Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детства и юношества
СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического Совета
МБУ ДО ДДиЮ
Протокол от 29.08.2025 г.
№1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ДДиЮ
_________________ Сур Т.Д.
Приказ от 29.08.2025 г.
№ 106
дди
ю
Подписано
цифровой
подписью: ддию
DN: cn=ддию
Дата: 2025.10.23
09:05:09 +03'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Учись говорить правильно»
Подвид программы: одноуровневая.
Уровень программы: стартовый.
Целевая группа (возраст): от 5 до 11 лет.
Срок реализации: один учебный год- 72 часа.
Форма обучения: очная.
Разработчик:
педагог дополнительного образования,
Слепко Анна Фёдоровна
г. Миллерово
2025
СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ................ 3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) ..........3
1.2. Цель и задачи программы .......................................................................... 6
1.3. Содержание программы.............................................................................7
Учебный план ....................................................................................................................... 7
Содержание учебного плана ...................................................................... 9
1.4. Планируемые результаты.........................................................................13
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .. 15
2.1. Календарный учебный график.................................................................15
2.2. Условия реализации программы ............................................................. 15
2.3. Методическое обеспечение…………………………………… ………15
2.4. Формы аттестации .................................................................................... 18
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)................19
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей.................20
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы..................................................................................................................20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................................... 29
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................................ 31
Приложение 1. Фотекова Т.А. Речевая карта……………………………......31
Приложение 2. Оценка, анализ и оформление промежуточной и итоговой
аттестации……………………………………………………………………...35
Приложение 3. Календарно-тематический план работы…………………... 37
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики
программы)
Дополнительная общеразвивающая программа «Учись говорить
правильно» направлена на работу с детьми с расстройством речевой
деятельности. Программа представляет собой систему диагностики
нарушения речи у детей и нормализации их речи средствами специального
обучения и воспитания. Логопедическое воздействие представляет собой
целенаправленный, сложно организованный педагогический процесс, в
котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционновоспитательного характера.
Нормативно-правовая база.
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124 –Ф «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г);
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ (редакция от 17.02.2023)
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями,
вступившими в силу с 28.02.2023);
- Федеральный Закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный протоколом
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от
07.12.2018 №3;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте
Российской Федерации от 30.11.2016г. № 11. (в редакции от 27.09.2017);
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678р «Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»;
3
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» направлении
информации» (вместе с «методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм
образовательных программ»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей – инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
№ АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей –
инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих
дополнительные образовательные программы в субъектах Российской
Федерации»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023
№АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с методическими
рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания,
методов и технологий обучения в системе дополнительного образования
детей, направленных на повышение качества дополнительного образования
детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной
грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в том числе
десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны»);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм
4
СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (раздел VI. «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
- Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
ростовской области от 01.08.2023 № 718 «О проведении независимой оценки
качества дополнительных общеразвивающих программ в Ростовской
области»;
- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 03.0.8.2023 № 724 «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской области;
- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Дома детства и юношества в редакции 2022г., утвержденного
начальником Муниципального учреждения управления образования
Миллеровского района приказ № 444 от 11.05.2022г.;
- Локальные акты образовательной организации.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность программы.
Практика педагога — логопеда показывает, что коррекция речевых
расстройств чрезвычайно актуальна. Актуальность программы определяется
распространенностью нарушений звукопроизношения среди детей. По
данным Социального навигатора число детей, нуждающихся в помощи
педагога-логопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений
возрастает; о том, с чем это связано и как эксперты помогают преодолеть
такие заболевания можно говорить много. Но факт остаётся фактом, число
обращений родителей у детей, которых не сформирована фразовая речь,
имеется недоразвитие лексики, нарушены фонематические процессы, а так,
же в речи присутствуют различные дефекты звукопроизношения.
В
последние годы число обращений родителей в МБУ ДО ДДиЮ увеличилось.
Нарушение у детей звукопроизношения вызывает трудности в общении с
окружающими, вызывает закомплексованность, мешает детям учиться, так
как нарушения устной речи, как правило, переносится на письмо.
Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов –
практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в
речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть
составляют дети 5-7 летнего возраста. Появилась необходимость в занятиях с
детьми имеющих ОНР.
5
Отличительные особенности программы.
Нет жесткой регламентации в работе педагога дополнительного
образования, что не ограничивает инициативу и творческий подход к
решению коррекционных, организационно-методических задач педагога.
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании
правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью
специальной системы педагогического воздействия.
Педагогическая целесообразность программы основана, на
воздействии которое направленно на выравнивание речевого и
психофизического развития обучающихся, а также обеспечение их
всестороннего и гармоничного развития.
Адресат программы.
Программа ориентирована на детей 5-11 лет с такими речевыми
нарушениями, как фонематического нарушения речи (ФНР), фонетикофонематическое нарушение речи (ФФНР) не посещающих логопедические
группы, логопедические сады и логопункты.
Особенности
организации
образовательного
процесса:
индивидуальный подход, использование сюрпризных моментов и
увлекательных заданий, тесное взаимодействие с родителями обучающихся.
Сроки, объём и уровень реализации программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Учись говорить
правильно» рассчитана на один учебный год (72 часа).
Уровень реализации программы – стартовый.
Форма обучения – очная.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1академическому часу (30
минут по СанПин. для дошкольников и 45 минут для детей школьного
возраста).
Формы организации образовательного процесса: занятия проходят в
индивидуальном порядке.
Виды (формы) занятий: теоретический, практический, контрольный,
игровой.
Перечень форм подведения итогов:
наблюдение, опрос, тестирование, практическое задание.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: устранение речевых дефектов у обучающихся и предупреждение
возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных
речевым недоразвитием.
6
Задачи:
развивающие (личностные):
способствовать развитию правильного, физиологического и речевого
дыхания;
развивать фонематические представления и навыки;
развивать навык дифференциации звуков.
воспитательные (метапредметные):
проводить работу по формированию у родителей информационной
готовности к логопедической работе;
оказание помощи в организации полноценной речевой среды
(побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому
развитию ребёнка в семье);
организация
эффективного
коррекционно-развивающего
сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
образовательные (предметные):
формировать произвольные, координированные движения органов
артикуляции;
укреплять мышцы артикуляционного аппарата с помощью
специальных упражнений;
подготовить речевой аппарат для правильного формирования
артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков
(шипящих, свистящих, сонорных звуков);
вызвать и поставить нарушенные звуки, корригировать искаженные
звуки;
автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях,
чисто говорках, скороговорках, связной речи.
1.3.
Содержание программы. Учебный план.
