Вракова Ю.В. Юный шахматист

Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детства и юношества

СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического Совета
МБУ ДО ДДиЮ
Протокол от 29.08. 2025г.
№1

УТВЕРЖДАЮ
Подписано
цифровой
подписью:
Директор МБУ
ДО ДДиЮ
ддию
DN: cn=ддию
_________________
Сур Т.Д.
Дата:
2025.10.20
10:09:35
Приказ от 29.08.
+03'00' 2025 г.
№ 106

дд
ию

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Юный шахматист»

Подвид программы: одноуровневая.
Уровень программы: стартовый.
Целевая группа (возраст): от 5 до 7 лет.
Срок реализации: 2 года - 144 часа:
первый год обучения (стартовый уровень) – 72часа;
второй год обучения (стартовый уровень) – 72 часа.
Форма обучения: очная.

Разработчик:
педагог дополнительного образования,
Вракова Юлия Викторовна

г. Миллерово
2025

СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ……… 3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики
программы)………….Error! Bookmark not defined.
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………….7
1.3. Содержание программы………………………………………………………8
Учебный план…………………………………………………………………8
Содержание учебного плана…………………………………………………9
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………...13
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ..14
2.1. Календарный учебный график……………………………………………...14
2.2. Условия реализации программы……………………………………………14
2.3. Методическое обеспечение…………………………………………………15
2.4. Формы аттестации…………………………………………………………...16
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)……………..17
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей……………...17
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной………
работы………………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..21
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..23
Приложение1.Опросник………………………………………………………... 23
Приложение 2. Методика «Домик настроения»………………………………..24
Приложение 3. Дорофеева Э.Т. Методика исследования эмоционального
состояния…………………………………………………………………….25
Приложение 4. Анкета «Удовлетворённость родителей образовательным
процессом……………………………………………………………………27
Приложение 5. Оценка, анализ и оформление результатов промежуточной
и итоговой аттестации……………………………………………………..28
Приложение 6. Календарно-тематический план работы на учебный год……30

2

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка (основные характеристики
программы)
Шахматная игра способствует формированию и становлению личности,
её духовному обогащению, всестороннему и гармоничному развитию. Занятия
шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития
детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать
выводы. Сегодня становится всё больше детей с ярким общим
интеллектуальным развитием, способностью очень рано, в дошкольном
возрасте постигать сложный современный мир.
1.1.

Нормативно-правовая база.
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124 –Ф «Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г);
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ (редакция от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями,
вступившими в силу с 28.02.2023);
- Федеральный Закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный протоколом
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 №3;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте
Российской Федерации от 30.11.2016г. № 11. (в редакции от 27.09.2017);
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»»;
3

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» направлении
информации» (вместе с «методическими рекомендациями по организации
образовательной
деятельности
с
использованием
сетевых
форм
образовательных программ»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе
с методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей – инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей –
инвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные образовательные программы в субъектах Российской
Федерации»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023
№АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с методическими
рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания,
методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей,
направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в
том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным,
физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для
вхождения Российской Федерации в том числе десяти ведущих стран мира по
качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития страны»);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
4

(раздел VI. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования ростовской
области от 01.08.2023 № 718 «О проведении независимой оценки качества
дополнительных общеразвивающих программ в Ростовской области»;
- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 03.0.8.2023 № 724 «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской области;
- Устав
Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования Дома детства и юношества в редакции 2022г., утвержденного
начальником
Муниципального
учреждения
управления
образования
Миллеровского района приказ № 444 от 11.05.2022г.;
- Локальные акты образовательной организации.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юный
шахматист» обусловлена наличием у детей дошкольного возраста стремления к
всевозможным играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями,
новыми ситуациями, преодолением трудностей, достижением успеха.
Удовлетворению перечисленных потребностей в полной мере может
содействовать игра в шахматы.
Занятия поданной программе способствуют сохранению физического и
психического здоровья обучающегося, его успешности и адаптации в обществе
помогают наиболее полно раскрыть свои возможности, инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Также
увлечение шахматами позволяет детям некоммуникативного типа заниматься
творческой деятельностью, расширить круг знакомств, найти общее увлечение,
как с младшими, так и с более старшими сверстниками.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является направленность на
формирование интеллектуальных способностей дошкольников, посредством
игры в шахматы. Программа создаёт для обучающихся перспективу их
личностного
развития,
способствует
повышению
эффективности
воспитательной деятельности в системе дополнительного образования,
физической культуры и спорта. Ключевым моментом занятий является
деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур
на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют
закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
5

Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа
пробуждает интерес к игре в шахматы. В программе осуществляется связь с
общим и дошкольным образованием, выраженная в более эффективном и
успешном освоении обучающимися дошкольной и общеобразовательной
программы благодаря развитию личности способной аналитическому
мышлению, а также настойчивости в достижении цели и самостоятельной
работы.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические
идеи:
 формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется
как гармония культуры знания, чувств и творческого действия,
обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней
культуры, проявляющейся в общении, поведении и т.п.;
 личностно-ориентированный подход в обучении, игровые формы с
использованием здоровье сберегающих технологий способствует
сохранению и укреплению здоровья;
 концепция и содержание программы материализует идею творческого
развития каждого обучающегося.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей в возрасте 5-7 лет.
Набор детей проводится на добровольной основе по заявлению и с согласия
родителей (законных представителей) или лиц их заменяющих. ДОП «Юный
шахматист» составлена с учётом возрастных, психологических и физических
особенностей детей с возможностью учитывать личностные качества,
индивидуальные склонности, задатки и характер.
Срок, объём и уровень реализации программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный шахматист»
рассчитана на два года обучения -144часа. Первый год обучения – 72 часа.
Второй год обучения – 72часа.
Уровень освоения программы обучающимися – стартовый.
Режим занятий.
Первый год обучения-2 часа в неделю: два раза по одному
академическому часу. Второй год обучения – 2часа в неделю: два раза по
одному академическому часу. Один академический (учебный) час для
дошкольников – 30 минут. Перерыв между академическими часами – 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у
детей: просмотр обучающих видео, загадки, стихи, сказки и притчи о шахматах,
шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий
является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за
передвижением шахматных фигур на доске, сравнивают силу и значимость
фигур, их позицию, делают вывод. Одним из любимых для детей обучением в
процессе образования являются игры. В игре дети проявляют свои способности.
На них, в течение учебного года выделено 10 часов. Проводятся игровые
6

