направлении эффективных моделей дополнительного образования для
обучающихся с ОВЗ»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.
3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(раздел VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
- Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 14.03.2023 № 225 «О проведении независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
- Устав
Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования Дома детства и юношества в редакции 2022г., утвержденного
начальником
Муниципального
учреждения
управления
образования
Миллеровского района приказ № 444 от 11.05.2022г. и другими локальными
актами образовательного учреждения;
- Локальные акты образовательной организации.
Направленность– художественная.
Тип – одноуровневая.
Вид – модифицированная, составленная на основе программы
дополнительного образования учащихся 1-4 классов «Мир вокального
искусства» автор-составитель Г.А. Суялова, Волгоград, издательство
«Учитель», 2009 г
Уровень освоения обучающимися – стартовый.
Объем и срок освоения программы – 1 год - 136 часов.
Режим занятий – занятия проводятся два раза в неделю по два
академических часа.
6

Тип занятий– теоретический, практический, конкурсный, игровой.
Форма обучения – очная.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 1- 5
классов. В детское объединение принимаются дети по заявлению и с согласия
родителей (законных представителей) или лиц их заменяющих. Обучающиеся
старше 14 лет заявление могут подать лично, согласие на обработку
персональных данных предоставляют родители (законные представители) и или
лица их заменяющие.
Наполняемость группы количество обучающихся в группе не менее 15
человек. Состав группы смешанный, постоянный.

7

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.1 Учебный план
Первый год обучения (стартовый уровень)
№
Наименование разделов
п/п
1.
Вводное занятие.

Количество часов
теория практика всего
1
1
2

2.

Вокальная работа.

10

80

90

3.

Творчество и импровизация.

2

8

10

4.

Знакомство с произведениями
различных жанров, манерой
исполнения.
Использование элементов
ритмики,движение под музыку.
Постановка танцевальных
движений.

2

6

8

2

6

8

Сценическое мастерство.
Воспитательно-досуговая и
концертно-исполнительская
деятельность.
Аттестация обучающихся.
Диагностика.

2
2

2
6

4
8

2

2

4

2

2

113

136

5.

6.
7.

8.

9.

Отчетное занятие.
Всего часов за учебный год:

23

Форма
занятий/контроля
Беседа. Опрос.
Наблюдение.
Теоретические и
практические занятия.
Наблюдение.
Теоретические и
практические занятия.
Самостоятельная
деятельность.
Наблюдение.
Беседа. Опрос.
Наблюдение.
Теоретические и
практические занятия.
Самостоятельная
деятельность.
Наблюдение.
Беседа. Опрос.
Наблюдение.
Практическое задание.
Наблюдение. Опрос.
Анкетирование.
Открытое занятие.
Наблюдение.

Содержание учебного плана первый год обучения (стартовый уровень)
1. Вводное занятие.
Знакомство с обучающимися. Цель и задачи занятий в детском объединении.
Форма одежды для занятий. Расписание занятий. Здоровье певческого голоса.
Входная диагностика.
2. Вокальная работа.
Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой
установки.
Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука.
Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание». Певческое дыхание – как
основа вокальной техники. Дикция. Упражнения для четкости дикции.
8

Развитие чувства ритма, активизация музыкального слуха.
Пение вокально-хоровых упражнений на развитие координации между
слухом и голосом. Работа над чистотой интонирования, развития ладового
чувства, чувства метроритма. Пение упражнений для выработки и закрепления
навыка свободной работы артикуляционного аппарата.
Певческая установка и дыхание:
 певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляции при
пении;
 навыки исполнения сидя и стоя;
 дыхание перед началом пения;
 одновременный вдох и начало пения;
 различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от
характера исполняемого произведения.
 смена дыхания в процессе пения (короткое и активное в быстром темпе,
спокойное и активное в медленном темпе), цепное дыхание.
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Дирижерский жест.
Значение дирижирования при разучивании и исполнении произведений.
Основные приёмы дирижирования. Виды жестов. Мимика и пантомимика.
Звукообразование, певческая позиция.
Атаки звука (мягкая атака). Развитие и закрепление навыка естественного
звучания голоса. Работа над гласными и способами их формирования в
различных регистрах. Выработка и закрепление навыка исполнения различным
видами звуковедения - nonlegato и legato - и нюансами: mf, mp, p, f.
Дикция.
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении,
взаимоотношение гласных и согласных в ансамблевом пении. Развитие
свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работ
губ и языка. Развитие дикционных навыков в различных по темпу и
динамических нюансах произведениях.
Развитие гармонического слуха.
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей. Соблюдение
динамической ровности при произношении текста. Согласованное
интонирование произведений в различных видах мажора и минора.
Развитие и закрепление навыка одновременного исполнения произведения с
гармонической поддержкой и без неё, на начальном этапе в унисонном
звучании, а на последующих этапах обучения в двух-, трехголосном звучании.
Работа над гармоническим строем сначала на основном этапе обучения, а затем
на углубленном этапе с гармоническим усложнением.
Разучивание вокальных произведений. Знакомство с авторами произведений.
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение текста по
партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры,
гармонических особенностей произведения. Понятие мелодия, мотив,
9

предложение, фраза. Работа над фразировкой музыкального и текстового
содержания.
3. Творчество и импровизация.
Особенности
исполнения
современных
песен.
Определение характера исполнения песен, использование средств
выразительности для передачи настроения и замысла композитора. Понятие
импровизации. Использование импровизации в вокальном исполнении.
Скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции.
4. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой
исполнения.
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
Знакомство с различными вокальными школами. История развития вокального
искусства. Вокальные упражнения.
Беседа о необходимости знать творчество других народов (России, Беларуси и
др.).
Разучивание произведений народов России. Знакомство с народной песней и
жанрами народных песен.
5. Использование элементов ритмики, движение под музыку.
Постановка танцевальных движений.
Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной
деятельности.
Практика Разучивание хореографических элементов для более выразительного
представления исполняемых произведений.
6. Сценическое мастерство.
Темп.
Уметь двигаться в темпе исполняемого произведения. Узнавать темпы:
медленный, быстрый, умеренный. Выполнять по памяти ходьбу, бег,
ритмические рисунки в заданном темпе после временного прекращения музыки
(в знакомых музыкальных произведениях и упражнениях «эхо»). Сохранять
заданный темп в речевых упражнениях (произнесение текста в заданном темпе
во время ходьбы или бега равными длительностями).
Динамика.
Ознакомиться с динамическими контрастами в связи со смысловым
содержанием прослушиваемого произведения. Обращать внимание на связь
между динамикой и изменением силы мышечного напряжения.
Метроритм.
В данной теме материал распределен в соответствии с программой по
музыкальной грамоте. Интуитивное восприятие на слух метрической
пульсации, ощущение сильных и слабых долей. Интуитивное освоение
соотношений длительностей (долгие, короткие звуки). Простукивание
простейших ритмических рисунков, а также ходьба под музыку: сочетание
четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах2/4, 3/4.
Знакомство с понятием «сильная доля».
10

