2022 Склярова И.С. Радуга красок (pdf.io) (pdf.io)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом Совете
протокол № 1
от « 29 » августа 2022г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 122
от « 29 » 08 2022г.
Сергиенко Галина
Александровна
cn=Сергиенко Галина
Александровна, o=МБУ
ДО ДДиЮ, ou=директор,
email=ddiuy@yandex.ru,
c=RU
2022.09.08 10:21:54 +03'00'

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Радуга красок»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 6 - 14 лет
Срок реализации программы: 3 года

Составитель:
педагог дополнительного образования
Склярова Ирина Сергеевна

г. Миллерово

1

Оглавление
№
п/п
1.
2.
3.

Наименование раздела

Введение
Пояснительная записка
Учебно – тематический план и распределение часов
1-й год обучения. Цель и задачи. Содержание
программы и результативность.
4. Учебно – тематический план и распределение часов
2-й год обучения. Цель и задачи. Содержание
программы 2-й год обучения и результативность
5. Учебно – тематический план и распределение часов
3-й год обучения. Цель и задачи. Содержание
программы 3-й год обучения и результативность
6. Предполагаемый результат за весь курс обучения
7. Методическое обеспечение программы
8. Условия реализации
9. Материально-техническое обеспечение
10. Диагностика и контроль
11. Взаимодействие с родителями

№
страницы
2
2-5
6-9
10-13
13-16
17
17-21
21
21
21-22
22-23

12. Воспитательная и досуговая деятельность

23

13. Список литературы

24

14. Электронные образовательные ресурсы

24

15. Приложение к программе

25-29

2

ВВЕДЕНИЕ
Первобытное (примитивное) искусство территориально охватывает все
континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования
человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных
уголках планеты, до наших дней.
Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).
Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного
искусства – потребность человека в красоте и творчестве. Человек изображал
тех, кого почитал. Люди того времени верили, что с помощью картин и других
изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Ученые
считают – в разные периоды существования Земли менялось первобытное
искусство. Познакомиться с историей возникновения живописи можно здесь:
https://vizual.club/2020/08/25/art-timeline/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Радуга красок» призвана оказать помощь в изучении изобразительного
искусства всем желающим детям дошкольного, младшего и среднего школьного
возраста, и составлена с учетом знаний возрастных, психолого-педагогических
особенностей детей; опирается на личность ребенка в соответствии с
социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными
качествами, индивидуальными склонностями, задатками, характером.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный Закон РФ от 21.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся;
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996з «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»;
 Приказ Минпросвещения России от 23.08.2017 № 816 «Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
 Указ президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до
2030года»;
 Концепция развития дополнительного образования до 2030 года;
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области» (с изменениями на 05.12.2018г);

3

 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 01.03.2016 № 115 «Об утверждении региональных
рекомендаций
к
регламентации
деятельности
образовательных
организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную
деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо (вместе с методическими рекомендациями) Минпросвещения
России от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных
символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и
молодежи в образовательных организациях, а также в организациях
отдыха детей и их оздоровления»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Дома детства и юношества в новой редакции 2018г.,
принятом на Собрании трудового коллектива, протокол № 1 от
10.09.2018г. и утвержденного начальником Муниципального учреждения
управления образования Миллеровского района приказ № 566 от
06.09.2018г и другими локальными актами образовательного учреждения.
Модифицированная программа «Радуга красок» разработана на основе
авторских типовых программ С.А.Левин, А.М. Михайлов «Рисунок и
живопись»; А.В. Щербаков,1981г., Б.М. Неменский «Рисунок, живопись,
композиция, декоративно – прикладное творчество». Направленность
программы – художественная, образовательный уровень–базовый.
Актуальность программы заключается в том, что в условиях
дополнительного образования, дети могут развивать свой творческий потенциал,
навыки адаптации к современному обществу и получают возможность
полноценной организации свободного времени. Занятость свободного времени
содействует
укреплению
самодисциплины,
самоорганизованности
и
самоконтролю, появлению навыков содержательного проведения досуга,
позволяет формировать практические навыки здорового образа жизни, умение
противостоять негативному воздействию окружающей среды.Это очень важно в
настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую детскую
психику. Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное
воздействие на обучающихся. Оно способствует возникновению у ребенка
потребности в саморазвитии, формирует готовность и привычку к творческой
деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах
сверстников, педагогов, родителей.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы «Радуга красок» является новый
взгляд (взгляд ребёнка) на изобразительное искусство. Программа построена так,

4

чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с
жизнью. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность,
постигается мир. Программа помогает ребёнку ощутить себя частью
современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений.
Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный
мир, его судьба и жизнь в целом. Программу «Радуга красок» отличает
открытость к художественному многообразию, программа имеет интегративный
характер, включает основы знаний разных видов визуально-пространственных
искусств: живописи, графики, дизайна, декоративно-прикладного искусства,
обращенность к искусству и художественной культуре, а также к проявлениям
региональной культуры праздников и обычаев.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом. В системе творческого,
эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному творчеству. Занятия изобразительным искусством на основе
наблюдения и изучения окружающей реальности совершенствуют органы
чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, учат понимать прекрасное,
способствуют развитию художественно-эстетического вкуса, воспитывают
целеустремленность,
усидчивость,
дают
возможность
творческой
самореализации.
Цель программы: создание условий для обучения детей основам
изобразительной грамоты и активного творческого развития с учетом
индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной
деятельностью, приобщения к достижениям мировой и российской
художественной культуры.
Задачи:
Обучающие (связаны с приобретением учебных умений и навыков,
обеспечивающих освоение содержания программы):
 знакомство с жанрами изобразительного искусства;
 знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
 овладение основами перспективного построения фигур, в зависимости от
точки зрения;
 умение грамотно строить композицию с выделением композиционного
центра;
 овладение
умениями
самостоятельного
анализа
произведений
профессионального и народного искусства.
Развивающие (связаны с развитием личностных качеств содействующих
освоению содержания программы):
 развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений памяти,
фантазии, воображения;
 развитие колористического видения;
 развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;

