I. Пояснительная записка к Учебному плану ДДиЮ Одним из основных документов, предназначенных для планирования и организации образовательного процесса, определяющего направленность и содержание обучения конкретных групп ДДиЮ, является Учебный план, составленный на основе - Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ (редакция от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 28.02.2023); - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124 –Ф «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г); - Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования до 2030 года; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-з «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г»; - Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30.11.2016г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в редакции от 27.09.2017); - Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07.12.2018г.; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.) - Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей –инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы в субъектах Российской Федерации»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 01.08.2019г. №ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); - Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». - Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023 № 225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». - Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детства и юношества в редакции 2022г., утвержденного начальником Муниципального учреждения управления образования Миллеровского района приказ № 444 от 11.05.2022г. и другими локальными актами образовательного учреждения; - Локальные акты образовательной организации. Цель образования – создание условий для обеспечения современного качества дополнительного образования детей в соответствии с муниципальным и социальным заказом. Задачи: реализация прав детей на полноценное качественное, доступное дополнительное образование; повышение качества содержания дополнительного образования посредством внедрением оптимальных форм, методов и инновационных технологий работы с учетом возраста обучающихся, их интересов и потребностей; развитие нравственных основ социализации личности через расширение «воспитательного пространства» учреждения на основе традиционных ценностей российского общества; совершенствование научно-методического, информационного и кадрового обеспечения образовательной деятельности учреждения. Под образованием мы понимаем взаимный процесс обучения, воспитания и развития всех субъектов, когда приобретаемые знания и социальные компетенции уже в школьном возрасте применяются при построении и реализации индивидуальных жизненных проектов. В учебном плане отражены основные требования: полнота, обеспечивающая всестороннее развитие личности, с учетом потребности обучающихся и социума; целостность, наличие образовательных компонентов, обеспечивающие внутреннюю взаимосвязь; рациональная сбалансированность между составляющими частями, циклами, областями, уровнями образовательного процесса и его организационными формами; преемственность общеобразовательных программ педагогов по направленностям, как выражение преемственности этапов развития личности, её способностей, мотивов деятельности; актуальность и перспективность отражающее соответствие реальному времени и обеспечивающее гибкое планирование учебного процесса. Учебный план отражает исходные данные для всех видов учебных занятий, а именно: специализацию обучающихся, продолжительность занятий, режим занятий, виды учебных занятий. Дом детства и юношества работает в режиме 7 дневной учебной недели и решает проблему совершенствования духовного мира ребенка, формированию творческой личности через реализацию программ дополнительного образования детей, используя следующие формы организации учебного процесса: учебные занятия, лекции, семинары, экскурсии, учебные занятия, туристические походы, учебные игры, соревнования. 