занятия после прохождения шахматных тем, таким образом, они позволяют
детям не потерять интерес к игре в шахматы и проявить свою ловкость и
внимательность. Курс по обучению игры в шахматы максимально прост и
доступен, именно поэтому программа является стартовой.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма организации образовательного процесса – занятие.
Виды (формы) занятий.
В процессе обучения применяются и другие формы занятий, такие как:
 занятие – игра;
 занятие – экскурсия (виртуальная экскурсия);
 занятие – квест.
Перечень форм подведения итогов:
 соревнование;
 игра в парах;
 наблюдение.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для заинтересованности детей шахматами,
помочь им освоить основы этой увлекательной игры.
Задачи:
развивающие (личностные):
 развивать самостоятельность, потребность познавать новое;
 развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие
связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения
задачи;
 развивать
память,
любознательность,
фантазию,
предвидение,
дисциплинированность,
самообладание,
выдержку,
критическое
мышление;
 развивать упорство в достижении цели и замыслов;
 развивать коммуникативные способности детей;
 способствовать формированию творческой, думающей, активной
личности.
воспитательные (метапредметные):
 воспитывать терпение и усидчивость;
 формировать устойчивый интерес дошкольников, к игре в шахматы.
 воспитывать выдержку, собранность, внимательность;
 воспитывать самостоятельное принятие решения и спокойное отношение
к неудачам;
 воспитывать уважение к сверстникам и старшим.
образовательные (предметные):
 способствовать освоению детьми основных шахматных понятий:
шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры,
7

взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на
шахматной доске, ценность шахматных фигур.
 познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной
игры, учить детей во время шахматной партии действовать в
соответствии с этими правилами.
 учить детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения
игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о
шахматных фигурах в процессе игры.
 обеспечивать успешное овладение дошкольниками, основополагающих
принципов ведения шахматной партии.
1.3.

Содержание программы

Учебный план первого года обучения по дополнительной
общеразвивающей программе «Юный шахматист»
Количество часов
Форма
занятия/контроля,
аттестации

Всего

Практика

Название раздела

Теория

№
п/п

1.
2.
3.

Вводное занятие.
История возникновения шахмат
Знакомство с шахматной доской.

0,75
0,5
2,25

0,25
0,5
5,75

1
1
8

4.

Знакомство с шахматными
фигурами.
Обучающие игры
Воспитательно-досуговая
деятельность
Аттестация
обучающихся.
Диагностика.
Итоговое занятие.
Всего часов за учебный год:

13,75

25,25

39

1,75

12
5,25

12
7

0,5

1,5

2

19,5

2
52,5

2
72

5.
6.
7.
8.

Беседа. Опрос.
Беседа. Опрос.
Беседа.
Опрос.
Практическое занятие.
Беседа.
Опрос.
Практическое занятие.
Игра.
Беседа. Опрос. Игра.
Практическое занятие.
Опрос. Практическое
занятие.
Практическое занятие.

Содержание учебного плана первого года обучения.
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с обучающимися. Техника безопасности во время занятий.
Поведение во время занятий. Цель и задачи обучения игре в шахматы.
Расписание занятий.
Практика. Презентация: «Я играю в шахматы». Притча о шахматах и зёрнах
риса. https://habr.com/ru/articles/37671/
2. История возникновения шахмат.
Теория. Беседа с детьми об истории возникновения шахмат, сказка о короле
8

шахматного королевства. Знакомство обучающихся с шахматной игрой.
Практика. Расстановка чёрных шахматных фигур на доске по образцу
расстановки белых фигур.
3. Знакомство с шахматной доской.
Теория. Знакомство с шахматной доской. Шахматная доска и шахматные поля
квадратные. Расположение доски между партнерами.
Практика. Раскрашивание шахматной доски.
Теория. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на
шахматной доске.
Практика. Изучения количества шахматных полей на доске. Рисование доски
по количеству полей. Игра с детьми: «Назови по цвету».
Теория. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество
горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали.
Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в
горизонтали и вертикали.
Практика. Рисование детей горизонтальных и вертикальных линий.
Теория. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали.
Количество полей в диагонали. Короткие диагонали.
Практика. Задание: «Найди диагональ». Различие диагонали по цветам и
размеру.
Теория. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Понятие середины.
Практика. Игра «Вершина горы», «Найди центр».
Теория. Закрепление темы «Шахматная доска»
Практика. Нахождение улиц и номеров домов с помощью знаний горизонтали
и вертикали. Игра «Почта».
4. Знакомство с шахматными фигурами.
Теория. Знакомство с шахматными фигурами. Белые и чёрные фигуры. Виды
шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Беседа с
обучающими о жителях шахматного королевства.
Практика.
Просмотр
мультфильма
о
шахматных
фигурах.
https://rutube.ru/video/94d7ccbe825226292e375ba063b797a4/?r=plemwd.
Проведение игр: «Чёрные и белые», «Угадай-ка». Аппликация шахматных
фигур из цветной бумаги.
Теория. Начальная позиция фигур. Расположение каждой из фигур на
шахматной доске.
Практика. Решение загадок и ребусов про шахматные фигуры. Расстановка
шахматных фигур на доске. Правило «ферзь любит свой цвет». Игра «Найди
фигуре пару».
Теория. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Белопольные и
чернопольные ладьи. Разноцветные и одноцветные ладьи.
Практика. Ход ладьи. Игра «Собери пазл», раскрашивание башни.
Теория. Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и
чернопольные слоны.
9

Практика. Слон против слона, два слона против ладьи. Решение простых
комбинаций на фрагменте доски.
Теория. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя.
Практика. Ферзь против ферзя, ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь
против ладьи и слона
Теория. Решение простых комбинаций на доске.
Практика. Решение шахматных комбинаций. Игра в парах.
Теория. Место коня в начальном положении. Ход коня.
Практика. Решение простых комбинаций на фрагменте доски.
Конь против коня, конь против ферзя, ладьи, слона.
Теория. Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие.
Практика. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против
двух, многопешечные положения, пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Теория. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не
бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Практика. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона,
король против коня, король против пешки.
Теория. Закрепление темы по шахматным фигурам.
Практика. Расстановка шахматных фигур на скорость. Решение простых
комбинаций на фрагменте доски. Игра в парах.
Теория. Шах. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Мат в один ход.
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки.
Практика. Отрабатываем виды ходов на шахматной доске. Решение различных
комбинаций. Игра в парах.
Теория. Повторение шахматных фигур. Ходы фигур.
Практика. Игра всеми фигурами из начального положения
5. Обучающие игры.
Теория. Проведение обучающих игр по: различию фигур по цветам и
размерам, развитию ловкости, фантазии.
Практика. Обучающие игры: «Школа», «Догонялки», «Шахматный теремок»,
Шахматный колобок», «Белые и черные», «Куча мала», «Шахматная репка»,
«Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Что общего?», «По росту»,
«Прятки», «Кто быстрее», «На стуле», «Убери такую же!», «Назови фигуру»,
«Определи фигуру», «Какая фигура лишняя», «Шахматный теремок»,
Шахматный колобок», «Угадай-ка», «Полная разница».
6. Воспитательно-досуговая деятельность.
В течение учебного года программой предусматривается проведение
мероприятий, это праздники, беседы с привлечением воспитателей.
Направленность воспитательных мероприятий – любовь к России, уважение к
государственной символике, нравственное воспитание, экологическое,
патриотическое.
Педагог организует соревнования, викторины, конкурсы и турниры среди
обучающихся, игры.
10

7. Аттестация обучающихся. Диагностика.
Аттестация обучающихся проводится по Положению об аттестации в форме
опроса, наблюдения, практического задания, дружеской игры в шахматы.
Формы диагностики: анкетирование.
8. Итоговое занятие.
Мероприятие «Путешествие по шахматному королевству».
Учебный план второго года обучения по дополнительной
общеразвивающей программе «Юный шахматист»

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Вводное
занятие.
Инструктаж по ТБ
Правила игры и история
шахмат
Основные
шахматные
термины и понятия.
Повторение
изученного
материала.
Шахматные
партии.
Турниры
Воспитательно-досуговая
деятельность
Аттестация
обучающихся.
Диагностика.
Итоговое занятие.
Всего часов за учебный год:

Практика

Всего

Количество часов
Название раздела

Теория

№
п/п

Форма
занятия/контроля

0,5

0,5

1

Беседа. Опрос.