Осознанное усвоение длительностей: четверть, восьмая, половинная.
Выполнение данных длительностей условными обозначениями.
Развитие ритмической памяти; выполнение шагами ритмического рисунка
знакомого музыкального произведения (частично без музыкального
сопровождения).
Использование речевых упражнений для соблюдения темпа и выполнения
ритмических рисунков.
Определение их на слух на основе ощущения сильных долей. Знакомство с
затактовым построением.
Систематическая работа над упражнениями, способствующими развитию
мягкости, пластичности, плавности движений рук.
Определение длительностей по дирижерскому жесту.
Постановочная работа.
Является неотъемлемой частью предмета. Для наибольшей эффективности и
качества выступления воспитанников вокальной студии, к изучаемой песне
педагог разучивает танцевальные элементы, композиции. Где главной задачей
является, гармоничное соединение двух направлений, не мешая одно другому.
Сочетание вокала и хореографии способствует всестороннему развитию
обучающихся. Постановочная работа требует серьёзной самоотдачи так, как
обучающимся необходимо уметь грамотно сочетать вокальное исполнение с
хореографическойпостановкой,несбиваядыхание.
Задача: научить обучающихся свободно двигаться по сцене при работе с
микрофоном; уметь передавать образ; координации движения в пространстве;
сценической культуре.
Репетиции к конкурсам и концертам.
Психологическаяподготовкаквыступлениям.Соответствиетребованиям
исполняемых в концерте или конкурсах произведений. Исполнение
произведений на сцене. Работа с микрофоном на сцене. Сценические движения
в вокальной работе. Особенности исполнения в коллективе и сольно под
фонограмму и без неё. Работа в составе концертной группы. Особенности
коллективной и индивидуальной работы в концертных
программах.
7. Воспитательно-досуговая
и
концертно-исполнительская
деятельность.
В течение учебного года проводятся мероприятия воспитательной и досуговой
направленности с участие родителей. Темы мероприятий приурочены к
календарным датам и важным событиям. Обучающиеся принимают участие в
концертах разного уровня.
8. Аттестация обучающихся. Диагностика.
Промежуточная (декабрь) и итоговая
(май) аттестация проводится по
Положению дома детства и юношества и оформляется протоколом. Форму
аттестации подбирает педагог. Диагностика агностика проводится по мере
необходимости но не реже двух раз в учебный год. К диагностике привлекается
педагог-психолог МБУ ДО ДДиЮ.
11

9. Отчетное занятие.
Отчетное мероприятие проводится в форме концерта, на который
приглашаются родители, сверстники, администрация ДДиЮ и школы на базе
которой проводятся занятия.
2.2 Календарный учебный график
Календарный учебный график
ДОП «Клюква»
Уровень
Год
освоения
обу
программы чен
ия
Стартовый/
Ознакомите
льный

1

Дата
начала
учебного
периода
15
сентября

Дата
оконча
ния
учебного
периода
31 мая

КолКолКолРежим
во
во учеб во
занятий
недель ных
учеб
дней
ных
часов
36
68
136
2 раза в
неделю по
2 академи
ческих
часа

Форма контроля

Наблюдения за
деятельностью
ребенка в процессе
занятий.
Практическое
задание (на фанта
зию и творческое
мышление). Опрос
(уровень и объем
знаний о театре.

Календарно-тематический план на учебный год составляется ежегодно для
конкретной группы и оформляется таблицей. Приложение 3.

12

III.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение.
 Для качественного обучения требуется:
 учебный класс с возможностью сквозного проветривания;
 музыкальный инструмент-фортепиано (синтезатор);
 музыкальная установка (колонки для усиления звука, микшерный
пульт);
 микрофоны;
 набор минусовых фонограмм;
 компьютер.
Кадровое обеспечение.
Дополнительную общеразвивающую программу по вокальному пению
«Клюква»
может
реализовать
педагог,
отвечающий
требованиям
педагогического стандарта – педагог дополнительного образования,
увлекающийся вокальным искусством, творческой деятельностью, имеющий
собственный опыт вокального исполнения.
К реализации программы привлекается педагог-психолог, отвечающий
требованиям педагогического стандарта – педагог - психолог в образовании.
3.2 Формы контроля и аттестации
Одним из этапов работы по программе является отслеживание
результатов.
Применяются следующие формы контроля:
- участие в дискуссии;
- выполнение контрольных упражнений, этюдов;
- показ самостоятельных работ;
- логичное и доказательное изложение своей точки зрения (анализ увиденного,
показанного);
- участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях;
- работа над созданием спектакля.
На первом году обучения – наблюдается активность участия в викторине
(уровень и объем знаний о театре), выполнение теста на знание специальной
терминологии, прослушивание чтения наизусть стихотворения, просмотр
этюда «Я в предлагаемых обстоятельствах», участие в коллективной
творческой работе (миниатюра, спектакль).
Одной из форм контроля является аттестация обучающихся:
промежуточная по полугодиям, в конце учебного года, итоговая аттестация
обучающихся после
окончания курса обучения. При анализе уровня
обученности детей по программе, педагог
пользуется Положением об
аттестации обучающихся в МБУ ДО ДДиЮ. Знания определяются по трем
уровням:
 высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью, он
имеет стабильные высокие достижения (победитель международных,
13

всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.);
 средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии
несущественных ошибок; участвует в районных смотрах и конкурсах, а
также мероприятиях на уровне Дома детства и юношества;
 низкий
– усвоение программы в неполном объеме, допускает
существенные ошибки в теоретических и практических заданиях;
участвует в конкурсах на уровне детского коллектива. Приложение 2.