1.1 Учебный план: удовлетворяет образовательные потребности обучающихся и их родителей, дает дополнительное образование детям на уровне дополнительных образовательных программ, позволяющих приобщать новые поколения к спектру поликультурных отношений и традиций народов региона с сохранением своеобразия национально-этнической культуры; компенсирует отсутствие в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности; содействует выбору индивидуального маршрута развития ребенка, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе; обеспечивает ребенку комфортную эмоциональную среду – «ситуацию успеха» и развивающего общения; создает каждому ребенку условия для самореализации, самоопределения и развития; реализует идею интеллектуального, нравственного и творческого развития личности, решает образовательные задачи, стоящие перед ДДиЮ на конкретный период его деятельности; формирует личность с развитым интеллектом, уровнем культуры, адаптированную к жизни в современном обществе. 1.2. Учебный план состоит из 5 разделов: художественная направленность; туристско-краеведческая направленность; социально-гуманитарная направленность; физкультурно-спортивная направленность; техническая направленность. Художественная направленность образовательных программ нацелена на содействие развития творчества и познавательной активности обучающихся, изучению хореографического и театрального искусства, вокального пения, изобразительного искусства, графике, скульптурного творчества, различной деятельности работы с текстильными материалами, глиной, бисером, бумагой предполагает развитие у обучающихся таких качеств как творчество, трудолюбие, усидчивость. Приобщает детей к эмоциональному восприятию предметно-пространственного окружения и к самостоятельной деятельности и рассчитаны на срок реализации от 2 до 6 лет. Туристско - краеведческая направленность нацелена на познание истории нашей Родины, семейных родословных отношений, она является источником социально-личностного и духовного развития обучающихся. Туристско – краеведческая деятельность обучающихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируется на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическая, нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, значительно расширяется кругозор обучающихся – идет интенсивное умственное развитие. Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 2 до 3 лет обучения. Социально-гуманитарная направленность нацелена на введение детей в сложный мир человеческих отношений, развитию человеческих качеств, способствующих воспитанию добрых взаимоотношений, вниманию друг к другу, групповой сплоченности, формированию моральных представлений. А так-же нацелена на адаптацию ребенка в обществе, формированию и развитию коммуникативной культуры детей, обучению и совершенствованию различных предметов. Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1 до 3 лет обучения. Физкультурно-спортивная направленность нацелена на содействие правильному физическому развитию обучающихся, укреплению здоровья, воспитанию привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, а так же на воспитание детей и подростков на основе лучших традиций спортивной культуры России; на формирование глубокого понимания конституционного, гражданского и воинского долга, воспитанию любви к Родине, развитию высокой культуры и образованности, формированию высоконравственных норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизму, на создание необходимых условий для укрепления физического и нравственного здоровья детей и подростков. Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1до 3 лет обучения. Техническая направленность нацелена на развитие потребности обучающихся в получение знаний в области информационных технологий, начального технического моделирования. Программы этой направленности рассчитаны на срок реализации от 1 до 3 лет обучения. 1.3. Критерии оценки качества учебного плана. В зависимости от психолого-педагогических характеристик и возрастных особенностей обучающихся продолжительность занятий меняется соответственно уровню: 1. Стартовый (ознакомительный) – от 1 до 4 часов в неделю (36, 72, 144, 108 часов в год). 2. Базовый – от 3 до 6 часов в неделю (108,144, 180, 216 часов в год) 3. Углубленный - от 6 до 9 часов в неделю (216, 324 часов в год). 4. Соответствие Уставу, целям и задачам, структуре Образовательной Программы. 5. Обоснованность в обновлении содержания, введение новых образовательных областей, в переходе на разноуровневое, вариативное, но преемственное по ступеням образование, содержание деятельности, новых педагогических технологий, объема нагрузки. 