1

1

2

Беседа. Опрос. Игра.

2,25

2,75

5

10,25

29,75

40

16

16

1,5

3,5

5

1

1

2

1

1

Беседа.
Опрос.
Практические занятия.
Беседа.
Опрос.
Практические занятия..
Теоретические,
практические занятия.
Беседа.
Опрос.
Игра.
Практические занятия.
Практическое задание.
Наблюдение.
Мероприятие.
Наблюдение.

55,5

72

16,5

11

Содержание учебного плана второго года обучения
1. Вводное занятие.
Теория. Организация работы коллектива. Правила поведения в группе.
Инструктаж: Правила техники безопасности и противопожарной защиты,
санитарии и гигиены.
Практика.
Просмотр
видеоролика
по
техники
безопасности
противопожарной защиты
https://rutube.ru/video/80bbcfdf5612ee41a66010df4e03b654/?r=plemwd.
2. Правило игры и история шахмат.
Теория. Правило шахматной игры. Завершение игры-проигрыш, ничья.
История шахмат. Происхождение шахмат. Легенда о Радже и Мудреце.
Практика. Расстановка шахматных фигур на доске. Решение задач и
комбинаций.
3. Основные шахматные термины и понятия.
Теория. Роль шахмат в жизни детей. Сказки и загадки о шахматах. Шахматные
термины и понятия.
Практика. Загадки о шахматах. Инсценировка сказок. Опрос детей по
шахматным терминам. Проект на тему: «Малыши играют в шахматы».
4. Повторение изученного материала .
Теория. Шахматная доска. Шахматные поля. Горизонтали .Вертикали.
Диагонали. Центр.
Практика. Игра «Найди адрес поля». Рисунок шахматного поля по
горизонтали, вертикали. Игра «Вершина горы». Игра «Раскрась недостающее
поле».
Теория. Шахматные фигуры: король, ферзь, слон, конь, ладья и пешка. Ходы
шахматных фигур. Шах. Мат
Практика. Расстановка шахматных фигур на скорость. Аппликации фигур из
цветной бумаги. Решение простых комбинаций на доске. Решение задач. Игра
«Секрет». Игра «Найди фигуру».
5. Шахматная партия. Турниры.
Теория. Безопасность короля. Борьба за центр. Короткие партии. Ничья.
Практика. Игра всеми фигурами. Шахматные партии. «Игра на уничтожение».
Игра «Съешь фигуру». Шахматная викторина. Турнир за первенство группы.
6. Воспитательно-досуговая деятельность.
Теория. В течение учебного года программой предусматривается проведение
мероприятий, это праздники, беседы с привлечением обучающихся.
Направленность воспитательных мероприятий – любовь к России, уважение к
государственной символике, нравственное воспитание, экологическое,
патриотическое.
Практика. Педагог организует соревнования, викторины, конкурсы и турниры
среди обучающихся, игры.

12

7. Аттестация обучающихся. Диагностика.
Аттестация обучающихся проводится по Положению об аттестации в форме
опроса, наблюдения, практического задания, дружеской игры в шахматы.
Формы диагностики: анкетирование.
8. Итоговое занятие.
Мероприятие «Мир в шахматном королевстве».
1.4 . Планируемые результаты.
По окончании обучения сформируются следующие результаты:
личностные (развивающие):
 рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие
коммуникативных
способностей,
инициативности,
толерантности, самостоятельности.
 обретут собранность, терпение, навык продуктивной работы, умение
выстраивать последовательность своих действий;
 сформируют умение реализовывать собственные идеи;
 участвовать в коллективной деятельности;
 понимание важности бережного отношения к рабочему месту и
 обретут собранность, терпение, умение справляться со своими эмоциями;
 смогут уважительно относится к сопернику;
 готовность и способность к саморазвитию, формировать навыки
творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе
на результат.
 участвовать в коллективной деятельности.
метапредметные (воспитательные):
 самостоятельно продумать и осуществить шахматные ходы, нападение,
атаки, шахматные комбинации;
 легко
ориентироваться
в
шахматных
фигурах,
вертикальных,
горизонтальных линиях, диагоналях;
 организовать своё рабочее место;
 умение анализировать свои и чужие ошибки, учится на них, выбирать из
множества решений правильное.
предметные (образовательные):
 приобретут теоретические знания и практические навыки шахматной
игре;
 освоят новые виды деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования);
 смогут играть по правилам шахматную партию от начала до конца;
 приобретают прочные знания и умеют применять их на практике;
 определять общую цель и пути её достижения;
 планировать и контролировать действия соперника.

13

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей
программе «Юный шахматист»
Уровень
освоения
программы
Стартовый

Год
Дата
Дата
обучен начала окончания
ия
учебного учебного
периода
периода
первый
1
31 мая
сентября

второй

1
сентября

2.2.













31 мая

Кол-во
недель

36

36

КолРежим
во
занятий
учебных
дней
72
2 раза в
неделю по
одному
академичес
кому часу
72

2 раза в
неделю по
одному
академичес
кому часу

Форма контроля

Шахматный
турнир.
Опрос.
Практическая
работа. Решение
задач
Шахматный
турнир.
Опрос.
Практическая
работа.
Решение задач

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение.
учебный кабинет соответствующий санитарным нормам;
демонстрационная доска
магнитные шахматы.
настольные шахматы.
дидактические игры и задания.
карточки с задачами.
мел и доска.
иллюстрации шахматных позиций, раскрывающих тему занятий.
задания для конкурса.
Шахматные часы.
Турнирные таблицы.
Компьютер с программным обеспечением

Кадровое обеспечение.
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный шахматист»
может реализовать педагог, соответствующий требованиям профессионального
стандарта – педагог дополнительного образования детей и взрослых, умеющий
играть в шахматы.
14

К
диагностике
обучающихся
привлекается
педагог-психолог,
соответствующий требованиям профессионального стандарта - педагогпсихолог в образовании.
2.3. Методическое обеспечение
В процессе занятий используются различные формы занятий:
 традиционные, комбинированные и практические занятия, игры,
конкурсы, соревнования.
Применяются методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
 наглядный (показ и разбор позиций и партий,
 практический (самостоятельно выполнение заданий на пройденную тему,
участие в соревнованиях).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности по образцу.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах, в подгруппах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
В основу программы положены следующие принципы обучения:
 принцип гармонизации личности и среды – ориентации на максимальную
самореализацию личности.
 принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения
общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих
создание оптимальной среды для воспитания и досуга детей.
 принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не
механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.
 принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала
возрастным и психологическим особенностям детей в создании
адекватной психолого-педагогической среды.
 принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита
наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление
опирается на восприятие или представления.
 принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает
строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность
связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение
15

новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже
усвоено.
2.4. Формы аттестации.
Одним из этапов работы по программе является отслеживание
результатов. На первом году обучения важно определить формирование
теоретических знаний и практических умений.
Аттестация обучающихся проводится по Положению об аттестации
обучающихся в МБУ ДО ДДиЮ. Формирование знаний и умений определяется
следующими уровнями:
 низкий – приобретены удовлетворительные знания о шахматных
фигурах,, может самостоятельно выполнять не трудные задания, делать
ходы шахматных фигур с первичного положения;
 средний–обучающийся
имеет
представление
о
«Шахматном
королевстве», истории шахмат. Ориентируется в поиске шахматных
полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Знает
название шахматных фигур, ходов шахматных фигуры их отличия.
Ориентируется в понятиях «равно», «не равно», «больше», «меньше»;
 высокий – ребёнок имеет представление о «Шахматном королевстве»,
истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку.
Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные
фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о
приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность,
логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие,
внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия,
обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и
смекалка, ориентировка в пространстве.
Задачи аттестации:
 определить уровень теоретической подготовки обучающихся в
конкретной образовательной области;
 выявить степень сформированности практических умений и навыков
обучающихся в выбранном ими виде деятельности;
 анализ полноты реализации образовательной программы детского
объединения. Приложение 4.
Одним из этапов работы по программе является отслеживание
результатов. На первом году обучения важно определить сформированность
теоретических знаний и практических умений.
Применяются следующие формы аттестации:
 решение задач;
 шахматные турниры;
 викторины;
 наблюдение за обучающимися с целью выявления пробелов в знаниях и
умениях играть в шахматы;
16

 опрос.
Результаты проделанной работы учитываются, прежде всего,
применительно к отдельной личности и выражают формирование её качеств – в
знаниях, интересах, умениях и навыках, подготовленности к игре в шахматы,
игры со сверстниками.
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы).
К диагностике привлекается педагог-психолог образовательной
организации с диагностическим инструментарием:
Опросник Приложение 1.
Методика «Домик настроения» Приложение 2.
Дорофеева Э.Т. Методика исследования эмоционального состояния.
Приложение 3.
2.6.Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей.
Приложение № 6
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы
Цель воспитательного процесса: воспитание у детей интереса и любви к
игре в шахматы, формирование общей культуры и нравственных качеств
человека.
Задачи воспитательного процесса:
 формировать интерес обучающихся к игре в шахматы, которые
развивают умственные способности, используемые на протяжении всей
жизни: концентрация, критическое и абстрактное мышление,
стратегическое планирование, творчество и анализ;
 развивать мышление, внимание, наблюдательность и память;
 способствовать активности мыслительной деятельности детей;
 создавать условия для формирования и развития любознательности,
самостоятельности и инициативности.
 воспитывать усидчивость, целеустремленность, уверенность в своих
силах, самостоятельность в принятии решения;
 воспитывать дружеские отношения в детском коллективе;
 способствовать формированию патриотизма и нравственных качеств;
 содействовать полноценному физическому и психическому здоровью
детей.
Планируемые результаты:
 у детей будет сформировано представление о значимости шахмат;
 сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы и способность
действовать в уме.
 развитие воображения, памяти, логического мышления и рассуждения,
17







способности к анализу своих действий;
стимулирование интереса и потребности к дальнейшему изучению игры
в шахматы;
развитие творческой активности.
Приоритетные направления воспитания:
гражданско – патриотическое воспитание: формирование патриотических
ценностей, представление любви к Отчизне, народам Российской
Федерации, а также о любви к малой Родине.
трудовое воспитание формирует приобретение новых знаний и интереса к
трудовой деятельности.
спортивно – оздоровительное воспитание: содействию здоровому образу
жизни, применение на занятиях игровых моментов физкультуры.

Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия.
Формы воспитательных мероприятий:
 беседа;
 ролевая игра;
 познавательно-развлекательные мероприятия;
 практические занятия.
Технологи проведения воспитательных мероприятий:
 определение целей и задач мероприятия;
 построение логической последовательности хода мероприятия;
 использование воспитательных технологий;
 подведение итогов мероприятия;
 анализ.
Методы воспитательного взаимодействия:
 метод примера;
 метод подражания;
 метод внушения и убеждения;
 метод коллективных дел.

18

Календарный план воспитательной работы для детей
первого года обучения
№
п/п

Название
мероприятия,
события
1. 1«День рождения
Деда Мороза».

Цель

Краткое
содержание

Форма
проведения

Познакомить Рассказ детям об Беседа, диалог.
детей с
истории
историей
возникновения
праздника и
Деда Мороза,
доставить им загадки о зиме и
радость
Дедушке Мороза.
Беседа «Как мы
готовимся к
Новому году»
2. 5«День защитника ГражданскоДать детям
Беседа.
Отечества».
патриотическо представление об
Игра е воспитание.
Отечестве.
соревнование: «Я
рассказать о том,
– защитник
кто является
Отечества».
защитником
Отечества и
почему
необходимо
защищать
Отечество.

Сроки
проведения
ноябрь

февраль

Календарный план воспитательной работы для детей
второго года обучения
№
п/п

Название
мероприятия,
события
1. 2День народного
единства.

Цель

Краткое
содержание

Форма
проведения

Расширение
Беседа с детьми о
Беседа,
кругозора о нашей стране (о флаге, групповое
многонациона
гимне, гербе), об
занятие.
льной стране. уважении к другим
народам и культурам.
Игры разных народов.
2. 4Всемирный день
Воспитать
Познакомить детей с Тематическое
«Спасибо».
такие качества
историей
занятие в
как
возникновения этого игровой форме
вежливость и праздника. Рассказать
доброта
детям о добрых и
вежливых словах.
Разыграть с детьми
сценку на тему
19

Сроки
проведения
Ноябрь

Январь

3. 7«День Победы».

благодарности.
Формирование Рассказать о истории
патриотически ВОВ, коллективно
х чувств к
сделать поделку
Родине, к
(рисунок) ветерану.
защитникам
Отечества.

20

Беседа,
изготовление
поделки,
исполнение
песни.