Учебный план ДОП «Учись говорить правильно»
теория
Наименование
разделов/тем
Раздел I. Подготовительный
1.1
Первичное речевое обследование.
1
1
0,5
1
1.2
Уточнение речевых возможностей детей.
Правила речи.
1.3
В мире звуков. Звуки окружающего мира.
1
1
1.4.
Звуки
0,5
1
речи.
Дифференциация
0,5
всего
Количество
часов
практика
№
п/п
понятий 0,5
7
Форма
занятия/контроля
Обследование.
Наблюдение. Опрос.
Теоретическое
и
практическое занятие.
Наблюдение. Опрос.
Практическое задание
Наблюдение.
Теоретическое
и
«речевые» и «неречевые» звуки.
практическое занятие.
Наблюдение.
1.5. Ознакомление
с
органами 0,5 0,5 1
Теоретическое
и
артикуляционного
аппарата.
практическое занятие.
Артикуляционная гимнастика.
Наблюдение.
1.6
0,5 0,5 1
Теоретическое
и
Дыхание.
Дыхательная
гимнастика.
практическое занятие.
Голосообразование. Голосовая гимнастика.
Наблюдение.
Раздел II. Формирование первичных, произносительных умений и навыков
2.1
Свистящ Организационное
занятие. 1
1
Теоретическое занятие.
ие звуки: Строение
артикуляционного
Опрос.
аппарата.
С,Сь,З,Зь, Звуки
2.2
речи.
Способы 1
3
4
Теоретическое
и
Ц.
образования звуков. Профили,
практическое занятие.
артикуляция.
Наблюдение.
Шипящие Подготовительные
2.3
2
4
6
Теоретическое
и
звуки:
артикуляционные упражнения
практическое занятие.
Ш, Ж,
для воспитания правильного
Наблюдение.
Ч,Щ.
произношения звука
2.4
Воспитание
правильного 2
6
8
Теоретическое
и
Сонорны произношения звука
практическое занятие.
е звуки:
Наблюдение.
Л,Ль, Р,
2.5
Закрепление
правильной 4
14 18 Теоретическое
и
Рь.
артикуляции
звука:
практическое занятие.
автоматизация его в прямом
Наблюдение.
слоге и начале слова, середине
слова, в закрытом слоге, в
сочетании с согласными, в
словосочетаниях
и
предложениях.
2.6
Дифференциация
звуков
в
10 10 Практическое занятие.
слогах,
в
словах,
в
Наблюдение.
предложениях.
Раздел III. Коммуникативных умений и навыков
3.1
Закрепление правильной артикуляции звука
2
2
Практическое занятие.
и автоматизация его в связной речи.
Наблюдение.
3.2
Автоматизация звука в текстах, выделение
2
2
Практическое занятие.
звука в текстах. Развитие внимания, памяти.
Наблюдение.
3.3
Автоматизация звуков в речи. Развитие
2
2
Практическое занятие.
внимания, памяти, мелкой моторики.
Наблюдение.
Развитие мышления.
3.4
Автоматизация поставленных звуков в
2
2
Практическое занятие.
чистоговорках, пословицах, поговорках,
Наблюдение.
загадках, потешках, стихах.
3.5
Автоматизация в связной речи: пересказ,
2
2
Практическое занятие.
составление рассказов по картинке, по
Наблюдение.
серии картинок и т.д.
3.6
Автоматизация поставленных звуков в
1
1
Практическое занятие.
спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на
Наблюдение.
прогулках
и
других
формах
жизнедеятельности обучающихся.
8
3.7
Дифференциация
поставленных
и
автоматизированных звуков.
3.8
Развитие
и
совершенствование
коммуникативной готовности к обучению.
Раздел IV. Воспитательная деятельность.
3
Раздел V. Аттестация обучающихся.
Диагностика.
Раздел VI. Итоговое занятие.
Всего часов за учебный год: 15
1
1
1
1
2
3
2
1
57
1
72
Практическое занятие.
Наблюдение.
Практическое занятие.
Наблюдение.
Беседа. Игры.
Наблюдение, опрос
Практическое задание
Содержание учебного плана
Раздел I. Подготовительный - 6 часов.
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций,
психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Первичное речевое обследование проводится по следующей форме речевой
карты. /Приложение №1/
1.1. Проводится первичное обследование речи. (1 час)
Практика: Во время знакомства с обучающимся проводится опрос с
помощью которого выявляется необходимость в коррекции речи. Данные
опроса заносятся в речевую карту.
1.2. Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. (1 час)
Теория: рассказ и беседа об наших речевых возможностях,
знакомство с правилами речи и для чего нам вообще нужна речь.
Практика: знакомство с понятиями физиологическое и речевое
дыхание, дать возможность детям подуть, попробовать на себе возможности
речевого дыхания. Знакомство с понятиями темп и интонационная
выразительность речи проговаривания текстов различными темпами и
интонацией поиск самых оптимальных и понятных для окружающих.
1.3. В мире звуков. Звуки окружающего мира. (1 час)
Практика: развитие общего физического слуха, умения слушать и
слышать; развитие умения различать звуки окружающего мира.
Обучающимся предлагается вслушиваться в неречевые звуки и определять
их источник.
1.4. Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые»
звуки. Нормализация звуковой стороны речи. (1 час)
Теория: Понятие звуки речи, их виды.
Практика: предоставить возможность обучающимся, развить умение
различать схожие звуки окружающего мира и звуки речи.
1.5. Ознакомление
с
органами
артикуляционного
аппарата.
Артикуляционная гимнастика. (1 час)
Теория: Знакомство со строением артикуляционного аппарата;
Практика:
отработка
упражнений
общей
артикуляционной
гимнастики.
9
1.6.
Дыхание.
Дыхательная гимнастика. Голосообразование.
Голосовая гимнастика. (1 час)
Теория: знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса,
модуляция голоса (высота); знакомство с понятием сила голоса (тише,
громче).
Практика: тренировка плавного выдоха. Развитие силы и
длительности выдоха; дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха;
Раздел II. Формирование первичных произносительных умений и
навыков
2.1. Организационное занятие. Строение артикуляционного
аппарата. (1час)
Теория: Знакомство со строением артикуляционного аппарата;
Практика: Сформировать у детей первоначальное представление о
речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции. Путем выполнения
артикуляционной гимнастики.
2.2. Звуки речи. Способы образования звуков. Профили,
артикуляция. (4 часа)
Теория: показ профилей артикуляции, наглядная демонстрация при
каком положении органов получается тот или иной звук
Практика: Провести наблюдение за деятельностью речевого аппарата.
Обучающие пробуют свои речевые возможности в соответствии с образцом.
2.3. Подготовительные артикуляционные упражнения для
воспитания правильного произношения звука. (6 часов)
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звука.