6. Логика построения плана. 7. Степень представленности каждой образовательной области, ее методическое и кадровое обеспечение. II. Структура учебного плана ДДиЮ. 1. Классификация образовательных программ, реализуемых программ в ДДиЮ. 2. Учебный план (интегративные связи, продуктивные способности, уровни обучения и т.д.). 3. Учебно-тарификационный план. Изменения, дополнения вносятся на основании протокола заседания педагогического Совета и приказа директора образовательной организации. Учебный план ежегодно составляется заместителем директора, согласуется на педагогическом Совете учреждения, утверждается директором учреждения. Название и количество объединений Связь с образовательными областями 1 2 Хореография 5 детских объединений (д/о): «Дива», «Веснушки», «Классический танец», «Сияние», «Карамельки» Сольное пение 3 д/о, «Дива плюс», «Музыкальный глобус», «Звонкие голоса», Вокальное пение 2 д/о. «Клюква», «Звёздный дождь» Искусство, музыка. Культурология. Физическое воспитание (художественная гимнастика) Искусство. Музыка, хореография театральное искусство. Развитие продуктивных способностей (знание, деятельность, поведение, общение, эмоции). Общее количество обучающихся в объединении 3 4 Художественное направление Культура, физическое и духовное 194 совершенствование, художественноэстетический вкус, фантазия, эмоциональность, волевые качества, общение. Развитие выносливости, саморегуляции, умение прийти на помощь, охрана и укрепление физического и интеллектуального здоровья, эмоций, самообладания, духа. Общение, игра. Вокальные навыки, основы 126 музыкальной грамоты, классика движений, основы хореографии и сценического искусства, музыкальноэстетический вкус, нравственные качества, воображение, фантазия, развитие творческого потенциала. Уровни Стартовый Базовый Продвинутый й й (ознакомител 2 -3 (углубленный) ьный) г/обучения 4 -й г/обучения 1 год и более обучения 5 6 7 2 или 4 ч. в неделю, 72 или 144 часа в год 4 или 6 часов в неделю, 144 или 216 ч. в год. 6 - 9 ч. в неделю. 216 -324 ч. в год. 2- 4 ч в неделю 72-144 ч. в год 4 ч. в неделю 144 ч. в год 6 ч. в неделю 216 ч. в год. Театральное творчество. 5 д/о «Созвездие талантов», «Балаганчик», «Внучата казачата», «Весельчата», «Сувенир» шумовой оркестр. Литература, режиссура, сценическое искусство, культура речи. Музыка, история театра. Эмоциональная экспрессивность. Импровизация. Общение. Развитие выразительной речи, сценических навыков, творческого потенциала. 126 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 6 ч. в неделю 216 ч. в год. ИЗО. 2 д/о «Радуга красок», «Семицветик» Культурология. Живопись. Дизайн. 141 4 час в неделю 144 часа в год Народное и декоративноприкладное искусство. Дизайн. Изоискусство. Искусство, обслуживающий труд 15 4 ч.н. Неделю, 144 ч. в год. 4 или 6 ч. в неделю 144 или 216 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 6 ч. в неделю 216 ч. в год. «Цветы и творчество», 1 д/о Бисероплетение «Весёлые горошины» «Волшебный бисер» 2 д/о Народное и декоративно- прикладное искусство. История. Культурология. Обслуживающий труд. Народное и декоративно- прикладное искусство. История. Культурология. Обслуживающий труд. Развитие творчества, воспитание культуры, развитие познавательного интереса, воображение, умение видеть и слышать окружающий мир. Графические навыки. Художественно-эстетический вкус, эстетическое отношение к действительности (красота природы, общения, быта), творческая инициатива. Интерес к женскому рукоделию, навыки искусства быта, дизайн, этнокультурные традиции, развитие художественных навыков труда, навыки ремесла. Творчество. Художественно – эстетический вкус, стиль, дизайн. Этнокультурные традиции, развитие художественных навыков. 55 4 час в неделю 144 часа в год 4 час в неделю 144 часа в год 6 ч. в неделю 216 ч. в год. Творчество. Художественно – эстетический вкус, стиль, дизайн. Этнокультурные традиции, развитие художественных навыков. 100 4 час в неделю 144 часа в год 4 час в неделю 144 часа в год 6 ч. в неделю 216 ч. в год. «Солёные фантазии» «Волшебное тесто» 2 д/о «Кудесница», «Кудесица. Малыши». 