Май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литература для педагога.
1. Авербах,Ю., Котов, А., Юдович, М. «Шахматная школа» Ростов-на-Дону
«Феникс» 2007
2. Авербах,Ю.Л.,КотовА.А.,ЮдовичМ.М.«Шахматная
школа»
Издательство: Ростов наДону. «Феникс»,2004. -352 с.
3. Горелик, В.С. «Ступеньки шахматной игры», Днепропетровск 2000.
4. Губицкий, С.Б., Хануков, М.Г., Шедей, С.А. «Полный курс шахмат»
Москва Филио 2006.
5. Жужа Полгар Пол Труонг «Чемпионка мира учит шахматам»Москва
АСТАстрель 2010
6. Жужа Полгар, Пол Труонг «Шахматная тактика для будущих чемпионов»,
Москва, АСТ Астрель 2010.
7. Кpогиус, H.В. «Психологическая подготовка шахматиста» M.:
Физкультура и спорт, 1996. - 624с.
8. Калиниченко, Н.М. «Учебник шахматных окончаний», Москва, Астрель
АСТ Владимир ВКТ 2008 367с
9. Калиниченко, Н.М. «Учитесь играть открытые дебюты», Москва, Астрель
АСТ Владимир ВКТ 2008 367с
10. Костьев, А.Н. «Уроки шахмат [Текст]» М.:физкультураиспорт,1994.-208с.
11. Костьев, А.Н. «Шахматный кружок в школе и в пионерском лагере»,
Москва Физкультура и спорт 1980.
12. Костьев, В.Е., Голенищев, А.Н. «Учителю о шахматах», «Программа
подготовки юных шахматистов II разряда, Москва «Просвещение» 1986
111с
13. Пожарский В.А.«Шахматный учебник»М.:изд.МЭИ,1996.
14. Пожарский,В.А.«Шахматный учебник на практике» Ростов-на-Дону.
«Феникс»,204.ДавлетовД.А. Костров В.В.«Уроки шахмат» Москва АСТ
2005.
15. Сейраван, Я. «Шахматный учебник как играть дебют», Москва, Астрель
АСТ 2003
16. Смыслов, В.В. «Тайны ладейного эндшпиля» Москва, Астрель
АСТТранзит книга 2003.
17. Суэтин, А.С. «Как играть дебют», Ростов-на-Дону «Феникс» 2001.
18. Шашин, С.Б. «Пешка–душа шахмат», Москва Физкультура и спорт 1982.
1.
2.
3.
4.
5.

2. Литература для детей и родителей.
Гончаров, В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин, В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак, В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература,
1985.
Пак, В.Н. «100коротких партий», Донецк «Сталкер» 2006.
Список литературы о шахматах для детей. 1 часть Шахматы. Первый год
21

обучения.
6. Сухин, И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.:
Новая школа, 1994.
7. Сухин, И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский
центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
8. Сухин, И. Необыкновенные шахматные приключения.
9. Сухин, И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:
Поматур, 2000.
10. Сухин, И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
11. Сухин, И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной
школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
12. Сухин, И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
3. Электронные образовательные ресурсы.
1.Электронные Игры в шахматы
https://yandex.ru/games/app/165384?utm_medium=search&utm_source=yandex&ut
m_campaign=rus_games_titlepopular4_yandex_search_460.new%7C76757257&utm_content=k50id%7C0100000
040225571027_40225571027%7Ccid%7C76757257%7Cgid%7C4982043068%7Cai
d%7C12489513818%7Cadp%7Cno%7Cpos%7Cpremium1%7Csrc%7Csearch_none
%7Cdvc%7Cdesktop%7Cmain&utm_term=шахматы%20научиться&yclid=707501
5280479698943
2.Шахматы: полезные ссылки в VK https://vk.com/topic-128674134_36527514
3.Интернет ресурсы о шахматах познавательные, учебные, развивающие
https://dpo.iro61.ru/proekty-i-programmy/shakhmatnyy-vseobuch/metodicheskayakopilka/internet-resursy-o-shakhmatakh

22

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Традиционными методами изучения эмоциональных состояний детей
дошкольного возраста являются наблюдение, опросник, цветовые методы
диагностики.
Наблюдение позволяет получить информацию об эмоциональном
состоянии ребёнка, поэтому важно отслеживать поведение, речь, внешний вид
дошкольников во время занятий.
Опросники позволяют выявить интерес ребёнка к занятиям, педагогу.
Дорогой друг!
Внимательно выслушай предложенные ниже утверждения и ответь педагогу
«да» или «нет».
№
1
4
5
6
8
10
11
12
13

Вариант ответа
мне интересно то, чем мы занимаемся в объединении
хочу узнать новое, интересное для себя
мне нравится педагог
хочу научиться что-то делать сам
занятия здесь помогают мне становиться лучше
мне нравится общаться с ребятами
мне нравится участвовать в соревнованиях
здесь замечают мои успехи
меня здесь любят

23

Да

Нет

Приложение 2.
Методика «Домик настроения»
Цель: выявление эмоционального состояния, настроения детей.
Возраст: средний и старший дошкольный возраст.
Стимульный материал: изображение домика, где живут колобки с
разным настроением, два домика различные по цветовой окраске, цветные
магниты.
Ход проведения:
Для среднего возраста: На доску (магнитную) крепится домик. В начале
занятия детям объясняется, что человек может чувствовать себя по-разному:
кому-то весело и хорошо, а кому-то может быть грустно, возможно его
обидели. Это называется настроение. Его можно почувствовать и выразить.
Счастливые люди – как солнышко светятся, улыбаются всем, веселятся и
смеются. С ними интересно играть и беседовать. Грустные люди похожи на
тучку, которая на всех надулась, обиделась. Они не хотят играть и все время
ворчат.
Детям предлагается определить какое у них настроение, как они себя
чувствуют и на какого колобка похожи. Подойти к доске и прикрепить магнит
рядом с колобком, отражающим настроение ребёнка в данный момент.
Результат: наглядно видно, какое настроение преобладает в группе.
Для старшего возраста: На доску (магнитную) крепятся домики
различной эмоциональной окраски. В начале занятия детям объясняется, что
есть эмоции, которые приносят людям пользу (радость, удивление, интерес и
т.д.). Их называют положительные эмоции. Колобки с такими эмоциями живут
в ярком солнечном домике.
Так же детям объясняется, что есть эмоции, приносящие больше вреда, чем
пользы (гнев, обида, скука и т. д.). Их называют отрицательными. Колобки с
такими эмоциями живут в тусклом домике, где постоянно гостит туча.
Детям предлагается определить какое у них настроение, как они себя
чувствуют и на какого колобка похожи. Подойти к доске и прикрепить магнит
рядом с колобком, отражающим настроение ребенка в данный момент.
Результат: наглядно видно, какое настроение преобладает в группе.

24

Приложение 3.
Методика исследования эмоционального состояния.
Автор: Дорофеева Э.Т.
Цель: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига
чувствительности по трем основным цветам.
Проведение обследования: Ребенку выдают три карточки разного цвета
(красная, синяя, зеленая) размером 7х7см и предлагают разложить их в порядке
предпочтения. Процедура повторяется три раза.
Инструкция при первом предъявлении: «Посмотри внимательно. Перед
тобой лежат три карточки разного цвета — красная, синяя и зеленая. Выбери из
них ту, которая тебе больше всего нравится».
Инструкция, когда выбор ребенком сделан: «А теперь, какую карточку по
цвету выберешь?». Третья, последняя карточка, также фиксируется в
протоколе.
При предъявлении карточек в середине и в конце общения инструкция не
изменяется: «Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А
из этих двух оставшихся, какая тебе больше нравится?»
По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребёнка.
В протоколе обследования фиксируется три варианта сдвига цветов и
проводится анализ устойчивости психического состояния ребёнка.
Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой
чувствительности
Порядок
№ расположения
цветов
1

2

3

4

Название
эмоционального
состояния

Характеристика эмоционального
состояния

Активные аффекты.
Состояние аффективного
возбуждения (АВ)

Диапазон изменений от переживания,
чувства нетерпения, возмущения до
состояния гнева, ярости. В клинике у
психических больных (дисфория)

Переживание состояния
функционального
возбуждения (ФВ)

Эмоции, связанные с удовлетворением
потребности. Диапазон - от переживания
чувства удовлетворения до восторга,
ликования. Доминирование
положительных эмоций