14

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы,
соревнования и другие.
Применяются методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
 наглядный (показ мультимедийных материалов)
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный– дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности по образцу.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
 индивидуально-фронтальный
–
чередование
индивидуальных
и
фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах, в подгруппах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
 основная форма учебных занятий- практические занятия, которые строятся
в форме вокальных и танцевальных номеров, подготовки к различным
праздникам, музыкальных композиций.
В процессе занятий детского объединения ребята приобретают знания о
музыкальном искусстве; учатся правильно и четко произносить текст,
синхронизировать музыку и текст.
В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене,
познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся
импровизации.
В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают
и развивают в себе навыки делового и неформального общения, как в малых
группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных
социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией.
Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через
творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее
становлению и развитию.
В основу программы положены следующие принципы обучения:
Принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную
самореализацию личности.
Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения
общечеловеческих социально-культурных
ценностей,
предполагающих
создание оптимальной среды для воспитания и досуга детей.
15

Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не
механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала
возрастным и психологическим особенностям детей в создании адекватной
психолого-педагогической среды.
Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита
наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление
опирается на восприятие или представления.
Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает
строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность
связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми
знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

16

V.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

К
диагностике
обучающихся
привлекается
педагог-психолог
образовательного учреждения.
На начало и конец учебного года эффективно проведение анкеты, которая
является модификацией методики «Анализ социального заказа в системе
дополнительного образования» Н.Ю. Конасовой и предназначена для
выявления специфики (спектр, качество, удовлетворенность) образовательных
потребностей обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного
образования.
Методика диагностики одаренности для детей и родителей «Карта интересов»,
автор Савенков А.И..
Опросник Реана А.А. «Мотивация успеха и боязнь неудачи».
Методика изучения социализированности личности обучающегося, автор
М.И.Рожков(для среднего и старшего школьного возраста).
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе», автор А.Ф. Фидлер.
Приложение 1.
Формы диагностики:
 тестирование;
 анкетирование;
 опрос.
Сроки проведения:
 начало учебного года (сентябрь-октябрь);
 середина (декабрь);
 окончание учебного года (май).
Параметры оценки:
 прогнозирование возможности успешного обучения по программе на
данном этапе;
 изучение динамики освоения предметного содержания;
 теоретические знания;
 практические навыки.
Критерии оценки:
 способность обучающегося выполнять задания лёгкого уровня;
 способность обучающегося выполнять задания среднего уровня;
 способность обучающегося самостоятельно выполнять задания высокого
уровня.
Система оценки:
 система трёх уровней: высокий, средний, низкий.
Направления анализа:
 выявление направленности интересов и склонностей обучающегося;
 социализированность личности;
 воспитанность;
 удовлетворенность образовательным и воспитательным процессом;
17

психологический климат группы обучающихся;
исследование мотивации удачи;
общий уровень творческих способностей;
уровень освоения программы по окончании учебного года, окончании
курса обучения по программе.
Формы фиксации результатов:
 карта входящей диагностики;
 таблица результатов диагностик.
Диагностика является обобщенной и позволяет наглядно представить систему
обучения
и
воспитания
по
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Клюква».
Два раза в год (декабрь, май) проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Итоговая аттестация проводится в мае по окончании обучения
по программе. Аттестация обучающихся проводится по Положению об
аттестации обучающихся в МБУ ДО ДДиЮ.
Задачи аттестации:
 определить уровень теоретической подготовки обучающихся в
конкретной образовательной области;
 выявить степень сформированности практических умений и навыков
обучающихся в выбранном ими виде деятельности;
 анализ полноты реализации образовательной программы детского
объединения.
Критерии оценки обученности в Приложении 2.





18

VI.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литература для педагога.
1. Абрамов, В.И. Обобщение темы «Дыхание» Библиотечка «Первого
сентября». Серия «Биология». вып.29. М.,Чистые пруды 2009.
2. Анисимов, В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.:
Музыка, 2007.
3. Венгрус, Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка,
2000.
4. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства
/Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007
5. Гуляева, О., Чеботарев А.Дыхательная гимнастика. Методическое
пособие. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей».
вып.3(15). М.,Чистые пруды 2007.
6. Емельянов, Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. –
СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
7. Исаева, И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
8. Кудрявцев, В. Воображение, творчество и личностный рост ребенка.
Библиотечка
9. «Первого
сентября».
Серия
«Воспитание,
образование,
педагогика».вып.25. М.,Чистые пруды 2010.
10.Курбатов, А., Курбатова Л., Парницына-Курбатова Н. Воспитание
духовно-нравственного здоровья. Библиотечка «Первого сентября».
Серия «Воспитание, образование, педагогика». вып.21. М.,Чистые пруды
2008.
11.Курбатов, А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений
для школьников. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье
детей». вып.6(12). М.,Чистые пруды 2006
12.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические
рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского
(юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества
молодежи, 2004.
13.Пчёлкина, Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей.
Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками. Библиотечка
«Первого сентября». Серия «Искусство».вып.5(11). М.,Чистые пруды
2006.
2.
1.
2.
3.
4.

Литература для детей и родителей
Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Журнал Звуки праздника, все выпуски (с 2000г).
19

5.
6.
7.
8.
9.

Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл, Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер, Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2000;

3.Электронные образовательные ресурсы
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10.http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11.http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index
12.http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13.http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15.http://x-minus.org

20

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Диагностический инструментарий.
«Анализ социального заказа в системе дополнительного
образования» Н.Ю. Конасовой
На начало и на конец года эффективно проведение анкеты, которая
является модификацией методики «Анализ социального заказа в системе
дополнительного образования» Н.Ю. Конасовой и предназначена для
выявления специфики (спектр, качество, удовлетворенность) образовательных
потребностей обучающихся, занимающихсяв учреждениях дополнительного
образования. Ребятам предлагается ответить на вопросы анкеты, которые дают
возможность выяснить цели посещения детьми объединений и занятий в
творческих коллективах.
Анкеты составлены с учетом возрастных особенностей занимающихся
для двух категорий: 8-11 и 12-17 лет. Если в одном коллективе занимаются
ребята обеих возрастных категорий, то им соответственно предлагаются разные
анкеты.
Для проведения анкетирования необходимо, чтобы каждый обучающийся
имел индивидуальный бланк с перечнем вопросов. Перед началом процедуры
педагог или психолог объясняет детям, для чего проводится опрос и правила
заполнения анкет.
Анкета для обучающихся 8-11 лет
Дорогой друг!
Внимательно прочитай предложенные ниже утверждения и отметь любым
значком свой выбор.
№
1
2
3
4
5
6
7

Вариант ответа
Мне интересно то, чем мы занимаемся в объединении
Хочу занять свое время после школы
Занимаюсь в объединении за компанию с другом, друзьями
Хочу узнать новое, интересное для себя
Мне нравится педагог
Хочу научиться что-то делать сам
Мне
нравится выполнять творческие задания, придумывать и
создавать что-то новое

Твоё мнение

Хочу узнать о том, что не изучают в школе
Занятия здесь помогают мне становиться лучше
Занятия
в коллективе (объединении) помогают мне преодолеть
трудности в учебе
11 Мне нравится общаться с ребятами
12 Мне нравится выступать на концертах, соревнованиях, участвовать в
выставках
13 Здесь замечают мои успехи
14 Меня здесь любят
15 Твой вариант
Благодаря занятиям в коллективе (объединении) я: (отметь любым знаком варианты ответов,
которые соответствуют твоему мнению) (возможно проведение в конце года)
8
9
10

21

№
16
17
18
19
20
21

Вариант ответа
Узнал много нового, интересного, полезного
Стал лучше учиться
Приобрел новых друзей
Стал добрее и отзывчивее к людям
Научился делать что-то новое самостоятельно
Твой вариант

Твое мнение

Напиши, пожалуйста:
Фамилию, имя _____________________________________________________
Сколько тебе лет?______________
В каком коллективе (объединении) ты занимаешься?_____________________
Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (объединении)?____________
Анкета для обучающихся 12-17 лет
Дорогой друг!
Какие цели ты ставишь перед собой, занимаясь в данном коллективе
(объединении), и в какой степени можешь их удовлетворить? (Внимательно
прочитай предложенные варианты и в графе «Выбор» отметь знаком «+»
ответы, соответствующие твоим целям.Далее в графе «Степень
удовлетворения» постарайся определить в какой степени твои цели
реализуются).
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14

Варианты ответа

Выбор

Узнать новое и интересное, повысить
свой общекультурный уровень
Научиться какой-либо конкретной
деятельности
С пользой провести свободное время
Развить свои творческие способности
Найти новых друзей и общаться ними
Заниматься с интересным педагогом
Исправить свои недостатки
Преодолеть трудности в учебе
Научиться самостоятельно
приобретать новые знания
Получить знания и умения, которые
помогут в приобретении будущей
профессии
Хочу, чтобы здесь меня понимали и
ценили как личность
Увидеть и продемонстрировать
результаты своего творчества
Хочу заниматься в эмоционально
комфортной обстановке
Что ещё

22

Степеньудовлетворения
Полностью
Частично

Нет

Напиши, пожалуйста:
Фамилию, имя _____________________________________________________
Сколько тебе лет?______________
В каком коллективе (объединении) ты занимаешься?_____________________
Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе (объединении)?____________
Обработка анкет и интерпретация результатов.
При обработке анкет ответы обучающихся группируются по категориям
образовательных потребностей.
Для 8-11 лет:
Познавательные
потребности

мне интересно то, чем мы занимаемся в кружке хочу узнать новое, интересное для себяхочу узнать о том, что не изучают в школе-

1
4
8

Потребности коррекции
и компенсации

хочу занять свое время после школызанятия здесь помогают мне становиться лучшезанятия в коллективе (объединении) помогают мне преодолеть
трудности в учебеЗанимаюсь в объединении за компанию с другом, друзьямимне нравится педагогмне нравится общаться с ребятами-

2
9
10

здесь замечают мои успехименя здесь любят-

13
14

Коммуникативные
потребности
Потребности
эмоционального
комфорта
Потребности
творческого развития,
самореализации и
самоактуализации

Познавательные
потребности
потребности коррекции
и компенсации
Коммуникативные
потребности
Потребности
эмоционального
комфорта
Потребности
творческого развития,
самореализации и
самоактуализации
Профориентационные
потребности

3
5
11

хочу научиться что-то делать сам6
мне нравится выполнять творческие задания, придумывать и
создавать что-то новое7
мне нравится выступать на концертах, соревнованиях,
участвовать в выставках12

Для 12-17 лет:

узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный
уровеньнаучиться какой-либо конкретной деятельностинаучиться самостоятельно приобретать новые знанияс пользой провести свободное времяисправить свои недостаткипреодолеть трудности в учебенайти новых друзей и общаться с нимизаниматься с интересным педагогомхочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личностьхочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановкеувидеть и продемонстрировать результаты своего творчестваразвить свои творческие способности-

1
2
9
3
7
8
5
6
11
13

12
4

получить знания и умения, которые помогут в приобретении 10
будущей профессии-

Логику обработки анкет целесообразно построить следующим образом.
Сначала анализируются анкеты каждого обучающегося и выявляются
индивидуальные потребности детей. На основе этого с помощью метода
23

процентного соотношения определяется рейтинг и особенности потребностей
объединения, всего детского коллектива.
Следует учитывать, что образовательные потребности обучающихся
меняются с возрастом, по мере освоения образовательной программы. Поэтому
целесообразно проводить данную методику регулярно, не менее одного раза в
год.
Полученные данные могут стать основой для определения педагогом
приоритетных аспектов, специфики работы с конкретным обучающимся,
конкретной группой. Степень удовлетворенности потребностей детей в ходе
занятий сделает значимыми для них результаты образовательного процесса.
Вначале учебного года важно провести диагностику интересов и
склонностей, одаренности обучающихся.
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и
любая другая психодиагностическая работа. Педагог, воспользовавшись
представленной методикой, может получить первичную информацию о
направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст
возможность более объективно судить о способностях и о характере
одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в
виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что
интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и
неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без
информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры
могут быть неадекватны.
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между
интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью
– с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах
развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется,
как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее
успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники.
Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и
одаренности, с одной стороны, как отправная точка – с другой. Чтобы
полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной
методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо
заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция.
Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не
потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в
течение короткого времени.
Методика диагностики одаренности для детей и родителей
«Карта интересов»
(автор Савенков А.И.).
Данная методика предназначена для изучения направленности интересов
младших школьников. Она представляет собой опросник, включающий 35
24