5

 развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера.
Воспитывающие (связанные с формированием и
совершенствованием
различных сфер личности обучающихся, выражающихся через отношение
ребенка к обществу, другим людям, самому себе и своей семье):
 воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия
произведений изобразительного искусства;
 воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе,
своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому
прошлому, многонациональной культуре;
 формирование в каждом ребёнке коммуникативных умений и навыков
межличностных отношений(адекватно оценивать свои достижения и
достижения других, оказывать помощь, разрешать конфликтные
ситуации);
 формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни.
Адресат и объём программы. Условия приёма.
Набор детей(6-14 лет) в детское объединение «Радуга красок» проводится
вначале учебного года на добровольной основе, по заявлению и с согласия
родителей или лиц их заменяющих (законных представителей).
Начало занятий для групп первого года обучения начинаются с 15 сентября
текущего учебного года, для последующих лет обучения с 1 сентября.
Наполняемость групп не менее 15 человек.
Курс по программе «Радуга красок» рассчитан на 3 года обучения.
Первый год обучения - 144 часа: 2раза в неделю по 2 академических часа
(90минут, с обязательным перерывом).
Второй год обучения - 144 часа: 2раза в неделю по 2 академических часа
(90минут, с обязательным перерывом).
Третий год обучения - 216 часов: 3 раза в неделю по 2 академических часа
(90минут, с обязательным перерывом).
Форма обучения.
 очная;
 очно/заочная;
 электронная с применением дистанционных методов обучения (Закон №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Учебно-тематическое планирование по годам обучения.
Изобразительное искусство занимает особое место в развитии и
формировании разносторонней личности в процессе освоения данной
образовательной программы:
 развивается мышление, фантазия, умение наблюдать и анализировать;
 развитие творческой и познавательной деятельности;
 работа и общение в группе способствует развитию социально значимых
коммуникативных качеств;

6

 приобщение к искусству, познание различных народов и их культур, в том
числе культуру своего Донского края (костюм, обряды, животные,
сказания, былины, эпосы);
 дети выражают своё восприятие мира при помощи художественных
средств.
Учебно-тематический план и распределение учебных часов.
Первый год обучения.
Цель первого года обучения: создание условий для развития личности,
освоения художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков; приобщение детей к изобразительному творчеству.
Задачи:
обучающие: научить детей грамотно использовать художественные материалы;
работать самостоятельно и в коллективе; адекватно оценивать свою работу и
работу согруппников; познакомить детей с понятием симметрии, свойствами
красок и материалами, с азами понятия воздушной перспективы.
развивающие:
развивать моторику рук, глазомер, память, внимание,
воображение; образное и пространственное мышление; самостоятельность и
способность детей выполнять задания педагога.
воспитывающие: воспитывать волевые качества (усидчивость, умение доводить
начатое дело до конца), положительные эмоции, социальные взаимоотношения.
№
Название темы
Количество часов
п/п
Всего Теория
Практика
1 Вводное занятие. Инструменты, приспособления.
2
1
1
Техника безопасности. Организация рабочего места.
2 Характеристика цвета.
2
1
1
3 Характеристика цвета. Три основных свойства
8
1
7
цвета.
4 Приемы работы с акварелью.
4
1
3
5 Нюанс.
4
1
3
6 Световой
контраст
(ахроматический
14
2
12
контраст).Гризайль.
7 Цветовая гармония. Полярная гармония.
12
1
11
8 Трехцветная и многоцветная гармония.
6
1
5
9 Гармония по общему цветовому тону.
6
1
5
10 Цветовой контраст (хроматический).
10
2
8
11 Промежуточная аттестация.
2
1
1
12 Контрастная гармония (на насыщенных цветах).
10
1
9
13 Гармония по общему цветовому тону.
8
1
7
14 Фигура человека.
12
2
10
15 Народные мотивы в искусстве. Региональный
20
1
19
компонент - Донское казачество.
16 Воспитательная и досуговая деятельность. (Беседы,
20
20
экскурсии, выставки, выполнение конкурсных
работ)
17 Итоговое занятие. Организация и обсуждение
2
1
1
выставки работ обучающихся.

7

18

Промежуточная аттестация.
Итого часов в учебный год

2
144

1
20

1
124

Содержание.
Тема 1.Вводное занятие.
Цель и задачи объединения на учебный год. Расписание
и план занятий.
Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Правила техники безопасности на занятии.
Организация рабочего места (рациональное расположение инструментов,
приспособлений на рабочем месте).
Тема2.Характеристика цвета.
Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными
цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных.
Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок.
Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами.
Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в
процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных
оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от
синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.
Тема 3. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.
Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон»,
«насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья».
Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: смешение красок с черным цветом. Тема «Ненастье».
Тема 4. Приемы работы с акварелью.
Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка,
мазок). Этюды перьев птиц, коры деревьев и т.п. Использование акварели, бумаги
формата А4. Самостоятельная работа: этюды осенних цветов. Использование
возможностей акварели. Отработка основных приемов (заливка, по-сырому,
alaprima). Этюд с палитрой художника. Использование акварели, бумаги
различных форматов.
Самостоятельная работа: этюды природных материалов (шишки, коряги, ракушки
и т.п.).Использование возможностей акварели. Отработка основных приемов.
Копирование лоскутков тканей. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: тема «Морские камешки», «Мыльные пузыри».
Тема 5. Нюанс.
Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда». Влияние
освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без
складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом освещении.
Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: изображение драпировок, сближенных по цветовому
тону, без складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при холодном
освещении.

8

Тема 6. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль.
Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых
предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели,
бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных
по форме, на светлом фоне.
Тема 7. Цветовая гармония. Полярная гармония.
Понятие «цветовая гармония», «полярная гармония», «дополнительные цвета».
Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый,
желтый-фиолетовый и т.д.) Использование акварели (техника alaprima), бумаги
различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу.
Тема 8. Трехцветная и многоцветная гармонии.
Поиск цветовых отношений. Понятие трехцветной и многоцветной гармонии.
Этюд цветов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.
Тема 9. Гармония по общему цветовому тону.
Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на
рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне.
Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари. Влияние цветовой среды
на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения.
Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с
фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне.
Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. Влияние цветовой среды
на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения.
Несложный натюрморт в теплой гамме при холодном освещении на нейтральном
фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Тема 10. Цветовой контраст (хроматический).
Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача
цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный
натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне).
Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. Влияние цветовой среды
на предметы. Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости
от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на
зеленом фоне). Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: подобный натюрморт в домашних условиях.
Тема 11. Промежуточная аттестация.
Форма проведения промежуточной аттестации: самостоятельная работа по
заданию.
Тема 12. Контрастная гармония (на насыщенных цветах).