Теория: (2 часа) Знакомство с понятиями артикуляционная моторика
ее виды.
Практика: (4 часа). Проводятся подготовительные упражнения,
статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка»,
«Улыбка».
Подготовительные упражнения, динамические: «Футбол», «Фокус».
Для свистящих: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус»,
«Футбол», «Щёточка»
Для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка»,
«Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик».
Для Р, Рь: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», Индюк»,
«Лошадка», «Маляр», «Пулемёт».
Для Л, Ль: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка», «Парус» .
2.4.Воспитание правильного произношения звука (8 часов)
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого
звука. Проводится по подражанию, механическим способом или смешанным.
Проводится на основе подражания звукам окружающего мира (змея шипит,
жук жужжит), с помощью специальных приёмов (от «р», от «т», от «с»).
10
Теория: (2 часа) Демонстрация приемов и методов с помощью
которых будут поставлены звуки.
Практика: (6 часов) Постановка звуков идет в такой
последовательности:
1. Свистящие С, З, Ц, С`,З`;
2. Шипящий Ш, Ж, Ч, Щ;
«С»- по подражанию, от сохранной фонемы от звука ть- произносить ть
длительно как бы дуя на язык или механическим воздействием при
произнесении звука «ть» надавливать зондом на серединку языка, образуя
желобок.
«Ш»- а) по подражанию со зрительным и слуховым контролем; б) с помощью
специальных приемов: от Т-Т-Т с сильным придыханием и зондом под
языком; от С-С-С с зондом под языком.
3. Соноры Л, Л';
4.СонорыР, Р`;
«Л» - по подражанию перед зеркалом (слуховое, зрительное и
кинестетическое ощущение тёплой струи) или с механической помощью.
«Р»- вызывается звук на основе подражания логопеду: выдувание струи
прерывисто выдыхаемого воздуха, или с помощью специальных приёмов ( от
«ж», от «т», от «д»), так же с механической помощью.
2.5 Закрепление правильной артикуляции звука: автоматизация
его в прямом слоге и начале слова, середине слова, в закрытом слоге, в
сочетании с согласными, в словосочетаниях и предложениях. (18 часов)
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи
детей.
Теория: (4 часа) Рассказ и беседа о понятиях: слог, слово,
словосочетание, предложение.
Практика: (14 часов) Автоматизация закрепляемых звуков идет
вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в
слогах со стечением согласных:
- в слогах:
по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в
подгруппе:
С, З, Ш, Ж, С, З, автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в
обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;
Ц, Ч, Щ, наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со
стечением согласных;
«Ш» - автоматизируется вначале в прямых слогах: ша, шо, шу…, затем в
обратных: аш, ош, уш…, в последнюю очередь – в слогах со стечением
согласных: шла, шно, шме …..
Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в
последнюю очередь – в слогах со стечением согласных
Р, Р можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию.
11
«Л» - автоматизируется вначале в обратных слогах: ал, ол, ул…, затем в
прямых: ла, ло, лу…, в последнюю очередь – в слогах со стечением
согласных: плу,гла,плы …..
«Р» - автоматизируются вначале в прямых слогах: ра, ро, ру…, затем в
обратных: ар, ор, ур…, в последнюю очередь – в слогах со стечением
согласных: пра, тро, пру …
- в словах:
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом.
- в предложениях:
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в
отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,
чистоговорки, стишки с данным словом.
2.6.Дифференциация звуков в слогах, в словах, в предложениях (10
часов)
Практика: В зависимости от того какие звуки смешивает обучающийся
проводится дифференциация.
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и
звучанию.
1. С-З, С-С, С- Ц,С-Ш;
2. Ж-З, Ж-Ш;
3. Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;
4. Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;
5. Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л.
Цель: развитие умения различать данный звук со сходным:
1. по твердости - мягкости;
2. по звонкости - глухости;
3. по месту образования;
4. по способу образования.
Раздел III. Коммуникативных умений и навыков – (13 часов).
3.1 Закрепление правильной артикуляции звука и автоматизация
его в связной речи:( 2 часа)
Практика: составление рассказа по серии картинок, заучивание
стихотворений, беседы.
3.2 Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах.
Развитие внимания, памяти. :( 2 часа)
Практика: Зачитывание или пересказ текстов, ответы на вопросы к
текстам.
3.3.Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти,
мелкой моторики. Развитие мышления. (2 часа)
Практика: собирание пазлов с картинками на определенную тему
3.4.Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках,
пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. (2 часа)
12
Практика: зачитывание, пересказ произведений с заданными звуками.
3.5.Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов
по картинке, по серии картинок и т.д. (2 часа)
Практика: составление рассказа по серии картинок, заучивание
стихотворений, беседы.
3.6.Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в
играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности
обучающихся. (1 час)
Практика: Беседа о правилах безопасности в летний период.
3.7.Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
(1 час)
Практика: Проведение различных игр с фигурками названия, которых
насыщены дифференцируемыми звуками.
3.8.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к
обучению. (1 час)
Практика: Зачитывание или пересказ текстов, ответы на вопросы к
текстам.
Раздел IV. Воспитательная и досуговая деятельность (3часа).
На занятии с обучающимися элемент воспитательной работы
проводятся 0,5 часа. Направления воспитания: духовно-нравственное,
гражданско-патриотическое.
Раздел V. Аттестация обучающихся. Диагностика. (2 часа)
Аттестация обучающихся проводится по Положению об аттестации
обучающихся в МБУ ДО ДДиЮ. Форму аттестации выбирает педагог.
Проводится опрос обучающихся с занесением ответов в речевую карту.
Раздел VI. Итоговое занятие (1 час).
Практика: Проводятся игры, составляются тексты, беседы о планах на
лето.
1.4.
Планируемые результаты
Личностные:
обучающийся хорошо овладеет устной речью, сможет выражать свои
мысли и желания;
проявляет инициативу в общении, сумеет задать вопросы, делать
умозаключения;
пересказывает сказки, рассказывает стихи, составляет рассказы по
серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке;
сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что
обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Метапредметные:
могут контролировать собственное звукопроизношение;
умеют формулировать полные ответы на вопросы педагога;
самостоятельно умеют составлять небольшой рассказ по картине и из
личного опыта;
13
употреблять в речи сложные формы предложений.
Предметные:
правильно артикулируют все звуки речи в различных позициях;
умеют
самостоятельно
отрабатывать
упражнения
общей
артикуляционной гимнастики;
умеют дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох;
умеют четко дифференцировать звуки;
научатся подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в
слове.