вопросов, предполагающих положительный или отрицательный ответ. С
помощью этого опросника можно определить семь сфер склонностей ребенка:
1. математика и техника;
2. гуманитарная сфера;
3. художественная деятельность;
4. физкультура и спорт;
5. коммуникативные интересы;
6. природа и естествознание;
7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Инструкция для детей.
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию.
Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под
номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35
вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если
нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".
Инструкция для родителей.
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации
для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности.
Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них,
стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей
объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке
ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера
которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе,
не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если
нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы
затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов.
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3. петь, музицировать;
4. заниматься физкультурой;
5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8. играть с техническим конструктором;
9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10.самостоятельно рисовать;
11.играть в спортивные, подвижные игры;
12.руководить играми детей;
13.ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14.ходить в магазин за продуктами;
15.читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и
др.;
25

16.играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17.самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18.соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19.разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20.содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21.убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22.конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23.знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24.самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами
художественного творчества;
25.читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные
телепередачи;
26.объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить,
доказывать свое мнение);
27.ухаживать за домашними растениями;
28.помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и
т.п.);
29.считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30.знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31.участвовать в постановке спектаклей;
32.заниматься спортом в секциях и кружках;
33.помогать другим людям;
34.работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35.помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов.
В клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

Дата__________
Фамилия, имя__________________________________________
1
8
15
22
29

2
9
16
23
30

3
10
17
24
31

4
11
18
25
32

5
12
19
26
33

6
13
20
27
34

7
14
21
28
35

Обработка результатов.
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребёнка
на семь сфер (см. в начало).
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус
взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При
подведении итогов и, особенно при формулировке выводов следует сделать
поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у
одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо
выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к
26

каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо
определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может
активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и
склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере,
задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также
сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более
объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для
коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и
коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень
полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С
помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Опросник Реана А.А. «Мотивация успеха и боязнь неудачи».
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо
выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните,
что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же
относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».
Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ,
который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.
Текст опросника.
1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
2. В деятельности активен.
3. Склонен к проявлению инициативности.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти
причины отказа от них.
5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо
нереалистично высокие по трудности.
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их
преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной
целеустремленности, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения
времени, результативность деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.
13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует
внешний контроль.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка
завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.
15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его
притягательность, как правило, снижается.
16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
27

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности
улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как
правило, не отказываюсь.
20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность
еще более возрастает.
Ключ к опроснику.
Ответ «ДА»: 1,2,3,6,8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19,20.
Ответ «НЕТ: 4, 5. 7,9, 13, 15, 17.
Обработка результатов и критерии оценки.
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл.
Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется
мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется
мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что
мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что
если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция метизации на
неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция
мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой
мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то
конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит
надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно
уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их
отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном
типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва,
порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея
избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее
боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической
неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной
тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать
ответственных заданий, а при необходимости решения сверх ответственных
задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере,
ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно
высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным
отношением к делу.
28

Методика изучения социализированности личности обучающегося
(автор М.И.Рожков).
(для среднего и старшего школьного возраста)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности,
автономности, нравственности, воспитанности обучающихся.
Ход проведения: обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20
суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей
шкале:
4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.
1. Я стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я не взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда я уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. мне хочется, чтобы со мной всегда дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны
окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка полученных данных производится с помощью матрицы.
1
2
3
4

5
6
7
8

9
10
11
12

13
14
15
16

17
18
19
20

Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают
при сложении всех оценок в первой строке и делении этой суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со
второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка
приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности
(воспитанности, нравственности) – с четвёртой строчкой. Если получаемый
коэффициент больше трёх, то можно констатировать высокую степень
социализированности ребёнка; если же он больше двух, но меньше трёх – это
29

свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если
коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить,
обучающийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Для обучающихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости,
характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации
учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. Кроме
того, в большинстве своем эти ребята не проявляют заинтересованности к
событиям, происходящим в общественной жизни страны. Обучающиеся данной
группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов,
касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации
неопределенности жизненного выбора.
В мотивации обучающихся, обладающих средним уровнем социальной
зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со
структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной
сферах. Для обучающихся данной группы характерна неопределенность или
противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены
ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой
корректирование их ориентации и жизненных планов. Обучающиеся данной
группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой»
жизни, поэтому успех в жизни связывают не только со своими способностями
и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них
обстоятельствами.
Высокий уровень социальной зрелости обучающихся предполагает
сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере
образования и профессиональной сфере. Данная группа респондентов
ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на
развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого
потенциала. Представление этих ребят относительно своих жизненных
перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны,
а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы
обучающихся характерно наличие устойчивого интереса
процессам и
явлениям, происходящим в различных сферах общества.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе».
(по А.Ф.Фидлеру)
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения. В предложенной таблице приведены противоположные по
смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем
коллективе.
Дружелюбие
Согласие

1

2

3

4

5

30

6

7

8

Враждебность
Несогласие

Удовлетворенность
Продуктивность
Теплота
Сотрудничество
Взаимная поддержка
Увлеченность
Занимательность
Успешность

Неудовлетворенность
Непродуктивность
Холодность
Несогласованность
Недоброжелательность
Равнодушие
Скука
Безуспешность

Обработка и анализ результатов теста.
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8
баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее
психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый
показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее
отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль,
который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.
В конце года рекомендуем провести анкетирование, позволяющие
выявить уровень удовлетворенности образовательным процессом обучающихся
и родителей.
Анкета «Удовлетворённость обучающихся образовательным процессом».
Руководитель ___________________________________________
Детское объединение ____________________________________
Возраст обучающихся ___________________________________
Количество детей, принявших участие в анкетировании ________
№
п/п

Образовательные потребности
и мотивы для занятий

1.
2.
3.