9

Применение различных приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом
цветовых и тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом
фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
Тема 13. Гармония по общему цветовому тону.
Тонкие цветовые отношения. Понятия «цветовая гамма», «колорит».
Использование в процессе работы различных приемов акварели, передача формы
и материальности предметов. Натюрморт из трех предметов в сближенной
цветовой гамме на цветном фоне. Использование акварели, бумаги различных
форматов.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
Тема 14. Фигура человека.
Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций.
Передача силуэтом характера модели. Этюды с натуры фигуры человека.
Использование акварели (монохром), бумаги формата А4.
Тема 15. Народные мотивы в искусстве. Региональный компонент - Донское
казачество.
Ознакомление с культурой и бытом казаков. Выполнение тематической
композиции с использованием фигуры человека. Использование гуаши, бумаги
формата А3.
Тема 16.Воспитательная и досуговая деятельность.
Беседы, экскурсии, выставки, конкурсы, мероприятия.
Посещение выставок, беседы о народном творчестве, подготовка и оформление
выставок группы детского объединения. Экскурсии в краеведческий музей.
Изготовление поделок для украшения учебного помещения, для участия в
различных тематических конкурсах (по противопожарной безопасности,
Рождество, Пасха, Радуга талантов, Дружба народов, Мать Казачка, 9 мая и т.д.).
Мероприятия воспитательной направленности по темам цикла «Разговоры о
важном».
Тема 17. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных учащимися за период обучения. Отбор лучших
работ на выставку. Оформление выставки, обсуждение ее итогов, награждение.
Тема 18. Промежуточная аттестация.
Форма проведения промежуточной аттестации: зачет, самостоятельная работа по
заданию педагога.
Предполагаемые результаты первого года обучения.
В результате реализации программы первого года обучения
предполагается получение детьми определенных знаний, умений, навыков:
овладение детьми изобразительной грамоты, знание специальной терминологии,
представлений о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными
художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
Дети узнают:
основные и дополнительные цвета;
цветовую гамму красок (основные и дополнительные);
понятие симметрии;

10

контрасты форм;
свойства красок и материалов;
азы воздушной перспективы (ближе, дальше);
умение выбирать формат листа, расположение композиции;
бережно и грамотно использовать художественные материалы;
адекватно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки
работать самостоятельно и в коллективе.
Учебно-тематический план и распределение учебных часов.
Второй год обучения.
Цель: создание условий для продолжения получения знаний и умений в области
художественного искусства. Мотивация обучающихся к само творчеству.
Задачи:
обучающие: научить видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды; изображать объекты предметного мира,
пространство, фигуру человека; выполнять работу от эскиза до композиции.
развивающие: развивать в каждом ребенке фантазию, наблюдательность,
мышление, трудолюбие и усидчивость.
Воспитывающие: продолжать воспитывать художественный вкус, формируя
эстетическую культуру;
формировать навыки здоровьесбережения, коммуникативных и межличностных
отношений.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Название темы
Вводное занятие.
Гармония по общему цветовому тону.
Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах).
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности (на насыщенных цветах).
Гармония по насыщенности.
Световой контраст (ахроматический). Гризайль.
Гармония по светлоте и насыщенности.
Фигура человека.
Гармония по общему цветовому тону.
Промежуточная аттестация.
Гармония по насыщенности и светлоте.
Гармония по общему цветовому тону.
Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.
Гармония по насыщенности.
Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Воспитательная и досуговая деятельность.
Итоговое занятие. Организация и обсуждение
выставки работ обучающихся.
Промежуточная аттестация.

Количество часов
Всего
Теория Практика
2
1
1
8
1
7
10
1
9
8
1
7
8
8
12
8
8
2
12
8
12
8
8
18
2

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1

7
7
11
7
7
1
10
7
11
7
7
18
1

2

1

1

11

Итого за учебный год

144

18

126

Содержание.
Тема 1.Вводное занятие.
Встреча с детьми и родителями. Цель и задачи детского объединения на учебный
год. Расписание и план
занятий. Правила техники безопасности при
использовании инструментов и материалов, необходимых для работы.
Организация рабочего места (рациональное расположение инструментов,
приспособлений на рабочем месте).
Тема 2. Гармония по общему цветовому тону.
Развитие навыков и умений работы с акварелью. Передача оттенков локального
цвета. Этюд ветки с плодами рябины, винограда, яблок и т.д. на нейтральном
фоне. Использование акварели (техника alaprima), бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на
нейтральном фоне.
Тем 3. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах).
Развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет. Лепка формы
предметов с учетом цветовых и тональных отношений. Этюд овощей или грибов
на контрастном фоне. Использование акварели (многослойная живопись),
бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фруктов на контрастном фоне.
Тема 4. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
насыщенных цветах).
Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера
формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной
материальности на светлом фоне. Использование акварели (техника «по
сырому»), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на
светлом фоне.
Тема 5. Гармония по насыщенности.
Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера
формы при помощи различных приемов работы с акварелью. Этюд чучела
птицы на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных
форматов.
Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.
Тема 6. Световой контраст (ахроматический). Гризайль.
Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы.
Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и
пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник,
кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом
фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного
формата.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).
Тема 7. Гармония по светлоте и насыщенности.
Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача
локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением

12

объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух предметов (кофейник,
кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом
фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование акварели, бумаги
формата A3.
Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.
Тема 8. Фигура человека. Формирование навыков создания целостности образа
и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения,
определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки
цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Использование
акварели, бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.
Тема 9. Гармония по общему цветовому тону.
Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача
прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по
сырому, лессировка, мазок). Этюд стеклянного кувшина или бутылки на цветном
фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.
Самостоятельная работа: этюд банки с водой на нейтральном фоне.
Тема 10. Промежуточная аттестация.
Форма проведения промежуточной аттестации: самостоятельная работа.
Тема 11. Гармония по насыщенности и светлоте.
Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния
цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача
глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без
складок
при
боковом
освещении
(с
предварительным
эскизом).
Использование акварели (техника alaprima), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.
Тема 12. Гармония по общему цветовому тону.
Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с
корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Использование
акварели («по -сырому»), бумаги формата A3.
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.
Тема 13. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.
Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов.
Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с
предметом из стекла. Фон холодный. Использование акварели («по -сырому»),
бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.
Тема 14. Гармония по насыщенности.
Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений. Определение различия
тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с
окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве
цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов (с
предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель),
бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.
Тема 15. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.