14
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный учебный график
Календарный учебный график ДПО «Учись говорить правильно»
Уровень
освоения
программы
стартовый
Год
обучения
первый
Дата
начала
учебного
периода
1
сентября
Дата
оконча
ния
учебного
периода
31
мая
Кол-во
недель
Кол-во
учеб
ных
дней
Режим
занятий
36
72
2 раза в
неделю
по
одному
академи
ческому
часу.
Форма
контроля
Наблюдение
Опрос.
Тестирование
Практическое
задание.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение:
 учебный кабинет, соответствующий санитарным нормам;
 зеркало;
 комплекты учебной литературы.
Кадровое обеспечение.
Дополнительную общеразвивающую программу «Учись говорить
правильно» может реализовать педагог, отвечающий требованиям
профессионального стандарта – педагог дополнительного образования детей
и взрослых, имеющий специальное (дефектологическое) образование по
специализации - логопед.
К реализации программы привлекается педагог-психолог, отвечающий
требованиям профессионального стандарта – педагог - психолог в
образовании.
2.3. Методическое обеспечение
Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс, неразрывно
связанный со становлением ведущих видов деятельности ребёнка:
предметной, игровой, учебно-игровой, учебно-познавательной (Л.С.
Выготский). Для нормального развития речи ребёнка необходима
совокупность различных предпосылок, таких как, психологической,
анатомической, физиологической, социального характера.
А именно
сформированности высших психических функций (внимания, памяти,
мышления, восприятия, воображения и т.д.), сохранности анатомофизиологического строения центральных и периферических отделов
15
речевого аппарата, нормальные условия развития и воспитания ребенка в
семье и социуме.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
 развитие артикуляционного праксиса посредством артикуляционной
гимнастики;
 нормализация
речевого
дыхания
посредством
дыхательных
упражнений;
 уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных
звукослоговых сочетаниях;
 вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция
искаженных звуков;
 этап автоматизации звуков или дифференциация их случаях смешения
или замены одного звука другим.
Основная форма организации образовательного процесса – занятие.
Форма проведения занятия - игровая. Педагогический замысел каждого
игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих,
образовательных и воспитательных задач.
ДОП «Учись говорить правильно» опирается на следующие методы:
 практический;
 наглядный;
 репродуктивный;
 продуктивный;
 словесный.
Выбор и использование того или иного метода определяется
характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами
коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными,
индивидуально - психологическими особенностями ребёнка. На каждом из
этапов логопедической работы эффективность овладения правильными
речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так,
для этапа постановки звука характерно преимущественно использование
практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной
речи, широко используется беседа, пересказ, рассказ.
К практическим методам логопедического воздействия относятся
упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное
повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В
логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и
голосовых расстройств. Так, в результате систематического выполнения
упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного
его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его
изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются
правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях,
связной речи.
В логопедической работе большое место занимают упражнения
практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные,
16
развивающие общую моторику, ручную моторику). На начальных этапах
усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мере
усвоения способа действий, наглядный показ всё более «свёртывается»
заменяется словесным обозначением. В логопедической работе широко
используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения
слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношений.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний,
умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от
применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств
обучения. Использование таких средств и пособий способствует уточнению и
расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности,
создаёт эмоционально благоприятный фон для проведения логопедических
занятий.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной
способности детей, формировании навыков четкого произношения звукослоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль особенно
велика в формировании первоначальных навыков произношения звуков,
коррекции нарушения голоса.
Продуктивные методы более широко используются при построении
связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях.
Словесные методы: показ образца пояснение, объяснение,
педагогическая оценка. Например, при постановке звука наряду с показом
логопед использует объяснение правильной его артикуляции, обращает
внимание на положение губ, языка сопровождает показ объяснением.
Большое значение в логопедической работе имеет педагогическая
оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она
способствует совершенствованию качества коррекционного процесса,
стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию
самоконтроля и самооценки.
Принципы обучения и воспитания.
Содержание программы опирается на принципы обучения и
воспитания детей с нарушениями речи:
Принцип последовательности реализуется в логическом построении
процесса обучения «от простого к сложному», от известного к неизвестному.
В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются три
последовательных этапа: подготовительный, формирование первичных
произносительных умений и навыков, этап коммуникативных умений и
навыков, которые согласуются с содержанием педагогического воздействия
по всем разделам программы. На подготовительном этапе формируются
общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности
(слуховое, зрительное восприятие, внимание и пр.) На этапе формирования
первичных произносительных умений и навыков, и этапе формирования
коммуникативных умений и навыков, предусматривается формирование
специфических механизмов речевой деятельности в соответствии
17
образовательными задачами по другим направлениям коррекционноразвивающего процесса (произношение, лексика, грамматический строй и
пр.).
Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном
обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем
речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности.
Принцип коммуникативности заключается в уподоблении процесса
обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает
использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию
активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы,
внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий,
предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом
которой является коммуникация.
Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в
соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка,
программными требованиями обучения и воспитания.
Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида
индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная
индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства
личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера,
статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание
свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной
индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях
различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций,
участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также
аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний,
воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс
коррекционно-развивающего обучения.
2.4. Формы аттестации.
Одним из видов контроля является аттестация обучающихся.
Промежуточная аттестация: позволяет выделить детей, которые
нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо
скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Итоговая
аттестация
обучающихся
помогает
определить
обучающихся которые полностью преодолели речевые дефекты и готовы к
отчислению из объединения. Аттестация проводится по Положению об
аттестации обучающихся в МБУ ДО ДДиЮ в форме опроса, сравниваются
приобретенные произносительные навыки с первоначальными навыками,
отраженными в речевой карте. Обучаемому предлагается картинный
материал. В названиях картинок должны быть исследуемые звуки. По итогу
опроса делается вывод об уровне достижения обучающимися планируемых
18
результатов освоения программы по следующим уровням: высокий, средний,
низкий.
Задачи аттестации:
 определить уровень теоретической подготовки обучающихся в
конкретной образовательной области;
 выявить степень сформированности практических умений и навыков,
обучающихся в выбранном ими виде деятельности;
 анализ полноты реализации образовательной программы детского
объединения.
Критерии оценки обученности в Приложении 2.
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
Зачисление обучающихся происходит по результатам первичного
речевого обследования, которое в индивидуальной форме проводит педагоглогопед по речевой карте Фотековой Т.А. Приложение №1.
Промежуточная аттестация так же проводится по речевой карте.
Выводы об успеваемости обучающихся делаются путем сравнения
результатов.
Аналогично проверяется уровень навыков и в итоговой аттестации,
здесь уже идет сравнение уровня обретенных навыков с уровнем во время
промежуточной аттестации.
Формы диагностики:
 тестирование;
 анкетирование;
 опрос.