Интересно ли тебе на занятиях?
Активен ли ты на занятиях?
Всё ли тебе доступно и понятно в процессе
обучения?
Когда ты выполняешь задания, твои успехи замечает
руководитель?
Тебе нравится здесь общаться с ребятами?

4.
5.

Степень удовлетворённости
Да

Нет

Анкета «Удовлетворённость родителей образовательным процессом».
Руководитель д/о_________________________________________________
Детское объединение _____________________________________________
Возраст обучающихся ____________________________________________
Количество родителей, принявших участие в анкетировании______
№
п/п

Образовательные потребности
и мотивы для занятий

Степень удовлетворённости
Да

31

Нет

1.
2.
3.
4.
5.

Нравится ли Вам наше объединение?
Доверяете ли Вы педагогу детского объединения,
которое посещает Ваш ребёнок?
Есть ли единство педагогических требований у Вас и
педагогов к Вашему ребёнку?
Коллектив, в котором занимается Ваш ребёнок,
можно назвать дружным?
Как, по Вашему мнению, влияет посещение
ребёнком данного объединения на его успеваемость в
школе?

32

Приложение 2.
Оценка, анализ и оформление результатов промежуточной и итоговой
аттестации.
Для
определения
качества
обученности
обучающихся
по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим образовательным
программам используется уровневая система оценки.
Критерии оценки уровня обученности:

высокий уровень (в): применение знаний в нестандартной ситуации.
Творческое применение полученных знаний на практике в незнакомой
ситуации (анализировать информацию, находить оригинальные подходы к
решению проблемных ситуаций, самостоятельно экспериментировать,
исследовать, применять ранее усвоенный материал), успешное освоение
обучающимися более 70% содержания образовательной программы,
подлежащей аттестации;

уровень совершенствования (с): применение знаний в знакомой
ситуации. Выполнение действий с четко обозначенными правилами,
применение знаний на основе обобщенного алгоритма (измерять, объяснять,
сравнивать, соблюдать правила), умение анализировать ситуацию, делать
выводы, проводить рефлексию собственных действий. Успешное освоение
обучающимися от 50% до70% содержания образовательной программы,
подлежащей аттестации;

низкий (н) уровень: воспроизведение и запоминание (показывать,
называть, давать определения, формулировать правила). Успешное освоение
обучающимися менее 50% содержания образовательной программы,
подлежащей аттестации.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в
«Протоколе итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся».
В течение трех дней по окончании аттестации результаты доводятся до
сведения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Протоколы аттестаций хранятся в МБУ ДО ДДиЮ в течение всего срока
действия образовательной программы.
При необходимости (поступление ребёнка в профильные образовательные
учреждения), МБУ ДО ДДиЮ может выдавать характеристику на
обучающегося и, указывать результаты итоговой аттестации.

33

ПРОТОКОЛ
промежуточной (итоговой за образовательный курс) аттестации
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Название детского объединения ______________________________________
Дата проведения аттестации
Ф.И.О. аттестующего педагога _______________________________________
Форма проведения аттестации ________________________________________
№
п/п

Ф.И.О. обучающегося

Результат (промежуточной,
итоговой) аттестации
/подчеркнуть вид
аттестации/

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Выводы по результатам аттестации:
- низкий уровень ______ чел.
- средний уровень _____ чел.
- высокий уровень _____ чел.

Аттестующий педагог _____________ /________________________/

34

Приложение 3.

4

5

6

7

Знакомство с голосовым
аппаратом. Распевки.
Певческая установка.
Дыхание.
Детские песни.
Использование певческих
навыков.
Певческие навыки на примере
изучения песен «Родина»
(Штутгард), «Ляли поп»,
«Чудо балалайка»
Певческая установка.

1

1

2

20.09.
2023

1

1

1

2

20.09.
2023

1

1

2

22.09.
2023

0,5

2

2

2

2

1

1

2

26.09.
2023
27.09.
2023

1

1

2

1

1

2

03.10.
2023

1

1

2

2

04.10.
2023

1

2

10.10.

1

1

Форма
занятия/
контроля

Всего

19.09.
2023

Практика

2

Теория

1

Теория

1

практика
Всего

Всего

3

Вводное занятие. Знакомство
с обучающимися. Входная
диагностика. Цель и задачи
занятий. Техника
безопасности во время
занятий.
Знакомство с голосовым
аппаратом. Распевки.

Группа 3:
вторник 13.40-14.20
пятница- 15.20- 16.00
Количество
Дата
часов
проведения
По
По
плану факту

Практика

2

Название темы

Группа 2:
среда, пятница
16.10-17.40
Количество
Дата
часов
проведения
По
По
плану факту

практика

1.

Группа 1:
вторник, среда
14.30-16.00
Количество
Дата
часов
проведения
По
По
плану факту

теория

№ занятия

Календарный учебный план на 2023-2024 учебный год детского вокального объединения «Клюква»

1

19.09.
2023

Беседа.
опрос.

0,5

1

22.09.
2023

Теория,
практика.
опрос.

27.09.
2923
29.09.
2023

1

1

1

1

26.09.
2023
29.09.
2023

2

04.10.
2023

1

1

03.10.
2023

2

2

06.10.
2023

1

1

06.10.
2023

1

2

11.10.

0,5

1

10.10.

0,5

Теория,
практика.
опрос.
Теория,
практика.
опрос.
Практическое
занятие.
Наблюдение.
Теория,

Артикуляция.

2023

2023

2023

8

Певческая установка.
Артикуляция.

2

2

11.10.
2023

2

2

13.10.
2023

1

1

13.10.
2023

9

Распевки. Певческие навыки.
Отработка песен: «Родина»,
«Ляли поп», «чудо Балалайка»
Распевки. Певческие навыки.
Отработка песен: «Родина»,
«Ляли поп», «чудо Балалайка»
Музыкальная фраза. Повтор
материала.