з-к-с

Состояние
функциональной
расслабленности (ФР)

Отсутствие выраженных переживаний.
Оценивается человеком как спокойное
состояние, устойчивое, самое оптимальное
для реализации человеческих контактов,
отношений, различных видов
деятельности, где не требуется напряжения

з-с-к

Состояние
функциональной
напряженности,
настороженности (ФН)

Ориентировочные реакции
характеризуются повышением внимания,
активностью, встречаются в тех ситуациях,
где требуется проявление подобных
качеств. Оптимальный вариант

к-с-з

к-з-с

25

функциональной системы

5

6

с-з-к

с-к-з

Неудовлетворение потребностей (печаль,
тоскливость, напряженность): от состояния
Состояние эмоционального грусти до подавленности, от озабоченности
торможения (ФТ)
до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование
отрицательных эмоций. Перенапряжение
всех систем организма.
Встречается в основном в клинике при
глубоких экзогенных депрессиях.
Диапазон: от состояния растерянности,
психологического дискомфорта до страха.
Полярно АВ. Доминирование сильных
отрицательных эмоций.

Состояние аффективного
торможения (АТ)

26

Приложение 4.
Анкета «Удовлетворённость родителей
образовательным процессом».
Руководитель _________________________________________
Детское объединение ___________________________________
Возраст обучающихся __________________________________
Количество родителей, принявших участие в анкетировании_____
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Образовательные потребности
и мотивы для занятий
Нравится ли Вам наше объединение?
Доверяете ли Вы педагогу детского объединения, которое
посещает Ваш ребёнок?
Есть ли единство педагогических требований у Вас и
педагогов к Вашему ребёнку?
Коллектив, в котором занимается Ваш ребёнок, можно
назвать дружным?
Как, по Вашему мнению, влияет посещение ребёнком
данного объединения на его успеваемость в школе?

27

Степень
удовлетворённости
Да

Нет

Приложение № 5
Оценка, анализ и оформление результатов промежуточной и
итоговой аттестации.
Для
определения
качества
обученности
обучающихся
по
дополнительным общеразвивающим программам используется уровневая
система оценки.
Критерии оценки уровня обученности:
 высокий уровень (в): применение знаний в нестандартной ситуации.
Творческое применение полученных знаний на практике в незнакомой
ситуации (анализировать информацию, находить оригинальные подходы
к решению проблемных ситуаций, самостоятельно экспериментировать,
исследовать, применять ранее усвоенный материал), успешное освоение
обучающимися более 70% содержания образовательной программы,
подлежащей аттестации;
 уровень совершенствования (с): применение знаний в знакомой
ситуации. Выполнение действий с четко обозначенными правилами,
применение знаний на основе обобщенного алгоритма (измерять,
объяснять, сравнивать, соблюдать правила), умение анализировать
ситуацию, делать выводы, проводить рефлексию собственных действий.
Успешное освоение обучающимися от 50% до70% содержания
образовательной программы, подлежащей аттестации;
 низкий (н) уровень: воспроизведение и запоминание (показывать,
называть, давать определения, формулировать правила). Успешное
освоение обучающимися менее 50% содержания образовательной
программы, подлежащей аттестации.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в
«Протоколе промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся».
В течение трех дней по окончании аттестации результаты доводятся до
сведения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Протоколы аттестаций хранятся в МБУ ДО ДДиЮ в течение всего срока
действия образовательной программы.

28

ПРОТОКОЛ

промежуточной (итоговой за образовательный курс) аттестации
по дополнительной общеразвивающей программе.
Название детского объединения __________________________________________
Дата проведения аттестации
Ф.И.О. аттестующего педагога ________________________________________________
Форма проведения аттестации______ ___________________________________________
№
п/п

Ф.И.О. обучающегося

Результат (промежуточной,
итоговой) аттестации
/подчеркнуть вид аттестации/

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Выводы по результатам аттестации:
- низкий уровень ______ чел.
- средний уровень _____ чел.
- высокий уровень _____ чел.
Аттестующий педагог

_____________ /________________________

29

Приложение 6.
КАЛЕНДАРННО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на учебный год
Календарно-тематический план группы первого года обучения.
Цель: сформировать заинтересованность детей игрой в шахматы и мотивировать
их на дальнейшее обучение.
Задачи:
Личностные:
 вырабатывать у детей настойчивость, выдержку и уверенность, умение
доводить начатое дело до конца;
 проявить интерес к интеллектуальным играм;
 воспитывать дружеские отношения между детьми.
Предметные:
 знакомить детей с шахматными фигурами, шахматной доской, учить
ориентироваться на ней;
 знакомить детей с расстановкой шахматных фигур перед шахматной
партией, с их начальным положением, ходом, взятием;
 дать детям понятия «шах», «мат», «ничья», «пат»;
 научить детей играть короткие партии.
Метапредметные:
 научить высказывать свои предложения на основе работы с
иллюстрацией на доске;
 научить работать по предложенному педагогом плану;
 научить отличать верно, выполненное задание от неверного;
 делать выводы в результате совместной работы всей группы.

2.

3.

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.
Исторические сведения.
История возникновения
шахмат.
Обучающие игры:
«Школа», «Догонялки».

Количество часов

Дата
проведения
по
по
плану факту

Форма занятия/
контроля

0,75

0,25

1

Беседа.
Опрос.

0,5

0,5

1

Беседа. Опрос.

1

1

Игра.

Всего

Практика

1.

Наименование тем

Теория

№
за
ня
ти
я

30

4.

Знакомство с шахматной
доской.

0,75

0,25

1

5.

Шахматная доска. Белые
поля
Шахматная доска. Черные
поля
Обучающие игры:
«Шахматный теремок»,
Шахматный колобок»
Шахматная доска.
Горизонтали.
Шахматная доска.
Вертикали.
Шахматная доска.
Вертикали. Диагонали.
Шахматное доска. Центр.

0,25

0,75

1

Беседа.
Практическое
занятие.
Беседа. Игра.

0,25

0,75

1

Беседа. Игра.

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

Беседа.
Практическое
занятие.
Беседа. Опрос.

0,25

0,75

1

Беседа. Опрос.

0,25

0,75

1

Беседа. Опрос

0,25

0,75

1

Беседа. Опрос

1

1

1

1

1

Занятие в игровой
форме.
Беседа о
празднике. Опрос.
Рисование.
Беседа.

1

1

Опрос.

0,5
0,75
0,75

1
1
1

Беседа. Игра.
Беседа. Опрос.
Беседа. Опрос.

1

1

Игра.

0,25
0,25

1
1

Беседа. Опрос.
Беседа. Опрос.

1

1

1

1

0,25

0,75

1

Беседа.
Ролевая игра.
Наблюдение.
Практическое
занятие.
Беседа. Игра.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.

23.
24.

25.
26.
27.