Сроки проведения:
 начало учебного года (сентябрь-октябрь);
 середина (декабрь);
 окончание учебного года (май).
Параметры оценки:
 прогнозирование возможности успешного обучения по программе на
данном этапе;
 изучение динамики освоения предметного содержания;
 теоретические знания;
 практические навыки.
Критерии оценки:
высокий – обучающийся показывает полное овладение навыками,
предусмотренными в программе на текущий момент;
средний - обучающийся показывает не полное овладение навыками на
данный момент, но до окончания обучения еще есть возможность
коррекционных действий;
низкий уровень показывают обучающиеся, которые имеют тяжелые
речевые нарушения и за данный период времени еще не успели
19
компенсировать нарушения. С такими детьми рекомендуется продолжать
занятия.
Система оценки:
 система трёх уровней: высокий, средний, низкий.
Направления анализа:
Данные обследований должны отражать динамику становления
основных (ключевых) характеристик, которые развиваются у детей на
протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику
развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она
неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать
общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и
образовательных воздействий педагога на разных ступенях образовательного
процесса, а также выделить направления развития, в которых обучающийся
нуждается в помощи.
Таким образом, создается система коррекционно-развивающей работы
с обучающимися, что позволяет устранить имеющиеся недостатки, как в
речевом, так и в общем развитии гораздо успешнее.
Формы фиксации результатов:
 речевая карта входящей диагностики;
 таблица результатов диагностик в речевой карте
Диагностика является обобщенной и позволяет наглядно представить
систему обучения и воспитания по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Учись говорить правильно».
2.6.
Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей
Приложение № 3
2.7.
Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы
Цель воспитательного процесса организация и личностное развитие
обучающихся, создание условий для их позитивной социализации на основе
базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а
также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в
соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами,
принятыми в обществе.
Задачи воспитательного процесса объединение воспитания и
обучения в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
20
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер,
но деятельность педагога нацелена на перспективу развития и становления
личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в
виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов
ребенка.
Целевые ориентиры воспитательной работы для обучающихся до 11
лет.
Направления
воспитания
Гражданскопатриотическое
Духовно нравственное
Ценности
Родина, природа
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Показатели
Любящий свою малую родину и имеющий
представление
о
своей
стране,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления добра
и зла, принимающий и уважающий ценности
семьи и общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному
поступку,
проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за
свои действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный
и
доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный
взаимодействовать
с
педагогическим работником и другими
детьми на основе общих интересов и дел.
Приоритетные направления воспитания
Гражданско-патриотическое направление воспитания.
Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотическое направление воспитания строится на идее
патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры
человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и
семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой
самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие
взаимосвязанные компоненты:
 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России,
своего края, духовных и культурных традиций и достижений
многонационального народа России;
 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине России, уважением к своему народу, народу России в целом;
 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных
и культурных традициях своего народа, деятельность на основе
понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа,
21
России.
Задачи гражданско - патриотического воспитания:
 формирование любви к родному краю, родной природе, родному
языку, культурному наследию своего народа;
 воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и
чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
 воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом,
своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов
России, к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям,
старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
 воспитание любви к родной природе, природе своего края, России,
понимания единства природы и людей и бережного ответственного
отношения к природе.
При реализации указанных задач педагог уделяет внимание нескольким
основным направлениям воспитательной работы:
 ознакомление обучающихся с историей, героями, культурой,
традициями России и своего народа;
 формирование правильного и безопасного поведения в природе,
осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям
хозяйственной деятельности человека.
Духовно - нравственное направление воспитания.
Семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе духовно нравственного направления воспитания. В детстве ребенок открывает
личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни
людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и
социальных ролей.
Основная цель духовно -нравственного направления воспитания
заключается в формировании ценностного отношения обучающихся к семье,
другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в
обществе.
Основные задачи духовно -нравственного направления воспитания:
 формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного
образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье,
образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами
сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах
деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и
заботы. Анализ поступков самих обучающихся в различных ситуациях;
 формирование
навыков,
необходимых
для
полноценного
существования
в
обществе:
эмпатии
(сопереживания),
коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества,
умения договариваться, умения соблюдать правила;
 организовывает сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду), игры с
правилами, традиционные народные игры;
22
формирует у обучающихся навыки поведения в обществе;
 учит обучающихся сотрудничать, организуя групповые формы в
продуктивных видах деятельности;
 учит анализировать поступки и чувства - свои и других людей;
 организовывает коллективные проекты заботы и помощи;
 создает доброжелательный психологический климат на занятиях.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия.
Формы проведения воспитательных мероприятий:
 беседа;
 ролевые игры;
 тренинг;
 досуговые мероприятия.
Технологии проведения воспитательных мероприятий:
 подготовка (планирование);
 цель и задачи мероприятия;
 организация и проведение;
 подведение итогов;
 анализ (достоинства, недостатки);
 вывод.
Методы воспитательного взаимодействия:
 метод примера;
 метод самопознания;
 этическая беседа;
 подражательность;
 убеждение.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
2
Название
мероприятия,
события
«День
учителя»
«День
матери»
Цель
Краткое
содержание
Форма
проведения
Духовно нравственное
воспитание,
воспитание
уважения к
профессии
учителя.
Учителя
передают
ученикам знания, умения
и навыки. Они ведут
работу по становлению
личности,
им
посвящается
этот
профессиональный
праздник.
Это
ещё
молодой
российский праздник. Он
появился в 1998 году и
празднуется в последнее
воскресенье ноября. В
праздничный
день
каждый ребёнок может
Беседа
Духовно –
нравственное,
воспитание.
23
Ролевые
игры
Сроки
прове
дения
октябрь
ноябрь
3
«Новый год
к нам идёт»
4
«День
защитника
Отечества»
5
«Междунаро
дный
женский
день»
6
«День
Победы»
особо
выразить
благодарность
своей
маме
Привитие детям Главные
символы
нравственных
новогоднего праздника в
ценностей,
России
–
красиво
знакомство с
украшенная
елка,
традициями
сказочные
персонажи
россиян.
Дед Мороз и Снегурочка,
куранты,
хлопушки,
массовые гуляния.
Гражданско Главными защитниками
патриотическое Отечества исторически
воспитание.
являлись и являются
мужчины.
В
нашей
стране
в
их
честь
учреждён официальный
праздник
День
защитника Отечества
Духовно –
В современной России
нравственное, празднование
воспитание.
Международного
женского дня проводится
как день всех женщин,
олицетворяющих
нежность,
заботу,
материнство,
терпеливость и другие
исконно
женские
качества
Гражданско 9 мая в России ежегодно
патриотическое отмечается всенародный
воспитание.