13

Закрепление полученных навыков. Поиск верных тональных и цветовых
отношений в натюрморте. Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник,
турка, кофейник). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги
формата А3.
Самостоятельная работа: этюды металлического предмета на разном фоне.
Тема 16. Воспитательная и досуговая деятельность.
Посещение выставок, беседы о народном творчестве, подготовка и оформление
выставок детского объединения. Экскурсии в краеведческий музей.
Изготовление поделок для украшения учебного помещения, для участия в
различных тематических конкурсах (по противопожарной безопасности,
Рождество, Пасха, Радуга талантов, Дружба народов, День Матери-казачки, 9
мая и т.д.) Мероприятия воспитательной направленности по темам цикла
«Разговоры о важном». Досуговые мероприятия совместно с родителями.
Тема 17. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных обучающимися за учебный год. Отбор лучших
работ на выставку. Оформление выставки, обсуждение ее итогов, награждение.
Тема 18. Промежуточная аттестация.
Форма проведения промежуточной аттестации: зачет по изученному материалу
за учебный год.
К концу второго года обучения дети:
узнают:
 контрастные цвета;
 гармонию цвета;
 азы построения композиции;
 пропорции плоскостных и объёмных предметов;
смогут:
 работать с натурой;
 соблюдать последовательность в работе;
 работать в определенной гамме;
 доводить работу от эскиза до композиции;
 самостоятельно оформлять работу.
Учебно-тематический план и распределение учебных часов.
Третий год обучения.
Цель: создание условий для выявления творчески одаренных детей в области
изобразительного искусства.
Задачи:
обучающие: продолжать обучать детей различным техникам работы с
материалами; обучать навыкам последовательного ведения живописной работы.
развивающие: развивать художественно-творческие способности и склонности
обучающихся.
воспитывающие: воспитывать интерес и уважение к традициям донского края.
№
п/п
1

Название темы
Вводное занятие.

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1

14

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)
Гармония по общему цветовому тону и светлоте
Контрастная гармония (на насыщенных цветах)
Декоративный натюрморт
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности (на ненасыщенных цветах)
Гармония по общему цветовому тону
Контрастная гармония на ненасыщенных цветах
Гармония по общему цветовому тону и светлоте
Промежуточная аттестация
Гармония по светлоте
Нюансная гармония
Интерьер
Пейзаж (деревенский)
Городской пейзаж с фигурами людей

22
12
10
12
12

4
1
1
1
2

18
11
9
11
10

6
14
14
2
10
20
34
12
10

2
2
2
1
2
1
4
2
1

4
12
12
1
8
19
30
10
9

Воспитательная и досуговая деятельность.
Итоговое занятие. Организация, проведение и
обсуждение выставки работ обучающихся.
Итоговая аттестация
Итого за учебный год

20
2

1

20
1

2
216

1
29

1
187

Содержание.
Тема 1. Вводное занятие.
Встреча с обучающимися. Цель, задачи и расписание занятий. Организация
рабочего места. Правила техники безопасности.
Виртуальная экскурсия в Эрмитаж.
Тема 2. Контрастная гармония (на насыщенных цветах).
Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование
различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с
контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели, бумаги
формата А3.
Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.
Тема 3. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета.
Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких различных
по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с предварительным эскизом).
Использование акварели (многослойная акварель, поэтапная работа над формой),
бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари.
Тема 4. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах).
Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение
пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по
тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне.
Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.
Тема 5. Декоративный натюрморт.

15

Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы
предметов и пространства в натюрморте. Использование гуаши, тонированной
бумаги различных форматов.
Тема 6. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на
ненасыщенных цветах).
Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из
предметов быта против света. Использование акварели, бумаги формата A3.
Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.
Тема 7. Гармония по общему цветовому тону.
Цельность колористического решения. Выявление композиционного и
живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в
теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Использование акварели, бумаги
формата А2.
Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.
Тема 8. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах.
Цветотональные отношения.
Различные приемы акварели. Натюрморт с
крупным предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом).
Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
Тема 9. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы
предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое
построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной
цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование акварели («по сырому),
бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства.
Тема 10. Промежуточная аттестация.
Форма проведения промежуточной аттестации: самостоятельная работа и
самоанализ.
Тема 11. Гармония по светлоте.
Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния»
натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности.
Использование акварели, бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.
Тема 12. Нюансная гармония.
Грамотное последовательное ведение длительной постановки. Поиск
интересного живописно-пластического решения. Натюрморт с чучелом птицы.
Использование акварели(многослойная акварель), бумаги формата А2.
Самостоятельная работа: натюрморты по самостоятельному выбору
составляющих предметов.
Тема 13. Интерьер.
Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства.
Фрагмент
интерьера класса, холла с растениями. Использование гуаши (техника по
выбору), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными
растениями.