Закрепление знаний на
тему «Шахматная доска».
Воспитательное
мероприятие: «День
Покрова».
Знакомство с шахматными
фигурами.
Знакомство с шахматными
фигурами.
Шахматные фигуры.
Белые фигуры.
Черные фигуры.
Обучающие игры: для
детей: «Белые и черные»,
«Куча мала».
Виды шахматных фигур.
Правила размещения
шахматных фигур на доске.
Воспитательное
мероприятие: «День
рождения Деда Мороза».
Расстановка фигур на
шахматной доске.
Закрепление темы
расстановки фигур на
шахматной доске.
Знакомство с шахматной
фигурой «Ладья».
Позиции фигуры «Ладья»,
её различные ходы.
Воспитательное
мероприятие: «День

1

0,5
0,25
0,25

0,75
0,75

31

Теория. Опрос.
Игра.
Теория. Опрос.
Шахматная игра.
Беседа.
Конкурсная

Матери казачки».
28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.

35.
36.

37.

38.
39.

Знакомство с шахматной
фигурой «Слон».
Позиции фигуры « Слон».
Ходы фигуры.
Промежуточная
аттестация. Диагностика.
«Слон» против «Ладьи».

0,5

0,5

1

программа для
девочек.
Беседа. Опрос.

0,5

0,5

1

Беседа. Опрос.

1

1

1

1

Знакомство с шахматной
фигурой «Ферзь»
Отработка практических
навыков игры «Ладьей»
против «Ферзя».
Обучающие игры: «По
росту», «Прятки», «Кто
быстрее».
Взятие «Ферзем» фигур.
Игра в парах.
Развлекательные игры:
«Шахматная репка»,
«Большая и маленькая».
Решение простых
шахматных комбинаций на
доске.
Знакомство с шахматной
фигурой «Конь».
Взятие «Конем» фигур.

0,5

0,5

1

Игра.
Опрос.
Практическое
занятие. Игра.
Беседа. Опрос.

1

1

Практическое
занятие.

1

1

Игра.

1

1

0,5

0,5

1

Практическое
занятие.
Беседа. Игра.

0,25

0,75

1

Беседа. Игра.

0,5

0,5

1

Беседа. Игра.

1

1

0,5

1

Практическое
занятие.
Беседа. Игра.

40.

Знакомство с шахматной
фигурой «Пешка».

41.

Взятие пешкой фигур.

1

1

42.

Воспитательное
мероприятие:
«Мы россияне».
Знакомство с шахматной
фигурой «Король».

1

1

0,5

1

Беседа. Игра.

1

1

1

1

Практическое
занятие.
Игра.

1

Беседа.

1

Беседа. Опрос.
Рисование.

43.
44.
45.

46.
47.

Король против других
фигур.
Тематические игры:
«Назови фигуру»,
«Определи фигуру»,
«Какая фигура лишняя».
Повторение всех
шахматных фигур.
Воспитательное
мероприятие: «Мой

0,5

0,5

1
1
32

.

Практическое
занятие.
Беседа. Опрос.
Рисование.

родной город-любимый
город для ребят».
Закрепление темы по
шахматным фигурам.
Воспитательное
мероприятие: «День
защитника Отечества».

0,25

0,75

1

Беседа. Игра.

0,25

0,75

1

Беседа. Опрос.
Командная игра.

Закрепление темы:
«Расстановка фигур на
шахматном поле». Игры с
детьми на скорость
Шах.

0,25

0,75

1

Беседа. Игра.

0,5

0,5

1

Беседа. Игра.

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

Беседа. Игра.
Беседа. Игра.

54.
55.

Мат.
Закрепление темы «Шах»
и «Мат».
Линейный мат.
Ставим мат.

0,25
0,25

0,75
0,75

1
1

56.

Отрабатываем мат в игре.

1

1

57.

Ничья в шахматах.

0,5

0,5

1

Беседа. Игра.
Беседа.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие. Игра.
Беседа. Игра.

58.
59.

Пат.
Отрабатываем виды ходов
на шахматной доске.
Досуговое мероприятие:
«День Домового».

0,5

0,5
1

1
1

0,5

0,5

1

61.
62.

Рокировка.
Закрепление тем: мат,
шах, пат, ничья,
рокировка.

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

Беседа. Игра.
Практическое
занятие.
Разговор.
Рисование
фентази.
Беседа. Игра.
Беседа. Игра.

63.

Обучающие игры:

1

1

Игра.

1

Беседа. Опрос.

1

1

1

1

Практическое
занятие. Игра.
Практическое
занятие. Игра.

48.
49.

50.

51.
52.
53.

60.

64.
65.
66.

67.

68.

«Шахматный теремок»,
Шахматный колобок»
Повторение материала о
видах шахматных фигур.
Шахматная партия.
Обучающие игры:
«Угадай-ка», «Полная
разница».
Воспитательное
мероприятие: «День
Победы».
Игровая форма занятия.
Соревнования между
командами.

1

1

1

1

1

33

Беседа. Опрос.
Рисование по
желанию.
Опрос. Игра.

69.

Шахматная партия.

1

1

Практическое
занятие. Игра.

70.

Аттестация обучающихся.
Диагностика.
«Праздник в шахматном
королевстве».
Дружественный турнир.
0,5

1

1

1

1

Шахматная игра.
Анкетирование.
Игра.

0,5

1

Опрос. Игра.

51

72

71.
72.

Всего часов за учебный год:

21

Планируемый результат:
Личностные:
 сформируют такие качества как собранность, уверенность и терпение,
трудолюбие;
 приобретут навык коллективной деятельности и умение доводить
начатое дело до конца;
 разовьют навык бесконфликтного общения со сверстниками и педагогом;
Предметные:
 приобретают теоретические и практические знания шахматной игре;
 научатся выстраивать последовательность своих действий;
 дети узнают все шахматные фигуры, их правильное перемещение по
доске;
 приобретут умение сыграть шахматную партию по правилам от начала до
конца;
 научатся обдумывать шахматные комбинации и делать выводы игры
своей и противника;
 научаться самостоятельно осуществлять свои ходы, нападения;
 решать шахматные задачи без создания разногласий и решать спорные
ситуации.
Метапредметные:
 поймут основные понятия обучения;
 обогащение нравственно-эстетического, познавательного и чувственного
опыта.

34

Календарно-тематический план группы второго года обучения.
Цель: сформировать заинтересованность детей игрой в шахматы и мотивировать
их на дальнейшее обучение.
Задачи:
Личностные:
 вырабатывать у детей настойчивость, выдержку и уверенность, умение
доводить начатое дело до конца;
 проявить интерес к интеллектуальным играм;
 воспитывать дружеские отношения между детьми.
Предметные:
 знакомить детей с шахматными фигурами, шахматной доской, учить
ориентироваться на ней;
 знакомить детей с расстановкой шахматных фигур перед шахматной
партией, с их начальным положением, ходом, взятием;
 дать детям понятия «шах», «мат», «ничья», «пат»;
 научить детей играть короткие партии.
Метапредметные:
 научить высказывать свои предложения на основе работы с
иллюстрацией на доске;
 научить работать по предложенному педагогом плану;
 научить отличать верно, выполненное задание от неверного;
 делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Дата
проведения
по
по
плану факту

Форма занятия/
контроля

всего

Количество часов

практика

Наименование тем

теория

№
за
ня
ти
я

0,75

0,25

1

Беседа.
Опрос.

0,5

0,5

1

Беседа. Игра

3.

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.
Правила игры. Завершение
игры.
История шахмат.

0,5

0,5

1

Беседа. Игра.

4.

Роль шахмат в жизни детей

0,75

0,25

1

5.