праздник – День Победы,
проводимый
в
ознаменование
победоносного
завершения
Великой
Отечественной
войны
1941-1945гг
24
Беседы,
игры.
декабрь
Беседа
февраль
Беседа
март
Беседа
май
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литература для педагога.
1. Волкова, Л.С. и др. Логопедия М., Просвещение, Владос,1995 г
2. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда 2013г.
3. Коноваленко, В.В. Коноваленко, С.В. Коррекция произношения звука
[Й]. Индивидуальная работа с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста. Гном 2014
4. Коноваленко, В.В. Коноваленко, С.В. Коррекция произношения звуков
[Г] [ГЬ], [К] [КЬ], [Х] [ХЬ]. Дидактический материал для логопедов.
Гном 2014г.
5. Коноваленко, В.В. Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков
Н,Т,Д. Дидактический материал для логопедов 2015г
6. Коноваленко,
В.В.
Коноваленко
С.В.
Кремененко
М.И.
Индивидуально-подгрупповая
работа
по
коррекции
звукопроизношения. Пособие для логопедов. М- Издательство Гном и
Д. 2015г.
7. Коноваленко, В.В. Коноваленко, С.В. Кременецкая, М.И. Различаем
парные твердые - мягкие согласные. Фонематические и лексикограмматические упражнения с детьми 6-8 лет. Гном 2014.
8. Молчанова, Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка.
Ростов на Дону Феникс 2021г.
9. Полякова, М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное
руководство. ЛогоЭйдос 2017г.
10.Позднякова, Л.А. Учимся различать звуки, которые дети часто путают.
Два выпуска. Литера 2018г.
11.Филичева,
Т.Б.,
Чиркина,
Г.В.
Программа
дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи «Коррекция нарушений речи».
12.Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2001г.
13.Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей
с фонетико- фонематическим недоразвитием. М., Просвещение,1993 г.
14.Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Формирование звукопроизношения у
дошкольников М., Просвещение,1993 г.
15.Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: системный метод
устранения нарушений. 2013г.
1.
2.
3.
4.
2.Литература для обучающихся и родителей.
Азова, Е.А., Чернова, О.О.. Домашняя логопедическая тетрадь «Учим
звуки», комплект из 8 тетрадей. Сфера 2015г.
Безруких, М.М., Учимся рассказывать по картинкам. 2008г.
Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика. 2008г.
Громова, О.Е. Логопедическое лото. 6 частей Сфера 2015г..
25
5. Жихарева, Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с
детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2014.
6. Комарова, Л.А. Автоматизация Звука С, Сь, Ц, Ш, Ж, Ш Ч, Л, Ль, Р, Рь.
В игровых упражнениях. Альбом дошкольника. Комплект из 10
альбомов. 2017г.
7. Косинова, Е.М. Тетрадь по грамматике. Комплект из 4 тетрадей. Сфера
2018г.
8. Новиковская, О.А. Логопедическая грамматика. Три выпуска. Корона.
Век 2015г.
9. Ткаченко, Т.А Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. – Гном 2001г.
10.Ткаченко, Т.А Фонетические рассказы с картинками 6 комплектов.
АРКТИ 2004г.
11.Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2001г.
3.Электронный образовательный ресурс.
1. Логопед и я. Игры и статьи на автоматизацию звуков русского языка,
формирование лексико-грамматических категорий и развитию связной
речи у детей. И немного о ЗОЖ.
https://zen.yandex.ru/id/5f10837cd180d4641a131152?lang=ru&clid=300
2. Научно-методический журнал «Логопед», помогающий логопедам и
педагогам http://www.logoped-sfera.ru/
3. Логопедический сайт «Болтунишка» http://www.boltun-spb.ru/
26
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Речевая карта (обследование ребенка 5-7 лет)
Ф.И. О. ребенка
__________________________________________________________________
дата рождения___________________ место обучения____________________
Слух________________________________зрение________________________
Состояние артикуляционного аппарата:
- Губы (норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные,
вывернутые)др.____________________________________________________
- Зубы (норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги,
адентия)др.________________________________________________________
- Прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний,
боковой)др.________________________________________________________
- Твердое небо (норма, высокое, узкое, плоское, укороченное,
готическое)др._____________________________________________________
- Мягкое небо (норма, укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону,
сокращается не достаточно, не сокращается)др._________________________
- Язык (норма, массивный, маленький, укороченный, тонкий,
толстый)др._______________________________________________________
- Подъязычная уздечка (норма, укороченная, короткая, не
эластичная)др._____________________________________________________
- Саливация (нормальная, повышенная)др._____________________________
- Подвижность речевого аппарата (норма, нарушена плавность и четкость
переключения движений, апраксия)др._________________________________
- Состояние мимической мускулатуры (норма, лицо
амимично)др.______________________________________________________
Звукопроизносительная сторона речи:
- Общее звучание (норма, произношение звуков смазанное,
слаболабилизованное, назализованное)др._____________________________
- Голос (норма, тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый,
гнусноватый)_____________________________________________________
- Темп (норма, убыстренный, замедленный)др._________________________
- Плавность (норма, запинки, заикание)др._____________________________
- Сила (норма, сильный, слабый, затухающий)__________________________
- Дыхание (свободное, затрудненное, поверхностное, неровное)
др._______________________________________________________________
27
- Состояние звукопроизношение (норма, искажения – И, пропуски = 0,
замены = какой звук, смешения - /)
С
З
Л
Р
С
З
Ц Ш Ж Ч Щ Л
Р
Б П Т Д К Г К Х В Ф М Н
¢
¢
¢
¢
Звукослоговая структура слов:
простых _____________многосложных _________________со стеч._________
пуговицы ____________________________
карандаши_______________________________
сковорода ____________________________ матрешки ____________________
аквариум ___________________________ фотоаппарат ___________________
Шапка и шубка — вот и весь мишутка._________________________________
Оса боса и без пояса.________________________________________________
Любит сушки наша Даша, сушки это вам не каша. _______________________
У Лары красный шар и голубой шарф __________________________________
Фонематическая сторона речи:
- Фонематическое восприятие (норма, нарушено незначительно, нарушено
грубо)____________________________________________________________
- Фонематический анализ (норма, нарушен незначительно, нарушен
грубо)____________________________________________________________
- Фонематический синтез (норма, нарушен незначительно, нарушен грубо)
__________________________________________________________________
- Фонематические представления (норма, нарушены незначительно,
нарушены грубо)___________________________________________________
Повторение серии слогов и слов:
РА-ЛА-РА ____________________ША-ША-СА ________________________
СА-ЗА-ЗА ____________________БА-ПА-БА __________________________
ТА-ДА-ТА ___________________ДЭ-ДЭ-ДЕ ___________________________
КА-ГА-КА ___________________ТЕ-ДЭ-ТЭ ___________________________
ВЭ-ФЭ-ФЕ ___________________ЛЭ-ВЭ-ЛЭ ___________________________
кот-год-кот ___________________том-ком-гном ________________________
том-дом-ком__________________ мак-бак-так __________________________
Импрессивная речь:
Пассивный словарь (соответствует возрасту, ниже возрастных норм, в
пределах обихода, нулевой уровень)___________________________________
28
Экспрессивная речь:
Словарный запас (соответствует возрасту, ниже возрастных норм, в пределах
обихода, отсутствие вербальной речи)др.______________________________
Лексико-грамматический строй речи:
Сущ.