2

2

17.10.
2023

2

2

18.10.
2023

1

1

17.10.
2023

2

2

18.10.
2023

2

2

20.10.
2023

1

1

20.10.
2023

1

2

24.10.
2023

1

2

25.10.
2023

0,5

1

24.10.
2023

2

2

25.10.
2023

2

2

27.10.
2023

1

1

27.10.
2023

1

2

31.10.
2023

1

2

01.11.
2023

0,5

1

31.10.
2023

2

2

2

2

1

2

1

2

03.11.
2023
08.11.
2023

1

1

01.11.
2023
07.11.
2023

1

1

03.11.
2023
07.11.
2023

2

2

08.11.
2023

2

2

10.11.
2023

1

1

10.11.
2023

1

2

14.11.
2023

1

2

15.11.
2023

1

1

14.11.
2023

10

11

12

Музыкальная фраза. Повтор
материала.

13

Фразировка, манера
исполнения

14

Фразировка, манера
исполнения
Разучивание песни «мир вам,
люди»
Элементы движения под
музыку, раскрепощение
певца.
Разучивание песни «мир вам,
люди»
Элементы движения под
музыку, раскрепощение
певца.
Певческая позиция. Формы и
жанры вокальной музыки.

15

16

17

1

1

1

1

1

1

1

1

2

0,5

0,5

практика.
опрос.
Практическое
занятие.
Наблюдение.
Практическое
занятие.
Наблюдение.
Практическое
занятие.
Наблюдение.
Теория,
практика.
опрос.
Практическое
занятие.
Наблюдение.
Теория,
практика.
опрос.
Теория,
практика.
Опрос.
Наблюдение.
Практическое
занятие.
Наблюдение.
Теория,
практика.

18

19

20

21

22
23

24

25

26

27

Повтор пройденного
материала
Певческая позиция. Формы и
жанры вокальной музыки.
Повтор пройденного
материала
Художественный образ песни
«Для тебя, мама», «Мамочкаты мое солнышко»
Использование певческих
навыков.
Воспитательно-досуговое
мероприятие «Мамочка-ты
мое солнышко»
Дыхание, артикуляция. Работа
над свободным исполнением.
Дыхание, артикуляция. Работа
над свободным исполнением.
Разучивание «Мальчишкины
мечты». Певческая позиция.
Артикуляция. Повтор
изученного репертуара.
Разучивание «Мальчишкины
мечты». Певческая позиция.
Артикуляция. Повтор
изученного репертуара.
Распевки. Отработка точности
штрихов.Повтор изученного
репертуара.
Распевки. Отработка точности
штрихов.Повтор изученного
репертуара.
Отработка изученного

Опрос.

1

2

2

15.11.
2023

2

2

17.11.
2023

1

1

17.11.
2023

Практическое
занятие.
Наблюдение.

2

2

21.11.
2023

2

2

22.11.
2023

1

1

21.11.
2023

Практическое
занятие.
Наблюдение.

2

2

22.11.
2023

2

2

24.11.
2023

1

1

24.11.
2023

1

2

28.11.
2023

1

2

29.11.
2023

0,5

1

28.11.
2023

Концерт для
мам.
Наблюдение.
Теория,
практика.
опрос.

2

2

2

2

1

2

2

2

01.12.
2023
06.12.
2023

1

2

29.11.
2023
05.12.
2023

1

1

01.12.
2023
05.12.
2023

2

2

06.12.
2023

2

2

08.12.
2023

1

1

08.12.
2023

Практическое
занятие.
Наблюдение.

2

2

12.12.
2023

2

2

13.12.
2023

1

1

12.12.
2023

2

2

13.12.
2023

2

2

15.12.
2023

1

1

15.12.
2023

2

2

19.12.

2

2

20.12.

1

1

19.12.

Практическое
занятие.
Наблюдение.
Практическое
занятие.
Наблюдение.
Практическое

1

3

0,5

Практическое
занятие.
Наблюдение.

28

29

30
31

32
33

34
35

36
37

38

39

репертуара. Сценическое
движение в песне.
Промежуточная аттестация
обучающихся за первое
полугодие. Диагностика.
Певческая позиция,
артикуляция. Повторение
изученного репертуара.
Досуговое мероприятие:
«Мы встречаем Новый год»
Разучивание песни «Любимый
город, с Днем
рожденья»Повтор изученного
репертуара.
Повтор изученного
репертуара.
Отработка музыкальной
композиции «Любимый город,
с днем рожденья».
Повторение изученного
репертуара.
Разучивание песни «Подними
глаза» (из.реп. М.Позоян)
Повторение изученного
репертуара.
Песни детских кинофильмов.
Использование певческих
навыков.
Песни детских кинофильмов.
Использование певческих
навыков.
Вокальная работа – чистота
интонации, фразировка.

1

1

22.12.
2023

0,5

1

26.12.
2023

29.12.
2023
10.01.
2024

1

1

1

1

29.12.
2023
09.01.
2024

задание.
Наблюдение.
Практическое
задание.
Наблюдение.
Теоретическое
и практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

12.01.
2024
17.01.
2024

1

1

1

1

12.01.
2024
16.01.
2024

Практическое
занятие
Практическое
занятие

19.01.
2024
24.01.
2024

1

1

1

1

19.01.
2024
23.01.
2024

26.01.
2024
31.01.
2024

1

1

1

1

26.01.
2024
30.01.
2024

Практическое
занятие
Теоретическое
и практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

2

02.02.
2024

1

1

02.02.
2024

Практическое
занятие

2

07.02.
2024

0,5

1

06.02.
2024

Теоретическое
и практическое

2023

1

1

1

2

2

20.12.
2023

1

2

26.12.
2023

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

1

2023
2

2

22.12.
2023

1

2

27.12.
2023

27.12.
2023
09.01.
2024

2

2

2

2

10.01.
2024
16.01.
2024

2

2

2

2

17.01.
2024
23.01.
2024

2

2

1

2

24.01.
2024
30.01.
2024

2

2

2

2

2

31.01.
2024

2

2

06.02.
2024

1

1

1

1

4

2023

0,5

0,5

40

41

42

43

44

45

46
47
48

49

50

51

Вокальная работа – чистота
интонации, фразировка.
Повторение изученного
репертуара.
Вокальные навыки – хочу
увидеть музыку.