16

Тема 14. Пейзаж (деревенский).
Работа в цвете. Понятие цвет, цвет в тоне, колорит. Формирование навыков
работы гуашью. Зависимость собственного цвета предмета от освещения и
окружающей среды, роль рефлексов в выявлении изображаемой формы и
организации пространства. Развитие глазомера, чувства пропорций, моторики
руки. Достижение детализации и проработки материальности.
Самостоятельная работа: по выбору.
Использование гуаши (техника по выбору), бумаги формата А3.
Тема 15. Городской пейзаж с фигурами людей.
Развитие глазомера, чувства пропорций, моторики руки. Достижение
детализации и проработки материальности. Передача характера движения.
Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Использование
акварели, бумаги различных форматов. Использование гуаши (техника по
выбору), бумаги формата А3.
Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.
Тема 16. Воспитательная и досуговая деятельность.
Посещение выставок, беседы о народном творчестве, подготовка и оформление
выставок детского объединения. Экскурсии в краеведческий музей.
Изготовление поделок для участия в различных тематических конкурсах (по
противопожарной безопасности, Рождество, Пасха, Дружба народов, Мать
Казачка, 9 мая и т.д.)
Досуговые мероприятия совместно с родителями: «Любимой мамочке моей»поздравление мам, бабушек, сестер. «Радуга талантов» семейные посиделки.
Воспитательные
мероприятия
патриотической,
духовно-нравственной,
экологической, здоровьесберегающей направленности. Мероприятия из цикла
«Разговоры о важном», проводимые совместно с родителями.
Тема 17. Итоговое занятие.
Просмотр работ, выполненных обучающимися за курс обучения. Отбор лучших
работ на выставку. Организация и оформление выставки. Награждение. Фото на
память.
Тема 18. Итоговая аттестация.
Форма проведения итоговой аттестации: тестирование по изученному
теоретическому материалу за весь курс обучения по программе «Радуга красок»,
практическая самостоятельная работа.
К концу третьего года обучения дети:
узнают:
 основные законы построения композиции;
 пропорции фигуры человека;
 различные виды графики;
 основы цветоведения;
 свойства различных материалов;
 основные жанры изобразительного искусства;
смогут:
 выделять главное в композиции;
 передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

17

 руководствоваться нравственно-этическими ценностями в повседневной
жизни;
 находить не стандартные решения творческих задач;
 применять здоровьесберегающие технологии и пропагандировать
здоровый образ жизни среди сверстников.
Предполагаемый результат за весь курс обучения.
Предполагается, что после окончания курса обучения по программе «Радуга
красок» обучающиеся узнают:
 основы художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров
и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное
творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусства современности);
 различными художественными материалами и в разных техниках, в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ
(цифровая
фотография,
видеозапись,
компьютерная
графика,
мультипликация и анимация);
смогут:
 определять жанры в изобразительном искусстве;
 работать с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
 видеть перспективу построения фигур;
 выстроить композицию с выделением композиционного центра;
 самостоятельного проводить анализ произведений профессионального и
народного искусства;
 с помощью глазомера выстраивать композицию;
 проявлять эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия
произведений изобразительного искусства;
 проявлять нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе,
своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому
прошлому, многонациональной культуре и традициям Донского края;
 проявлять коммуникативные умения и навыки в межличностных
отношениях;
 проявлять стойкий интерес к занятиям художественным творчеством;
 проявлять навыки здорового образа жизни и пропагандировать их.

Методическое обеспечение образовательного процесса.
Модифицированная программа «Радуга красок» объединяет в себе понятия
«творчество», «общество», «личность», «игра». Обучение строится на основе
наблюдения и изучения окружающей реальности. Художественная деятельность
детей на занятиях находит различные формы выражения:
 изображения на плоскости (с натуры, по памяти и по представлению);

18

 декоративная и конструктивная работа;
 восприятие явлений действительности и произведений искусства;
 обсуждение
работ
товарищей,
результатов
коллективной
и
индивидуальной работы на занятиях;
 изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала.
Изучение лучших произведений художественного искусства пробуждает у детей
интерес к этому виду деятельности, любовь, уважение и толерантность к
различным народам и их культуре.
Длядетей дошкольного и младшего школьного возраста занятия проходят в
игровой форме(эмоционально – образный настрой), с переменками и
физзарядкой. В теоретической части занятия дети слушают эмоциональные
рассказы педагога из жизни выдающихся художников, композиторов,
музыкальных исполнителей, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в
духовном мире. Занятия проводятся на фоне музыкальных произведений
Д. Кабалевского, П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига, С. Прокофьева. Важно,
чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту,
эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.
Для обучающихся старшего возраста программа разрабатывалась с учетом
уже имеющихся знаний и умений, полученных в общеобразовательной школе, и
направлена на одновременное решение задач художественного образования и
эстетического воспитания ребенка.
Формы, методы, принципы обучения.
Формы занятий
Форма взаимодействия с обучающимися – групповая.
Форма организации образовательного процесса - учебное занятие.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие- педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся
(особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие- педагог знакомит детей с новыми методами работы
в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают
преимущественно теоретические знания).
Практическое
занятие
–
самостоятельная
работа
обучающихся,
взаимодействие с педагогом, взаимодействие друг с другом).
Занятие с натуры- специальное занятие, предоставляющее возможность
изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятия по памяти- проводится после усвоения детьми полученных знаний в
работе с натуры; оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную
память.
Тематическое занятие- детям предлагается работать над иллюстрацией к
сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребенка.

19

Занятие импровизация- на таком занятии обучающиеся получают полную
свободу в выборе художественных материалов и использовании различных
техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребенка, раскрепощают его.
Занятие проверочное- (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым
нужна помощь педагога.
Занятие экскурсия–заочная экскурсия, посещение музея, выставок
профессионального художественного творчества.
Конкурсное занятие- строится в виде соревнования для стимулирования
творчества детей.
Алгоритм построения занятия в дополнительном образовании включают в
себя организационную, основную (теоретическую и практическую) и
заключительную части.
Организационная часть обеспечивает подготовку детей и рабочих мест к
занятию, проверку знаний техники безопасности, наличия всех необходимых для
работы инструментов, материалов, на создание в группе рабочей, продуктивной
и психологически комфортной обстановки.
Основная часть состоит из максимально компактного теоретического материала,
с показом иллюстраций, рисунков, объяснением технических приемов работы,
и практической части,
являющейся основной и занимающей по времени
большую часть занятия. Обучающиеся поэтапно выполняют задание педагога,
сформулированное в цели и задачах занятия, и представляют некую
законченную работу.
Заключительная часть занятия заключается в подведении итогов практической
работы, закрепления теоретических знаний, объяснение домашнего задания
(если таковое имеется), в поощрении детей.
При отборе методов обучения, на этапе проектирования занятия, педагогу
важно помнить, что хороших результатов можно достичь только при
использовании целого ряда
методов, наибольший эффект достигается в
использовании дополняющих друг друга методов, ориентированных на единую
цель. На занятиях применяются методы обучения по В.П. Петровскому, М.Н.
Скаткину, Ю.К. Бабанскому, Б.П. Есипову:
по уровню активности обучающихся:
 пассивные (рассказ, лекция, объяснение, демонстрация, наблюдение);
 активные (практическое занятие, работа с книгой, выполнение
индивидуальных заданий).
по источнику получения знаний:
 словесные (инструктаж, беседа, лекция, объяснение);
 наглядные (демонстрация плакатов, схем, таблиц, презентация, показ
иллюстраций);
 практические (практическое выполнение задания, ролевые игры,
творческие проекты).
по характеру познавательной деятельности:
 репродуктивный (упражнения, алгоритмы);
 частично-поисковый (коллективные работы, дискуссии, деловые игры);