ед.ч.
Стол
Окно
Лоб
Ухо
Стул
Ведро
Сущ.
мн. ч.
Р. п.
мн. ч.
Р. п.
ед.ч.
Употребление
предлогов
В
На
Под
К
Между
Из-за
За
У
Над
От
Около
Из-под
Словообразование:
Существительные
с уменьшительно-ласкательным
значением
Дверь
Гнездо
Река
Утюг
Палец
Антонимы
Относительные
прилагательные
Стул из дерева
Стакан из стекла
Сумка из кожи
Дом из кирпича
Пакет из бумаги
Притяжательные
прилагательные
Нос лисы. Чей?
Ухо собаки. Чье?
Лапа медведя. Чья?
Пальто мамы. Чье?
Ботинки папы. Чьи?
Мягкий
Далекий
Старый
Острый
Узкий
Связная речь:
Пересказ (С, В, Н1)
_________________________________________________________________
Рассказ по серии сюжетных картин (С, В, Н) Рассказ по картине (С, В, Н)
_________________________________________________________________
Ведущая рука (правша, левша, амбидекстр, латерализация не
сформирована)др.__________________________________________________
Особенности общего и речевого поведения (общительный,
замкнутый)др.______________________________________________________
Заключение:_______________________________________________________
29
__________________________________________________________________
Рекомендации_____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата начала занятий ___________________
Результаты коррекционных занятий, рекомендации на дальнейший
период________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Дата окончания занятий, причина
__________________________________________________________________
Подпись педагога__________________
30
/________________________________/
расшифровка подписи
Приложение 2
Оценка, анализ и оформление результатов промежуточной и
итоговой аттестации.
Для
определения
качества
обученности
обучающихся
по
дополнительным общеразвивающим программам используется уровневая
система оценки.
Критерии оценки уровня обученности:
 высокий уровень (в): применение знаний в нестандартной ситуации.
Творческое применение полученных знаний на практике в незнакомой
ситуации (анализировать информацию, находить оригинальные
подходы к решению проблемных ситуаций, самостоятельно
экспериментировать, исследовать, применять ранее усвоенный
материал), успешное освоение обучающимися более 70% содержания
образовательной программы, подлежащей аттестации;
 уровень совершенствования (с): применение знаний в знакомой
ситуации. Выполнение действий с четко обозначенными правилами,
применение знаний на основе обобщенного алгоритма (измерять,
объяснять, сравнивать, соблюдать правила), умение анализировать
ситуацию, делать выводы, проводить рефлексию собственных
действий. Успешное освоение обучающимися от 50% до70%
содержания образовательной программы, подлежащей аттестации;
 низкий (н) уровень: воспроизведение и запоминание (показывать,
называть, давать определения, формулировать правила). Успешное
освоение обучающимися менее 50% содержания образовательной
программы, подлежащей аттестации.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в
«Протоколе промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся».
В течение трех дней по окончании аттестации результаты доводятся до
сведения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Протоколы аттестаций хранятся в МБУ ДО ДДиЮ в течение всего срока
действия образовательной программы.
31
ПРОТОКОЛ
промежуточной (итоговой за образовательный курс) аттестации
по дополнительной общеразвивающей программе.
Название детского объединения _____________________________________
Дата проведения аттестации
Ф.И.О. аттестующего педагога ______________________________________
Форма проведения аттестации _______________________________________
№
п/п
Ф.И.О. обучающегося
Результат (промежуточной,
итоговой) аттестации
/подчеркнуть вид аттестации/
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Выводы по результатам аттестации:
- низкий уровень ______ чел.
- средний уровень _____ чел.
- высокий уровень _____ чел.
Аттестующий педагог
_____________ /________________________
32
Приложение 3
Календарно-тематический план, его содержание
и распределение учебных часов на учебный год.
Дни и время занятий: понедельник -15.00-15.30, пятница – 15.00-15.30
Дата
проведения
по
по
плану
факту
Форма
занятия/контроля
всего
Количество
часов
практика
Название
разделов/тем
теория
№
за
ня
ти
я
Раздел I. Подготовительный этап.
02.09.
Теоретическое занятие.
1. Первичное речевое обследование. 1
1
2024
Опрос.
Беседа по ТБ.
06.09.
Теоретическое занятие.
2. Уточнение
речевых 1
1
2024
Опрос.
возможностей детей. Правила
речи.
09.09.
Теоретическое занятие.
3. В
мире
звуков.
Звуки 0,5 0,5 1
2024
Опрос.
окружающего мира.
13.09.
Теоретическое занятие.
4. Звуки речи. Дифференциация 0,5 0,5 1
2024
Опрос.
понятий
«речевые»
и
«неречевые» звуки.
16.09.
Практическое занятие.
5. Ознакомление с органами
0,5 0,5 1
2024
Наблюдение.
артикуляционного
аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
20.09.
Практическое занятие.
6. Дыхание.
Дыхательная 0,5 0,5 1
2024
Наблюдение.
гимнастика. Голосообразование.
Голосовая гимнастика.
Раздел II. Формирование первичных произносительных умений и навыков.
23.09.
Практическое занятие.
7. Организационное
занятие. 1
1
2024
Наблюдение.
Строение
артикуляционного
аппарата.
27.09.
Теоретическое занятие.
8. Шипя Звуки речи. Способы 1
1
2024
Опрос.
щие образования
звуков.
звуки Профили, артикуляция.
30.09.
Практическое занятие.
9. Ш, Ж, Подготовительные
1
1
2024
Наблюдение.
артикуляционные
упражнения
для
воспитания правильного
произношения звука
04.10.
Практическое занятие.
10.
Подготовительные
0,5 0,5 1
2024
Наблюдение.
артикуляционные
Беседа.
упражнения
для
воспитания правильного
произношения звука.
Духовно - нравственное
воспитание, воспитание
33
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
уважения к профессии
учителя «День учителя».