2 д/о Народное и декоративно прикладное искусство. История. Обслуживающий труд. ДПИ 4 д/о «Творческая мастерская», «Творчество мастеров», «Волшебные петельки», «Умелые ручки». «Кладовая творчества» 1 д/о Искусство, обслуживающий труд. ОПК «Родничок» 1 д/о История, культура, литература. Иностранный язык. 2 д/о «Волшебный английский», «Занимательный английский» «Учись говорить правильно» 1д/о Страноведение, география. Языковые навыки, выразительное чтение, образованность, общение, культура. 155 Лингвистика, психолингвистика, сурдопедагогика, Языковые навыки, выразительное чтение, образованность, общение, культура. 24 Народное и декоративно – прикладное искусство. Дизайн. Обслуживающий труд. Художественно-эстетический вкус, эстетическое отношение к действительности (красота природы, общения, быта), творческая инициатива. Интерес к женскому рукоделию, навыки искусства быта, дизайн, этнокультурные традиции, развитие художественных навыков труда, навыки ремесла Интерес к женскому рукоделию, практическая деятельность, навыки искусства быта, вкус, стиль, навыки в области декоративно прикладного искусства. 89 2-4 час в неделю 72-144 часа в год 4 час в неделю 144 часа в год 6 ч. в неделю 216 ч. в год. 58 4 час в неделю 144 часа в год 4 час в неделю 144 часа в год 6 ч. в неделю 216 ч. в год. Художественно – эстетический вкус, Эстетическое отношение к действительности (красота природы, общения, быта) творческая инициатива. 43 4 час в неделю 144 часа в год 4 час в неделю 144 часа в год 6 ч. в неделю 216 ч. в год. 1-2ч. в неделю, 36 -72ч. в год. 2- 4 ч. в неделю 72-144 часа в год 1-2 ч. в неделю, 36-72 ч. в год. 4 ч. в неделю 144 часа в год 2 ч. в неделю,72 часа в год 2 ч. в неделю,72 часа в год Социально – гуманитарное направление Нравственное воспитание, духовное 18 совершенствование, духовноэстетический вкус 6 ч. в неделю, 216 ч. в год. Школа раннего развития 4 д/о «Всезнайка», «Всезнайка 1», «Золотой ключик», «Первые шаги». Научное общество 2 д/о «Первые шаги в науку», «Словесник». «Правовед» 1 д/о «Выбор профессии», «Путь к успеху» 2 д/о «ИНФОцентр Луч» 1 д/о «Школа интеллектуальног о развития» 1 д/о «Математическая формула успеха» 1 д/о психология, логопедическая ритмика. Русский язык, математика, Общее развитие. Ранние навыки, выразительное чтение, игровые приемы, навыки координации. 101 3 ч. в неделю 108 часов в год Русский язык, литература, математика, Биология, история, физика, английский язык, география. Экономика, Юриспруденция, Политическая история, психология, география и т.д. История, психология, география и т.д. Формирование мышления, общение, расширение знаний по предмету, развитие кругозора , проектная деятельность. Языковые навыки, выразительное чтение, образованность, общение, культура. Образованность, расширение знаний по предметам, развитие кругозора, навыки публичных выступлений. 45 2 ч. в неделю,72 часа в год 2 ч. в неделю,72 часа в год 40 6 н.ч , 216 ч.в год. - Формирование мышления, общение, расширение знаний, развитие кругозора. 45 1 н.ч., 36 часов в год 4чв неделю, 144 ч в год. Русский язык, литература. Образованность, расширение знаний, развитие кругозора, Написание статей, редактирование. Образованность, расширение знаний, развитие кругозора, Написание статей, редактирование. 30 4 ч в неделю, 144 ч в год. 28 2 ч в неделю, 72 ч в год. 4чв неделю, 144 ч в год. 2чв неделю, 72 ч в год. Формирование мышления, общение, расширение знаний, развитие кругозора. 15 4 ч в неделю, 144 ч в год. История, психология, география и т.д. Математика, логика. Физкультурно-спортивное направление 4чв неделю, 144 ч в год. «Шахматы», 2 д/о Математика, история, спорт. Формирование мышления, общение, эмоции, игра, состязательный дух 42 4 ч в неделю, 144 ч в год. 4чв неделю, 144 ч в год. Плавание - 3 д/о «Аквааэробика», «Плавание», «Морские звездочки». ОБЖ, физкультура, хореография 60 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. «Добровольные юные пожарные», «Прометей» 2 д/о ОБЖ, физкультура 30 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. «Зелёный огонек», «Светофорик» 2 д/о ОБЖ, физкультура 30 2 ч. в неделю, 72 ч. в год. 2 ч. в неделю, 72 ч. в год. «Теннис», «Настольный теннис» 2 д/о Физкультура 30 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. Атлетическая гимнастика 1 д/о Физкультура 15 6 ч. в неделю, 216 ч. в год. 6 ч. в неделю, 216 ч. в год. Баскетбол 1 д/о Физкультура Развитие выносливости, саморегуляции, умение прийти на помощь, охрана и укрепление физического и интеллектуального здоровья, эмоций, самообладания, духа. Общение, игра. Развитие