20

 исследовательский (самостоятельная творческая работа, моделирование
задания);
 метод на
основе информационных ресурсов (использование
образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой
учебной информации).
по месту в структуре деятельности:
 метод стимулирования и мотивации (создание благоприятного общения,
влияние положительного примера, формирование интереса к обучению дискуссии, беседы);
 методы контроля и самоконтроля (устный контроль, тестирование,
открытое занятие, выставка, умение самостоятельно находить и
исправлять ошибки).
по дидактической цели:
 метод приобретения новых знаний (устное изложение, работа учебной
книгой, показ, самостоятельная работа);
 методы формирования умений и навыков (повторение, самостоятельная
работа, показ, игры, упражнение);
 метод применения знаний (практическая работа, самостоятельная работа);
 метод закрепления и проверки знаний, умений (дискуссия, обсуждение,
творческий проект).
Обучение строится на принципах.
Дидактические принципы тесно взаимосвязаны друг с другом. Применяя на
занятии один – эффект будет лишь в том случае, если при этом принимаются во
внимание все другие принципы.
 научности (путь обучения ведет детей к достоверным знаниям и
основывается на научных методах; излагая закономерности строения
природы и законы ее изображения, обучающиеся привыкают, рисуя
мыслить методами реалистического искусства как наиболее объективного
отображения действительности);
 наглядности (один из ведущих принципов; на занятиях используются все
виды наглядности: технические карты, образцы, модели, плакаты, слайды;
применяемое рисование с натуры само по себе является методом
наглядного обучения, натурная постановка должна привлекать внимание
рисующего);
 сознательности, активности и самостоятельности (между ними есть
различие, но одно без другого не существует; педагог организует учебный
процесс так, чтобы им самим приходилось добывать знания, проявлять
самостоятельность; применяются технологические карты с набором
необходимых материалов; используется метод индивидуального подхода в
обучении, поощрения, веры в свои силы);
 систематичности и последовательности (для того, чтобы процесс
обучения был
плодотворным занятия ИЗО связываются в единый
комплекс; объяснение материала осуществляется от простого к сложному,
от известного к неизвестному, от трудовых действий к приемам и т.д. при
этом учитывается принцип доступности и посильности обучения);

21

 доступности (педагог четко определяет степень сложности и глубину
освещения материала для каждого возраста обучающихся, но вместе с тем
педагог не занижает возможности детей);
 прочности(для реализации этого принципа, педагог четко формирует у
детей представление о результате к которому они должны прийти в конце
занятия, какие знания и умения получить за это время; усвоение знаний
зависит и от количества информации, систематических тренировочных
упражнений; не менее важное условие – интерес, который повышается при
правильном подборе заданий творческого характера, творческой цели);
 связи теории с практикой(использование знаний полученных во время
занятий на практике, и
желание пополнять практические знания
теоретическими.
Условия реализации программы
Для успешного обучения детей, педагогу необходимо владеть знаниями,
умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для
детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать
санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их
окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В
ходе занятия, обучающиеся и педагог строго соблюдают правила техники
безопасности труда.
Материально-техническое обеспечение
Для занятий детского объединения необходим светлыйпросторный
кабинет с наличием оргтехники, аудио и видео оборудования, достаточного
количества дидактических материалов (пособий, карточек, репродукций
художников и детских работ), электронных учебных пособий, цифровых
образовательных ресурсов.
Проведение физминуток и подвижных тематических игр с детьми
предполагает возможность быстрой перестановки легкой, удобной мебели.
Каждый ребенок должен иметь определенный набор принадлежностей в
зависимости от тематики занятия: гуашь, акварель, цветные карандаши, кисти,
палитра, бумага А3,А2, простой карандаш, ластик, малярный скотч.
В помещении должен быть доступ к водопроводу, так как это необходимо
для данного вида деятельности.

Диагностика и контроль
В начале обучения и в последующем на каждом его этапе необходима
диагностика уровня обученности детей и эффективности учебного процесса в
целом. Поэтапное тестирование детей по изученному материалу позволяет
обозначить темы учебного плана, которые вызвали затруднение. Это позволяет
корректировать учебный план и правильно распределять учебные часы.

22

Анкетирование как детей, так и родителей проводится с целью выявления
возможных недоработок педагога в воспитательном аспекте при организации
общения и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Промежуточная и итоговая аттестация позволяет отличить более
подготовленных детей от менее подготовленных. Система оценивания успеха
детей младшего школьного возраста фиксирует каждый маленький шаг в
продвижении обучаемого от незнания к знанию, и оценивает такое продвижение
как, безусловно, положительный шаг. Критерии оценки прописаны в
Положении об аттестации обучающихся МБУ ДО ДДиЮ. Формой аттестации
могут быть: наблюдение, устный опрос, викторина, тестирование, творческое
задание.
Контроль знаний, умений обучающихся обеспечивает оперативное
управление
учебным процессом, выполняет
обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции. Промежуточный контроль
успеваемости детей проводится по полугодиям. При проведении итогового
контрольного занятия по курсу обучения по программе «Радуга красок», у
обучающихся второго и третьего года обучения, применяется форма зачета по
изученному материалу. У первого года обучения – тематическое задание.
Важным условием эффективности контроля является доброжелательная
атмосфера на всех этапах его организации, с одной стороны и обеспечение
равных возможностей для всех испытуемых - с другой. Каждый участник
полагается лишь на то, что он сам знает и умеет, может понять и выполнить. По
итогам полученных результатов проводятся объяснения, комментарии,
индивидуальная и групповая работа по коррекции ошибок.
Для определения причин появления личностных и поведенческих
отклонений у ребенка диагностируют взаимоотношения родителей и детей,
проводят индивидуальное и групповое консультирование по вопросам развития
ребенка, готовят рекомендации родителям по оказанию помощи детям в
адаптационный период.
К работе по диагностике, анкетированию и контролю привлекается
педагог-психолог учреждения.
Взаимодействие с родителями
В последние годы углубляется кризис института семьи. Очень часто
семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного
воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями
по воспитанию детей.
На
основе данных мониторинга и социологических исследований,
изучения спроса родителей на дополнительные образовательные услуги, с
учетом их потребностей, строится взаимодействие педагога и родителей
обучающихся, направленное на приобщение членов семей к активному участию
в жизни детского объединения, в процессе обучения, воспитания и развития
детей. Активность родителей во многом зависит от степени информированности
о происходящем в детском объединении. Многие родители постоянно находятся
в курсе событий, знают в деталях самые последние новости из жизни детей.