Воспитание правильного
произношения
изучаемого звука
Воспитание правильного
произношения
изучаемого звука
Воспитание правильного
произношения
изучаемого звука
Воспитание правильного
произношения
изучаемого звука
Закрепление правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
прямом слоге и начале
слова.
Закрепление правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
прямом слоге и начале
слова.
Закрепление правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
середине слова.
Закрепление правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
середине слова.
Закрепление правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
закрытом слоге.
Закрепление правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
закрытом слоге.
Закрепление правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
сочетании с согласными.
Закрепление правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
сочетании с согласными.
1
1
07.10.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
1
1
11.10.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
1
1
14.10.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
1
1
18.10.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
1
1
21.10.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
1
1
25.10.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
1
1
28.10.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
1
1
01.11.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
1
1
08.11.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
1
1
11.11.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
1
1
15.11.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
1
1
18.11.
2024
Практическое занятие.
Наблюдение.
34
23.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
словосочетаниях
и
предложениях.
Закрепление
правильной 0,5
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
словосочетаниях
и
предложениях.
24.
25. Соно
рные
звук
26. и Л,
Ль,
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
1
1
22.11.
2024
Практическое задание.
Наблюдение.
0,5
1
25.11.
2024
Практическое задание.
Наблюдение.
Ролевые игры.
1
29.11.
2024
Теоретическое занятие.
Опрос.
1
1
02.12.
2024
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
06.12.
2024
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
09.12.
2024
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
13.12.
2024
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
16.12.
2024
Практическое задание.
Наблюдение.
0,5
1
1
1
20.12.
2024
23.12.
2024
Практическое задание.
Наблюдение.
Практическое задание.
Наблюдение.
0,5
1
27.12.
2024
Практическое задание.
Наблюдение.
Беседы, игры
1
1
28.12.
2024
Практическое задание.
Наблюдение.
Духовно – нравственное,
гражданское воспитание:
«День матери».
Звуки
речи.
Способы 1
образования
звуков.
Профили, артикуляция.
Подготовительные
артикуляционные
упражнения для воспитания
правильного произношения
звука
Подготовительные
артикуляционные
упражнения для воспитания
правильного произношения
звука
Воспитание
правильного
произношения изучаемого
звука.
Воспитание
правильного
произношения изучаемого
звука.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация его в прямом
слоге и начале слова.
Промежуточная аттестация
0,5
обучающихся. Диагностика.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация его в прямом
слоге и начале слова.
Закрепление
правильной 0,5
артикуляции
звука:
автоматизация его в прямом
слоге и начале слова.
Привитие
детям
нравственных
ценностей,
знакомство с
традициями
россиян. «Новый год к нам
идёт».
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация его в прямом
слоге и начале слова.
35
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45. Сонор
ные
звуки
46. Р, Рь
47.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация его в прямом
слоге и начале слова.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
середине слова.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
середине слова.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
середине слова.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
закрытом слоге.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
закрытом слоге.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
сочетании с согласными.
1
1
10.01.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
13.01.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
17.01.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
20.01.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
24.01.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
27.01.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
31.01.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
03.02.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
словосочетаниях
и
предложениях.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
словосочетаниях
и
предложениях.
1
1
07.02.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
10.02.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
14.02.
2025
Теоретическое занятие.
Опрос.
1
17.02.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
21.02.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
Беседа.
Закрепление правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
сочетании с согласными.
Звуки речи. Способы 1
образования
звуков.
Профили, артикуляция.
Подготовительные
1
артикуляционные
упражнения
для
воспитания правильного
произношения звука
Подготовительные
0,5 0,5
артикуляционные
упражнения
для
воспитания правильного
произношения
звука.
36
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Гражданско - патриоти
ческое воспитание: «День
защитника Отечества».
Воспитание правильного
1
произношения
изучаемого звука
Воспитание правильного
1
произношения
изучаемого звука
Воспитание правильного 0,5 0,5
произношения
изучаемого звука.
Духовно-нравственное,
воспитание: Международ
ный женский день».
Воспитание правильного
1
произношения
изучаемого звука
Воспитание правильного
1
произношения
изучаемого звука
Закрепление правильной
1
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
прямом слоге и начале
слова.
Закрепление правильной
1
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
прямом слоге и начале
слова.
Закрепление правильной
1
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
середине слова.
Закрепление правильной
1
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
середине слова.
Закрепление
правильной
1
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
закрытом слоге.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
закрытом слоге.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
автоматизация
его
в
сочетании с согласными.
Закрепление
правильной
артикуляции
звука:
1
24.02.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
28.02.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
03.03.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
Беседа.
1
07.03.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
10.03.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
14.03.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
17.03.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
21.03.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
24.03.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
28.03.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
31.03.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
04.04.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
07.04.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
37
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
автоматизация
его
в
сочетании с согласными.
Закрепление
правильной
11.04.
1
1
артикуляции
звука:
2025
автоматизация
его
в
словосочетаниях
и
предложениях.
Закрепление
правильной
14.04.
1
1
артикуляции
звука:
2025
автоматизация
его
в
словосочетаниях
и
предложениях.
Раздел III. Этап коммуникативных умений и навыков.
18.04.
Автоматизация звука в текстах,
1
1
2025
выделение звука в текстах.
Развитие внимания, памяти.
Автоматизация звука в текстах,
выделение звука в текстах.
Развитие внимания, памяти.
Автоматизация
поставленных
звуков
в
чистоговорках,
пословицах,
поговорках,
загадках, потешках, стихах.
Автоматизация
поставленных
звуков
в
чистоговорках,
пословицах,
поговорках,
загадках, потешках, стихах.
Автоматизация в связной речи:
пересказ, составление рассказов
по картинке, по серии картинок.
Гражданско-патриотическое
воспитание: «День Победы».
Автоматизация в связной речи: 0,5
пересказ, составление рассказов
по картинке, по серии картинок
Итоговая
аттестация. 1
Диагностика.
Автоматизация звуков в речи.
Развитие внимания, памяти,
мелкой
моторики.
Развитие
мышления.
Автоматизация
поставленных
звуков в спонтанной речи: в
играх, беседах
Автоматизация
поставленных
звуков в спонтанной речи: в
играх, беседах
Итоговое занятие.
Всего часов за учебный год: 13
Практическое задание.
Наблюдение.
Практическое задание.
Наблюдение.
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
21.04.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
25.04.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
28.04.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
05.05.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
0,5 1
12.05.
2025
1
16.05.
2025
19.05.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
Беседа.
Практическое задание.
Наблюдение.
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
1
1
23.05.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
26.05.
2025
Практическое задание.
Наблюдение.
1
1
30.05.
Беседа. Мероприятие.
60
73
38
2025