Сказки и загадки про
шахматы
Шахматные термины,

0,5

0,5

1

Беседа.
Практическое
занятие.
Беседа. Опрос

0,5

0,5

1

Беседа. Опрос.

Проект на тему «Малыши
играют в шахматы»

0,25

0,75

1

Беседа.
Практическое
занятие.

1.

2.

6.
7.

35

8.
9.
10.

Инсценировка сказок
шахматного королевства.
Шахматная доска.
Горизонталь.
Шахматная доска.
Вертикаль.

1

1

Игра.

0,25

0,75

1

Беседа. Опрос.

0,25

0,75

1

Беседа. Опрос

1
1

Игра
Беседа.Опрос.Игра.
Наблюдение.
Теория. Игра.
Наблюдение.
Игра.
Наблюдение.

11.
12.

Игра «Найди адрес поля»
Шахматная доска.
Диагональ.

0,25

1
0,75

13.

Шахматная доска. Центр.

0,25

0,75

1

14.

1

1

15.

Игра «Вершина горы», Игра
«Раскрась недостающее
поле».
Шахматные фигуры.

0,5

0,5

1

Беседа. Опрос.

16.

Черные фигуры.

0,75

0,25

1

Беседа. Опрос.

17.
18.

Белые фигуры.
Виды шахматных фигур.

0,25
0,25

0,75
0,75

1
1

Беседа. Опрос.
Беседа. Опрос.

19.

Размещение шахматных
фигур на доске.

0,25

0,75

1

20.

Воспитательное
мероприятие: «День
народного единства»

0,25

0,75

1

21.
22.

Ладья.
Позиции фигуры «Ладья».
Ход Ладьи.
Слон.
Позиции фигуры « Слон».
Ходы фигуры.

0,5

0,5
1

1
1

Беседа.
Практическое
занятие.
Беседа.
Видеофильм.
https://vkvideo.ru/v
ideo74001720_456
239711?ref_domai
n=yastatic.net
Беседа. Опрос.
Игра.

0,5

0,5
1

1
1

Беседа. Опрос.
Игра.

1

1

Игра.

0,25

0,75

1

0,5

0,5
1

1
1

Беседа. Опрос.
конкурс для
девочек.
Беседа. Опрос.
Игра.

23.
24.

25.

«Слон» против «Ладьи».

26.

Воспитательное
мероприятие: «День
Матери Казачки»
Ферзь.
Отработка практических
навыков игры «Ладьёй»
против «Ферзя».
Взятие «Ферзем» фигур.
Игра в парах.
Промежуточная аттестация.
Диагностика.

27.
28.

29.
30.

0,5

1

1

0,5

1

36

Игра.
Наблюдение.
Игра.
Анкетирование

36.

Решение простых
шахматных комбинаций на
доске.
Решение простых
шахматных комбинаций на
доске.
Фигура Конь
Взятие «Конём» фигур.
Воспитательное
мероприятие: Всемирный
день. Спасибо.
Фигура Пешка.

37.

Взятие пешкой фигур

1

1

Игра.

38.

1

1

Беседа. Опрос.
рисование по
замыслу.

39.

Патриотическое
воспитание: «Мой родной
город – любимый город для
детей».
Фигура Король.

0,5

1

Беседа. Опрос.

40.

Король против других фигур.

1

41.

Шахматные фигуры на
шахматной доске.
Закрепление темы по
шахматным фигурам.
Шах.
Мат.
Линейный мат
Двойной мат
Ничья в шахматах.

1

1

1

1

Практическое
занятие. Игра
Игра.

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1

Беседа. Игра.
Беседа. Игра.
Беседа. Игра.
Беседа. Игра
Беседа. Игра.

1

1

1

1

0,5
1

1
1

1

1

0,25

0,75

1

0,5
0,25

0,5
0,75

1
1

1

1

Игра.
Наблюдение.
Игра.
Наблюдение.
Беседа. Игра.
Игра.
Наблюдение.
Игра.
Наблюдение.
Беседа. Опрос.
Игра.
Беседа. Игра.
Беседа.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие. Игра.

31.

32.

33.
34.
35.

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

Отрабатываем виды ходов
на шахматной доске.
Отрабатываем виды ходов
на шахматной доске.
Рокировка.
Отрабатываем виды ходов
на шахматной доске.
Отрабатываем виды ходов
на шахматной доске.
Ходы фигур.

54.
55.

Пат.
Закрепление тем: мат, шах,
пат, ничья, рокировка.

56.

Шахматная партия.

1

1

Игра
Наблюдение.

1

1

Игра.
Наблюдение.

0,25

0,5
1
0,75

1
1
1

Беседа. Опрос
Игра.
Беседа. Опрос.
Ролевая игра.

0,5

0,5

1

Беседа. Опрос.

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

37

Игра.
Наблюдение.

1
.

57.

Шахматная партия.

58.
59.

Пат.
Закрепление тем: мат, шах,
пат, ничья, рокировка.

60.
61.

Практическое
занятие. Игра..
Беседа. Игра.
Практическое
занятие.
Наблюдение.
Игра.
Наблюдение.
Игра.
Наблюдение.

1

1

0,5
1

1
1

Игра «На уничтожение».

1

1

1

1

62.

Игровая форма занятия.
Соревнования между
командами.
Игра «Съешь фигуру».

1

1

63.

Шахматная партия.

1

1

64.

Игровая форма занятия.
Соревнования между
командами.
Шахматная партия.

1

1

1

1

0,5
0,75

1
1

1

1

Игра.
Наблюдение.

1

1

0,5

1

1

1

1

1

Игра.
Наблюдение.
Опрос. Игра.
Анкетирование
Досуговое
мероприятие.
Игра.

55,25

72

65.
66.
67.

68.

69.

Дружественный турнир.

0,5
0,25

Воспитательное
мероприятие:
«День Победы»
Игровая форма занятия.
Соревнования между
командами.
Шахматная партия.

Итоговая аттестация.
Диагностика.
71. Мероприятие: «Праздник в
шахматном королевстве».
72. Турнир за первенство
группы.
Всего часов за учебный год:
70.

0,5

0,5

16,75

Игра.
Наблюдение.
Игра.
Наблюдение.
Игра.
Наблюдение.
Игра.
Наблюдение.
Беседа Игра.
Беседа. Опрос.
Рисование.

Планируемый результат:
Личностные:
 сформируют такие качества как собранность, уверенность и терпение,
трудолюбие;
 приобретут навык
коллективной деятельности и умение доводить
начатое дело до конца;
 разовьют навык бесконфликтного общения со сверстниками и педагогом.
Предметные:
 приобретут теоретические и практические знания в шахматной игре;
 научатся выстраивать последовательность своих действий;
38

 дети узнают все шахматные фигуры, их правильное перемещение по
доске;
 приобретут умение сыграть шахматную партию по правилам от начала до
конца;
 научатся обдумывать шахматные комбинации и делать выводы игры
своей и противника;
 научатся самостоятельно осуществлять свои шахматные ходы, нападения;
 решать шахматные задачи без создания разногласий и решать спорные
ситуации.
Метапредметные:
 поймут основные понятия обучения;
 обогащение нравственно-эстетического, познавательного и чувственного
опыта.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».