выносливости, саморегуляции, умение прийти на помощь, охрана и укрепление физического и интеллектуального здоровья, эмоций, самообладания, силы духа. Общение, игра. Развитие выносливости, саморегуляции, умение прийти на помощь, охрана и укрепление физического и интеллектуального здоровья, эмоций, самообладания, силы духа. Общение, игра. Развитие выносливости, саморегуляции, охрана и укрепление физического здоровья, эмоций, самообладания, силы духа. Общение, игра. Развитие выносливости, саморегуляции, охрана и укрепление физического здоровья, эмоций, самообладания, силы духа. Общение, игра. Развитие выносливости, саморегуляции, охрана и укрепление физического здоровья, эмоций, самообладания, силы духа. Общение, игра. 15 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 6 ч. в неделю, 216 ч. в год. 6 ч. в неделю, 216 ч. в год. «Мини- футбол» 1 д/о Физкультура Развитие выносливости, саморегуляции, охрана и укрепление физического здоровья, эмоций, самообладания, силы духа. Общение, игра. Развитие выносливости, саморегуляции, охрана и укрепление физического здоровья Развитие выносливости, саморегуляции, охрана и укрепление физического здоровья, эмоций, самообладания, силы духа. Общение, игра. Развитие выносливости, саморегуляции, охрана и укрепление физического здоровья, эмоций, самообладания, силы духа. Общение, игра. Развитие выносливости, саморегуляции, охрана и укрепление физического здоровья Развитие выносливости, саморегуляции, охрана и укрепление физического здоровья, Техническое направление 32 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. «Тхеквандо» 1 д/о Физкультура «Волейбол» 2 д/о Физкультура «Допризывник» 1 д/о Физкультура «Акробатика» 1 д/о Физкультура «Чирлидинг» 1 д/о Физкультура Информатика 3 д/о «Цифровой мир», «Юный информатик», «Занимательная информатика» «КиндИнформ» 1 д/о 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 12 3 ч. в неделю, 108 ч. в год 31 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 15 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч.в год. 50 4 ч. в неделю, 144 ч. в год 15 4 ч. в неделю, 144 ч. в год 4 ч. в неделю, 144 ч. в год 4 ч. в неделю, 144 ч. в год Математика. Технология. Владение информационными технологиями, образованность, развитие интеллектуального потенциала. 75 2 ч. в неделю, 72 ч. в год. Дизайн. Искусство, Расширение творческих способностей средствами технического моделирования, творческое самовыражение, овладение навыками технического конструирования и архитектурного 15 2 ч. в неделю, 72 ч. в год. 2 ч. в неделю, 72 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год моделирования. Туристско – краеведческое направление «Патриот», 1 д/о История, география, физкультура, ОБЖ «Мой край родной» 1 д/о История, география, физкультура, ОБЖ, этнография, литература «Географическое краеведение Миллеровского района». «Историческое краеведение Миллеровского района» 2 д/о 1 д/о «Удивительная Русь» История, география, физкультура, ОБЖ, этнография, литература 1 д/о «Туризм и музейное дело» История, география, физкультура, ОБЖ, этнография, литература История, география, физкультура, ОБЖ, этнография, литература Развитие выносливости, саморегуляции, охрана и укрепление физического здоровья, эмоций, самообладания, силы духа. Умение оказать первую помощь, умение выжить в экстремальных условиях. Общение, игра. Привитие любви к культурным традициям Донского края. Развитие кругозора, коммуникабельности. Развитие выносливости, саморегуляции, охрана и растительного и животного мира Донского края. Привитие любви к культурным традициям Донского края. Развитие кругозора, коммуникабельности. Расширение знаний истории и географии Донского края. Привитие любви к культурным традициям Донского края. Развитие кругозора, коммуникабельности. 15 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год 15 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год 30 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год Расширение знаний истории Донского края, Привитие любви к культурным традициям Донского края. Развитие кругозора, коммуникабельности. Расширение знаний истории Донского края, Привитие любви к культурным традициям Донского края. Развитие кругозора. 15 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год 15 4 ч. в неделю, 144 ч. в год. 4 ч. в неделю, 144 ч. в год