23

Деятельность нашего учреждения дополнительного образования открыта
для родителей (официальный сайт, страничка в Instagram). Родители получают
информацию о реализуемой общеобразовательной дополнительной программе,
предстоящих мероприятиях, участвуют в обсуждении вопросов воспитания и
развития детей.
Сотрудничество с родителями направлено на достижение цели и задач
образовательно-воспитательной деятельности детского объединения и
осуществляется с целью обеспечить:
 единство принципов и правил воспитания и обучения детей, требований к
ребенку со стороны взрослых;
 создание для всех участников образовательных отношений единого
здоровьесберегающего
и
здоровьеобучающего
образовательного
пространства;
 компетентное разнонаправленное воздействие на целостную личность
ребенка;
 формирование общей педагогической культуры родителей в совместных
мероприятиях с детьми.
Среди показателей профессионального потенциала педагогических кадров в
общении с родителями наиболее сформированы:
 признание ведущей роли семьи в развитии ребенка;
 стремление к активному содержательному общению с родителями с целью
оказания им помощи.
Преобладают традиционные формы взаимодействия с родителями:
 общее собрание родителей;
 индивидуальные консультации;
 встречи с администрацией;
 консультации педагога – психолога;
 посещение открытых мероприятий и учебных занятий, участие в
воспитательных и досуговых мероприятиях;
 электронная приемная;
 анкетный опрос родителей.
Для наибольшей информированности родителей созданы группы в
мессенджерах. Педагог регулярно транслирует информацию для родителей о
наиболее важных событиях жизни детского объединения, об успехах детей и
возникших проблемах.
Досуговые мероприятия.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного
интереса и педагогических исследований. Досуговая деятельность в нашем
обществе тесно связана с другими видами деятельности, это и отдых, и
развлечение, и саморазвитие личности. От организации свободного времени
детей и подростков во многом зависит их активность в творческой деятельности,
трудоспособность и продуктивность, поэтому педагог направляет обучающихся
на продуктивный отдых.

24

Досуг
является
благоприятной
почвой
для
удовлетворения
фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку
гораздо проще формировать уважительное отношение к себе.
Культурно-досуговые мероприятия детского объединения:
Конкурс рисунков «Осень – золото природы»
Конкурс «Зимние фантазии» - ёлочные игрушки из бумаги, катания на санках.
«Масленица идёт – блин да мёд несёт!» - выход на праздничные гуляния.
Поздравления с Днем рождения, мероприятия для мам, бабушек и пап и многие
другие.
Используемая литература.
1. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»,
М., изд-во «Педагогическое общество России», 2004 г.
2. Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», М., изд-во «Слово», 2002 г.
3. Рутковская А. «Рисование в начальной школе», М., изд-во Олма-Пресс,
2003 г.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград изд-во
«Учитель», 2006 г.
4. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия
развития», 2006 г.
5. ФионаУотт «Как научиться рисовать», М., изд-во «Росмэн», 2002 г.
6. ФионаУотт «Я умею рисовать», М., изд-во «Росмэн», 2003 г.
7. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», М., изд-во «Просвещение»,
2000 г.
8. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», М., изд-во «Слово», 2004 г.
9. Гусакова М. А. «Аппликация». М., «Просвещение» 1987.
10.Гульянц Э. К.,Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». М., «Мир
книги» 2005.
11.Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные
работы в начальных классах». М., изд-во «Просвещение» 1983.
12.Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». С-Пб., изд-во
«Аврора» 1991.
13.Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». С-Пб., «Аврора» 1992.
14.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». С-Пб., «Нева», М., «ОЛМАПРЕСС» 2002.
15.Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». М., изд-во «Росмэн» 2002.
16.Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр».
М., изд-во «Росмэн» 2002.
17.Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008.
«Тестопластика»
18.Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». М.,изд-во
«Эксмо», С-Пб., изд-во «Валери СПД» 2008.
19.Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск, изд-во «Попурри» 2003.
20.Блейк В. «Начинаем рисовать». Минск изд-во «Попурри» 2003.
Электронные ресурсы
https://obuchalka.org/vse-knigi-po-izo/#po_godam_2010

25

https://oformitelblok.ru/knigi-po-izo.html
Ресурсы для внеклассной деятельности
Государственная Третьяковская галерея http://www.treyakogallery.ru
Государственный Эрмитаж http://www.heritagemuseum.org/
Музеи России http://www.museum.ru.htmi
Приложение к программе.
Общие требования безопасности.
К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике
безопасности.
Опасность возникновения травм:
 при работе с острыми, колющими и режущими инструментами;
 при работе с красками;
 при нарушении инструкции по технике безопасности (ТБ);
 в случае возникновения травмы, педагог немедленно сообщает о
случившемся директору учреждения и вызывает скорую медицинскую
помощь.
Требования безопасности перед началом занятия:
 входить в кабинет спокойно, не торопясь;
 внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы;
 подготовить необходимые материалы и инструменты;
 надеть рабочую одежду – нарукавники, фартук.
Требования безопасности во время занятий:
 выполнять все действия только по указанию педагога;
 не делать резких движений во время работы;
 соблюдать порядок на рабочем месте и поведенческую дисциплину;
 осторожно пользоваться красками и необходимыми материалами;
 без разрешения педагога не покидать рабочего места.
Требования безопасности по окончании занятий:
 после окончания работы привести в порядок свое рабочее место;
 вымыть руки с мылом;
 обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите педагогу.
Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях:
 при плохом самочувствии или получении травмы прекратить занятие и
сообщить об этом педагогу;
 при возникновении чрезвычайной ситуации немедленно прекратить
занятия, по команде педагога организованно, без паники покинуть
помещение на безопасное расстояние.
Правила пользования рисовальными принадлежностями
и соблюдения гигиенических норм.
Перед началом занятия готовится рабочее место:
 раскладываются по партам карандаши, краски, бумага, палитра для
смешивания красок;