2

2

07.02.
2024

2

2

09.02.
2024

1

1

09.02.
2024

занятие
Практическое
занятие

2

2

13.02.
2024

2

2

14.02.
2024

1

1

13.02.
2024

Практическое
занятие

Вокальные навыки – хочу
увидеть музыку.Повтор
изученного репертуара.
Вокальная работа – чистота
интонации, фразировка.
«Милый мой ангелочек»
Интонационные упражнения.
Использование певческих
навыков.
Художественный образ песни.
Повтор изученного
репертуара.
Движение под музыку.
Сценическая культура.
Движение под музыку.
Сценическая культура.
Манера исполнения.
Артикуляция

2

2

14.02.
2024

2

2

16.02.
2024

1

1

16.02.
2024

Практическое
занятие

1

1

2

20.02.
2024

1

1

2

21.02.
2024

0,5

1

20.02.
2024

1

1

2

21.02.
2024

1

1

2

28.02

1

1

27.02.
2024

2

2

27.02.
2024

2

2

01.03.
2024

1

1

01.03.
2024

Теоретическое
и практическое
занятие
Теоретическое
и практическое
занятие
Практическое
занятие

2

2

2

2

1

2

2

2

1

1

1

2

1

2

06.03.
2024
13.03.
2024
15.03.
2024

1

2

28.02.
2024
05.03.
2024
06.03.
2024

1

1

05.03.
2024
12.03.
2024
15.03.
2024

2

2

12.03.
2024

2

2

20.03.
2024

1

1

19.03.
2024

2

2

13.03.
2024

2

2

22.03.
2024

1

1

22.03.
2024

1

2

19.03.

1

2

27.03.

1

1

26.03.

Репетиция. Повторение
пройденного ,изученного
материала.
Репетиция. Повторение
пройденного, изученного
материала.
Интонационные упражнения.

1

1

1

1

5

0,5

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Теоретическое
и практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие.
Наблюдение.
Теоретическое

52

53

54
55

56

57

58

59

60

Использование вокальных
навыков.
Отработка исполнительского
мастерства. Повтор
изученного материала.
Сценический образ и
движение
Отработка изученного
репертуара
Разучивание песни «мы
военная семья »,
«Белый,синий,красный», «Мы
вместе» из реп.К.Ситник)
Разучивание песни «Мы
военная семья »,
«Белый,синий,красный», «Мы
вместе» из реп.К.Ситник)
Манера исполнения.
Дикционное распевание
(отработка артикуляции
гласных и согласных на одном
звуке) повторение изученного
материала.
Манера исполнения.
Дикционное распевание
(отработка артикуляции
гласных и согласных на одном
звуке) повторение изученного
материала.
Артикуляция. Дыхательная
гимнастика. Повтор
изученного материала
Разучивание песен «Девочка

2024

1

1

1

1

2

2

20.03.
2024

1

2

26.03.
2024

2

2

1

2

2

2024

2024

и практическое
занятие
Практическое
занятие.
Наблюдение.
Теоретическое
и практическое
занятие
Практическое
занятие
Теоретическое
и практическое
занятие

2

2

29.03.
2024

1

1

29.03.
2024

1

2

03.04.
2024

1

1

02.04.
2024

27.03.
2024
02.04.
2024

2

2

1

1

2

2

05.04.
2024
10.04.
2024

0,5

1

05.04.
2024
09.04.
2024

2

03.04.
2024

2

2

12.04.
2024

1

1

12.04.
2024

Практическое
занятие

1

2

09.04.
2024

1

2

17.04.
2024

0,5

1

16.04.
2024

Теоретическое
и практическое
занятие

2

2

10.04.
2024

2

2

19.04.
2024

1

1

19.04.
2024

Практическое
занятие

2

2

16.04.
2024

2

2

24.04.
2024

1

1

23.04.
2024

Практическое
занятие

1

2

17.04.

1

2

26.04.

0,5

1

26.04.

Теоретическое

1

1

1

6

0,5

0,5

0,5

61

62

63

64

65

66
67

68
69

Россия», «Мир вам,люди»,
«Маков цвет»
Разучивание песен «Девочка
Россия», «Мир вам,люди»,
«Маков цвет»
Разбор и разучивание
музыкальной композиции
«Победа» (из реп.вок.гр.
«Ладушки»), «Не отнимайте
солнце у детей»
Разбор и разучивание
музыкальной композиции
«Победа» (из реп.вок.гр.
«Ладушки»), «Не отнимайте
солнце у детей»
Разбор и разучивание
музыкальной композиции
«Победа» (из реп.вок.гр.
«Ладушки»), «Не отнимайте
солнце у детей»
Разбор и разучивание
музыкальной композиции
«Победа» (из реп.вок.гр.
«Ладушки»), «Не отнимайте
солнце у детей»
Участие в школьном
концерте ко Дню Победы.
Интонационные упражнения.
Использование вокальных
навыков. Повтор изученного
материала
Разучивание песен: «Весна»,
«Море», «Ангелы добра»
Итоговая аттестация

2024

1

2

2

23.04.
2024

1

2

24.04.
2024

2

2

2

2024

2024

и практическое
занятие
Практическое
занятие

2

2

03.05.
2024

1

1

03.05.
2024

1

2

08.05.
2024

1

1

08.05.
2024

Теоретическое
и практическое
занятие

30.04.
2024

2

2

10.05.
2024

1

1

10.05.
2024

Практическое
занятие

2

01.05.
2024

2

2

15.05.
2024

1

1

14.05.
2024

Практическое
занятие

2

2

07.05.
2024

2

2

17.05.
2024

1

1

17.05.
2024

Практическое
занятие

2

2

2

2

1

2

2

1

1

21.05.
2024
24.05.
2024

Концерт.

2

22.05.
2024
24.05.
2024

1

2

08.05.
2024
14.05.
2024

2

2

2

2

1

2

2

2

29.05.
2024
31.05.

1

2

15.05.
2024
21.05.

1

1

29.05.
2024
31.05.

Практическое
занятие
Практическое

1

7

Практическое
занятие

70

71
72

обучающихся. Диагностика
обученности.
Отработка изученного
репертуара. Подготовка к
отчетному концерту.
Подготовка к отчетному
концерту.
Отчетный концерт
Всего часов за учебный год: 22

2024

2024

2024

задание.Опрос

2

2

22.05.
2024

Повторение.
Наблюдение.

2

2

Наблюдение

2

2

28.05.
2024
29.05.
2024

122

144

Концерт
21

117

29.05.2024 - объединённый итоговый концерт в трёх группах.
08.05.2024 – участие в школьном концерте ко Дню Победы.

8

138

12,
5

56,
5

69


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».