26

 разливается в баночки вода для работы красками;
 раскладываются тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для
рук;
Осанка ребёнка во время занятия.
Педагог должен следить за тем, чтобы обучающийся не горбился.
Сидеть при рисовании ребёнок должен свободно и прямо.
Рисунок держать на расстоянии от натуры.
Аккуратно работать красками, кистями, карандашами.
Нельзя краски пробовать на вкус и грызть карандаши и кисти.
Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
Бумага прикрепляется к рисовальной доске или мольберту, чтобы она не
двигалась во время работы.
Рисовальные принадлежности хранятся в специально отведённом месте.
Готовые рисунки хранятся в папках, а объёмные поделки в шкафу.
После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой
рабочий материал убран.
После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.
На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего
стола.
Тематические физкультминутки на занятиях.
Использование тематических физкультминуток на занятиях
изобразительного искусства, не только активизирует двигательную активность и
улучшает работоспособность обучающихся, стимулирует мыслительные
функции, но и является эффективным средством закрепления знаний. В
движении дети лучше запоминают изученный материал, поскольку в ходе
выполнения физкультминуток активизируется межполушарное взаимодействие,
развиваются межполушарные связи, синхронизируется работа полушарий.
На занятиях в детском объединении реализуются разнообразные
технологии. Особое место занимают здоровьесберегающие технологии, среди
которых - физкультминутки. Физкультминутки положительно влияют на
аналитико-синтетическую
деятельность
мозга,
активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних
органов и работоспособность нервной системы, предупреждают утомление,
нарушение осанки, зрения, а также повышают работоспособность и активизацию
мыслительных процессов, улучшают память и внимание. Физкультминутки
подбираются по возрасту обучающихся.
Для малышей приемлемы всем известные физкультминутки, например,
"Мы писали, мы писали, наши пальчики устали" или "Утром бабочка
проснулась, потянулась, улыбнулась" и другие.
Желательно подбирать
физкультминутку по теме занятия.
Для обучающихся среднего возраста намного интереснее, если это новая
физкультминутка и к тому же соответствует изучаемой теме на занятии.
Физкультминутки, органично включенные в ход занятия и соответствующие его
содержанию, мы называем тематическими

27

Например:
«Постройки в нашем городе»
В нашем городе здания -высокие (руки вверх).
Есть проспекты, аллеи широкие (руки в стороны).
Есть мосты над реками -радугой (руки описывают дуги вправо-влево).
И фонтаны бьют в небо- радостно (руки вверх, сжимать-разжимать ладони).
В нашем городе реки-глубокие (наклонились, руки вниз).
Фонари красотою- строгие (руки вверх).
В скверах- парках деревья -зеленые (руки вверх; движения вправо -влево).
Мы в свой город с детства -влюбленные! (похлопали в ладоши).
«Цветочная поляна»
На лугу растут цветы,
Небывалой красоты.
(Потягивания-руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивания- руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опуская лепесточки.
(Наклоны)
А потом опять встают
И по – прежнему цветут.
Проведение игр, связанных с видом деятельности.
Игра «Теплые – холодные цвета» направлена на улучшение переключаемости
и концентрации внимания младших школьников, используется как
физкультминутка при изучении темы для закрепления знаний о холодных и
теплых цветах.
Правила: Если дети видят карточку с теплым цветом, то они подпрыгиваю
вверх на двух ногах, а если карточку с холодным цветом, то выполняются
приседания. По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять нейтральные
цвета: черный и белый не предупреждая, тогда дети не должны выполнять
никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от
медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми.
Исходное положение – стоя у парты.
«Теплые-холодные цвета».
Красный, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый, черный и т. д.
По аналогии можно проводить подобные физкультминутки и на других
занятиях, требующих классификации «Тихие и звонкие цвета». Или можно
повторить жанры или виды искусства в среднем звене.
Так же в качестве физкультминутки могут быть использованы и игры,
которые, в первую очередь, направлены на развитие кратковременной памяти и

28

слухового восприятия, снимают статическое напряжение мышц, накопленное в
ходе изучения нового материала. Применяется такие игры при закреплении
новых понятий, правил, которые необходимо запомнить.
"Испорченный телефон"
Суть игры заключается в безошибочной передаче определения по цепочке от
одного ребёнка другому. Педагог шёпотом проговаривает ребёнку, сидящему за
первым столом, необходимую фразу, ребёнок поворачивается к сидящему за ним
и повторяет услышанное. Последний обучающийся, получив информацию,
встаёт и вслух озвучивает её, либо записывает на листочке и отдаёт педагогу.
Победившим считается тот ряд столов, в котором наиболее точно передали
определение.
Примеры фраз и определений:
Маринист-художник изображающий море.
Декоративный - украшенный нарядный.
Натюрморт - неподвижная, «мертвая натура».
Перспектива-учение о способах передачи пространства на плоскости.
(Определения зависят, от темы занятия. Здесь предложены определения, которые
я использую на занятиях второго года обучения).
Пример игры снимающей статическое напряжение мышц:
Игра «Скульптура»для детей среднего возраста.
Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ).
Поиграем в скульптуру? Я буду говорить название скульптуры, а вы
показывать, представляя себя изображением в объеме.
(Педагог обращает внимание детей на удачно выбранные движения).
1. Илья Муромец скачет на коне.
2. Кощей над златом чахнет.
3. Иван- царевич пускает стрелу.
Игра «Птичий карнавал»
«Праздник птиц» для малышей.
Ребята выполняют произвольные движения под музыку. Свободные
динамические движения, показывающие птиц.
1. Полет
2. Воробьиная ходьба
3. Цапля на прогулке
4. Птичий танец.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».